
Эмитенты

Торибанк
В 1996 г. одним из главных направлений деятельности Торибанка стало расширение клиентской базы на основе специальной программы, предусматривающей развитие сети отделений банка и расширение комплекса предлагаемых клиентам услуг. Важным элементом этой программы является развитие систем безналичных расчетов на базе пластиковых карточек.
Union Card
Начиная с 1994 г. в целях привлечения клиентуры к обслуживанию банк приступил к реализации комплексной программы расчетов с использованием пластиковых карточек. Анализ характеристик платежных систем, проведенный экспертами банка, позволил ему остановить выбор на системе Union Card, членом которой банк стал в сентябре 1994 г.
В феврале 1995 г., через пять месяцев после вступления в Union Card, банк начал эмиссию карточек. В настоящее время выпускаются рублевые и валютные карточки Union Card для физических лиц, рублевые карточки для организаций и зарплатные карточки для клиентов банка.
Работа с держателями пластиковых карточек является важной составляющей деятельности банка, от которой в значительной степени зависит успешная реализация его проектов. Как показывает практика, многие клиенты не представляют всех возможностей использования выдаваемой им карточки в соответствии с российским законодательством, например, какие виды поступлений можно переводить на счет с помощью карточки,
можно ли осуществлять перевод средств за пределы страны и т. д. Такую информацию держателю карточки, очевидно, должен предоставлять банк, причем отнюдь не из альтруистических побуждений. Если клиент хорошо представляет себе права и обязанности как свои, так и эмитента, последний от этого только выигрывает.
Хорошим примером является выдача клиентам зарплатных карточек. Договор на обслуживание обычно заключается с администрацией предприятия. Несмотря на то, что банк выдает держателям карточек специальные буклеты, содержащие «Правила пользования карточкой», получившие карточки сотрудники предприятия, как правило, не утруждают себя внимательным прочтением этих буклетов и имеют слабое представление о тарифах и условиях пользования карточкой. Отсюда - многочисленные случаи наступления овердрафта по зарплатным карточкам и возможные финансовые потери для эмитента карточек в том случае, если в договоре с предприятием не предусмотрены схемы возмещения ущерба и соответствующие штрафные санкции.
Другим направлением развития программы пластиковых карточек Торибанка является работа с предприятиями торгово-сервисной сети. С середины 1996 г. принципиальной позицией банка является предоставление права приема карточек Union Card только предприятиям - клиентами банка. Несмотря на это, в настоящее время торгово-сервисная сеть Торибанка достаточно развита. В основном это предприятия со значительным оборотом, наиболее перспективные с точки зрения обслуживания карточек (супермаркеты, ювелирные магазины и т. д.). Невысокая интенсивность транзакций в таких предприятиях компенсируется крупными суммами совершаемых операций (и соответствующим комиссионным вознаграждением обслуживающего банка).
Некоторые показатели развития программ lilt • пластиковых карточек Торибанка* Выпущено около 1 200 карточек, из которых примерно половина - зарплатные. Средняя сумма остатков по счетам - 1,200-1,500 млн. руб. Торгово-Сервисная Сеть: - в торгово-сервисную сеть Торибанка входит около 150 предприятий (110 юридических лиц); - ежемесячно совершается около 90 операций; - обороты за месяц составляют 9 тыс. долларов США и 67 млн. руб.; - средняя сумма транзакции в магазине составляет около 230 долларов США; - среднее число транзакций по карточке - 0,9 в год. Сеть пунктов выдачи наличных и банкоматов: - открыто 6 пунктов выдачи наличных в отделениях банка и установлено 4 банкомата; - ежедневно совершается 120-130 операций; - обороты за месяц составляют 60 тыс. долларов США и 800 млн. руб.; - средняя сумма транзакции составляет около 80 долларов США; - среднее число транзакций по карточке - 25 в год. * Приведены средние показатели ,на 1 полугодие 1996 г. |
Планируя расширить спектр услуг для держателей карточек, Торибанк совместно с компанией Union Card разработал и реализовал проект выдачи наличных средств по карточкам Union Card на Кипре Согласно трехстороннему договору, заключенному между Union Card, Торибанком и кипрским банком Bank of Cyprus, Торибанк открыл расчетный счет в Bank of Cyprus и принял на себя функции финансового гаранта операции по карточкам Union Card Реализация проекта началась в феврале 1995 г Организаторы проекта рассчитывали, что популярность услуги возрастет во время курортного сезона, который продолжается на Кипре с апреля по октябрь За первый сезон по карточкам Union Card на Кипре было произведено 18 транзакций, а оборот составил около 40 тыс долларов США
Финансовая безопасность банков в системе межбанковских расчетов в условиях нестабильности экономики значительно ослабляется существованием в системе единственного расчетного банка Исходя из этого, руководство Union Card постепенно подошло к мысли о целесообразности создания системы устойчивых расчетных банков В марте 1996 г вторым расчетным банком системы стал Торибанк, и в настоящее время в нем ведутся счета более 20 банков-участников системы Union Card, среди которых как московские банки (например, Мосбизнесбанк, Московский Кредитный Банк), так и региональные (Промсвязьбанк, Сибконтакт, КИБ-банк, Авиабанк и т д)
Промрадтехбанк
Промрадтехбанк был зарегистрирован 17 января 1990 г в качестве отраслевого банка радиоэлектронной промышленности Сейчас он входит в число ведущих банков России В конце 1994 г Промрадтехбанк занимал 72-е место в списке крупнейших банков России, в середине 1995 г переместился на 62-ю, а в конце 1996 г на 32-ю позицию
Отличительной особенностью позиции банка при организации бизнеса пластиковых карточек является ориентация на выполнение, в первую очередь, банковских функции Банк сумел правильно определить тот сегмент рынка пластиковых карточек, где он может добиться реальных результатов, не вступая в острую конкурентную борьбу с банками, имеющими прочные позиции на рынке, и те виды услуг, которые он может предложить держателям пластиковых карточек (и которые ими будут реально востребованы)
Свое вхождение в бизнес пластиковых карточек Промрадтехбанк начал с реализации проектов, не требующих значительных капиталовложении и не самых сложных с точки зрения технологии, но позволяющих специалистам банка приобрести практический опыт работы с пластиковыми карточками, в частности, с выдачи наличных по карточкам различных платежных систем
Первым проектом банка в этой области стал проект выдачи наличных по карточкам системы Ortcard, реализованный в 1994 г Хорошо продуманная организация работы позволила банку избежать финансовых потерь при крахе системы Ortcard в 1995 г В настоящее время Промрадтехбанк выдает наличные как по российским карточкам - Union Card, «Золотая Корона», NordCard, карточкам Диалог-банка, так и по международным карточкам - Visa, Eurocard /MasterCard Выдача наличных является одним из важных направлении работы банка в сфере розничных услуг Это направление Промрадтехбанк предполагает развивать и в дальнейшем, организуя пункты выдачи наличных, расширяя собственную сеть банкоматов как в Москве, так и в других городах России, и размещая их не только на территории гостиниц, аэропортов, в деловых и торговых центрах, но и в «спальных» районах
Проекты выдачи наличных в Промрадтехбанке*
Дата реализации проекта
| Вид карточек I
| Среднемесячный оборот
| Число пунктов выдачи наличных банка
| Организация выдачи наличных
|
1994 г
| Union Card
| 600 тыс долларов США и 1 9 млрд руб
| 17
| Голосовая авторизация POS терминалы банкоматы
|
лето 1994 г
| Visa
| 70 тыс долларов США и 110 млн руб
| 16
| Голосовая авторизация POS терминалы банкоматы
|
1995 г
| ЕС/MC
| 7 тыс долларов США
| 2
| Голосовая авторизация
|
май 1995 г2 июль 1996 г3
| «Золотая Корона >
| 160 млн руб
| о
| POS терминалы
|
1 сентября 1996 г
| Диалог банк
| 1 тыс долларов США и 15 млн руб
| 3
| Голосовая авторизация
|
7октября 1996 г
| NordCard
| 28 млн руб
| 2
| POS терминалы
|
* По состоянию на декабрь 1996 г
По данным информационно аналитического агенства Интерфакс АИФ Выдача наличных через узел Сибирского Торгового Банка 3 Выдача наличных через собственный узел
С точки зрения экспертов, выдача наличных по карточкам различных платежных систем является весьма подходящим видом бизнеса для средних банков, работающих с карточками. При этом банку не обязательно заниматься эмиссией карточек, если, конечно, это не регламентируется правилами соответствующей платежной системы. Это направление банковской деятельности особенно перспективно для банков, расположенных в регионах с большим притоком приезжих -в Москве, туристических центрах, курортных городах и т. д. .
Union Card
В декабре 1993 г. Промрадтехбанк вступил в платежную систему Union Card, а в 1994 г. приступил к эмиссии карточек этой системы. К концу 1996 г. общее число карточек Union Card, эмитированных банком, превысило 5 тыс. Большая часть из них - дебетовые, но по некоторым видам карточек допускается овердрафт. Таким образом, банк постепенно продвигается к выходу на формирующийся рынок потребительского кредита с полноценными кредитным
карточками. В настоящее время в банке реализовано несколько зарплатных проектов (в том числе, выдача зарплаты сотрудникам процессинговой компании Union Card), в рамках которых выпущено около 3 тыс. карточек Union Card, и организована сеть предприятий обслуживания карточек, включающая около ста торговых точек. Оборот по карточкам в этих предприятиях различен, большая часть транзакций выполняется примерно в 30-35 предприятиях, что составляет около 30% торгово-сервисной сети банка. Суммарный объем операций в торговых точках не превышает 10%
от общего объема операций банка с карточками Union Card.
Золотая Корона
Несмотря на широкое распространение карточек «Золотая Корона» в Сибири и на Дальнем Востоке, в московском регионе до недавнего времени эта система практически не была представлена. Это объясняется тем, что после приостановления деятельности Московского филиала Сибирского Торгового Банка прекратил свою работу и узел (процессинговый центр) системы в Москве, были заморожены платежи по проведенным транзакциям, вследстие чего деятельность системы в Москве была парализована. На сегодняшний день московские банки выпустили не более сотни карточек «Золотая Корона», торговые организации города не принимают такие карточки к оплате, а банкоматов, выдающих по ним наличные, в Москве нет. Таким образом, число транзакций по карточкам «Золотая Корона» в Москве незначительно, а наиболее распространенные операции - межрегиональные транзакции (снятие наличных средств иногородними держателями карточек).
В конце 1995 г. Промрадтехбанк вступил в систему «Золотая Корона» в качестве расчетного банка и узла с одновременным получением прав на эмиссию и обслуживание карточек системы. На первом этапе работы решались задачи обеспечения функционирования узла системы и организации выдачи наличных по карточкам «Золотая Корона» в отделениях Промрадтехбанка. Результатом проведенной банком работы явилось возобновление функционирования платежной системы в Москве. Впоследствии Промрадтехбанк планирует организовать выдачу наличных по карточкам «Золотая Корона» в Санкт-Петербурге. В планы
4 В настоящее время формальными участниками системы «Золотая Корона» являются 8 московских банков - Агропромбанк, Инкомбанк, НГС-банк, Российский Кредит, Промрадтехбанк, Первый инвестиционный банк, Элексбанк, Юнибест.
Некоторые показатели работы Промрадтехбанка в системе Union Card* Выпущено 5 тыс. карточек, из которых 3 тыс. - зарплатные. По одной карточке в год совершается 50 транзакций. Торгово-сервисная сеть: — состоит из 100 предприятий; — ежемесячно совершается 200-250 операций; — средняя сумма транзакции в магазине составляет 200 долларов США. Сеть пунктов выдачи наличных и банкоматов- ежедневно совершается от 50 до 200 операций; - сумма транзакции составляет от 10 тыс. руб. до нескольких тыс. долларов США. * Показатели являются приблизительными и даны по состоянию па декабрь 1996 г. |
Промрадтехбанка входит также привлечение московских гостиниц и крупных торговых предприятий, пользующихся популярностью у северян и сибиряков - основных держателей карточек, на обслуживание по карточкам «Золотая Корона».
Основными факторами, сдерживающими объем операций по карточкам и развитие системы «Золотая Корона» как в Москве, так и в других регионах, является риск возможных неплатежей и значительные сроки прохождения межбанковских платежей.
Как известно, на начальном этапе развития системы «Золотая Корона» банки-участники системы высказались за схему взаиморасчетов, основанную, по сути, на доверии между участниками: каждый банк рассчитывался по своим обязательствам, самостоятельно определяя сроки перечисления средств и маршруты платежей. Единственным ограничением со стороны Центра системы был жестко определенный срок зачисления средств на счет получателя - 3 банковских дня. По такой схеме банки работали в течение года. За этот период число банков-участников выросло до 93, количество обрабатываемых Центром транзакций - до 160 тыс. в месяц, ежемесячные обороты превысили 46 млрд. руб. На 10% межрегиональных транзакций приходилось более 80% оборота системы, а платежи на сумму свыше 1 млн. руб. составили более 20% от общего количества транзакций.
Работа в многоэмитентной межрегиональной системе в условиях финансовой нестабильности заставила всех участников системы серьезно задуматься о гарантиях возмещения своих расходов. Для банка-эмитента с достаточно большой долей средств на картсчетах в структуре пассивов, работающего в многоэмитентной межрегиональной системе, появляется потенциальная возможность кризиса ликвидности Поэтому обслуживающий банк, принимая карточки «незнакомого» эмитента, вынужден учитывать риск возможных
неплатежей. Отсюда - завышенные комиссионные за выдачу наличных по карточкам других эмитентов или отказ в обслуживании. Таким образом, появилась необходимость разработки принципиально новой системы межбанковских взаиморасчетов, исключающей риски возможных неплатежей и позволяющей сократить сроки прохождения межбанковских платежей в системе. Такая система, предусматривающая, в частности, обязательную авторизацию эмитента при совершении
держателями карточек операций на крупные суммы (более 500 тыс. руб.) и введение института нескольких расчетных банков, была разработана специалистами «Золотой Короны» и Центра финансовых Технологий, а соответствующее программное обеспечение отлажено и установлено на аппаратных средствах Промрадтехбанка.
В настоящее время в системе «Золотая Корона» номинально шесть расчетных банков: три региональных - КОНЭКАгропромбанк (Хабаровск), развивающий и обслуживающий инфраструктуру в Харбине, Русский Торгово-промышленный банк5 (Санкт-Петербург) и Межбанковский Расчетный Центр (Владивосток), и три московских - Агропромбанк , Инкомбанк и Промрадтехбанк, обслуживающих как региональные, так и межрегиональные расчеты. Фактически к работе приступили только три из них - КОНЭКАгропромбанк, Межбанковский Расчетный Центр и Промрадтехбанк.
К концу 1996 г. в Промрадтехбанке было открыто 11 корсчетов, что составляет более трети всех корсчетов банков-участников системы «Золотая Корона», и созданы необходимые условия для открытия корсчетов другими участниками системы и проведения между ними расчетов. Банк открыт для сотрудничества и ставит своей целью активное развитие системы «Золотая Корона» в московском регионе и ее продвижение в другие регионы России.•
5. В сентябре 1996 г русский Торгово-промышленный банк подписал договор с ЗАО «Золотая Корона», согласно которому получил право действовать в качестве расчетного банка системы Однако до настоящего времени банк не приступил к выполнению обязанностей расчетного банка
6. Межбанковский Расчетный Центр получил статус регионального расчетного банка по Дальнему Востоку в системе «Золотая Корона» в конце августа 1996 г В настоящее время в нем открыто 8 корсчетов банков-участников системы и подписано четыре договора на обслуживание дальневосточных банков в новом расчетном банке Межбанковский Расчетный Центр начал работу в новом качестве в середине декабря 1996 г
7. До покупки Столичным банком сбережении контрольного пакета акции Агропромбанк являлся узлом и расчетным банком системы «Золотая Корона» лишь номинально Теперь же функционирование Агропромбанка в качестве расчетного банка (так же, как и процессингового узла) представляется сомнительным
Некоторые показатели работы Промрадтехбанка в системе «Золотая Корона»*
В сети пунктов выдачи наличных банка:
- ежедневно совершается 6-7 операций;
- средняя сумма транзакции составляет 3 млн. руб.
- Показатели являются приблизительными и даны по состоянию на декабрь 1996 г.