19.12.2022, 12:58
Количество просмотров 3857

ЦФА. Что удалось сделать в РФ и в мире за 2022 год?

Этот вопрос в преддверье Нового года мы задали нашим экспертам, снабдив их ответы собственными небольшими в меру скептическими комментариями.
ЦФА. Что удалось сделать в РФ и в мире за 2022 год?

Взгляд РАКИБ: рынок ЦФА в России пока не сложился

В области цифровых финансовых активов (ЦФА) уходящий 2022 год ознаменовался внесением Банком России в реестр операторов информационных систем первых трех операторов: «Атомайз», Сбербанка России и «Лайтхауз». Тем самым впервые в России появилась возможность легального выпуска ЦФА, что, безусловно, является существенным прорывом в части движения обеспечения национальной безопасности в области финансов (На наш взгляд, конкретные цели запуска такого рода проектов, в том числе, в РФ, по-прежнему нуждаются в конкретных же уточнениях – тема, к которой мы намерены возвращаться на протяжении всего наступающего 2023 года – Ред.).

В условиях жесточайших санкций, наложенных западными странами на всю банковскую систему РФ, ЦФА могут стать инструментом по привлечению инвестиций в отечественную экономику (Интересно, понимают ли это соответствующие государственные структуры на Западе, ответственные за реализацию антироссийских санкций? – Ред.).

РАКИБ.jpg

Однако до сих пор рынок ЦФА в России не сложился: нет нормальных бизнес-кейсов с их использованием, не зарегистрирован ни один оператор обмена ЦФА, который мог бы стать биржевой площадкой по обмену этих активов. Закон № 259-ФЗ, регулирующий оборот ЦФА, еще очень сырой, а любые попытки его доработок со стороны Банка России в формате «Докладов для общественных консультаций», не решают многие принципиальные вопросы, определяющие возможность формирования полномасштабного рынка токенов.

ЦБ РФ продолжает игнорировать сам факт существования цифровых валют, несмотря на широкую дискуссию о возможности их использовании в международных расчетах (См. наш предыдущий комментарий – Ред.). До сих пор остается масса пробелов в регулировании операторов обмена ЦФА, которые не позволяют выйти из тени огромному финансовому рынку, в котором так остро нуждается сейчас отечественная экономика.

Вопросы с выпуском токенизированной валюты также откладываются, несмотря на то, что темпы работ по тестированию цифрового рубля на реальных деньгах и клиентах, по заявлениям Банка России, ускорены и перенесены с 2024 года на апрель наступающего 2023-го. До конца 2022 года должно быть закончено тестирование операций от физлиц бизнесу, т. е. оплата товаров и услуг клиентами.

В целом же, не смотря на крайне тяжелую геополитическую обстановку, которая должна была бы стимулировать финансовую систему страны на более решительные действия и инновационные подходы, главный регулятор РФ не собирается отходить от традиционного аналогово подхода, который никак не учитывает новые цифровые сущности и совсем иной характер отношений, сложившийся на крипторынке.

В свою очередь, в целом ряде стран мира, где регуляторы более открыты к инновациям и неизбежности переноса в цифровой мир объектов и субъектов мира реального, 2022-й продолжил тенденции развития рынка ЦФА, проявившиеся в предыдущем году. Основной рост наблюдался в таких секторах, как блокчейн-платформы, обеспечивающие NFT и DeFi инфраструктуры, проекты Web 3.0 и GameFi.

В 2022 году стал очевиден переход от Блокчейна 2.0 (смарт-контракты, платформы децентрализованных финансовых приложений) к Блокчейну 3.0 (DApps) – децентрализованные приложения, широчайшего спектра, выходящие за рамки денежных расчетов, финансов и рынков и распространяющиеся на сферы государственного управления, здравоохранения, науки, образования, культуры и искусства.

В секторе рынка NFT наблюдался переход от «хайповых» аватарок и цифровых картин к новым сферам деятельности, где важно подтверждение права собственности: виртуальная недвижимость в метавселенных, одежда и внутриигровые активы, билетный рынок и фанатские токены; цифровая маркировка различных товаров или верификация документов.

Нельзя не упомянуть также масштабный проект mBridge – мост Multiple CBDC (mCBDC) – разработанный совместно Банком Таиланда, Центральным банком ОАЭ, Валютным управлением Гонконга (HKMA), Народным банком Китая и Банком международных расчетов (BIS), направленный на снижение затрат и повышение скорости международных транзакций с использованием CBDC. (Остается открытым вопрос, будет ли реализован аналогичный проект в России, и если да, то кто и когда будет его реализовывать? Мы будем следить за развитием ситуации – Ред.). Осенью этого года проект моста перешел в третью, заключительную стадию перед выводом его на рынок – подробнее о нем мы расскажем в январском номере журнала «ПЛАС».

Взгляд Сбербанка: в России должен быть организован глобальный оборот ЦФА по принципу открытости информации об эмитенте

Сергей Попов, директор дивизиона «Транзакционный бизнес» Сбербанка

Цифровые финансовые активы (ЦФА) — новая тенденция на мировом финансовом рынке. Их объем многократно уступает рынку традиционных финансовых инструментов, но преимущества — снижение роли посредников и автоматизация исполнения сделок — существенно повышают привлекательность для граждан, бизнеса, инвесторов и эмитентов.

Для граждан этот инструмент может стать альтернативой для инвестиций и сбережений, для инвесторов — средством вложений с высокой ликвидностью и управления рисками, а для эмитентов — способом сокращения расходов на первичное размещение активов. Так, во многих странах уже существуют ЦФА на недвижимость и другие активы.

попов.jpg

Российский финансовый сектор развит с точки зрения цифровизации. Но по результатам исследования Ассоциации ФинТех и Accenture, финансовые инструменты и платформы, в основе которых лежит технология распределенных реестров, к настоящему моменту не получили широкого распространения на российском рынке.

На постоянной основе эту технологию использует только 6% участников финансового рынка, ещё 13% опрошенных реализуют пилотные проекты с её применением. При этом именно эта технология лежит в основе ЦФА.

Сегодня регулирование ЦФА в мире разделилось на три ключевых подхода.

1.     Отожествление с традиционными финансовыми инструментами. Например, в ЕС, США, Швейцарии и Бразилии в отношении ЦФА чаще всего применяется регулирование, относящееся к ценным бумагам.

2.     Адаптация с учетом особенностей распределенных реестров и токенизации.

3.     Создание новой правовой базы.

Хотя ЦФА имеют технические свойства криптовалют (учитываются токенами в блокчейн-сети, и их можно программировать в смарт-контрактах), экономически за ними стоят обязательства и эмитент с обеспечением, сроками, доходностью и прочими условиями размещения. Поэтому, вероятно, в России была выбрана модель прямого регулирования цифровых активов — выделение их в отдельный объект регулирования с особым правовым статусом.

Основой для функционирования рынка ЦФА в России стала новая инфраструктура: операторы информационных систем, операторы обмена и операторы инвестиционных платформ. Все компании, которые участвуют в инфраструктуре, связанной с выпуском, обращением, обменом и покупкой ЦФА, регистрирует ЦБ и ведёт реестр для каждого вида операторов.

Особую позицию здесь занимает Сбер благодаря синергии технологического, инвестиционного и розничного подразделений банка, позволяющих предлагать клиентам высококлассные решения. В марте 2022 года в реестр операторов информационных систем вошел Сбер: на его блокчейн-платформе стал возможен выпуск ЦФА. А в июле банк вывел на рынок собственную платформу по выпуску ЦФА, с помощью которой юридические лица смогли совершать первые операции с цифровыми активами.

На платформе Сбера может быть выпущено два вида ЦФА: активы, включающие денежные требования, и цифровые права. Эмитентом первой сделки на платформе стал СберФакторинг. Пока платформа доступна ограниченному числу пользователей, эмитентами и инвесторами могут выступать только юридические лица. В ближайшее время Сбер планирует расширить функционал платформы и подключить к ней физлиц.

Первый опыт выпуска ЦФА в России показывает, что они могут использоваться как инновационные инструменты краткосрочного коммерческого финансирования под уступку прав требования к дебиторам, то есть и в рамках факторинга. Взаимодействие платформ (операторов) и заключение сделок с ЦФА (обмен, покупка, продажа) — перспективы будущего развития ЦФА в России. Должен быть организован глобальный оборот ЦФА по принципу открытости информации об эмитенте. Со временем появятся операторы обмена ЦФА, с помощью которых и будут совершаться сделки с ЦФА разных платформ. И, по сути, сформируется рынок ЦФА. При этом Сбер также планирует стать таким оператором обмена.

Рубрика:
{}Технологии
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube