FINOPOLIS 2021/2022. 7 задач новой пятилетки
Я достаточно долго готовился написать этот материал для портала PLUSworld.ru, поскольку его тема представляется мне крайне важной и вместе с тем весьма непростой. Мне всегда было очень важно почувствовать ветер перемен и вектор развития инноваций. С 2017 года мимо меня не проходил практически ни один стратегический инновационный проект, задуманный Банком России.
С появлением Ассоциации Финтех в 2017 году в России был реализован эффективный проектный механизм реализации инновационных проектов с глубокой коллаборацией участников ассоциации и регулятора. Все инициативы национального масштаба, что были реализованы с этого момента по настоящее время, были «генетически» предопределены регулятором всего лишь одним ключевым событием. Им, по моему мнению, стал FINOPOLIS 2017 года.
Прошло 5 лет, в течение которых участники рынка банковских услуг на разных площадках работали в тесной коллаборации с командами ЦБ РФ, НСПК, министерств и ведомств, банков и страховых компаний, с привлечением лучших ИТ-команд. Все это время совместными усилиями создавалась новая финансовая экосистема страны. Мне кажется, что сегодня пришло время ставить задачи на новую пятилетку. И именно такой реперной точкой для меня стал FINOPOLIS 2021/2022.
Задачи, поставленные перед всеми нами и озвученные на этом мероприятии, становятся новым вызовом не только для финансовой отрасли. Для реализации всех этих амбициозных проектов потребуется изменение моделей и процессов в экономике, бизнесе и государственном управлении. Эти изменения коснутся каждого гражданина и приведут к трансформации его модели потребительского поведения. Цифровизация придет в каждый дом, в каждый бизнес и, конечно, станет катализатором инновационных изменений в процессах государственного управления.
Не скажу, что данные задачи стали для меня открытием – все они так или иначе уже предварительно обсуждались на разных площадках. Лично меня удивил скорее сам факт создания на площадке форума новой коллаборации регуляторов – финансового регулятора ЦБ РФ и цифрового лидера развития государства в лице Министерства цифрового развития. Мне кажется, что именно этот союз станет ключевым фактором реализации планов и проектов в «новой пятилетке»!
Итак, перейдем к сути предложенных изменений. Первое поручение (задача), которое озвучила первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова, касается каждого – речь идет о создании сквозного ID для гражданина РФ. По факту уже сейчас все мы как граждане при регистрации учетной записи на портале государственных услуг получаем технически уникальный идентификационный номер на государственной платформе. Однако пока мы не можем воспользоваться таким методом сквозной идентификации для получения омниканальных услуг, например, для бесшовного перехода из мобильного приложения банка на платформу государственных услуг и наоборот. Поэтому мы уже несколько лет ждали такого решения, и вот мечты начинают сбываться. Проект позволит сделать «бесшовными» переходы для получения услуг гражданину с коммерческой на государственную платформу, и очень надеюсь, что будет работать также реверс в обратную сторону.
Вторым поручением (задачей) стало развитие ГИС ЕБС (Единой биометрической системы). Это новый подход к проекту упомянутой выше первой «пятилетки», и если он будет реализован, полная цифровизация бизнес-процессов приема на обслуживание клиентов коснется не только банков, но и бытовых сфер получения услуг, сервисов для граждан и бизнеса. Лично я сдал свой биометрический шаблон в ЕБС еще четыре года назад и уже стал клиентом нескольких банков, «не вставая с кресла». Надеюсь, что новый подход к получению коммерческих и государственных услуг с использованием биометрии станет катализатором развития ГИС ЕБС.
Я специально упомянул два эти смежных на сегодня проекта вместе, потому что на самом деле сквозное ID гражданина уже есть и работает с самого начала запуска ЕБС. Это уникальное ID гражданина позволяет не хранить его персональные данные в системе вместе с биометрическим шаблоном, при этом по нему очень просто и безопасно находить, а затем передавать банку с платформы государственных услуг необходимые сведения для принятия клиента на обслуживание.
Далее я предлагаю рассмотреть следующие четыре задачи (проекта), озвученные от лица регулятора на FINOPOLIS 2021/2022, которые, по моему мнению, тесно связаны между собой.
Мои выводы основаны на собственной экспертизе и внимательном прочтении долгожданной Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Я ждал этот документ еще в июле 2022 года, но он увидел свет и был опубликован на портале ЦБ РФ 9 ноября 2022 года, фактически накануне открытия Финополис 2022. Сам я начал заниматься проектом открытых API на площадке Ассоциации Финтех с 2017 года. На сегодня являюсь активным апологетом развития этого проекта в России, как и проекта Система быстрых платежей (СБП). Уверен, что как раз симбиоз технологий, используемых в двух этих проектах, и стал ключевым фактором уже состоявшегося успеха СБП, позволив успешно перейти к реализации модели открытого банкинга. А в дальнейшем – обязательно станет важным катализатором перехода к моделям открытых финансов и открытых данных.
Если мы шагаем к модели Open Data, а именно такое третье поручение (задача) было озвучено на FINOPOLIS 2021/2022, то нам потребуются уже два регулятора – ЦБ РФ и Министерство цифрового развития. Важно понимать, что для реализации концепции открытых финансов у нас явно не хватает активных участников проекта в лице финансовых платформ (211-ФЗ) и операторов ЦФА (259-ФЗ). Открытые API просто по умолчанию должны быть частью требований к новым субъектам и потенциальным участникам открытых финансов. Мне кажется, не помешает сразу добавить в субъекты финансовых посредников. Это принципиально новая роль для финансовых и нефинансовых участников проекта регулятора «Цифровой рубль». Появление в концепции второго регулятора в лице Минцифры логично должно в обязательном порядке привлечь к модели открытых данных участников нефинансовой сферы из специально составленного регулятором списка. Именно такой комплексный подход позволит реализовать проект перехода России на модель открытых данных и распространяет требование к установлению открытого обмена клиентскими данными как на финансовые, так и на нефинансовые организации, а также на государственные информационные базы, в которых хранятся и обрабатываются клиентские данные.
Четвертым поручением (задачей) регулятора стало создание платформы коммерческих согласий. По моему экспертному мнению, это просто обязательная часть проекта перехода к модели Open Data. Платформа должна иметь статус государственной и контролироваться двумя регуляторами в лице ЦБ РФ и Министерства цифрового развития.
При создании платформы необходимо реализовать сервисы как для гражданина, так и для бизнеса. Краеугольным камнем модели должно стать регулирование предоставления коммерческих данных с согласия владельца и с возможностью отзыва.