
Компания Thomas Cook

В № 3 журнала «Российский рынок пластиковых карточек и дорожных чеков» мы опубликовали материал об истории развития крупнейшего в мире эмитента дорожных чеков -компании American Express. В настоящее время доля этой компании на мировом рынке составляет 44%. Второе место в мире (и первое за пределами США) занимает крупнейший в Европе эмитент дорожных чеков - компания Thomas Cook, которой принадлежит 30% мирового рынка. Ежегодный уровень продажи дорожных чеков Thomas Cook составляет около 16 млрд. долларов США. Компания Thomas Cook предоставляет финансовые услуги более 8 тыс. финансовых и банковских учреждений во всем мире. В 1995 г. эта компания еще более упрочила свои позиции на рынке, приобретя у банка Barclays Bank права на его дочернюю компанию Interpayment Services Ltd. - крупнейшего в мире эмитента дорожных чеков Visa. Таким образом, компания Thomas Cook не только расширила спектр предлагаемых на рынок продуктов, включив в их число дорожные чеки Visa, но и увеличила число пунктов обслуживания клиентов за счет сервисной сети компании Interpayment. В России представительство компании Thomas Cook обслужи воет банки, работающие с дорожными чеками Thomas Cook и Visa (о политике, проводимой компанией Thomas Cook в России, мы писали в № 8 нашего журнала за 1996 г.), при этом Россия рассматривается в качестве одного из наиболее интенсивно развивающихся рынков дорожных чеков (ежегодный рост объема продаж составляет 200-300%). Наиболее активные участники рынка, работающие с дорожными чеками компании, расположены в Москве и Санкт-Петербурге, формируется региональная сеть банков-агентов компании.
В отличие от компании American Express, основной сферой деятельности которой был бизнес дорожных чеков, и которая начала оказывать клиентам туристические услуги только с начала 1900-х гг., компания Thomas Cook, работающая на рынке уже более 150 лет, изначально была одной из крупнейших туристических компаний в мире, и бизнес дорожных чеков тесно связан с другими услугами, предлагаемыми этой компанией на рынок. В этом номере журнала мы публикуем обзор деятельности группы Thomas Cook на мировом рынке.
Компания Thomas Cook основана в 1842 г. в Англии 32-летним верующим и непьющим рабочим типографии Томасом Куком, который был одержим идеей распространения обществ трезвости. Это натолкнуло его на мысль использовать появившийся в то время железнодорожный транспорт для загородного «рационального отдыха» под духовой оркестр, с массовыми играми, чаепитиями и выступлениями. Состоявшаяся 5 июля 1841 г. первая поездка имела грандиозный успех среди 750 ее участников и, собственно, положила начало туристическому и экскурсионному направлению деятельности компании.
Постепенно география и тематика путешествий становились все более и более разнообразными. Туристические поездки были организованы в Ливерпуль, Северный Уэльс, Шотландию, Бельгию, Голландию, на Всемирную выставку в Париже, в Северную Америку, Индию, другие страны. Было совершено первое кругосветное путешествие.
Предшественники современных дорожных чеков - первые чеки Thomas Cook - появились в 1874 г. как «циркулярные банковские билеты» (Circular Notes). Особенностью их обращения было наличие удостоверяющего гарантийного письма со стороны лично Томаса Кука. Появившаяся позднее гарантийная надпись на дорожном чеке упразднила необходимость предъявления дополнительного удостоверяющего документа.
В настоящее время компания Thomas Cook является одним из признанных лидеров в сфере туризма и связанных с туризмом финансовых услуг. Дорожные чеки Thomas Cook выпускаются в 11 валютах и широком спектре номиналов. Компания Thomas Cook имеет сеть, состоящую из более чем 1 300 представительств и отделений в 100 странах мира, что позволяет обслуживать более 20 млн. клиентов в год.
В 1981 г. компании Thomas Cook и MasterCard подписали соглашение о партнерстве и выпуске дорожных чеков Thomas Cook с логотипом MasterCard, в соответствии с которым держатели карточек MasterCard в случае необходимости могут использовать возможности мировой сети обслуживания компании Thomas Cook. Эмитентом дорожных чеков, имеющим права на выпуск, продажу и выплату возмещения, является компания Thomas Cook, а лицензия на логотип принадлежит платежной ассоциации MasterCard International.
В 1992 г. часть европейских банков отказалась от дальнейшего выпуска собственных дорожных чеков с тем, чтобы, объединившись, эмитировать совместный европейский дорожный чек - euro travellers cheque- (etc). Для того, чтобы обеспечить прием и обслуживание таких чеков не только на территории Европы, но в других странах мира, необходимо было «совместить» новый продукт с финансовым инструментом, признанным на мировом рынке. В качестве делового партнера для реализации этого проекта была выбрана компания Thomas Cook, и в соотвествии с подписанным соглашением аббревиатура etc появилась на дорожных чеках Thomas Cook/MasterCard. В 1995 г. дорожный чек etc/Thomas Cook/MasterCard стал одним из платежных инструментов, предлагаемых ассоциацией Europay International. Это, в частности, способствовало укреплению позиций компании Thomas Cook на мировом и европейском рынках дорожных чеков. По данным международных платежных систем, объем продаж дорожных чеков в странах сформировавшегося финансового рынка в Европе* продолжает расти. В значительной степени это относится к дорожным чекам Thomas Cook.
В 1992 г. 90% акций компании Thomas Cook были приобретены немецким банком Westdeutsche Landesbank (WestLB) у британской банковской группы Midland Bank, а в 1995 г. WestLB приобрел оставшиеся 10% акций у компании LTU Group, став, таким образом, единственным владельцем компании Thomas Cook, и инвестировал в ее развитие около 50 млн. фт. ст.
В 1995 г. компания Thomas Cook перекупила у банка Barclays Bank права на компанию Interpayment Services Ltd. Одновременно в 12 странах мира небольшая часть туристических агентств Thomas Cook, прежде всего связанных с организацией деловых поездок, перешла компании American Express.
В настоящее время штат компании составляют 12 тыс. человек, которые ежегодно обслуживают более 20 млн. клиентов. Основными направлениями деятельности группы являются оказание финансовых услуг и туризм, в том числе выполнение функций туристического агентства и агентства пассажирских перевозок, организация работы бюро обмена валют, предоставление корпоративным клиентам услуг, связанных с обменными операциями, эмиссия дорожных чеков и сделки с иностранной валютой. Компания Thomas Cook является самым крупным после American Express эмитентом дорожных чеков, имеющим разветвленную сеть представительств и бюро обслуживания.
В 1995 г. прибыль компании достигла 46,8 млн. фт. ст. по сравнению с 21,5 млн. фт. ст. в 1994 г. Оборот по сравнению с тем же периодом увеличился на 93 млн. фт. ст. и составил 750 млн., а объем продаж вырос на 24% и составил 21,2 млрд. фт. ст. по сравнению с 17,1 млн. фт. ст. в 1994 г. Кроме того, продажа компании Thomas Management и приобретение Interpayment Services Ltd. получили поддержку основного владельца группы Thomas Cook - банка Westdeutsche Landesbank (WestLB) - и положительно отразились на перспективах доходности группы.
Исходя из того, что туристические услуги являются одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений бизнеса, в 1995 г. компания приступила к реализации нескольких проектов с использованием средств мульти-медиа, возможностей сети Internet и интерактивного телевидения.
Деятельность отдела финансовых услуг и сектора туризма дополняют и уравновешивают друг друга: увеличение доходов от развития туризма сопровождается ростом объема продаж дорожных чеков и обменных операций. Предоставление же финансовых услуг корпорациям открывает более широкие перспективы для бизнеса.
В 1995 г. группа Thomas Cook предприняла дальнейшие шаги по усилению ее позиций за пределами Великобритании. Несмотря на то, что внутренний рынок составляет основу бизнеса группы, она все же менее зависима от воздействия каких бы то ни было ситуаций, возникающих на британском рынке, чем ее конкуренты.
Основным фактором роста общего объема прибыли было увеличение объема операций с дорожными чеками, чему в немалой степени способствовала упомянутая интеграция компании Interpayment в систему Thomas Cook, благодаря которой общий объем продаж увеличился до 21,2 млрд. фт. ст., оборот - до 750 млн. фт. ст. Кроме этого, успешной была деятельность отдела туризма и, в частности, компании Thomas Cook India, доля участия группы в которой составляет 40%. На фоне явного оживления индийской экономики деятельность этой компании в 1995 г. была более чем успешной. Наличие обменных бюро Thomas Cook во всех главных аэропортах Индии позволило получить значительную прибыль от операций по обмену валюты, объем которых существенно увеличился в связи с либерализацией законодательства о выезде индийских граждан в туристические и деловые поездки.
В области финансирования проектов и инвестиций деятельность группы была сконцентрирована на решении задач интеграции приобретенной компании Interpayment и продажи бизнеса по обслуживанию деловых поездок работников корпораций. Помимо этого, группа продолжала использовать подходящие возможности для развития своего бизнеса. Так, например, была приобретена сеть турагентств в Новой Зеландии, открыт ряд обменных бюро в крупных транспортных и туристических центрах. Осуществлялись дальнейшие инвестиции в развитие информационных технологий, в том числе в сфере туристического бизнеса Великобритании. Была также создана система POS-терминалов для обменных бюро и проведена модернизация оборудования для обработки операций с дорожными чеками.
Стратегия, избранная группой Thomas Cook, выходит далеко за рамки обеспечения только высокого качества услуг, что требует изменения организационной структуры и процессов производства для повышения потребительской стоимости продуктов.
Структурная перестройка
В 1995 г. претерпела некоторые изменения организационная структура группы. Так, руководство деятельностью по предоставлению услуг финансовым институтам и операциями по обмену валют, ранее осуществлявшееся разными подразделениями, возложено теперь на недавно созданный отдел финансовых услуг, деятельность которого подтвердила целесообразность такого шага, поскольку даже сложности структурной перестройки и разработки принципиально нового подхода к ведению бизнеса не помешали получить значительную прибыль по операциям, курируемым этим подразделением.
Новому отделу финансовых услуг группы Thomas Cook удалось добиться значительных успехов по всем направлениям своей деятельности, при этом основное внимание было уделено дальнейшему расширению бизнеса дорожных чеков и сети обменных бюро в крупных международных туристических и транспортных центрах, а также развитию сектора услуг по обмену валют, предоставляемых корпоративным клиентам.
Реорганизация управления бизнесом дорожных чеков и валютообменными операциями принесли определенные результаты, и в первую очередь, привели к ликвидации дублирования управленческих функций, а также открыли возможность организации обслуживания потребителей из
одного центра. В результате увеличилась доходность бизнеса и была создана основа для дальнейшего совершенствования работы с потребителями.
Направления деятельности финансовой группы Thomas Cook
Туризм и деловые поездки
Принятое стратегическое решение сконцентрировать усилия на развитии сектора услуг, связанных с туризмом и пассажирскими перевозками, и последующая продажа сети Travel Management Services, охватывающей 12 стран, позволили группе Thomas Cook ускорить развитие основных областей своего бизнеса. Достаточно успешными были работа на рынке Великобритании, приобретение сети турагентств в Новой Зеландии и Германии, рост объемов продаж продуктов и услуг по телефону, деятельность, связанная с туризмом, и активное использование группой новых каналов продвижения продуктов на рынок.
Рынок международного туризма продолжает развиваться, становясь более насыщенным и требуя все более тщательного подхода к поддержанию предела доходности на определенном уровне. Несмотря на конкуренцию в сфере международного туризма и отдыха, прибыль, полученная компанией Thomas Cook в этой сфере бизнеса, выросла на 10%.
В 1995 г. группой была проведена большая работа по изучению новых требований рынка и обеспечению соответствия им предлагаемых группой продуктов. В частности, большое внимание было уделено развитию деятельности службы продаж по телефону Thomas Cook Direct.
В 1994 г. была осуществлена продажа сети агентств, работающих в сфере оказания корпоративным клиентам услуг, связанных с деловыми поездками, прибыль которых снизилась до критического уровня. Группа существенно сократила накладные расходы и получила возможность направить средства на развитие сектора туризма. Помимо продажи развлекательных туров, туристический бизнес включает набор определенных сопутствующих продуктов и услуг, в том числе обмен валюты, аренду автомобилей, а также обслуживание приезжающих и отъезжающих туристов.
Дорожные чеки
Интеграция компании Interpayment в систему группы была масштабной задачей. По завершении необходимых юридических формальностей рабочая нагрузка операционных центров Interpayment была переведена из Нью-Йорка ,Пула, Торонто и Сиднея на собственные процессинговые центры Thomas Cook в Питерборо и Мельбурне. Доходы компании, полученные в результате объединения сетей обслуживания, превзошли ожидания руководства Thomas Cook. Прибыль, полученная в течение первого года от операций Interpayment с дорожными чеками Visa, доказала, что расчеты доходности операций с этими платежными инструментами оказались верными. Несмотря на то, что в бюджет, составленный на первый после приобретения компании год работы, не была заложена прибыль от операций с дорожными чеками Visa, эта прибыль была не только получена, но и стала существенным дополнением к общей прибыли группы в 1995 г., так как удалось сохранить большую часть клиентов компании Interpayment и снизить операционные издержки. Кроме этого, доход был получен и от эффективного размещения акций этой компании.
Значительно вырос интерес к дорожным чекам в странах Тихоокеанского региона и Латинской Америки, что также должно способствовать увеличению доходности этого направления бизнеса группы Thomas Cook. Существенное увеличение роста объемов продаж дорожных чеков наблюдалось в Германии, Африке и на Ближнем Востоке.
В течение 1995 г. группа укрепила стратегический альянс с ассоциацией Europay International, с которым она связывает надежды на увеличение объема продаж дорожных чеков европейским банкам. В частности, объем операций с дорожными чеками Thomas Cook/MasterCard вырос на 4% по сравнению с 1994 г. Значительная часть прибыли была получена также благодаря большим объемам отсроченных платежей (в частности, в долларах США).
Финансовые институты по-прежнему продолжают рассматривать обслуживание частных клиентов как деятельность, не являющуюся главной задачей банковского бизнеса, что дает группе Thomas Cook возможность предоставлять клиентам услуги, связанные с расчетами и платежами во время туристических и деловых поездок.
Услуги по обмену валют частным лицам
Другим важным направлением деятельности отдела финансовых услуг являются операции по обмену валют, которые группа предоставляет широким слоям населения, малым и средним компаниям, банкам и ссудо-сберегательным учреждениям. Значительную прибыль в 1995 г. дала самая крупная после лондонской сеть обменных бюро группы, развернутая в Питерборо.
Стабильно развивается сеть обменных бюро Thomas Cook в крупных туристических центрах и транспортных узлах, особенно в Северной Америке, Австралии, Индии и Великобритании. В дополнение к уже имевшимся лицензиям на работу в аэропортах Мельбурна и Перта группе удалось получить разрешение на работу обменных бюро в престижном аэропорте Сиднея, а также в Вашингтоне, Торонто и Бомбее.
Работа на валютной бирже
Группа Thomas Cook в течение нескольких лет является одним из участников операций на валютной бирже в Питербюро, одной из самых крупных валютных бирж в Великобритании. Несмотря на возросшую конкуренцию, результаты деятельности группы в этой области свидетельствуют об определенных успехах.
Обслуживание корпоративных клиентов
Работа по предоставлению платежных инструментов и услуг мелким и средним компаниям в Австралии, Северной Америке и Великобритании ведется достаточно успешно, в связи с чем руководством Thomas Cook было принято решение о развертывании такого бизнеса во Франции, где у группы уже есть несколько корпоративных клиентов и создана необходимая инфраструктура.
Деятельность группы Thomas Cook в регионах
Великобритания
Несмотря на то, что группой достигнуты значительные успехи в работе на международном рынке, в настоящее время основным источником доходов является рынок Великобритании. Это означает, что группа успешно конкурирует на самом «остром» рынке пассажирских перевозок в мире. В условиях довольно жесткой системы предоставления скидок отделениям компании удалось увеличить объемы продаж и добиться роста прибыли.
По мнению руководства группы, успех был обусловлен тремя причинами: сокращением издержек за счет продажи сети агентств, предоставляющих услуги корпоративным клиентам, увеличением производительности труда и приданием статуса приоритетного направления операциям с дорожными чеками и другими финансовыми инструментами.
В 1995 г. объем продаж службы оказания услуг по телефону (Thomas Cook Direct) увеличился более чем на 40%. Это свидетельствует о заинтересованности потребителей в организации отдыха с помощью такой телефонной службы. Руководством группы принято решение о создании аналогичных предприятий в Австралии и Канаде.
Канада
Канадская сеть туристических агентств группы является самой широкой. В результате структурной перестройки и продажи сети Travel Management были значительно сокращены издержки и созданы предпосылки для увеличения объема продаж и расширения спектра услуг, предлагаемых клиентам Thomas Cook в Канаде. В конце 1995 г. - начале 1996 г. была реализована программа «own label» product. В результате общий объем продаж компании в регионе вырос на 30%. Кроме того, в ряде точек были начаты операции по обмену валют.
Азиатско-Тихоокеанский регион
Деятельность группы в Австралии и Новой Зеландии в 1995 г. претерпела серьезные структурные изменения. В течение ближайших трех лет здесь планируется развернуть широкую сеть агенств Thomas Cook, а также создать на территории страны телефонную службу организации отдыха. В результате приобретения новозеландской сети турагентств Russel & Somers, насчитывающей 37 точек, значительно возрос объем операций по обслуживанию туристов, посещающих Новую Зеландию, Фиджи и Австралию, в основном за счет туристов, прибывающих из стран АТР, в частности, из Японии. Успешно реализуются различные программы обслуживания клиентов в Индонезии, а также в Гонконге и Сингапуре.
Египет
В последние годы развитие бизнеса в Египте осложнялась политическими волнениями. В какой-то степени сказалась также и продажа бизнеса, связанного с обслуживанием деловых поездок сотрудников корпораций. В 1996 г. ситуация начала меняться в лучшую сторону, поскольку группа сосредоточила свои усилия на развитии туризма.
Перспективы развития сектора потребительских услуг
Для поддержки и расширения клиентской базы группа Thomas Cook использует новейшие технологии. Отдел финансовых услуг участвовал в проведении испытаний по использованию интерактивного телевидения и сетей Internet при работе с клиентами. Было проведено исследование перспектив использования новых средств электронной передачи данных в качестве каналов продвижения продуктов и услуг группы Thomas Cook; совместно с компаниями Leisureplan и Philips Media учреждено предприятие, целью которого является создание уникальной мультимедийной базы данных для системы пассажирских перевозок. В октябре 1995 г. группа Thomas Cook подключилась к сети Internet. В настоящее время продолжается работа над проектами, связанными с использованием интерактивного телевидения.
В 1995 г. в Питерборо был открыт Центр клиентского обслуживания, ставший частью сети международной службы возмещения Thomas Cook. Этот Центр будет осуществлять все операции возмещения по дорожным чекам Thomas Cook/MasterCard. В это же время был заключен контракт на управление международной службой возмещения эмитентов платежной ассоциации Visa International (Visa Issuers Global Refund Service).