
О прикладных банковских системах ORA*CARD и ORA*BANK

Системы ORA*CARD и ORA*BANK относятся к группе прикладных банковских продуктов. Программное обеспечение ORA*CARD предназначено для проведения операций с кредитными карточками банка или другого финансового учреждения. Этот продукт может быть установлен в автономном процессинговом центре или процессинговом центре банка. В последнем случае система ORA*CARD может быть объединена с системой ORA*BANK или включена в уже имеющуюся в банке автоматизированную банковскую систему. ORA*BANK представляет собой интегрированную систему, обеспечивающую автоматическое выполнение банковских операций во Front-office и бухгалтерский учет операций с получением государственной и финансовой отчетности банка в Back-office.
Появление систем ORA*BANK и ORA*CARD явилось результатом многолетней работы опытных специалистов по созданию универсальных банковских и финансовых инструментов.
При разработке систем ORA*BANK и ORA*CARD использовался язык программирования четвертого поколения для среды СУБД ORACLE. Благодаря этому по мере выпуска государственными органами новых законов, постановлений и инструкций системы легко настраиваются на специальные требования заказчика.
Структура обеих систем позволяет на модульном уровне комплектовать операционную среду и обеспечивать оперативный обмен данными между разными модулями. В зависимости от потребностей и своих финансовых возможностей заказчик сам выбирает комплект оборудования и набор необходимых программных модулей и определяет связи между этими модулями. Кроме того, система позволяет квалифицированному пользователю включать в систему собственный модуль, который, соблюдая определенные форматы, сможет
обмениваться информацией с другими модулями системы.
Банковские приложения ORA*CARD и ORA*BANK являются высоко параметризованными системами. Их параметры могут настраиваться в соответствии с требованиями заказчика, что обеспечивает создание индивидуальной операционной среды. Эти системы не накладывают ограничений на объемы операций и размеры массивов базы данных, что может быть существенно для быстроразвивающегося банка.
Безопасность и конфиденциальность информации обеспечивается благодаря использованию системы паролей доступа. В системы ORA*CARD и ORA*BANK включены следующие средства контроля и обеспечения безопасности:
- модуль аудиторской проверки базы данных, отслеживающий и регистрирующий все попытки входа в систему и все изменения в базах данных;
- средства классификации пользователей по типам, для каждого из которых устанавливаются определенные характеристики, режим доступа и ограничения;
- средства автоматического создания резервных копий и восстановления базы данных.
В настоящее время системы ORA*BANK и ORA*CARD могут функционировать на самых различных аппаратных средствах - от персональных компьютеров и мини-ЭВМ до Mainframe-компьютеров - и в любой среде* допускающей использование СУБД Огасlе. Практика перехода с одной платформы на другую показала, что для этого не требуется вносить изменения в исходные тексты программ системы.
ORA*CARD
Система ORA*CARD обеспечивает выполнение и учет операций, связанных с использованием пластиковых карточек - от принятия заявки на изготовление карточки и оценки уровня кредитоспособности клиента до авторизации транзакций. В ядро системы входят следующие модули:
- модуль «Заявки», который обеспечивает контроль за статусом заявок от клиентов и анализирует данные, поступившие от самого клиента и других источников. По результатам анализа этой информации и на основании установленных в системе оценочных параметров заявки на получение карточки могут быть удовлетворены автоматически;
- модуль «Операционный контроль» предназначен для организации взаимодействия с учреждениями (филиалами) банка и контроля за их работой;
1 Local Organisation Back-office.
- модуль «Обслуживание клиентов» обеспечивает работу с держателями карточек и контроль за использованием карточек в целях предотвращения возможных ошибок и махинаций в случае кражи или утери карточки;
- модуль «Контроль портфеля» включает интегрированный контроль портфеля кредитов и управление различными механизмами взимания платежей за просрочки, допущенные держателями карточек, с учетом длительности просрочки;
- модуль «Контроль санкционирования» предназначен для выполнения авторизации запросов от предприятий торговой сети, банкоматов и т. д.;
- модуль «Интерфейс с системой бухгалтерского учета» обеспечивает формирование бухгалтерских проводок для передачи в Главную Бухгалтерскую Книгу;
- и другие модули.
Поскольку модуль ORA*CARD предназначен в первую очередь для работы с кредитными карточками (а в России это преимущественно международные карточки платежных ассоциаций Visa International и Europay International), значительный интерес представляет организация его взаимодействия с сертифицированным процессинговым центром. По имеющимся данным, программное обеспечение ORA*CARD может быть установлено в качестве модуля Back-office операций в банке-клиенте Кардцентра в рамках программ REMBO и LOBO1 (подробности см. в статье «Cui bono? Cui prodest?» в рубрике «Рынок международных карточек»). База данных клиентов ведется непосредственно в банке, а авторизация транзакций выполняется банком самостоятельно либо с помощью Front-end Кардцентра. В последнем случае в Кардцентре располагается ежедневно обновляемое «зеркальное отражение» банковской базы данных, которое используется для авторизации запросов.
ORA'BANK
Прикладной продукт ORA*BANK включает:
- различного рода настроечные таблицы (например, план счетов), таблицы нормативной справочной информации (НСИ) операций и проводок и другие таблицы, которые могут корректироваться на уровне руководителя бухгалтерии без вмешательства программиста;
- модуль Front-office операций (автоматизированная система филиала ORA*BRANCH), который может эксплуатироваться как самостоятельная система или в составе системы ORA*BANK. Этот модуль предназначен для выполнения широкого спектра банковских операций, в том числе операций со счетами клиентов, физических и юридических лиц, обменно-конверсионных операций, кредитования, лизинга, аккредитивов, биржевых сделок и других операций;
-модуль Back-office операций (Бухгалтерский учет и финансово-Экономический анализ). В этой подсистеме учет совершенных во Front-office операций выполняется с применением таблиц НСИ операций и соответствующих проводок. Система обеспечивает ведение детальной Главной Бухгалтерской Книги, которая имеет свои эффективные средства настройки, тем самым позволяя пользователю самому обеспечивать необходимый уровень детализации и пополнения структуры ГБК, чтобы полностью обеспечить получение государственной и банковской финансовой и экономической отчетности. Модуль Главной Бухгалтерской Книги может функционировать как самостоятельная система и как «Операционный День Банка», когда бухгалтерские проводки для получения бухгалтерской и финансовой отчетности вводятся вручную.
К достоинствам системы ORA*BANK можно отнести:
1. Возможность организации централизованного или распределенного хранения информации, когда база клиентских счетов размещается в центральном офисе и/или в виде локальных баз данных в филиалах банка.
При работе в режиме реального времени операция отражается в филиале, где совершается операция, в центральном офисе, где централизованно хранится база данных, и в филиале, где открыт счет клиента. В случае сбоя каналов связи система переключается в режим Stand-in процессинга, и транзакция обрабатывается в «оф-лайн» режиме. При последующем приведении коммуникаций в рабочее состояние программное обеспечение осуществляет копирование всех выполненных в филиалах операций в централизованную базу данных и включает режим «он-лайн».
2. Модульная структура системы, позволяющая пользователю самостоятельно определять потоки и режимы передачи данных между разны-
ми программными модулями, разрешает ведение бухгалтерского учета как в «оф-лайн» режиме (когда все филиалы закрыли свой операционный день и передали информацию бухгалтеру через базу данных), так и в «он-лайн» режиме (когда обмен данными между модулями филиала и программами бухгалтера осуществляется напрямую из модуля в модуль, и бухгалтерская программа разносит информацию по своим таблицам базы данных). Последний вариант позволяет получать информацию о состоянии денежных средств на счетах или требуемый отчет в любой текущий момент времени.
3.. Программное обеспечение ORA*BANK может быть использовано в системах «клиент-банк». Для этого требуется лишь установить у клиента специальный удаленный банковский терминал и определить функциональные права конкретного клиента в прикладной банковской системе.
4. Выполнение некоторых операций в филиале совершается в удобной для операциониста форме, особенно валютообменные операции, в том числе операции с дорожными чеками в СКВ или расчетными чеками в национальной валюте. Новая обменная или конверсионная операция может быть добавлена непосредственно пользователем системы без вмешательства программиста путем заполнения специальных таблиц.
5. Так как в настоящее время план счетов и, соответственно, бухгалтерские проводки подвержены частому изменению со стороны Центрального банка РФ, значительный интерес для банков представляет возможность настройки системы бухгалтерского учета на новые требования Центрального Банка РФ путем корректировки нормативно-справочной информации по операциям и бухгалтерским проводкам без привлечения разработчиков программного обеспечения.
6. Важно также наличие в системе ряда возможностей, связанных с бухгалтерским учетом, таких как учет остатков на валютных счетах в СКВ и в рублевом эквиваленте с формированием бухгалтерских проводок по курсовым разницам.