P2E-игры. На чем зарабатывают создатели игр в метавселенных
2 earn or not 2 earn
Как бы ни спорили адепты старого мира о ненужности децентрализованности, эпоха Web 3.0 уже наступила, а нам выпало наблюдать за ее развитием. В мире Web 3.0 уже есть и метавселенные, и криптовалюты, и блокчейн, и многое другое. Теперь перед ним другая задача – развивать форматы взаимодействия всех этих составляющих.
Один из первых – «do something to earn», то есть сделай что-то, чтобы заработать – спровоцировал целую волну активностей. Каждый из earn, будь то play, move и даже sex (отслеживающий активность через фитнес-трекеры), зависит исключительно от фантазии разработчиков. И хотя не все P2E (Play-to-Earn) создавались как игра (скорее, как приложение), именно игровая составляющая сделала их популярными и позволила, опять же играючи, зарабатывать криптовалюту за свои действия.
Каждый проект уникален. Невозможно сравнивать Axie Infinity, одного из первопроходцев, и внезапно прогремевший STEPN. Но P2e-модель выстроена так, что игроки вносят свой вклад в ее развитие. Они владеют внутриигровыми активами и могут токенизировать их, могут инвестировать в разработку и завладеть частью проекта.
Если еще детальнее, компания, запускающая проект, производит систему токенов и создает инфраструктуру для ликвидности. Цена поддерживается свободным рынком и действиями того, кто отвечает за эмиссию токенов. Дальше происходит все то же самое, что и на обычной бирже: запуск маркетинговых кампаний, биржевые торги… Только все это делается в рамках конкретного продукта. Если он востребован, то спрос растет, если нет, то падает и заработок как владельцев, так и игроков уменьшается.
Еще одна бизнес-модель
В последнее время в игровой сфере стало популярно использовать систему двух типов токенов. Первые – utilities. Они внтуриигровые и начисляются пользователям за выполнение тех или иных действий. Пользователь может использовать их для оплаты новых опций. Вторые – government токены. Они распределяются между инвесторским сообществом на ранних этапах продаж либо для широкой аудитории, но с ограниченным предложением. Все токены можно комбинировать при внутриигровой оплате, при этом government NFT считается основным, а его цена поддерживается максимально активно.
Стоимость utilities NFT формируется рыночным спросом и предложением, его эмиссия бесконечная, а различные внутриигровые действия приводят к исчезновению токена. Таким образом поддерживается постоянный баланс минтинга и сжигания.
Про насыщенность рынка, или А что же дальше?
Гейминговая индустрия даже в отрыве от криптовалюты – очень перспективный рынок. Огромное количество людей пока не получили доступ к качественному интернету и технологическим продуктам. У них нет продвинутых смартфонов, планшетов, компьютеров, как и нет возможности тратить время на игры. Счет пока идет лишь на сотни миллионов.
Рано или поздно стоимость технологий настолько уменьшится, что практически каждый человек получит доступ и к интернету, и к оборудованию, то есть с большой вероятностью начнет играть. Важно пояснить, что «три в ряд» по дороге в метро – тоже своего рода гейминг, а значит вносит свою лепту в развитие индустрии.
Web 3.0 пока тоже находится в фазе активного развития, именно поэтому для многих инвесторов он так привлекателен. По разным оценкам к нему сейчас относится около 50 млн пользователей. Они владеют крипто-кошельками, проводят операции и в целом прямо или косвенно взаимодействуют со средой. Если эта цифра увеличится хотя бы в 10 раз, то объем рынка станет колоссальным. И что особенно важно – игры на блокчейне пока свободны от регуляторов и запретов, а значит имеют все шансы взлететь выше ожидаемого.