
Purchasing Cards-на мелочах можно экономить по крупному

Появившись в 1993 г. в США, карточки для оплаты мелких покупок корпоративных клиентов - purchasing cards - стремительно распространяются: по данным платежной ассоциации Visa International, количество таких карточек удваивается каждые три-четыре месяца. Продвижению на рынок эти карточки обязаны тому, что мировой рынок мелких корпоративных покупок, оцениваемый примерно в 1 трлн, долларов США в год, традиционно ориентируется на «бумажный» способ проведения платежных операций, и все его участники заинтересованы в появлении технологий, способных модернизировать этот процесс. В то же время, на долю пластиковых карточек приходится только около 2% объема платежей, совершаемых в этом секторе рынка.
Процесс обеспечения офисов и компаний товарами и услугами, необходимыми для повседневной работы, включает в себя трудоемкую процедуру заполнения и проверки большого количества документов (заказов, счетов, накладных), которыми обмениваются поставщики (или продавцы) и покупатели. В этот процесс вовлекается большое число людей, вынужденных заниматься весьма ответственной, но не самой нужной работой. Попытки оценить затраты компаний на организацию мелких покупок приводят к поразительным результатам. В некоторых источниках опубликованы данные, что во Франции компания-покупатель расходует на оформление одного заказа, независимо от его стоимости, около 250 фр. франков, а компания-поставщик - около 200 фр. франков. В Великобритании исполнение одного заказа обходится компаниям в среднем в 94 доллара США, и зачастую превышает 100 долларов США. Таким образом, расходы компании на организацию покупки вполне сопоставимы с ее стоимостью, а иногда могут превышать ее. Можно представить масштабы по-
добных затрат, если только в Великобритании «мелкие» расходы 1000 крупнейших компаний составляют более 28 млн. долларов США в год. Нетрудно также оценить потери международных компаний-поставщиков, учитывая, что сроки поступления платежей могут достигать 75 дней.
Целью создания платежных систем с использованием карточек purchasing cards является усовершенствование процедуры размещения и выполнения заказов.
Карточки purchasing cards призваны автоматизировать процесс оформления покупок, включая совершение бухгалтерских проводок, в этих условиях необходимость обработки большого количества информации вынуждает платежные системы создавать новые процессинговые компании, использующие специализированное программное обеспечение. Так, компания American Express осуществляет поддержку таких карточек, используя систему авторизации Payment Link, платежная система Visa International производит их обслуживание с помощью системы InfoSpan. Кроме того, использование карточек purchasing cards требует от руководства компаний готовности делегировать часть своих прав подчиненным, наделяя их полномочиями совершать покупки от имени компании в рамках установленного лимита. Если эти проблемы решены, использование карточек purchasing cards существенно упрощает и, следовательно, удешевляет процедуру осуществления покупки.
При оформлении покупки держатель карточки связывается непосредственно с поставщиком, делает заказ, сообщает номер карточки и согласовывает реквизиты для учета покупки бухгалтериями компании-покупателя и компании-поставщика. Программное обеспечение, установленное у поставщика, производит авторизацию каждой операции с тем, чтобы не превышать лимит, определенный компанией-покупателем для держателя карточки. Периодически процессинговый центр рассылает участникам транзакции сводные отчеты, содержащие полную информацию о совершенных транзакциях, включая бухгалтерскую отчетность. Так как гарантом совершения платежей выступает банк-эмитент, компании-поставщики получают дополнительную прибыль за счет сокращения сроков получения средств до 3-4 дней. В целом же, использование карточек purchasing cards позволяет компаниям экономить, по разным оценкам, от 25 до 60% средств на обслуживание мелких покупок. Кроме того, применение таких карточек может способствовать сокращению убытков компании, связанных с недобросовестностью сотрудников, исключая возможность их сговора с продавцом при оплате наличными. Дополнительные преимущества приобретают и эмитенты - не только за счет получения новых источников дохода, но и делая свой бизнес более привлекательным для клиентов.
Фактором, сдерживающим международное распространение карточек purchasing cards, являются особенности ведения бухгалтерского учета, различия налоговых ставок и способов их начисления, принятые в разных странах. Не последнюю роль играют и различия в общих культурных традициях, находящие отражение в разных подходах к ведению бизнеса. Прежде чем программы карточек purchasing cards будут реализованы в какой-либо стране, процессинговой компании, обслуживающей эти карточки, необходимо создать специализированное программное обеспечение, учитывающее особенности местного налогообложения. Кроме того, проведение расчетов с помощью таких карточек должно получить одобрение местных налоговых органов. Именно поэтому такие карточки пока не получили широкого распространения даже в высокоразвитых странах.
Первые карточки для оплаты мелких расходов компаний были выпущены в 1993 г. в США. В июле и сентябре 1995 г. такие карточки были эмитированы в рамках платежной системы Visa International в Австралии и Сингапуре, в марте 1996 г. - в Гонконге. Первой европейской страной, эмитировавшей карточки purchasing cards, стала Великобритания - здесь в конце 1995 г. практически одновременно такие карточки были выпущены компаниями American Express и Visa International. В настоящее время пилотные проекты выпуска карточек Visa Purchasing Cards осуществляются в Германии, Франции, Италии, Бельгии и скандинавских странах. К концу 1996 г. аналогичные проекты будут реализованы также в Японии, Мексике, Бразилии и Аргентине. Карточки American Express Purchasing Cards, выпускаемые в США с 1994 г., в настоящее время используют более 300 компаний. К концу 1996 г. планируется выпуск этих карточек в европейских странах.
В последнее время карточки purchasing cards стали настолько популярными, что даже компании, традиционно ориентированные на рынок путешествий и развлечений, не хотят оставаться в стороне. Например, компания Diners Club International завершила разработку системы платежей с использованием таких карточек в Германии и намерена распространять ее в других европейских странах. При этом Diners Club не планирует конкурировать с аналогичными системами других платежных ассоциаций - Visa International, Europay International и MasterCard International, так как считает, что сумеет занять нишу более крупных транзакций.
В целом, по характеру использования карточки для оплаты мелких корпоративных покупок мало отличаются от корпоративных карточек компаний, хотя некоторые эксперты считают, что области при-
менения этих карточек перекрываются не более, чем на 10%. Процедуры бухгалтерского оформления платежей, совершаемых по этим карточкам, различаются. Расходы, связанные с деловыми поездками, отличаются по статьям расходов от затрат на малоценное оборудование, канцелярские принадлежности, расходные материалы, для оплаты которых в основном и используются карточки purchasing cards. Применение обоих типов карточек позволяет компаниям более гибко подходить к структуризации своих расходов, тем самым упро щая отчетность и контроль за финансами. На карточки типа purchasing cards могут быть также возложены дополнительные управляющие функции, если при открытии карточек будут определены не только их держатели и размеры лимитов, но и заранее установлены компании-поставщики, для расчетов с которыми и будут применяться эти карточки.
Привлекательность карточек этого типа для клиентов определяется не только теми услугами, которые получают их держатели, но и возможностью использовать их для расчетов с как можно большим количеством поставщиков, для которых прием к оплате таких карточек не должен создавать каких-либо дополнительных трудностей. Поэтому для широкого распространения этих карточек большое значение имеет, например, достижение договоренностей, упрощающих процедуру начисления НДС. Соглашения, заключаемые налоговыми органами и объединениями компаний, обслуживающих purchasing cards, необходимы для привлечения к работе с этими карточками сравнительно небольших компаний-поставщиков. Для крупных торговых фирм организация обмена большим количеством информации, необходимость внедрения новых компьютерных систем, поддерживающих все возможные типы счетов, не представляет большой проблемы. Напротив, для небольших компаний, особенно если их бухгалтерский учет основан на бумажной технологии, расходы на проведение подобных мероприятий вряд ли будут оправданы. В 1995 г. такое соглашение было достигнуто между ассоциацией Visa International и Управлением по таможенным сборам и акцизам Великобритании, что, по оценкам экспертов, позволит снизить расходы, связанные с оформлением сделок, еще на 10%. Соглашение было одобрено Европейской Комиссией и рекомендовано в качестве основы для подобных соглашений между правительственными органами стран ЕС и различными платежными системами.
По данным платежной системы Visa International, величина средней транзакции по корпоративным карточкам этой системы составляет около 300 долларов США. Учитывая, что одной из основных целей внедрения карточек типа purchasing cards изначально было снижение расходов компании на обеспечение ее нормального функционирования, использование таких карточек в первую очередь должно быть выгодно компаниям, годовой объем расходов которых на мелкие покупки составляет не менее 4-5 млн. долларов США. Таким образом, деятельность банков-эмитентов карточек purchasing cards направлена прежде всего на наиболее крупные компании и корпорации. Например, платежная система MasterCard International проводит активную маркетинговую деятельность, направленную на компании, входящие, согласно рейтингу журнала Fortune, в 1000 крупнейших компаний США, хотя, в принципе, любая компания, часто совершающая небольшие покупки, может быть потенциальным клиентом эмитентов этих карточек.
Основную конкуренцию проектам выпуска карточек purchasing cards в настоящее время составляют системы платежей, использующие электронный обмен данными (EDI) и возможности сети Internet. Реализация проектов систем электронных платежей требует от участников (как продавцов, так и покупателей) значительных расходов на приобретение и стандартизацию необходимого оборудования и программного обеспечения. В тоже время, проблема безопасности платежей, совершаемых через сеть Internet, пока далека от разрешения. Все это создает предпосылки для широкого распространения карточек purchasing cards, увеличения их популярности и доступности, в том числе и среди небольших компаний, которые получат прекрасную возможность сэкономить средства на подключении к системам электронного обмена данными.
Очевидно, что рано или поздно карточки типа purchasing cards займут подобающее им место в системах электронных платежей. Перспективы же появления этого платежного инструмента в России весьма противоречивы.
С одной стороны, если представить масштабы расходов на обеспечение повседневной деятельности таких структур, как Газпром, Сбербанк России, Администрация Президента РФ, Аэрофлот, которые изначально ориентированы на потребление высококачественных товаров и услуг, а также принять во внимание то, что вряд ли кто-нибудь в нашей стране может похвастаться совершенной системой организации покупок, то можно сказать, что рынок пользователей карточек purchasing cards в России существует.
С другой стороны, рынок пластиковых карточек в России далек от насыщения, и держатели карточек пока не используют все реальные и потенциальные возможности пластиковых карточек. Процесс внедрения нового типа карточек на рынок потребует от участников платежных систем неординарных усилий как в плане согласования всех аспектов проекта с налоговыми органами, так и в области маркетинга. Эти усилия, безусловно, окупятся возможностями рынка тому, кто придет на этот рынок первым. Немаловажно еще и то, что в России эти карточки пока практически неизвестны. Надеемся, что нам в какой-то степени удалось познакомить наших читателей с этим новым, но становящимся все более популярным в мире платежным инструментом