17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 258

Россия-дорожные чеки умирать не собираются

Россия-дорожные чеки умирать не собираются

Мосбизнесбанк. Мосбизнесбанк принадлежит к чис­лу банков так называемой «первой волны», которые первыми приступили к продвижению на российский ры­нок такого признанного во всем мире платежного ин­струмента, как дорожный чек. Работу с дорожными чеками банк начал еще в 1991 г., осуществив за пер­вые два месяца реализации проекта (ноябрь-декабрь) покупку чеков на сумму более 130 000 долл. США. То­гда же руководством банка было принято решение о начале продажи дорожных чеков Visa и Thomas Cook. Заключение соглашения с этими эмитентами позволи­ло Мосбизнесбанку закупать крупные партии дорож­ных чеков и продавать их не только юридическим и фи­зическим лицам, являющимся клиентами банка, но и банкам-субагентам, работающим на вторичном рынке дорожных чеков.

В первом квартале 1992 г. Мосбизнесбанк подписал соглашение с компанией Thomas Cook об осуществле­нии возмещения владельцам данного вида дорожных чеков.

В настоящий момент Мосбизнесбанком проводятся операции с дорожными чеками 10 компаний и банков-эмитентов в 8 валютах. Среди этих компаний всемир­но известные Thomas Cook, Visa, American Express. По­купка чеков осуществляется как за рубли, так и за на­личную валюту. Суммы принятых чеков зачисляются на счета клиентов в день сдачи чеков в кассу Главной конторы банка.

Основные показатели работы Мосбизнесбанка с дорожными чеками

 

 

1992

 

1993

 

1994

 

Покупка, млн. долл. США

 

1,1

 

2,7

 

2,8

 

Продажа, млн. долл. США

 

1,55

 

1,3

 

1,5

 

Одним из направлений работы с дорожными чека­ми в Мосбизнесбанке является передача прав на про­дажу дорожных чеков банкам-корреспондентам. Меж­ду банками заключается договор, в котором банк-кор­респондент (в договоре - клиент) обязуется:

-           предоставлять банку письменные заявки на приоб­ретение дорожных чеков Visa/Thomas Cook;

- оплачивать стоимость проданных чеков с учетом комиссии Мосбизнесбанка;

- своевременно переводить на свой корреспондент­ский счет средства соответствующие стоимости про­данных дорожных чеков;

- обеспечивать своими силами сохранность чеков с момента их получения у банка и в случае утраты пись­менно уведомить об этом банк с указанием номера и достоинства утраченных чеков, а также оплатить ко­миссию и стоимость чеков.

В конце каждого месяца Мосбизнесбанк нараста­ющим итогом списывает сумму комиссионного возна­граждения с корреспондентского счета клиента в без­акцептном порядке:

1% - если продано до 100 000 долл. США в тече­ние месяца;

0,5% - если продано 100 000 долл. США и более в течение месяца.

Достаточно серьезными проблемами на сегодняш­ний день являются недостаточная осведомленность банков о данном платежном инструменте и слабая подготовленность обслуживающего персонала. Для их решения в Мосбизнесбанке проводятся специализиро­ванные семинары. Один из таких семинаров проведен банком в начале июня 1995 г. На нем была представ­лена информация о работе Мосбизнесбанка с чеками Visa и Thomas Cook в йенах, работа с дорожными че­ками АmЕх, а также обсуждались традиционные воп­росы, возникающие при продаже чеков: наличие под­писи на дорожном чеке, обязательное заполнение PAF (Purchase Agreement Form), запись паспортных данных клиента и т. д.

Работники Мосбизнесбанка отмечают, что особой популярностью среди российских граждан пользуются дорожные чеки номиналом в 1 000 и 500 долл. США.

Основным преимуществом дорожных чеков перед другими средствами платежа, декларируемым всеми эмитентами, является возможность получения возме­щения в случае потери или кражи чеков. Однако эта идея будет жизнеспособна только в том случае, если возмещение клиентам будут выплачивать все или аб­солютное большинство финансовых институтов, рабо­тающих с дорожными чеками. Только тогда может быть создана отлаженная сеть пунктов возмещения и поддержки клиентов. Что касается российского бан­ковского сообщества, то, по-видимому, идея возме­щения не нашла пока должного отклика. Одной из причин этого является, во-первых, то, что в соответст­вии с существующими правилами банк не может взи­мать никакой комиссии с клиента за выплату ему воз­мещения; во-вторых, комиссия, выплачиваемая эми­тентами банкам-агентам (около 25 долл. США за ка­ждый случай возмещения), видимо, не является реша­ющей компенсацией для наших банков. Банкам сле­дует иметь в виду, что связь со службой возмещения оплачивается за счет эмитента (т. е. является бесплат­ной для банка) и информировать клиентов о системе возмещения и условиях оказания клиентам необходи­мой поддержки.

Межкомбанк. Работу с дорожными чеками Меж­комбанк начал несколько позже (в 1994 г.), чем те банки, которые первыми привнесли этот платежный инструмент в российскую банковскую практику (Кре­до Банк, Мосбизнесбанк, Внешторгбанк, Менатеп, Ин­комбанк). Несмотря на это, к январю 1994 г. банк че­рез головную контору и сеть филиалов осуществлял покупку дорожных чеков практически всех основных эмитентов - Visa, Thomas Cook, American Express, Citicorp.

Получив определенный опыт работы по покупке до­рожных чеков и проанализировав появившуюся у него статистику, банк в конце 1994 г. принял решение об участии в программах продажи дорожных чеков. В на­стоящее время Межкомбанк предлагает клиентуре дорожные чеки American Express и Thomas Cook, при­чем оборот продаж American Express только к нача­лу мая 1995 г. составил 50 000 долл. США в неделю. В июле 1995 г. банк планировал приступить к прода­же дорожных чеков Visa. Рассматривается возмож­ность подписания соглашения с корпорацией Citicorp, которая, по оценкам московских банков, с конца 1994 г. в определенной степени активизировала рабо­ту на российском рынке. Вместе -с тем, по имеющей­ся у нас информации, Межкомбанк не планирует ра­боту в качестве Principal Agent, для которого харак­терна реализация дорожных чеков на вторичном рын­ке через банки-субагенты по примеру Мосбизнесбан­ка или Кредо Банка, достаточно активных в данной области бизнеса.

Альфа-Банк. На сегодняшний день работа с до­рожными и банковскими чеками в Альфа-Банке за­ключается в покупке/продаже дорожных чеков Thomas Cook, Visa, American Express, а также приня­тии к оплате международных банковских чеков (толь­ко на инкассо). Причем плата за обслуживание берет­ся банком в валюте чека (долларах США или немец­ких марках в зависимости от номинала чека и вида ва­люты). •

Чеки Межкомбанка

Трудности с проведением наличных платежей, а так­же с расчетами и торговлей валютой вынудили россий­ские банки проработать возможные меры по локали­зации их последствий.

Первоначально Межкомбанк приступил к выпуску «че­ков кассира», которые, по сути, являлись суррогатом ва­люты. Одновременно банк начал эмиссию именных чеков, которые могут быть предъявлены к оплате в его банках-корреспондентах, находящихся на территории стран СНГ. Интерес клиентуры к этому продукту в настоящее время вызван тем, что данные банковские чеки работают в несо­стоявшемся рублевом пространстве. Рубль для Украины, Белоруссии и других стран бывшего СНГ является проме­жуточной валютой, и жителям этих республик становится невыгодно вести в Россию валюту из-за потерь, связанных с обменным курсом. Целесообразнее в своей республике приобрести именную чековую книжку, являющуюся экви­валентом некоторой суммы в рублях или СКВ, а приехав в Россию, обменять ее на наличные средства. Выгодность такой операции заключается в отсутствии комиссии у Межкомбанка за конвертацию платежных средств.

Чековая книжка Межкомбанка состоит из 10 листов (чеков). За каждый чек банк удерживает 35 центов, и вся чековая книжка обойдется пользователю в 3,5 долл. США. С учетом того, что в нашей стране не развит этот платежный инструмент и неотработана система карточек гарантии чека (Cheque guarantee card), т. е. поддержка че­ков карточкой, являющейся гарантией его платежеспо­собности, а также отсутствует нормальный механизм про­верки платежеспособности держателей чека в предпри­ятиях торговли и услуг, банком введено лимитирование суммы, на которую мо

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube