17.12.2022, 14:24
Количество просмотров 566

Цифровая трансформация и развитие технологий в платежном бизнесе. Как прошла конференция «Финтех-2022»

Цифровая трансформация и развитие технологий в платежном бизнесе. Как прошла конференция «Финтех-2022»
Эксперты из области IT, руководители банков и департаментов новых разработок и представители бизнеса, заинтересованного в развитии финтеха и цифровых технологий обсудили инициативы и проекты по развитию цифрового финансового рынка.

Финтех в России продолжает развиваться, и этому способствуют не только криптовалюты и ЦФА, но и новые технологии на платежном рынке. Несмотря на сложный год, финтех-решения продолжают внедрять в банках и различных компаниях, а для обычных пользователей финтех-инструменты стали неотъемлемой частью повседневной жизни.

Тем не менее, ряд факторов заставляет тормозить некоторые процессы. К примеру, новые платежные технологии пока не могут полностью заменить пластиковые банковские карты, а крупные компании начали страдать из-за ухода ряда производителей софта с российского рынка.

О том, что пережил финтех-рынок в 2022 году и что его ждет в будущем, эксперты обсудили на VI конференции о цифровой трансформации экономики и новых финансовых технологиях «Финтех», организованной деловым изданием «Ведомости».

Как крупные банки развиваются в условиях санкций

Несмотря на санкции и определенные сложности, банки продолжают погоню за технологическим лидерством и предлагают новые финансовые услуги своим клиентам. Например, Сбербанк планирует в конце первого-начале второго квартала следующего года дать доступ физлицам к своей платформе цифровых финансовых активов.

«Нужно давать возможность физлицам заходить на эти платформы. "Сбер" даст эту возможность в конце первого квартала 2023 года, может быть, в начале второго. То есть, я думаю, в марте-апреле наши клиенты-физлица будут заходить на нашу платформу ЦФА», — сказал первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин.

Ведяхин также напомнил, что Сбербанк начинал выпуск цифровых финансовых активов на золото, которое «очень пользуется спросом».

«На днях мы выпустили ЦФА на золото. Уверен, что они будут пользоваться интересом со стороны инвесторов. Такие инициативы будут расширяться, в них есть бизнес-идея, это выгодно. Думаю, мы увидим заметный бум и оживление на этом рынке уже в 2023 и 2024 годах. По оценкам, объём рынка ОФЗ и корпоративных бондов в следующем году вырастет примерно на 6 трлн рублей. Даже если всего 1% этого прироста будет размещён в виде ЦФА, объём рынка ЦФА на облигации уже составит 60 млрд», — сказал Александр Ведяхин.

При должной поддержке со стороны регулирования и интересе со стороны инвесторов, объем рынка цифровых финансовых активов в 2023 году может достигнуть порядка 60 миллиардов рублей.

Как отметил Александр Ведяхин, на сегодняшний день в стране действует три блокчейн-платформы, в том числе платформа Сбера. Объёмы сделок с ЦФА на них по итогам года в совокупности не превышают 1 млрд рублей. При этом развитие этого рынка во многом определяется развитием соответствующей нормативной базы и осведомлённостью потенциальных инвесторов о существующих инструментах.

ЦФА имеют ряд преимуществ. Например, этот инструмент гораздо проще, чем облигации, размещение которых подразумевает масштабную подготовительную работу большой команды специалистов. ЦФА же доступны большему кругу клиентских сегментов.

Как решить проблему с импортозамещением

Начиная с весны зарубежные компании начали массово уходить из России. Это вызвало определенные сложности для курных компаний, связанные с ИТ-инфраструктурой. У них появились технологические потребности в разработке собственного софта или перехода на отечественное ПО, а также выстраивания технологических стратегий для своего бизнеса в период импортозамещения.

Екатерина Кузнецова, руководитель направления инноваций банка «УБРиР», рассказала, что их стратегия не изменилась, а самому банку есть куда расти.

«Стратегия не изменилась, мы по-прежнему в выборе партнеров смотрим на комбинацию цена-качество и результат-скорость. Да, безусловно, сейчас сократился выбор вендоров на рынке. Раньше мы смотрели и зарубежные, и российские разработки, а сейчас выбора стало меньше. Но стоит отметить, что не всегда партнерство с отечественными компаниями выгоднее, чем с зарубежными», — сказала Екатерина Кузнецова.

То же и со стартапами — стратегия у «УБРиР» та же. Банк ищет партнеров, которые помогут меньше тратить и больше зарабатывать. В этом году в банке завершили 23 пилота — это чуть меньше, чем годом ранее: в 2021 году эта цифра равнялась 36, но поток продолжается.

«Во времена шторма все фокусы и инвестиции внутренних ресурсов сосредотачиваются на основных продажах. Мы небольшой банк, и когда крупные банки исчерпывают рынок, нам есть куда догонять», — отметила Кузнецова.

Виктория Кияченко, директор по развитию массовых сервисов QIWI, рассказала, что в плане инфраструктуры в компании ориентируются на собственные разработки.

«Большая часть ИТ-инфраструктуры — наша инхаус-разработка. У нас есть и вендорные решения, и карточные процессинги. В данной ситуации мы сделали упор на покрытие и разработку продуктов, необходимых банку. В основном, собственной разработки», —рассказала Виктория Кияченко.

Ольга Сорокина, член совета директоров, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Страхового дом ВСК» отметила, что компания столкнулась с большими трудностями, и ей пришлось отходить от намеченной стратегии.

«В 2020 мы только приняли новую стратегию развития компании и начали ей следовать. Если ранее мы взаимодействовали с крупными подрядчиками, то в новых реалиях с ними стало невозможно интегрироваться. Все отрасли теперь переходят на технологии. После 24 февраля мы начали делать упор на аутсорс и аутстаф. Но мы также стремимся развивать стартапы изнутри и выстраивать целевую архитектуру», — сказала она.

В отличие от предыдущих спикеров, основатель RecFaces Сергей Лёвин считает, что крупные банки должны сосредоточиться на внутренней разработке, а не поиске стартапов для импортозамещения.

«Банки сейчас концентрируются на том, чтоб перейти на устоявшиеся и надежные продукты, им не до стартапов. Даже несмотря на то, что они крупные, иногда им даже на это денег не хватает», — полагает он.

По его мнению, в технологической сфере нет культуры обращения к стартапам. «Наши команды и так молодые. Я не уверен, что у стартапов будет сейчас все расти. Большой скачок будет у тех компаний, которые уже устоялись на рынке и продолжают развитие», — заключил Сергей Лёвин.

Тем не менее директор «Акселератора ФРИИ» Дмитрий Калаев возразил, что это все лишь частное мнение, и многие компании уже давно работают со стартапами.

«В России на конец 2021 года 28% компаний работали со стартапами. Мы последние три года как венчурный фонд инвестировали в российские стартапы, находящиеся за рубежом. На мой взгляд, есть движение на этом рынке, и, несмотря на ряд сложностей, можно зарабатывать стартапам на финтехе сейчас», — сказал Дмитрий Калаев.

Пока говорить об «эре без банковских карт» рано

Несмотря на обилие новых платежных услуг, отказаться от банковских карт насовсем сейчас не представляется возможным. Количество платежей с их использованием падает, но не исчезает насовсем.

Сейчас в России особым спросом пользуется оплата через Систему быстрых платежей (СБП). Это быстро, удобно и доступной каждому. Тем не менее ряд компаний продолжает работать над собственными платежными решениями. По мнению заместителя председателя правления «Московского кредитного банка» Сергея Путятинского, это дорого и ненужно.

Рубрика:
{}Технологии