
В сетях банкоматов

Последние два года ознаменовали новый этап в развитии сетей банкоматов в России. Сейчас уже можно говорить об экспансии банкоматов на российский рынок, которая приобрела устойчивые формы. Если еще три года назад банкоматы в России были редкостью и установку их в ограниченном количестве могли позволить себе лишь крупные банки, то теперь картина изменилась. В этот процесс в той или иной степени оказались вовлечены не менее полусотни российских банков.
Выработка стратегии использования устройств самообслуживания находится под влиянием ряда факторов:
• этапа развития, на котором находится программа пластиковых карточек в момент принятия решения о целесообразности установки банкоматов;
• формы участия банка в платежной системе (обслуживающий банк; совмещение функций эмитента и обслуживающего банка; эмиссия, обслуживание и самостоятельное ведение процессинга);
• вхождения банка в какую-либо из существующих российских платежных систем, наличия собственной локальной системы, обслуживания международных карточек или сочетания всех этих видов деятельности;
• уровня информированности лиц, вырабатывающих и принимающих решения.
Кроме того, выбранная стратегия в известной степени будет зависеть от того, каких взглядов на функционирование сети банкоматов придерживается руководство
Здесь можно выделить три различных подхода В каждом из них получение прибыли является первостепенной задачей, но источники, механизмы и сроки будут несколько различаться. Следует заметить, однако, что на практике ни один из подходов не встречается в чистом виде, поэтому имеет смысл говорить лишь о преобладании того или иного направления в общей стратегии банка.
1. Создание сети банкоматов и управление ею осуществляется в рамках программы краткосрочного инвестирования. Задача сводится к достижению определенного (фиксированного) уровня прибыли непосредственно от использования банкоматов при минимальном сроке окупаемости (рис. 1).
В настоящий момент это наиболее распространенный подход, имеющий вполне реальное обоснование.
Хотя в той или иной мере в бизнес пластиковых карточек оказалось вовлеченным большое количество банков, их проекты находятся на различных стадиях
Прибыль
ток Время, лет
Пср — планируемый уровень прибыли; Ток — срок окупаемости
Следовательно, во многих случаях собственно от программ пластиковых карточек не приходится ожидать реальных прибылей в короткие сроки. Речь идет скорее о дополнительных капиталовложениях — в эмиссию карточек, установку POS-терминалов, импринтеров, обучение персонала и т. д. Однако если выпуск, например, тысячи карточек с магнитной полосой обойдется банку в сумму порядка I000 долларов США (и эта сумма, скорее всего, будет возвращена из средств, взимаемых с клиентов за выдачу и ежегодное обслуживание карточки), то покупка собственного банкомата и соответствующего программного обеспечения выльется в более значительную сумму — не менее 25-30 тыс. долларов США. Для многих банков изъятие таких сумм из оборота на длительный срок может оказаться непосильной ношей, поэтому задача скорейшей окупаемости выдвигается на передний план.
Банки, избравшие такой путь развития, обладают рядом характерных признаков, среди которых:
• наличие среди юридических лиц—клиентов банка одного или нескольких крупных предприятий;
• эмиссия собственных зарплатных карточек;
• банкоматы рассчитаны на обслуживание только сотрудников предприятия (в крайнем случае, клиентов банка), и банк осуществляет самостоятельный процессинг банкоматах транзакций;
• комиссионные при снятии наличных с сотрудников предприятий не взимаются;
• количество банкоматов в сети невелико;
• предпочтение отдается недорогим моделям банкоматов для выдачи наличных, предназначенным для установки в помещениях.
Появление всех этих черт имеет под собой вполне реальную основу.
I. Наличие среди юридических лиц—клиентов банка одного или нескольких крупных предприятий со значительным количеством сотрудников.
Установка банкоматов для выдачи зарплаты сотрудникам предприятия автоматически гарантирует банку осуществление определенного числа транзакций на заранее известную сумму и соотвествующее вознаграждение. При этом банк заключает с предприятием договор на установку банкомата и обслуживание карточек, условия которого, как правило, оговаривают взимание процентов за обслуживание заранее, до реального снятия средств со счета клиента. Таким образом, в части получения платы за обслуживание банку безразлично, когда и в каком объеме сотрудник предприятия будет снимать наличные, поскольку банк уже продебетовал счет предприятия на всю сумму комиссионных.
2. Эмиссия банком собственных карточек.
Поскольку банк заинтересован, чтобы снятие средств со счета происходило именно в его банкомате, отсюда логически вытекает необходимость эмиссии собственных карточек для сотрудников предприятия.
3. Банк осуществляет самостоятельный процессинг банкоматных транзакций.
В данном случав все транзакции поступают от устройств банка и являются транзакциями клиентов банка — следовательно, процессинг здесь несложен, и банк может справиться самостоятельно, без привлечения процессинговой компании.
4. Комиссионные при снятии наличных с сотрудников предприятий не взимаются. Это прямо следует из п. 1.
5. Количество банкоматов в сети невелико и зависит от числа предприятий, имеющих счета в банке и желающих установить у себя банкоматы. Обыкновенно устанавливается по одному банкомату на предприятии или даже один общий на несколько близлежащих предприятий.
6. Предпочтение отдается недорогим моделям банкоматов для выдачи наличных, предназначенным для установки в помещениях.
Банкоматы, устанавливаемые на предприятиях, предназначены именно для выдачи наличных (зарплаты). В таком случае банкам нет никакой необходимости приобретать полнофункциональные банкоматы с депозитарием, различными принтерами для печати документов и пр. Как правило1, банки ограничиваются установкой достаточно дешевой модели банкомата в минимальной конфигурации для выдачи наличных. При этом приобретаются банкоматы одной и той же модели или схожие между собой (например, CD6300 OLIVETTI и BQ1410 BULL, производимые на одном и том же заводе и аналогичные друг другу). Такой подход облегчает управление сетью банкоматов, осуществление техобслуживания, гарантирует взаимозаменяемость модулей и т. д.
2. Сеть банкоматов рассматривается как расширение возможностей сервисного обслуживания клиентов. Этот подход имеет основной целью увеличение клиентской базы физических лиц (привлечение новых клиентов с сохранением прежних). Основным источником прибыли являются не комиссионные за обслуживание в сети устройств, а привлеченные средства физических лиц, хранящиеся на счетах в банке-эмитенте.
1 Из этого правила есть и исключения, как показано ниже.
Подобный подход распространен среди мелких и средних банков с несколькими отделениями (филиалами), ориентирующихся на работу с физическими лицами и не имеющих (или имеющих в недостаточном количестве) счета крупных предприятий (клиентов из числа юридических лиц).
Здесь возможны два варианта:
2а. Банк не является членом национальных и международных платежных систем. В этом случае процессинг транзакций по своим карточкам он осуществляет самостоятельно и установленные банкоматы рассчитаны лишь на клиентов банка.
26. Банк является членом национальных и/или международных платежных систем, эмитирует российские и/или международные карточки. В этом случае, как правило, обработку транзакций по своим карточкам он поручает процессинговой компании и установленные банкоматы рассчитаны на клиентов банков-членов платежных систем.
Отличительные черты такого подхода:
• при снятии наличных взимается комиссия;
• количество банкоматов банка в сети невелико;
• предпочтение отдается недорогим моделям банкоматов для выдачи наличных, предназначенным для установки в помещениях.
Схема 2а напоминает вариант с размещением банкоматов на предприятиях, с той лишь разницей, что комиссионные берутся с клиента не заранее, а во время транзакции.
В схемах 2а и 26 пик транзакций приходится на конец недели (пятница, суббота) и понедельник.
В схеме 1 (особенно если банкоматы предназначены только для сотрудников предприятия) пик числа транзакций (соответственно, сумм транзакций) приходится на первые дни после перечисления зарплаты на счета сотрудников, т. е. 2 раза в месяц по 2-3 дня (наиболее отчетливо это явление прослеживается в первые месяцы после установки банкомата). При этом снимается большая часть находящейся на счету суммы. Таким образом, банк, хотя и не пострадает в части комиссионных за обслуживание, понесет определенные потери от уменьшения суммы свободно используемых средств. Впрочем, по прошествии некоторого времени пики сглаживаются, и распределение остатков по счетам выглядит, как показано на рис. 2. Кроме того, банк может стимулировать клиентов к постепенному снятию средств со счета, применяя различные схемы поощрения (начисление процентов на остатки, перечисление части средств с согласия сотрудника на пополняемый депозитный счет с возможностью снятия процентов и т. д.). При правильной политике, график количества транзакций будет принимать форму, характерную для отделений банка (снятие небольших сумм наличных средств 2-3 раза в неделю).
3. Развитие широкой сети устройств самообслуживания (банкоматов) рассматривается как ключевой элемент стратегии банка. При этом банк может позволить себе долгосрочное инвестирование в данный проект.
В качестве основных источников прибыли рассматриваются комиссионные за обслуживание в банкоматах держателей карточек, за выдачу карточек, а также привлеченные средства физических и юридических лиц.
Этот вариант не получил широкого распространения в России, поскольку рассчитан на крупные (и очень крупные) банки.
Отличительные черты:
• членство банка в российской и международных платежных системах, предусматривающее эмиссию и обслуживание соответствующих карточек;
• участие банка в создании специализированной процессинговой компании (в том числе и для управления сетью банкоматов);
• при снятии наличных взимаются комиссионные;
• количество банкоматов в сети значительно;
• банкоматы размещаются в местах, наиболее часто посещаемых клиентами, • том числе на улицах;
• банк может выполнять функции расчетного банка системы.
Сети устройств самообслуживания, создаваемые банками в рамках каждого из трех подходов, будут относиться к одному из описанных ниже типов.
Типы сетей банкоматов
На сегодняшний день в России существует несколько типов сетей устройств самообслуживания:
1. внутрибанковские (локальные) сети',
2. межбанковские сети;
3. межбанковски-межсистемные (комбинированные) сети.
Основные признаки каждого из типов
Внутрибанковские (локальные) сети. Локальные сети обыкновенно состоят из ограниченного числа (1-6) банкоматов, подключенных к банковскому процессинговому центру. Предназначены исключительно для обслуживания клиентов банка по внутренним банковским карточкам. Банк самостоятельно выполняет функции эмиссии, обслуживания и процессинга.
Локальные сети являются собственностью, как правило, средних банков. Эти банки достаточно серьезно относятся к развитию собственных программ пластиковых карточек, инвестируя значительные средства в создание и поддержку сетей устройств самообслуживания. Доля банкоматов в локальных сетях не превышает 30% от общего числа имеющихся в России банкоматов.
Большинство банкоматов в России интегрированы в межбанковские и комбинированные сети.
Под межбанковской сетью мы будем понимать систему устройств, обслуживающих клиентов различных банков—членов одной и той же российской платежной системы. Сеть STB-Card, например, — это совокупность банкоматов Столичного банка сбережений, Мосводоканалбанка, Московского Сбербанка, Эффекткредита и др., обслуживающих клиентов банков—членов STB-Card.
Комбинированная (межбанковско-межсистемная) сеть состоит из устройств, обслуживающих клиентов банков—членов различных российских платежных систем, одновременно являющихся членами одной и той же международной платежной системы.
В мире существуют и межсистемные сети, благодаря которым возможно объединение участников транзакции (банков-эмитентов, обслуживающих банков, процессинговых компаний, оконечных устройств, предприятий торговой сети) в единые логические схемы.
Все перечисленные выше схемы заслуживают внимания, но наиболее прибыльной из них (и устойчиво прибыльной в течение длительного срока), безусловно, станет схема 3. Однако в ней есть некоторые ограничения роста (количества банкоматов в системе, количества держателей карточек и пр.), которые могут быть преодолены с помощью единой межсистемной сети банкоматов.
Концепция межсистемной сети банкоматов
Предпосылки создания межсистемной сети банкоматов
На сегодняшний день значительная часть банков является членом одной или нескольких платежных систем (российской ли, международной ли — в данном случае не играет роли). Платежные системы и отдельные банки располагают сетями банкоматов для обслуживания держателей карточек, но число общедоступных банкоматов в каждой взятой в отдельности платежной системе (тем более — в банке) в настоящий момент невелико.
Одной из предпосылок стабильного финансового положения любого банка является устойчивый характер операций2, проводимых его клиентами (как физическими, так и юридическими лицами) со своими счетами. Применительно к банку, реализующему программу пластиковых карточек, это условие можно сформулировать следующим образом.
Если банк имеет счета предприятий торговой сети—участников платежной системы и физических лиц—держателей карточек, то все средства, списываемые со счетов держателей карточек и поступающие на счета предприятий торговой сети, будут перемещаться в рамках одного банка. Таким образом, сумма средств в распоряжении банка будет постоянной. Поэтому банк всеми силами должен стремиться к развитию системы безналичных платежей.
Казалось бы, создание сети банкоматов в рамках программы пластиковых карточек противоречит вышесказанному, поскольку большая часть операций в банкомате — получение наличных и, стало быть, изъятие средств из оборота банка. Тем не менее, банкоматы — наиболее удобный и наглядный способ приучить держателя карточки к регулярному пользованию ею (сначала в банкоматах, а затем, по мере расширения сети предприятий, принимающих карточки, — и для безналичных расчетов). Под регулярным использованием карточки в банкомате мы будем подразумевать частое (не реже 1-2 раз в неделю) снятие
небольших сумм. Если это условие выполняется, банк получает в свое распоряжение значительные суммы остатков на счете в период между снятиями плюс комиссионные за обслуживание. Именно на приучение пользователя к частому получению небольших сумм в банкоматах и рассчитаны дневные лимиты снятия наличных, устанавливаемые большинством банков.
Здесь есть одно "но". Если обратить внимание на размещение банкоматов, например, на территории Москвы3, можно заметить, что они расположены крайне неравномерно. Большинство общедоступных устройств сосредоточено в центральной части города в отделениях банков, что накладывает временные ограничения на пользование банкоматами.
Таким образом, при получении наличных средств (а именно для этой цели в настоящее время используются банкоматы) держателю карточки придется столкнуться с некоторыми затруднениями. Обойти эти затруднения и снять необходимую сумму в первом же банкомате клиент сможет лишь получив с полдюжины карточек различных платежных систем и запомнив некоторое количество PIN-кодов, предварительно открыв соответствующее количество счетов в банках. Это крайне неудобно и не располагает к регулярному использованию карточек в банкоматах для снятия небольших сумм.
Итак, для создания работоспособной межсистемной сети имеется ряд предпосылок.
/. Наличие нескольких сетей банкоматов, обслуживающих карточки различных платежных систем.
2. Незначительное число общедоступных банкоматов в рамках каждой из локальных, межбанковских и комбинированных сетей.
3. Неравномерное распределение общедоступных банкоматов.
4. Ограниченные возможности наращивания локальных, межбанковских и комбинированных сетей.
5. Использование одних и тех же стандартов и спецификаций при построении платежных систем.
Межсистемная сеть предназначена для обслуживания держателей карточек различных платежных систем в одних и тех же устройствах (в частности, банкоматах). Обслуживание может быть организовано через единый процессинговый центр, осуществляющий функции захвата и маршрутизации транзакций.
Участники схемы межсистемной сети, процессинговый центр сети (ПЦ), расчетный банк сети (РБС), процессинговые компании российских платежных систем (ПК), расчетные банки российских платежных систем (РБ), банки-эмитенты (БЭ1, БЭ2), обслуживающие банки (ОБ1, ОБ2), банкоматы (Б), держатели карточек.
Потенциальные преимущества для всех участников схемы.
Участие в межсистемной сети дает преимущества всем сторонам.
'Регулярное поступление средств на счет и регулярное же расходование небольших сумм со счета.
' Имеются в виду общедоступные банкоматы.
Обслуживающие банки. Присоединившись к одной из платежных систем и став членами межсистемной сети, эти банки получают право обслуживания в своих устройствах держателей карточек всех остальных платежных систем, что дает им ряд преимуществ, в частности:
• экономию средств на создании, эксплуатации и расширении собственных сетей устройств самообслуживания;
• экономию средств на вступительных и текущих взносах в другую платежную систему;
• отсутствие необходимости открывать корреспондентские счета в расчетных банках различных платежных систем;
• ускорение оборота средств, закладываемых в банкоматы, благодаря увеличению потока транзакций;
• увеличение объема комиссионных вознаграждений за обслуживание.
Банки-эмитенты. Вступив в межсистемную сеть, банки-эмитенты предоставляют своим клиентам широкие возможности использования карточек для снятия наличных в любом устройстве межсистемной сети. При этом следует ожидать увеличения объемов комиссионного вознаграждения, получаемого эмитентами от обслуживающих банков. Таким образом, благодаря повышению уровня сервисного обслуживания возрастет и количество клиентов.
При этом банку-эмитенту, как и обслуживающему банку, нет необходимости вступать в другие платежные системы (открывать/орсчета в расчетных банках этих платежных систем, платить вступительные и текущие взносы и т. д.).
Перед банками, только предполагающими создавать сети устройств самообслуживания и уже реализующими свои проекты пластиковых карточек, рано или поздно встанет проблема выбора пути развития.
Первый возможный путь — экстенсивное развитие сетей банкоматов. По мнению экспертов компании "Рекон", этот путь ведет в тупик. Локальные, межбанковские и комбинированные сети имеют ограниченные возможности наращивания, которые очень быстро будут исчерпаны.
Второй путь — интенсификация использования уже существующих банкоматных сетей. Чем больше типов карточек может принимать банкомат, тем выше шансы увеличить количество транзакций через него и, следовательно, — ускорить оборот наличных средств, закладываемых в банкомат, увеличить объем комиссионного вознаграждения банков—участников системы, процессинговых компаний. В конечном итоге повысится уровень обслуживания держателей карточек.
Таким образом, решение задачи нам видится не в неограниченном наращивании сетей, а в рациональном использовании уже существующих мощностей в рамках единой сети.