Цифровой рубль – уже в 2023 году. На страже целевого расходования средств?
Вначале – несколько ключевых фактов. Эмитентом цифровых рублей выступит Центробанк. Централизованная платформа цифрового рубля создается самим ЦБ РФ с использованием технологий блокчейн, каждому такому рублю будет присвоен уникальный код. Один цифровой рубль будет равен одному фиатному российскому рублю. Хранение и учет операций будут осуществляться на электронных кошельках и через платежную систему Центробанка. Использовать цифровые рубли можно будет для осуществления как переводов, так и для оплаты товаров и услуг наравне с обычными деньгами.
Что планируется получить в результате реализации этого проекта? Неоспоримым преимуществом введения в обращение цифрового рубля является возможность предоставить ЦБ РФ новый инвестиционный, а главное, трансграничный инструмент монетарной политики. Иначе говоря, если сейчас ликвидность в финансовой системе управляется, в том числе, через изменение ставки рефинансирования Центробанком, а предложение ликвидности регулируется через коммерческие банки, то с появлением цифрового рубля Центробанк сможет непосредственно проводить эмиссию новой формы денег, не увеличивая искусственно ликвидность на рынке, сохраняя ценовую стабильность в целях содействия устойчивому и сбалансированному развитию экономики финансовой системы.
Чисто теоретически можно представить, что, используя цифровой рубль, Центробанк смог бы напрямую начать кредитовать бизнес и население, а с помощью регулирования процентных ставок – влиять на предложение ликвидности в цифровых рублях. Но на практике такой подход маловероятен.
Дело в том, что платежная система ЦБ РФ выполняет расчетные функции, прежде всего. Кроме того, цифровой рубль будет доступен через собственные цифровые кошельки всем коммерческим банкам и Казначейству РФ, что позволит как создать новые коммерческие бизнес-продукты с его использованием, так и перевести поддержку бизнеса и граждан со стороны государства на платформу новой формы денег с защитой от нецелевого использования через смарт-контракты.
Смарт-контракт (цифровой договор) станет одним из главных характерных свойств цифрового рубля. Это технология так называемого «окрашивания» или маркирования условий для совершения платежа, к которой мы уже неоднократно обращались, в том числе, на страницах журнала «ПЛАС». Иначе говоря, любой цифровой валюте (и цифровой рубль не исключение) можно присвоить параметры целевого использования, т. е. прописать условия его использования, вплоть до того чтобы указать конкретные товары и услуги, на которые можно потратить конкретные «окрашенные» цифровые рубли. Таким образом, государство получит возможность эффективно контролировать целевое расходование средств из бюджета РФ.
Впрочем, надо признать, что на уровне рядового пользователя цифрового рубля тоже не возникает никаких технологических препятствий для «окрашивания» принадлежащих им цифровых рублей. Другими словами, родители теоретически смогут прописать для своих детей, например, разрешенные/запрещенные категории расходов.
К другим преимуществам цифрового рубля, заложенным в проект создаваемой платформы, можно отнести возможность его использования при осуществлении не только онлайн, но и офлайн платежей. Конечно, для этого понадобится создание новой инновационной инфраструктуры, которую можно будет использовать в отсутствии подключения к интернету. Но в России уже существовали подобные платежные системы национального масштаба, работавшие с использованием классических безналичных рублей. В частности, такой системой была российская межбанковская платежная система ACCORD, учрежденная еще в 1995 году. Банковские карты эмитированной этой системой работали как в онлайн-, так и в офлайн-режиме в торговых точках и даже в банкоматах. Таким образом, цифровой рубль сможет объединить в себе ключевые свойства наличных (офлайн) и безналичных (онлайн) рублей. В остальном цифровой рубль будет сочетать в себе свойства фиатных рублей – доступность для платежей, стабильность ценности, мера стоимости.
Впрочем, несмотря на то, что в концепции «Цифровой рубль», подготовленной Банком России еще в 2020 году, цифровой рубль хотя и трактуется в качестве еще одной формы денег на территории РФ, возможности начисления процентов на остатки в цифровых рублях не предусматривается. Такая модель делает его в большей степени цифровым аналогом именно наличных денег (ведь когда последние лежат у нас в бумажнике, никто не начисляет нам за это бонусы и проценты на остаток).
В зависимости от того, на какой модели оборота цифрового рубля остановит свой выбор Центробанк, потребуется тот или иной тип новой инфраструктуры: одноуровневая или двухуровневая. Выбранная на сегодняшний момент двухуровневая инфраструктура не сильно отличается от существующей модели банковской системы, которая состоит из центрального банка и сети коммерческих банков. Хотя ее отличие от существующей модели оборота безналичных рублей заключается в том, что электронные кошельки будут открываться на платформе в самом Центробанке для всех участников системы, равно как физически операции будут проводиться в платежной системе центрального банка. Но создание/управление кошельком с целью совершения операций с использованием цифрового рубля будет осуществляться из классических приложений коммерческих банков и других аккредитованных ЦБ РФ участников финансового рынка.
В принципе все это сочетается с заявленными качествами цифрового рубля и не меняет общих подходов использования национальной валюты. Как известно, банковская деятельность в РФ осуществляется исключительно на основе выданной банковской лицензии регулятором. Отсутствие такой лицензии является стандартным стоп-фактором для коммерческой деятельности по предоставлению финансовых услуг, и цифровой рубль ничего нового в это правило не приносит.
Также следует отметить, что ЦБ РФ потребуется решить проблемы высокой производительности и отказоустойчивости создаваемой платформы цифрового рубля в сочетании с платежной системой ЦБ РФ. Кроме того, процессы идентификации клиента и противодействия легализации незаконных доходов по-прежнему согласно закону возложены на финансовые институты, и тут никаких глобальных изменений пока тоже не предвидится.