Как облака помогают банкам расти?
Большинство крупных финансовых организаций из двух вариантов модернизации инфраструктуры: дорогостоящей замены локального оборудования или более оптимальной в плане CAPEX/OPEX миграции в облако, предпочтут первый.
Но по нашим ощущениям, ситуация постепенно меняется, начиная с 2015 года, когда стоимость заемных денег повысилась, и у многих банков просели доходы. Вызовы, с которыми сталкивается сейчас финансовый сектор, постепенно приводят к увеличению веса облаков в структуре ИТ-затрат банков и усилению роли облачных услуг в решении множества бизнес-задач: от повышения гибкости операционной деятельности до тотальной цифровизации.
Экстремальная конкуренция и потребность в захвате/удержании рынка
Работа регулятора по оздоровлению российской банковской системы привелак тому, что количество российских банков за последние несколько лет уменьшилось в 2,5 раза. При этом наибольший рост активов демонстрируют компании, входящие в топ-20/30. Отсюда понятно усиление конкуренции и стремление некоторых финансовых организаций выйти в «золотой» состав лидирующих игроков. Но унаследованные, тяжелые инфраструктуры этому мало способствуют.
Приведу конкретный пример. SBI Банк, входящий в топ-200 финансовых организаций по активам, принял решение перезапустить бизнес, выйти на розничный рынок дистанционного банковского обслуживания и получить новые конкурентные преимущества с помощью гибридного облака. Перестраивать инфраструктуру на классическом фундаменте оказалось не самой удачной идей. Эта инфраструктура серьезно устарела, также отсутствовала внутренняя экспертиза, без которой успешная модернизация в принципе невозможна. В результате ИТ-менеджеры банка пришли к идее комплексного консалтингового проекта, в ходе которого мы оценили бизнес-процессы, и непосредственно ИТ-системы, обеспечивающие их работу. Результаты этого масштабного обследования легли в основу концепции развития ИТ на несколько лет вперед. Данная концепция, в частности, предполагала миграцию в публичное облако КРОК трех десятков прикладных систем и размещение части приложений на выделенном оборудовании во внешнем ЦОД. Ориентируясь на roadmap развития ИТ-инфраструктуры, банк теперь может решать тактические задачи, последовательно продвигаясь к своей бизнес-цели. А использование облачных ресурсов предоставляет ему большую гибкость, управляемость, что особенно важно при запуске новых продуктов на рынок.
Повышение качества обслуживания как способ борьбы с оттоком клиентов
Считается, что основной костяк российских пользователей — это миллениалы, самое восприимчивое к технологическим новшествам поколение. Поэтому так важно использовать цифровые сервисы при предоставлении услуг для этой категории клиентов. Помимо повышения лояльности и уменьшения оттока, цифровые сервисы помогают наращивать продажи. Так, по экспертным данным, дополнительные или перекрестные продажи чаще бывают у тех клиентов, которые хотя бы один раз в три месяца заходят в мобильное приложение. И тем больше прибыль, чем чаще пользователи обращаются по цифровым каналам.
Бюрократизацияи решение сложных вопросов исключительно в офисах банков – самое последнее, что может привлечь новых клиентов и удержать существующих. Скорее эту задачу решат высокотехнологичные продукты, цель которых – создание омниканальной коммуникации, четкий контроль над затратами и в ряде случаев доступ к различным сервисам: маркетплейсам, lifestyle-помощникам.
Пример последнего – сервис The Waay, стартап из корпоративного акселератора КРОК, который может предлагаться из нашего облака как SaaS-решение. Суть его работы в следующем: на основе множества транзакций и с помощью машинного обучения The Waay анализирует поведение клиента банка и предлагает ему персонифицированные предложения. Система анализирует опыт прошлых покупок и интересов и обучается. Например, сопоставляя семейный статус с регулярным посещением ресторанов, в приложении появляются подсказки в формате «сториз» – какие детские кафе открылись в районе или где находится ближайший паб.
Кроме того, с точки зрения разработчиков новых продуктов в банках публичное облако – самая удобная и практичная среда для работы. В нем легче организовать командную работу, проводить тестирования новых продуктов без риска «положить» инфраструктуру, на базе которой функционируют прикладные приложения, чаще и эффективнее выкатывать обновления.
Диджитализация «от А до Я» и сложности с разработкой новых продуктов
Цифровизация в банках помогает благодаря технологиям ответить на два вышеупомянутых вызова: повышение конкурентоспособности и удержание клиентов. Несмотря на то, что практически все российские банки заявляют, что стремятся к полной диджитализации (по данным KPMG, 86% респондентов ответили таким образом), большинство реализуют программу цифровой трансформации точечно, запуская отдельные пилотные проекты. На наш взгляд, основная причина все та же –консервативность руководства и монолитность инфраструктуры, которую не так-то просто сдвинуть с места. Поэтому наибольшего успеха в диджитализации достигают либо очень амбициозные игроки, готовые полностью сменить свою бизнес-стратегию развития, либо полностью онлайн-банки. Во втором случае банк не содержит офисы, составляющие примерно половину расходов на ведение деятельности, минимизирует затраты на персонал, заменяя рутинные процессы роботами и голосовыми помощниками, и не вкладывается в собственную статичную инфраструктуру, выбирая вместо этого облако.