
Развитие сетей банкоматов в России

Во всем мире банкоматы являются одной из важнейших частей системы самообслуживания банковской клиентуры. Созданные на их базе сети банкоматов по своей идеологии — своего рода регуляторы оборота наличных и безналичных средств.
Идея создания инструмента, способного расширить пространственно-временной диапазон осуществления стандартных банковских операций, родилась еще в середине 60-х гг. И хотя пальма первенства принадлежит англичанам (первый банкомат был установлен английским банком Barclays Bank в 1967 г.), наиболее широкое распространение банкоматы получили в Америке.
Причиной послужило наличие в США достаточно развитой к тому времени банковской инфраструктуры, построенной на использовании чеков и других "бумажных" средств расчетов.По оценкам экспертов, в конце 70-х гг. около 80% населения США имело текущие счета в банках и совершало с ними различные финансовые операции.
Рис. 1. Типы банковских операций по текущим счетам в США в начале 80-х гг. (%)
Как следует из приведенных на рис. I данных, более 3/4 ежемесячных операций, совершаемых в американских банках, приходилось на выписку чеков и получение по ним наличных. Чго же касается операций с использованием банкоматов, то они составляли всего лишь 0,9%.
Цели и задачи построения сетей банкоматов
Первоначально сети банкоматов были призваны выполнять главным образом кассовые функции. Заметим, что это направление использования банкомата является во всем мире основным и на сегодняшний день.
Заинтересованность банков в реализации проектов с использованием банкоматов определялась возможностью сокращения эксплуатационных затрат на открытие отделений, расходов на содержание необходимого штата операционистов, а также созданием предпосылок для увеличения клиентской базы. Населению предоставлялась возможность практически круглосуточно получать широкий спектр различных финансовых услуг через банкоматы. Кроме того, цепочка клиент — банкомат — счет в банке способствовала повышению эффективности использования клиентами своих банковских счетов.
Естественно, что при решении задачи создания сетей банкоматов банкам приходится учитывать множество факторов, например, экономическое положение региона, уровень развития банковской инфраструктуры (наличие крупных предприятий, возможная конкуренция со стороны других банков, населенность и т. д.). В зависимости от ориентации банка на обслуживание юридических или физических лиц банкоматы устанавливаются соответственно либо на территории предприятий — для выдачи зарплаты, либо в общедоступных местах (гостиницах, торговых центрах, отделениях банков или просто центральных улицах города).
Возможные способы построения сетей банкоматов
Для банков существуют два основных пути построения сети банкоматов:
Развитие собственной независимой сети
Банки самостоятельно выбирают необходимое для реализации проекта оборудование, приобретают или разрабатывают соответствующее программное обеспечение, осуществляют процессинг и т. д.
Такой подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К положительным факторам можно отнести то, что банк сохраняет над сетью полный контроль, и услуги, оказываемые созданной инфраструктурой, ассоциируются у пользователей только с этим банком.
Отрицательным моментом является ограниченность объемов операций при достаточно больших затратах на приобретение соответствующего оборудования и программного обеспечения, что в результате приводит к увеличению срока окупаемости.
Создать собственную сеть банкоматов могут позволить себе лишь достаточно крупные банки, имеющие широкую клиентскую базу и возможность осуществлять крупные долгосрочные капиталовложения.
Создание совместных сетей
Это наиболее распространенный в мире путь. Он предполагает интеграцию банков с собственными сетями банкоматов в единую сеть.
Построение таких сетей имеет множество вариантов, зависящих от различных факторов, поэтому выделить какие-либо конкретные положительные или отрицательные моменты участия банков в подобных проектах можно только проведя экспертный анализ конкретной сети. Общими положительными чертами, характерными для всех видов совместных сетей являются:
• для клиентов — возможность получения более широкого спектра финансовых услуг за счет доступа к банкоматам не только собственного банка, но и других финансовых структур—участников платежной системы;
• для банков — получение реального дохода от участия в таких системах, зависящего от количества собственных банкоматов, подключенных к сети.
Как показывает практика, большинство финансовых институтов в мире предпочитают именно эту схему построения сетей банкоматов.
Построение сетей банкоматов в России и их особенности
С чего все начиналось
Первые банкоматы появились в России еще в 1988 г. в результате пилотного проекта Сбербанка СССР, предполагавшего эмиссию кредитных карточек международной платежной системы Visa International.
В рамках реализации этой программы банк приобрел четыре банкомата французкой корпорации Electronic Serge Dassault с полным программным обеспечением. Два из них были установлены в здании правления Сбербанка СССР, а два других — в Дзержинском отделении Сбербанка Москвы. Кредитные карточки, выпускаемые в рамках проекта, принимались как за рубежом, так и внутри страны.
Эмиссия карточек проходила поэтапно. Первоначально они были эмитированы для руководства Сбербанка СССР и сотрудников его Дзержинского отделения. В дальнейшем предполагалось распространять карточки среди физических лиц — клиентов банка, в основном государственных служащих, совершавших частые деловые поездки за границу.
Всего в рамках проекта было эмитировано около 1000 карточек.
Проект эмиссии кредитных карточек системы Visa предполагалось сначала "обкатать" в Москве, а затем инсталлировать его в рамках небольшого города. Для этих целей был выбран город Тарту Эстонской ССР. Однако, в связи с политическими событиями конца 80-х — начала 90-х гг., которые закончились выходом Эстонии из состава СССР, проект не получил дальнейшего развития.
Декабрь 1995 г.
В настоящее время основная часть реально действующих в России банкоматов сконцентрирована в Москве, где сосредоточилось более одной трети всего российского банковского сообщества.
Исходя из того, что около 95% российских банков ориентированы на обслуживание в основном юридических клиентов, вполне естественно, что и на начальном этапе проектов с использованием пластиковых карточек прослеживалась та же направленность.
Сейчас в Москве насчитывается порядка 350 банкоматов производства IBM, AT&T, Olivetti, Bull, Fujitsu
(ICL), Siemens Nixdorf, Digital Equipment, 65% из которых установлены на предприятиях, 30% — в отделениях банков, 5% — в общедоступных местах (в основное, на станциях метро и в гостиницах).
Рис. 2. Места установки банкоматов в Москве
Анализ принадлежности московских банкоматов к той или иной российской платежной системе дает картину, показанную на рис. 3: 42% банкоматов в Москве подключены к системе STB-Card, 31% — к системе Union Card и 27% банкоматов составляют локальные банковские сети (рис. 4).
Собственные локальные сети банкоматов в Москве
Из общедоступных московских банкоматов 85,7% установлены в отделениях банков и 14,3% — в предполагаемых местах их наиболее частого использования.
Кроме этого, анализ типов используемых банкоматов позволил выявить следующую существенную, на наш взгляд, особенность — 98,9% всех установленных в Москве банкоматов предназначены только для выдачи наличных средств.
По имеющимся данным, только 8,6% от общего количества банкоматов в Москве установлены на улице. Остальные же 91,4% — в помещениях.
Сейчас около 75% всех банкоматов в России сосредоточены в Москве, так как в столице уже сложилась более-менее подходящая инфраструктура для их развития. В результате довольно нестабильного экономического положения в стране большинство банков ориентируют свои программы с использованием пластиковых карточек, а, следовательно, и банкоматов на работу с юридическими клиентами, т. е. эмиссию и обслуживание зарплатных карточек для работников предприятий. Такой подход, по мнению некоторых руководителей проектов, дает возможность за довольно короткий срок окупить затраты на приобретение и установку оборудования и программного обеспечения.
Подавляющее большинство банкоматов из числа общедоступных установлены в отделениях банков, что, в принципе, снижает эффективность их использования. Похожая ситуация сложилась в США в 1981 г., когда 91% всех установленных на территории страны банкоматов располагались именно в отделениях банков. Основные задачи, решаемые такими банкоматами — это выдача наличных средств и информации о состоянии счета.
В настоящее время в России, где необходимая инфраструктура для развития систем безналичных расчетов пока еще не сформировалась окончательно, и население только учится обращению со своими счетами, такой подход к развитию сетей общедоступных банкоматов, возможно верен. Однако опыт зарубежных стран, имеющих развитые сети банкоматов, показывает, что ориентация на предоставление клиентам возможности получения через банкомат только наличных средств — это лишь начальный этап развития системы безналичных расчетов. Следующим шагом является использование банкомата в качестве многофункционального электронного устройства, способного оказывать клиентам широкий спектр услуг не только в финансовой, но и в ряде других сфер деятельности.
В России целый ряд банков уже перешагнул этот начальный этап и стал предоставлять более широкий спектр услуг, чем тот, который предлагался американскими банками в 70-х гг.
Собственные сети
ИнтерТЭКбанк
ИнтерТЭКбанк относится к числу сравнительно новых, но при этом достаточно активных участников рынка пластиковых карточек. Банк был создан 28
сентября 1993 г. на базе АО "Петро-Русс", АО 'Монолит" и ТОО "Селена".
Казалось бы, развитие программы эмиссии пластиковых карточек в банке, исходя из его ориентации на обслуживание предприятий и организаций Топливно-энергетического Комплекса (ТЭК), должно было пойти по уже устоявшемуся пути, с ориентацией в основном на обслуживание юридических клиентов и выпуск зарплатных карточек. Однако анализ опыта крупнейших международных финансовых институтов, проведенный экспертами банка, привел руководство банка к выводу, что наиболее перспективным направлением развития системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек является привлечение частного капитала. Поэтому было принято решение о необходимости реализации широкомасштабной программы обслуживания населения с возможностью предоставления полного спектра банковских услуг, включая и эмиссию пластиковых карточек.
После сравнительного анализа возможностей развития карточек с микропроцессором и с магнитной полосой предпочтение было отдано последним. Такой выбор, по мнению руководителей проекта, обусловлен более развитой инфраструктурой обслуживающей сети, принимающей карточки с магнитной полосой. Однако в будущем ИнтерТЭКбанк не исключает возможности подключения к международным и российским системам, использующим карточки с микропроцессором.
В качестве технологической основы используется система "Дельта+", разработанная компанией IBS.
Изучив предложения российских платежных систем STB-Card и Union Card, ИнтерТЭКбанк остановил свой выбор на системе STB-Card. В целях предоставления собственным клиентам максимального объема услуг, ИнтерТЭКбанк рассматривает также и возможные варианты сотрудничества с Union Card. Впослед-" ствии банк планирует вступить в международные платежные системы Visa International и Europay International в качестве полноправного члена.
Для обслуживания проекта пластиковых карточек решено использовать оборудование фирмы Data-Card. В качестве фирмы-производителя пластиковых карточек была выбрана компания "Сублискан".
В связи с отсутствием у клиентов банка кредитной истории в первую очередь планируется эмиссия дебетовых продуктов.
Естественно, что для нормального функционирования этого проекта необходимо создание собственной сети банкматов, поэтому банк уделяет достаточно серьезное внимание этой проблеме. На сегодняшний день банком установлено два банкомата CSC430 производства фирмы Siemens Nixdorf, предназначенных для выплаты зарплаты работникам банка. В ближайшем будущем планируется установка еще нескольких банкоматов в собственных специализированных центрах обслуживания населения.
Автобанк
По мнению начальника управления кредитных карт Автобанка В. Никитина, банкоматная программа хороша прежде всего тем, что она позволяет клиенту почувствовать все преимущества использования пластиковой карточки, а также научиться обращению со своим счетом. В России, как и в ряде других европейских стран, люди привыкли к наличным средствам. Из этого следует, что если предложить населению пластиковую карточку, не предоставив одновременно ее владельцу возможности получения различных услуг, карточка не получит широкого распространения. Использование пластиковой карточки, например, для совершения покупок в магазинах, сейчас нельзя в полной мере рассматривать как предоставление сервиса клиентуре, так как:
• количество торгово-сервисных точек, где можно получить товары и услуги, рассчитываясь за них по пластиковой карточке, еще недостаточно велико;
• те торговые точки, которые готовы обслуживать владельцев пластиковых карточек, по уровню цен в большей степени рассчитаны на состоятельных людей, чем на граждан со средним достатком.
Исходя из этого, программа пластиковых карточек Автобанка ориентирована в основном на обслуживание клиентов из числа юридических лиц. Это связано, прежде всего, со стремлением банка в короткий срок возместить затраты на реализацию проекта.
В целом, как считают эксперты банка, окупить данные затраты можно двумя способами:
• взимая с клиентов комиссию за эмиссию карточек и обслуживание счетов клиентов банка, а также удерживая комиссионные за выдачу наличных средств;
• используя остатки на счетах клиентов, что обеспечивает получение банком основной части доходов от проекта пластиковых карточек.
Как показывает практика, на начальном этапе реализации программы остатки на счетах клиентов минимальны, так как работники предприятий, привыкшие к ежемесячному получению наличных, стремятся в день зарплаты снять все перечисленные им на счет средства. Однако постепенно с ростом доверия к пластиковым карточкам возрастают и ежемесячные остатки средств на счетах клиентов банка.
В Автобанке для ускорения адаптации клиентов к использованию пластиковых карточек, а следовательно, и своих счетов, предприняты следующие шаги:
• работникам предприятия предоставлена возможность круглосуточно снимать наличные в банкомате, установленном на территории предприятия;
• на остатки средств на счетах начисляются проценты, которые можно получать ежеквартально.
Кроме этого, Автобанком разработана технология, позволяющая клиентам с помощью одной пластиковой карточки управлять одновременно текущим и депозитным счетами. Таким образом, клиент, получив карточку, сможет уже играть с банком по определенным правилам: в зависимости от остатка на текущем счете появляется возможность перевести его на депозитный счет и, если сумма на депозите достаточно велика, пользоваться только процентами с этой суммы. Или же просто переводить все остатки на депозитный счет, аккумулируя на нем все свои сбережения.
Что касается развития сети банкоматов, то этот вопрос рассматривается Автобанком в двух аспектах:
• основной — установка банкоматов в оргс--зациях для выдачи работникам заработной плс-: (предварительно банком проводится анализ возмс ных сроков их окупаемости);
• дополнительный — установка банкоматов * общедоступных местах.
В настоящее время развитие последнего направления в Автобанке ориентировано на собственные отделения, гостиницы и другие общественные месте. где вероятность использования банкоматов достаточно велика. На сегодняшний день банком установлено 25 банкоматов, из них 20 — на предприятиях, 5 — общедоступных местах. Из числа общедоступных . установлены в центральном офисе банка и его отделении, 3 — в гостиницах Россия, Интурист, Международная. Стратегия установки банкоматов в гостиницах обусловлена тем, что банкоматы Автобанка спо собны также обслуживать карточки международно платежной системы Visa International.
Банком используются банкоматы NCR5670, 5070 5674. Программное обеспечение позволяет выдавать наличные как в рублях, так и в валюте. Лимитов на снятие наличных в банкомате нет, так как карточка дебетовая и, следовательно, привязана к счету клиента.
В настоящее время число клиентов, имеющих пластиковые карточки Автобанка, достигло 12 тысяч.
Мосбизнесбанк
Сеть банкоматов Мосбизнесбанка пока невелика. Она состоит всего лишь из трех банкоматов NCR5674, которые, исходя из ориентации программы пластиковых карточек банка на обслуживание юридических клиентов, предназначены только для выдачи зарплаты сотрудникам банка и работникам СП "Метрополь".
Между тем, реально сознавая необходимость расширения сети, Мосбизнесбанк планирует к концу 1996 г. увеличить количество банкоматов до десяти. Как мы уже отмечали в одном из предыдущих номеров журнала, Мосбизнесбанк в продвижении программы пластиковых карточек придерживается политики неторопливых и взвешенных шагов. Поэтому экспертами предварительно проводится анкетирование руководителей отделений банка с целью определения наиболее эффективных путей дальнейшего развития программы. Уже сейчас руководители проекта уверены, что около 80% всех банкоматов Мосбизнесбанка будут установлены на предприятиях, являющихся юридическими клиентами банка для выдачи заработной платы.
Одним из достаточно перспективных направлений развития сети банкоматов руководство Мосбизнесбанка считает активное подключение к проектам региональных экономических центров на Урале.
В настоящее время обслуживание сети осуществляет компания Union Card. Однако по ряду причин банк не совсем удовлетворен сотрудничеством с ней, поэтому руководители проекта не исключают в дальнейшем возможности ведения процессинга через компанию "Мультикарта".
Совместные сети Система STB-Card
Для подключения собственных банкоматов к системе STB-Card банкам необходимо подписать соглашение с компанией STB-Card, дающее им право на выдачу наличных средств держателям карточек STB. Что касается оборудования (в том числе и банкоматов), то банкам предоставляется возможность приобрести его или непосредственно у компании, или же сделать выбор фирмы-производителя самостоятельно. В последнем случае необходимо согласовать с процессинговой компанией возможность подключения оборудования к системе.
Системой реализуются два подхода к управлению сетью банкоматов:
1. Банк самостоятельно осуществляет процессинг своей сети.
С одной стороны, этот вариант наиболее удобен для банка, который имеет возможность самостоятельно управлять собственной сетью и, следовательно, целиком получать комиссию, взимаемую с клиентов за обслуживание в банкоматах. С другой стороны, такое решение требует от банка значительных финансовых затрат, поэтому самостоятельно управлять сетью банкоматов могут далеко не все банки.
2. Право осуществления процессинга передается центру системы.
В этом случае система STB-Card осуществляет подключение банкоматов банка к своему процессин-говому центру. Финансовые условия такого варианта сотрудничества оговариваются с каждым банком индивидуально. м
Сеть банкоматов системы STB-Card. Общедоступные банкоматы и банкоматы, установленные на предприятиях
|
Общедоступные
|
Установленные на предприятиях
|
Всего по России
|
40%
|
60%
|
Москва
|
40%
|
60%
|
Регионы
|
45%
|
55%
|
В настоящее время в системе STB-Card установлено около 180 банкоматов, 80% которых расположены в Москве.
Общее количество банкоматов системы в России, ориентированных только на выдачу заработной платы на предприятиях, более чем в 1,5 раза превышает количество общедоступных банкоматов. Подобная тенденция характерна как для Москвы, так и для остальных российских городов.
Доминирующее положение в московской сети банкоматов STB-Card занимает Столичный Банк Сбережений, которому принадлежат 80% банкоматов, из которых 9% подключены к сети "Глобус" (рис. 5). Кроме него, достаточно активными участниками программы являются Мосводоканалбанк (7%) и Московский банк Сбербанка России (6%).
Анализ общедоступных банкоматов системы (рис. 6) показал, что более 75% всех таких банкоматов в системе STB-Card принадлежат Столичному Банку Сбережений (СБС), из них 23% подключены к сети "Глобус". За СБС следует Московский банк Сбербанка России (15%) и Мосводоканалбанк (7%).
За пределами Москвы сеть общедоступных банкоматов STB-Card состоит из 18 банкоматов, из которых шестнадцать принадлежат все тому же Столичному Банку Сбережений и по одному — Крестьянскому Ипотечному Банку (г. Челябинск) и Экономбанку (г. Саратов).
Основным поставщиком банкоматов в системе STB-Card является компания IBM.
Система Union Card
В настоящее время системой Union Card установлено около 120 банкоматов, 80% из которых расположены в Москве. Сеть московских банкоматов системы Union Card развивается достаточно равномерно сразу в двух направлениях — для выдачи заработной платы сотрудникам предприятий (45%) и для получения наличных средств в общедоступных местах (55%).
Сейчас в создании этой сети принимают участие такие финансовые структуры как Автобанк (27%), Альфа-банк (13%), Ресурс-Банк (12%), РНКБ (6%), Монтажспецбанк (6%) и другие.
Рис. 8. Состав участников сети банкоматов Union Card в Москве
Анализ структуры этой сети показывает, что в отличие от банкоматов системы STB-Card, где основным долевым участником является Столичный Банк Сбережений, а остальные банки играют явно второстепенную роль, в системе Union Card распределение банкоматов между участниками сети более равномерно. Достаточно интересным, на наш взгляд, является тот факт, что большую часть (36%) составляют банки, которые имеют не более трех собственных банкоматов в составе сети Union Card.
Анализ моделей банкоматов, используемых Un>; -Card, показал, что системой используются банкомс ты производства Olivetti, NCR и Bull.
Золотая Корона
Развитие сети банкоматов системы "Золотая Кона* началось в июне 1995 г., когда Центром Финансс-вых Технологий была завершена разработка перво» версии программного пакета "Банкомат Золотая Коро на". В качестве аппаратной платформы используют» банкоматы фирмы Olivetti (CD6300) и Bull (BQ1410)
Причины, обусловившие выбор этих моделей банкоматов:
• относительно невысокая стоимость;
• наличие картридера для микропроцессорные карточек;
• возможность получения гарантийного обсл.-живания;
• возможность проведения курсов по подготовке программистов и специалистов по обслуживание банкоматов.
Использующаяся сегодня первая версия паке-"Банкомат Золотая Корона" предполагает выполнен, только одной операции — выдачи наличных средств
Производители банкоматов
Резкий рост спроса на банковские устройства самообслуживания начался в 1992-1993 гг., когда большинство фирм-производителей представили на рынок банкоматы нового поколения с улучшенными потребительскими характеристиками. В 1993 г. количество проданного оборудования увеличилось почти на 23% по сравнению с 1992 г., а в 1994 г. - еще на 23% (рис. 9) Тенденция роста сохраняется и в настоящее время.
Возросший интерес потребителей к этому оборудованию обусловил активизацию на рынке значительного числа фирм-производителей (рис. 10).
Поэтому при подготовке обзора выбор фирм-производителей оборудования был основан на нескольких критериях (рис. 11 и 12):
• объем продаж (в том числе — устойчивый рост объемов продаж в течение последних лет);
• распространенность продукции в мире;
• выпуск полнофункциональных банкоматов и банкоматов, предназначенных только для выдачи наличных средств;
• прочное положение на российском рынке По нашему мнению, этим критериям в основном удовлетворяют AT&T, Interbold, Olivetti, Bull, Siemens Nixdorf и ICL-Fujitsu.
Объем продаж
AT&T, один из лидеров на рынке, сохраняет свои позиции на протяжении целого ряда лет, несмотря на некоторое снижение (порядка 1%) в 1994 г. своей доли в общемировом производстве банкоматов по сравнению с 1993 г. Основные рынки сбыта продукции компании — Европа, Северная Америка, Южная Америка, Азия.
Начиная с 1992 г., Interbold (совместное производство IBM и Diebold), постоянно расширяет свое присутствие на мировом рынке. В 1994 г. компания значительно упрочила свои позиции, произведя на
29% больше банкоматов по сравнению с 1993 г. Наибольшее число продаж в 1994 г. — в Северной Америке, Европе, Азии и Южной Америке.
ICi-Fujitsu, Olivetti, Bull и Siemens Nixdorf, увеличив в целом выпуск банкоматов в 1994 г., тем не менее несколько снизили темпы его роста (рис. 12), что по-видимому, обусловлено несколькими причина-
ми, среди которых — постепенное насыщение традиционных рынков сбыта и доминирование на них национальных производителей. Возникновение же новых рынков, как правило, сопровождается усиленной конкуренцией со стороны молодых, динамично развивающихся компаний.
Производство банкоматов для выдачи наличных и полнофункциональных банкоматов
Среди банковских устройств самообслуживания, производимых компаниями AT&T, InterBold, ICL-Fujitsu, Olivetti, Siemens Nixdorf, преобладают полнофункциональные банкоматы (рис. 13).
Выпуск банкоматов для установки в помещениях, на улице, для установки через стену.
В мире наиболее распространены банкоматы для помещений (более половины от общего количества), затем в порядке убывания следуют устанавливаемые через стену (около 30%), на улице (10%) и банкоматы для автомобилистов. Наиболее быстрыми темпами увеличивается количество банкоматов для улицы и банкоматов для автомобилистов, значительно медленнее растет число банкоматов, устанавливаемых через стену.
На рис. 14 представлено соотношение различных типов банкоматов в структуре продаж ведущих компаний.
Представляет интерес общий подход этих фирм к производству банковских автоматов для самообслуживания.
Siemens Nixdorf выпускает широкий спектр устройств самообслуживания с достаточно узкой специализацией. В частности. Cash Deposit. Mashine предназначена исключительно для приема наличных с немедленным кредитованием счета держателя карточки, принтер CIP — для выполнения информационных функций, терминал CST Payment — для оплаты счетов и переводов средств, банкоматы ProCash230 и CSC430 ориентированы на выдачу наличных средств и информации о балансе счетов. При этом практически все оборудование устанавливается в помещении (за исключением CSC450).
А Т&Ти IBM напротив, представляют на рынок оборудование, обладающее широкими возможностями для удовлетворения потребностей держателей карточки. В частности, банкоматы NCR5670, 5674, 5684, IBM4783, 4789, кроме основной функции — выдачи наличных, как правило, могут выполнять ряд дополнительных — пере-
вод средств, заказ чековой книжки, оплата счетов, запросы о состоянии счета (баланс счета, следующий платеж по займу, лимит карточки и т. д.). За рубежом банкоматы иногда используют для продажи лотерейных билетов, почтовых марок и т. д.
Что касается полнофункциональных банкоматов, то по своим возможностям они приближаются к мини-отделениям банка благодаря наличию "интеллектуального депозитария" (NCR5688, IBM4782, 4785) и депозитария для использования во внеурочные часы (NCR5684, 5685).
В то же время фирмами не отвергается и право на существование специализированного оборудования (NCR5663 — терминал для операций со счетом).
Группа Bull хорошо известна как поставщик законченных решений в области платежных средств. Поэтому предложение банкоматов и информационных принтеров MINIPRINT — часть общей стратегии компании на российском рынке наряду с поставкой карточек СР8 с микропроцессором и EFTPOS терминалов. Тем не менее, компания сумела занять достаточно прочные позиции и в этой сфере, предлагая традиционно громоздкие банкоматы BQ1410, 1420, 3410 и MINICASH - сверхкомпактную модель для выдачи наличных, занимающую минимум площади при установке.•