
Visa International

Анализ состояния сетей терминалов торговых точек в регионах EU и СЕМЕА
Рано или поздно каждая из международных платежных ассоциаций сталкивается с необходимостью проведения тестирования сетей EFTPOS-устройств- с целью повышения качества обслуживания держателей карточек.
В 1995 г. такое end-to-end тестирование в ряде стран проводила компания Europay International. Аналогичное исследование было выполнено ассоциацией Visa International в 1996 г.
Стремясь снизить стоимость обработки транзакций в торговых точках и преодолеть несовершенство коммуникаций, ассоциация продолжает поиск новых технико-технологических решений в этой области. Примером таких решений может служить реализация пилотного проекта сети беспроводных POS-терминалов на базе технологии Mobitex в Польше, который проводился ассоциацией совместно с компаниями Ericsson, PolCard, банками РЕКАО S.A., Telbank и производителями POS-терминалов VeriFone и Dione.
Развитие микропроцессорных технологий
1995-1996 гг. ознаменовались двумя событиями мирового значения.
Первое - принятие обновленной версии EMV-спецификаций и проведение пилотных проектов в Атланте, Испании, Гонконге.
Новая редакция EMV-спецификаций включает 4 дополнительных раздела:
- динамическая аутентификация данных (повышение безопасности транзакций благодаря использованию в процессе аутентификации открытых ключей);
- архитектура приложений терминала;
- команды пост-эмиссии (команды, обеспечивающие эмитенту возможность управлять выпущенными карточками);
- секретность сообщения (механизм, обеспечивающий конфиденциальность и целостность информации на карточке).
Второе - принятие в июле 1996 г. новой редакции SET-спецификаций (предыдущий вариант спецификаций был утвержден в феврале 1996 г.). Разработчики программного обеспечения могут использовать июльскую версию SET-спецификаций при создании нового или обновления уже разработанного программного обеспечения для выполнения транзакций по международным карточкам в открытых сетях. Партнерами Visa International в разработке этой технологии являются компании MasterCard, GTE, IBM, Microsoft, Netscape Communication, SAIC, Terisa Systems и Veri-Sign.
Работа над EMV и SET-спецификациями не помешала ассоциации параллельно развивать и другие направления в этой области. Так же, как и Europay International в союзе с IBM, ассоциация Visa International совместно с французским Объединением банковских карточек Carte Bancquaire приступила к реализации проекта EMV-совмести-мой карточки для расчетов в сети Internet.
Не исключено, что продвижение «электронных кошельков» платежной системы Visa International в странах Европейского Союза может быть несколько затруднено. Дело в том, что до последнего времени между ассоциацией и Комиссией Европейского Союза существовали серьезные разногласия, касающиеся правил эмиссии таких карточек, а также взаимоотношений эмитентов с держателями карточек.
Последний вариант Рекомендаций был выпущен еще в 1988 г., и, по мнению ассоциации, нуждался в переработке. Новая редакция была дополнена следующими пунктами:
- информация об обменных курсах и комиссиях за проведение конкретных транзакций предоставляется держателям карточек по их запросам (в предыдущем варианте предусматривалось обязательное включение этой информации в выписки по счетам. Выполнение этой функции требовало внесения изменений в большинство используемых сегодня программных продуктов);
В июне 1996 г. платежные ассоциации Visa International и MasterCard International объявили о запланированном на 4 квартал 1996 г. совместном пилотном проекте. Основная цель проекта - тестирование возможности обслуживания EMV-совместимых перезагружаемых «электронных кошельков» Visa и MasterCard на одном и том же терминальном оборудовании. В проекте ассоциаций будут принимать участие два банка - Chase Manhattan Bank и Citibank - и около 500 торговых точек. Предполагаемый объем эмиссии -50 тыс. карточек.
|
- держателю карточки должна предоставляться основная информация по международным транзакциям, включая комиссию эмитента;
- по личным и корпоративным карточкам должна предоставляться одна и та же информация. По мнению представителей Visa International, информационные потребности у групп пользователей этих карточек различны;
- рекомендации распространяются на карточки-«электронные кошельки» с лимитом хранения средств более 75 ЭКЮ (около 95 долларов США). Таким образом, карточки Visa Cash также попадают в эту категорию, хотя представители Visa International настаивают на их исключении из этой категории;
- ответственность держателя карточки после внесения карточки в стоп-лист ограничивается случаями, когда налицо явное мошенничество со стороны держателя карточки.
Кроме того, Комиссия Европейского Союза разработала черновой вариант рекомендаций для электронных платежей в открытых сетях, идентичный рекомендациям для платежей с использованием пластиковых карточек. По мнению Visa International, этот вариант непригоден для применения, поэтому ассоциация планирует провести специальное собрание для Комиссии Европейского Союза с целью создания базы для выработки общего подхода к стратегии развития перспективных технологий совершения торговых и банковских операций с использованием пластиковых карточек в открытых сетях.
Развитие банковского обслуживания клиентов на дому (home banking и home shopping)
Компания Visa Interactive является дочерним предприятием платежной ассоциации Visa International. В ее функции входит разработка специализированных стандартов и предоставление участникам Visa International специальных инструментов для банковского обслуживания клиентов на дому.
На первом этапе через компанию Visa Interactive можно будет выполнять следующие функции:
- запросы о состоянии счета;
- перевод средств внутри банка;
- получение отчетов по операциям и подробной информации о совершенных транзакциях.
Network International, дочерняя компания банка Emirates Bank (ОАЭ), и английская газета Gulf News выпустили первую на Ближнем Востоке совместную карточку Visa. Держатели таких карточек освобождаются от платы за обслуживание на полгода и получают ряд привилегий, среди которых бесплатная годовая подписка на газету Gulf News, пользование залами 1 класса в международном аэропорту Дубай и т. д.
|
Впоследствии предполагается расширить этот набор операций, включив в него коммунальные платежи и налоги, прямые списания со счета и т. д.
Специализированные стандарты для проведения таких операций можно разделить на две группы - спецификации на устройства доступа к счету - персональные компьютеры, телефоны тонового набора, телефоны с экраном и т. д. (Access Device Messaging Specifications - ADMS) и правила формирования сообщений от участников системы к Visa Interactive и от Visa Interactive к Visa International (Electronic Banking Message Standart - EDMS).
Осенью 1996 г. компания Visa Interactive завершила работу по созданию ADMS-специфика-ций. В настоящее время ADMS-спецификации доступны для финансовых институтов, процессинго-вых компаний, разработчиков программного обеспечения. Компании Microsoft, Sony и General Magic уже приступили к созданию программного обеспечения на базе ADMS.
Дополнительно в Visa Interactive разработана программа сертификации ADMS-совместимых программных продуктов, созданных независимыми разработчиками.
Выпуск совместных и клубных карточек
До 1993 г. Visa International практически не проявляла интереса к выпуску совместных (co-branded) карточек. С начала 1994 г. стратегия компании претерпела коренные изменения, и уже в 1995 г. доля совместных карточек составила около 20% от общего числа эмитированных карточек. Исследования, проведенные Отделом маркетинга и изучения спроса (Directions Research & Marketing) в Великобритании и Германии, показали, что рынок совместных карточек далек от насыщения и обладает значительным потенциалом для развития.
Одной из задач исследователей было установить побудительные мотивы для обслуживания совместных карточек, группы предприятий, в кото- рых обслуживание совместных карточек является наиболее предпочтительным для клиентов, преимущества использования таких карточек в различных секторах рынка.
По мнению экспертов, результаты исследования справедливы не только для Великобритании и Германии. Экстремальный прирост количества карточек в таких странах, как Бразилия, Австралия, Чили, Объединенные Арабские Эмираты во многом обусловлен реализацией программ выпуска совместных карточек.
При этом ассоциация не собирается ограничиться выпуском совместных карточек, предполагая поставлять своим партнерам пакет прикладных программ для обеспечения их необходимой информацией. Кроме того, компания Visa International разработала специальную программу, которая позволит партнерам ассоциации
Один из крупнейших эмитентов карточек Visa в Чили, банк Banco de Chile, реализовал два проекта: один совместно с авиакомпанией Ladeco, другой в содружестве с нефтяной компанией Сорес. В ходе реализации первого проекта меньше чем за полтора года было выпущено более 14 тыс. карточек, в рамках второго проекта более 3 тыс. карточек.
|
реализовать собственную программу (loyalty-схему, варианты с подсчетом призовых очков и т. д.) в рамках общего проекта по эмиссии совместных карточек. Хорошей иллюстрацией могут служить проекты выпуска совместных карточек в Бразилии.
Впервые за всю историю своего существования платежная ассоциация Visa International разрешила использовать свою марку политической партии. Этот альянс имел место в Бразилии, где крупнейший в стране эмитент карточек Visa - Banco Bradesco - выпустил кредитную клубную карточку Visa совместно с Partido dos Trabalhadores (PT) -левым крылом партии Workers' Party.
Стоимость обслуживания карточки PTCard - 48 долларов США в год. 40% этой суммы идет в казну партии, которая рассчитывает таким образом поправить свое финансовое положение.
|
Компания General Motors do Brasil стала первой автомобильной компанией в Бразилии, выпустившей локальные кредитные карточки. В последние два года руководство компании, стремясь расширить функциональность своих карточек, решило заменить их на карточки Visa. В начале 1995 г. компания General Motors do Brasil и банк Bank of Boston выпустили первые совместные карточки Visa - GM Card, за каждую операцию платежа по которым начисляются призовые очки. Призовые очки аккумулируются на счете держателя карточки в течение 5 лет, после чего они пересчитываются в скидку при покупке нового автомобиля у компании General Motors do Brasil.
В мае 1995 г. примеру General Motors do Brasil последовало отделение General Motors в Австралии, которое выпустило карточки Visa совместно с банком Westpac Banking Corp.
Изменение дизайна карточек Electron, Interlink, PLUS
Одним из важных решений, принятых на ежегодном собрании участников ассоциации в Вене, стала выработка стратегии «глобального использования торговой марки Visa» (Visa Global Branch Strategy). Одним из ключевых направлений этой стратегии является выпуск карточных продуктов ассоциации под единой торговой маркой «Visa». Это решение базируется на результатах 18-месячного исследования, в ходе которого было выяснено, какие именно элементы дизайна системы клиенты считают главными отличительными признаками Visa. Предполагается, что использование общей торговой марки на карточках нового дизайна заставит клиентов подсознательно связывать новые карточные продукты ассоциации с высоким качеством услуг, характерным для широко известных карточек Visa Classic, Business, Gold, что будет способствовать продвижению платежных инструментов компании на мировом рынке.
Карточки Electron и Interlink отныне будут выпускаться с измененным дизайном под названиями Visa Electron и Visa Interlink. «Банкоматные» карточки PLUS станут составной частью карточек Visa Interlink, и по прошествии нескольких лет с вновь выпускаемых карточек исчезнет логотип «PLUS».
|
В меньшей степени для ассоциации характерны программы выпуска клубных (affinity) карточек. Однако и здесь можно найти любопытные примеры. В частности, в Испании, где клубные карточки, как правило, не пользуются спросом, банки сделали ставку на национальную страсть испанцев - футбол. В частности, банком Banco Catalana была реализована программа выпуска карточек совместно со знаменитым испанским футбольным клубом el Barcelona (Baroa). Другой банк, La Caixa, приступил к реализации аналогичного проекта с клубом el Espanol, дополнив программу выпуска карточек страхованием их держателей и возможностью покупки билетов на футбольные матчи через сеть банкоматов ServiCaixa.
Достигнутые в 1995 г. показатели развития компании в значительной степени обусловлены реализацией тщательно продуманного стратегического плана продвижения торговой марки Visa International. Этот план включает спонсорство, ежегодные программы Visa Welcome, проводимые в различных странах мира, организацию рекламных мероприятий по телевидению, открытие страницы компании в Internet и т. д.
Спонсорство
Распространению продуктов Visa International по всему миру в определенной степени способствуют спонсорские программы ассоциации. Одними из наиболее результативных, с точки зрения создания устойчивого имиджа, являются вложения в спонсорство спортивных соревнований. Продолжая свое сотрудничество с международным олимпийским движением, ассоциация Visa International стала официальным спонсором летних олимпийских игр 1996 г. в Атланте. Кроме то-
го, были заключены соглашения с национальными футбольными лигами США и Канады, сборной командой Канады по бобслею, организационными комитетами по проведению Кубка Мира по регби, теннисного турнира Mexican Open и чемпионата мира по крикету.•