Проще сказать, чем набирать текст: как изменились голосовые помощники к 2021
И все же мы только начинаем осознавать потенциал этих технологий. Управление голосом практически не требует предварительного изучения функционала, как когда мы обучались или учим наших родителей сейчас пользоваться интерфейсом смартфона. Устройства с голосовым управлением учатся приспосабливаться к нашему естественному поведению, а не наоборот.
Михаил Попов, генеральный директор TalkBank делится с порталом PLUSworld.ru своим видением того, как изменились голосовые помощники к 2021 году.
Ожидается, что рынок распознавания голоса и речи будет расти на 17,2% в годовом исчислении и достигнет 26,8 млрд долларов к 2025 году. Между тем, искусственный интеллект — технология, которая лежит в основе голоса и во многих отношениях соответствует его истинному потенциалу, — стоимость ежегодно увеличивается на 5,8 трлн долларов.
Как голосовые технологии перешли от разговоров к действиям
Разработка искусственного интеллекта и связанных с ним технологий сложна и требует больших затрат, поэтому мегакапитализированные гиганты, такие как Google, Apple и Amazon, стали первопроходцами и создали тем самым себе преимущество. Но они также создали прибыльные ниши в своих экосистемах для других компаний.
Подобно тому, как iPhone породил экономику мобильных приложений стоимостью 6,3 триллиона долларов, такие платформы, как Alexa и Google Assistant, уже дали возможность разработчикам для создания более 100 000 «навыков» Alexa и 4 000 приложений или действий Google Assistant. В предстоящие годы эта экосистема, вероятно, вырастет и станет конкурировать с традиционными приложениями по количеству и стоимости.
Осведомленность потребителей о голосовых помощниках с точки зрения всех существующих технологий и возможностей только зарождается. Тем не менее, нельзя отрицать, что голос — это будущее.
По результатам исследования PwC, только 10% опрошенных никогда не пользовались устройствами с поддержкой голоса. Сегодня голосовые помощники используют, как более быстрый и простой способ выполнять повседневные дела. Для более серьезных операций, связанных с деньгами, пока предпочитают привычные способы.
Потребители чаще используют голосовых помощников на ранних этапах процесса покупки — 48% пользователей смартфона и 31% владельцев умной колонки используют голосовой помощник для поиска ресторана или магазина. Для заказа продуктов и еды — 19% опрошенных делают это со смартфона и 10% с помощью умной колонки.
В России голосовыми ассистентами пользуются 30% граждан, из них 59% заказывают такси. Также три самых популярных услуги — это доставка еды (48%), а также покупка одежды и обуви (48%).
Голос — главный тренд 2021 года
Если четыре года назад соцсети запускали дополнительный функционал, позволяющий вести трансляции в прямом эфире. Сегодня наступила эра подкастов и голосовых чатов.
Так, в феврале в России все заговорили о новой соцсети Clubhouse. 1 февраля 2021 года голосовая соцсеть насчитывала 2 млн пользователей, а ее стоимость оценивалась в 1 млрд долларов. Пользователи приложения собираются в «комнаты», в которых есть спикеры и слушатели. Все взаимодействие происходит только голосом. Спикеры обсуждают какую-то тему, все остальные — внимают. При этом вставить свое слово может каждый, но только если разрешение на это даст модератор комнаты. Тогда слушатель сможет включить микрофон и вступить в беседу.
Российские компании осознают, что голос — это растущий тренд. Уже сегодня 50 млн россиян используют голосовые ассистенты минимум раз в месяц.
В прошлом году «Сбер» выпустил ТВ-приставку SberBox со встроенным голосовым ассистентом. Он построен на базе искусственного интеллекта, включая голосовое взаимодействие, распознавание лиц, управление жестами рук и обнаружение жестов глазами.
Сегодня самым популярным голосовым ассистентом в России является «Алиса» — 45 млн активных пользователей в месяц. Google Assistant используют около 7 млн россиян, Siri — 8 млн.
«Алиса» от Яндекса работает с десятками самых разных компаний. В октябре 2018 года первый банк в мессенджерах TalkBank запустил навык для «Алисы». С помощью голоса можно оформить банковскую карту, узнать текущий баланс и посмотреть анализ расходов за прошедший период. В будущем необанк планирует добавить перевод денег с помощью «Алисы», заказ дополнительных финансовых услуг и управление действующими продуктами.
Онлайн-рекрутинг платформа hh.ru разработала навык для «Алисы», который рассказывает о новых вакансиях и зарплатах. Школа английского Skyeng запустила игру в слова — тренажер помогает тренировать лексику и учить слова в контексте. Также компании используют навыки «Алисы» как канал связи с клиентом. Например, так сделали онлайн-магазин доставки продуктов «Утконос» и онлайн-площадка цветов Flowwow.
Голосовые ассистенты в банковской сфере
В колл-центрах многих крупных банков уже можно услышать голосового робота. В Банке Хоум Кредит работает голосовой помощник Мария, но только по телефону.
Голосовой помощник «Олег» Тинькофф Банка теперь работает не только в приложении, но и помогает разгружать колл-центр. Сейчас он может подсказать актуальный баланс, помочь со сменой тарифа, отправить справку, заблокировать карту по просьбе клиента или отправить смс с номером договора.
Пользователи необанка TalkBank уже в 2018 году получили возможность управлять счетом при помощи голосового ассистента «Алисы» в популярных мессенджерах. Клиентам нет необходимости устанавливать приложения и разбираться в интерфейсах, как это происходит в классических банках. Пользователи общаются с банком, как с другом, и дают команды не только текстом, но и голосом.
Голосовое управление в чат-боте необанка появилось еще раньше. В марте 2014 года в Telegram появились голосовые сообщения, в 2017 TalkBank уже запустил управление своим счетом при помощи голоса. Сегодня таким образом можно выполнить все доступные банковские операции: запросить баланс, перевести деньги другу, создать шаблон частых платежей и другие. Голосовой сервис сокращает время финансовых манипуляций до минимума, освобождая драгоценные минуты для более важных дел.
Сегодня голосовые помощники достигли того уровня, когда мы можем не переживать о том, как построить фразу, с какой интонацией говорить, чтобы робот ее распознал. Современные технологии хорошо воспринимают голосовые обращения, могут учитывать даже тональность и настроение. Это дает возможность понимать не только отдельные распоряжения, но и контекст, в котором находится клиент. Таким образом компании могут работать с опережением — подбирать актуальные задачи и функции здесь и сейчас, а не заставлять пользователя перебирать различные опции, которые дает ему сервис.
Михаил Попов, СЕО TalkBank: «Благодаря голосовым ассистентам, которые мы разработали для пользователей, представители поколения Z и даже люди преклонного возраста могут общаться с роботом также легко, как со своими друзьями или родственниками. Это позволяет пользоваться банковскими услугами без ограничений, делать качественный сервис и пожилым людям, и людям с ограниченными возможностями здоровья. Если посмотреть на существующие решения, то на рынке мало предложений для слабовидящих — они в значительной степени отрезаны от банковского обслуживания».
Напомним, что ранее о перспективах голосовых технологий в банкинге и возможностях омниканальной диалоговой платформы Digital2Speech для автоматизации работы с естественной речью порталу PLUSworld.ru рассказал Юрий Ледаков, руководитель направления развития голосовых продуктов и интеллектуальных сервисов компании BSS.