Журнал ПЛАС » Архив » 1996 » Журнал ПЛАС № 6-7 (16-17) 1996 » 502 просмотра

Purchasing Cards-на мелочах можно экономить по крупному

Purchasing Cards-на мелочах можно экономить по крупному

Появившись в 1993 г. в США,карточки для оп­латы мелких покупок корпоративных клиентов —pur­chasing cards —стремительно распространяются: по данным платежной ассоциации Visa International,ко­личество таких карточек удваивается каждые три-четыре месяца. Продвижению на рынок эти карточ­ки обязаны тому,что мировой рынок мелких корпо­ративных покупок,оцениваемый примерно в 1 трлн,долларов США в год,традиционно ориенти­руется на «бумажный»способ проведения платеж­ных операций,и все его участники заинтересованы в появлении технологий,способных модернизировать этот процесс. В то же время,на долю пластиковых карточек приходится только около 2% объема пла­тежей,совершаемых в этом секторе рынка.

Процесс обеспечения офисов и компаний това­рами и услугами,необходимыми для повседневной работы,включает в себя трудоемкую процедуру заполнения и проверки большого количества до­кументов (заказов,счетов,накладных),которыми обмениваются поставщики (или продавцы) и поку­патели. В этот процесс вовлекается большое чис­ло людей,вынужденных заниматься весьма ответ­ственной,но не самой нужной работой. Попытки оценить затраты компаний на организацию мелких покупок приводят к поразительным результатам. В некоторых источниках опубликованы данные,что во Франции компания-покупатель расходует на оформление одного заказа,независимо от его стоимости,около 250 фр. франков,а компания-поставщик —около 200 фр. франков. В Великоб­ритании исполнение одного заказа обходится ком­паниям в среднем в 94 доллара США,и зачастую превышает 100 долларов США. Таким образом,расходы компании на организацию покупки впол­не сопоставимы с ее стоимостью,а иногда могут превышать ее. Можно представить масштабы по-

добных затрат,если только в Великобритании «мелкие» расходы 1000 крупнейших компаний со­ставляют более 28 млн. долларов США в год. Не­трудно также оценить потери международных компаний-поставщиков,учитывая,что сроки посту­пления платежей могут достигать 75 дней.

Целью создания платежных систем с исполь­зованием карточек purchasing cards является усо­вершенствование процедуры размещения и вы­полнения заказов.

Карточки purchasing cards призваны автомати­зировать процесс оформления покупок,включая совершение бухгалтерских проводок,в этих усло­виях необходимость обработки большого количе­ства информации вынуждает платежные системы создавать новые процессинговые компании,ис­пользующие специализированное программное обеспечение. Так,компания American Express осу­ществляет поддержку таких карточек,используя систему авторизации Payment Link,платежная сис­тема Visa International производит их обслужива­ние с помощью системы InfoSpan. Кроме того,ис­пользование карточек purchasing cards требует от руководства компаний готовности делегировать часть своих прав подчиненным,наделяя их полно­мочиями совершать покупки от имени компании в рамках установленного лимита. Если эти пробле­мы решены,использование карточек purchasing cards существенно упрощает и,следовательно,удешевляет процедуру осуществления покупки.

При оформлении покупки держатель карточки связывается непосредственно с поставщиком,де­лает заказ,сообщает номер карточки и согласо­вывает реквизиты для учета покупки бухгалтерия­ми компании-покупателя и компании-поставщика. Программное обеспечение,установленное у по­ставщика,производит авторизацию каждой опе­рации с тем,чтобы не превышать лимит,опреде­ленный компанией-покупателем для держателя карточки. Периодически процессинговый центр рассылает участникам транзакции сводные отчеты,содержащие полную информацию о совершенных транзакциях,включая бухгалтерскую отчетность. Так как гарантом совершения платежей выступа­ет банк-эмитент,компании-поставщики получают дополнительную прибыль за счет сокращения сро­ков получения средств до 3-4 дней. В целом же,использование карточек purchasing cards позволя­ет компаниям экономить,по разным оценкам,от 25 до 60% средств на обслуживание мелких по­купок. Кроме того,применение таких карточек может способствовать сокращению убытков ком­пании,связанных с недобросовестностью сотруд­ников,исключая возможность их сговора с про­давцом при оплате наличными. Дополнительные преимущества приобретают и эмитенты —не толь­ко за счет получения новых источников дохода,но и делая свой бизнес более привлекательным для клиентов.

Фактором,сдерживающим международное распространение карточек purchasing cards,явля­ются особенности ведения бухгалтерского учета,различия налоговых ставок и способов их начис­ления,принятые в разных странах. Не последнюю роль играют и различия в общих культурных тра­дициях,находящие отражение в разных подходах к ведению бизнеса. Прежде чем программы кар­точек purchasing cards будут реализованы в ка­кой-либо стране,процессинговой компании,об­служивающей эти карточки,необходимо создать специализированное программное обеспечение,учитывающее особенности местного налогообло­жения. Кроме того,проведение расчетов с помо­щью таких карточек должно получить одобрение местных налоговых органов. Именно поэтому та­кие карточки пока не получили широкого рас­пространения даже в высокоразвитых странах.

Первые карточки для оплаты мелких расходов компаний были выпущены в 1993 г. в США. В ию­ле и сентябре 1995 г. такие карточки были эми­тированы в рамках платежной системы Visa International в Австралии и Сингапуре,в марте 1996 г. —в Гонконге. Первой европейской стра­ной,эмитировавшей карточки purchasing cards,стала Великобритания —здесь в конце 1995 г. практически одновременно такие карточки были выпущены компаниями American Express и Visa International. В настоящее время пилотные проек­ты выпуска карточек Visa Purchasing Cards осуще­ствляются в Германии,Франции,Италии,Бельгии и скандинавских странах. К концу 1996 г. анало­гичные проекты будут реализованы также в Япо­нии,Мексике,Бразилии и Аргентине. Карточки American Express Purchasing Cards,выпускаемые в США с 1994 г.,в настоящее время используют более 300 компаний. К концу 1996 г. планирует­ся выпуск этих карточек в европейских странах.

В последнее время карточки purchasing cards стали настолько популярными,что даже компании,традиционно ориентированные на рынок путешест­вий и развлечений,не хотят оставаться в стороне. Например,компания Diners Club International завер­шила разработку системы платежей с использова­нием таких карточек в Германии и намерена рас­пространять ее в других европейских странах. При этом Diners Club не планирует конкурировать с ана­логичными системами других платежных ассоциа­ций —Visa International,Europay International и MasterCard International,так как считает,что суме­ет занять нишу более крупных транзакций.

В целом,по характеру использования карточки для оплаты мелких корпоративных покупок мало отличаются от корпоративных карточек компаний,хотя некоторые эксперты считают,что области при-

менения этих карточек перекрываются не более,чем на 10%. Процедуры бухгалтерского оформле­ния платежей,совершаемых по этим карточкам,различаются. Расходы,связанные с деловыми по­ездками,отличаются по статьям расходов от за­трат на малоценное оборудование,канцелярские принадлежности,расходные материалы,для опла­ты которых в основном и используются карточки purchasing cards. Применение обоих типов карточек позволяет компаниям более гибко подходить к структуризации своих расходов,тем самым упро щая отчетность и контроль за финансами. На кар­точки типа purchasing cards могут быть также воз­ложены дополнительные управляющие функции,ес­ли при открытии карточек будут определены не только их держатели и размеры лимитов,но и за­ранее установлены компании-поставщики,для рас­четов с которыми и будут применяться эти карточки.

Привлекательность карточек этого типа для клиентов определяется не только теми услугами,которые получают их держатели,но и возможно­стью использовать их для расчетов с как можно большим количеством поставщиков,для которых прием к оплате таких карточек не должен созда­вать каких-либо дополнительных трудностей. Поэто­му для широкого распространения этих карточек большое значение имеет,например,достижение договоренностей,упрощающих процедуру начисле­ния НДС. Соглашения,заключаемые налоговыми органами и объединениями компаний,обслуживаю­щих purchasing cards,необходимы для привлечения к работе с этими карточками сравнительно неболь­ших компаний-поставщиков. Для крупных торговых фирм организация обмена большим количеством информации,необходимость внедрения новых ком­пьютерных систем,поддерживающих все возмож­ные типы счетов,не представляет большой пробле­мы. Напротив,для небольших компаний,особенно если их бухгалтерский учет основан на бумажной технологии,расходы на проведение подобных ме­роприятий вряд ли будут оправданы. В 1995 г. та­кое соглашение было достигнуто между ассоциа­цией Visa International и Управлением по таможен­ным сборам и акцизам Великобритании,что,по оценкам экспертов,позволит снизить расходы,свя­занные с оформлением сделок,еще на 10%. Согла­шение было одобрено Европейской Комиссией и рекомендовано в качестве основы для подобных соглашений между правительственными органами стран ЕС и различными платежными системами.

По данным платежной системы Visa Internatio­nal,величина средней транзакции по корпоратив­ным карточкам этой системы составляет около 300 долларов США. Учитывая,что одной из ос­новных целей внедрения карточек типа purchasing cards изначально было снижение расходов компа­нии на обеспечение ее нормального функционирования,использование таких карточек в первую оче­редь должно быть выгодно компаниям,годовой объем расходов которых на мелкие покупки соста­вляет не менее 4-5 млн. долларов США. Таким об­разом,деятельность банков-эмитентов карточек purchasing cards направлена прежде всего на наи­более крупные компании и корпорации. Например,платежная система MasterCard International прово­дит активную маркетинговую деятельность,направ­ленную на компании,входящие,согласно рейтингу журнала Fortune,в 1000 крупнейших компаний США,хотя,в принципе,любая компания,часто со­вершающая небольшие покупки,может быть по­тенциальным клиентом эмитентов этих карточек.

Основную конкуренцию проектам выпуска карточек purchasing cards в настоящее время со­ставляют системы платежей,использующие элек­тронный обмен данными (EDI) и возможности се­ти Internet. Реализация проектов систем электрон­ных платежей требует от участников (как продав­цов,так и покупателей) значительных расходов на приобретение и стандартизацию необходимого оборудования и программного обеспечения. В то­же время,проблема безопасности платежей,со­вершаемых через сеть Internet,пока далека от разрешения. Все это создает предпосылки для широкого распространения карточек purchasing cards,увеличения их популярности и доступности,в том числе и среди небольших компаний,кото­рые получат прекрасную возможность сэконо­мить средства на подключении к системам элек­тронного обмена данными.

Очевидно,что рано или поздно карточки ти­па purchasing cards займут подобающее им мес­то в системах электронных платежей. Перспекти­вы же появления этого платежного инструмента в России весьма противоречивы.

С одной стороны,если представить масштабы расходов на обеспечение повседневной деятель­ности таких структур,как Газпром,Сбербанк России,Администрация Президента РФ,Аэроф­лот,которые изначально ориентированы на по­требление высококачественных товаров и услуг,а также принять во внимание то,что вряд ли кто-нибудь в нашей стране может похвастаться со­вершенной системой организации покупок,то можно сказать,что рынок пользователей карто­чек purchasing cards в России существует.

С другой стороны,рынок пластиковых карточек в России далек от насыщения,и держатели карто­чек пока не используют все реальные и потенциаль­ные возможности пластиковых карточек. Процесс внедрения нового типа карточек на рынок потребу­ет от участников платежных систем неординарных усилий как в плане согласования всех аспектов про­екта с налоговыми органами,так и в области мар­кетинга. Эти усилия,безусловно,окупятся возмож­ностями рынка тому,кто придет на этот рынок пер­вым. Немаловажно еще и то,что в России эти кар­точки пока практически неизвестны. Надеемся,что нам в какой-то степени удалось познакомить наших читателей с этим новым,но становящимся все бо­лее популярным в мире платежным инструментом

Появившись в 1993 г. в США,карточки для оп­латы мелких покупок корпоративных клиентов —pur­chasing cards —стремительно распространяются: по данным платежной ассоциации Visa International,ко­личество таких карточек удваивается каждые три-четыре месяца. Продвижению на рынок эти карточ­ки обязаны тому,что мировой рынок мелких корпо­ративных покупок,оцениваемый примерно в 1 трлн,долларов США в год,традиционно ориенти­руется на «бумажный»способ проведения платеж­ных операций,и все его участники заинтересованы в появлении технологий,способных модернизировать этот процесс. В то же время,на долю пластиковых карточек приходится только около 2% объема пла­тежей,совершаемых в этом секторе рынка.

Процесс обеспечения офисов и компаний това­рами и услугами,необходимыми для повседневной работы,включает в себя трудоемкую процедуру заполнения и проверки большого количества до­кументов (заказов,счетов,накладных),которыми обмениваются поставщики (или продавцы) и поку­патели. В этот процесс вовлекается большое чис­ло людей,вынужденных заниматься весьма ответ­ственной,но не самой нужной работой. Попытки оценить затраты компаний на организацию мелких покупок приводят к поразительным результатам. В некоторых источниках опубликованы данные,что во Франции компания-покупатель расходует на оформление одного заказа,независимо от его стоимости,около 250 фр. франков,а компания-поставщик —около 200 фр. франков. В Великоб­ритании исполнение одного заказа обходится ком­паниям в среднем в 94 доллара США,и зачастую превышает 100 долларов США. Таким образом,расходы компании на организацию покупки впол­не сопоставимы с ее стоимостью,а иногда могут превышать ее. Можно представить масштабы по-

добных затрат,если только в Великобритании «мелкие» расходы 1000 крупнейших компаний со­ставляют более 28 млн. долларов США в год. Не­трудно также оценить потери международных компаний-поставщиков,учитывая,что сроки посту­пления платежей могут достигать 75 дней.

Целью создания платежных систем с исполь­зованием карточек purchasing cards является усо­вершенствование процедуры размещения и вы­полнения заказов.

Карточки purchasing cards призваны автомати­зировать процесс оформления покупок,включая совершение бухгалтерских проводок,в этих усло­виях необходимость обработки большого количе­ства информации вынуждает платежные системы создавать новые процессинговые компании,ис­пользующие специализированное программное обеспечение. Так,компания American Express осу­ществляет поддержку таких карточек,используя систему авторизации Payment Link,платежная сис­тема Visa International производит их обслужива­ние с помощью системы InfoSpan. Кроме того,ис­пользование карточек purchasing cards требует от руководства компаний готовности делегировать часть своих прав подчиненным,наделяя их полно­мочиями совершать покупки от имени компании в рамках установленного лимита. Если эти пробле­мы решены,использование карточек purchasing cards существенно упрощает и,следовательно,удешевляет процедуру осуществления покупки.

При оформлении покупки держатель карточки связывается непосредственно с поставщиком,де­лает заказ,сообщает номер карточки и согласо­вывает реквизиты для учета покупки бухгалтерия­ми компании-покупателя и компании-поставщика. Программное обеспечение,установленное у по­ставщика,производит авторизацию каждой опе­рации с тем,чтобы не превышать лимит,опреде­ленный компанией-покупателем для держателя карточки. Периодически процессинговый центр рассылает участникам транзакции сводные отчеты,содержащие полную информацию о совершенных транзакциях,включая бухгалтерскую отчетность. Так как гарантом совершения платежей выступа­ет банк-эмитент,компании-поставщики получают дополнительную прибыль за счет сокращения сро­ков получения средств до 3-4 дней. В целом же,использование карточек purchasing cards позволя­ет компаниям экономить,по разным оценкам,от 25 до 60% средств на обслуживание мелких по­купок. Кроме того,применение таких карточек может способствовать сокращению убытков ком­пании,связанных с недобросовестностью сотруд­ников,исключая возможность их сговора с про­давцом при оплате наличными. Дополнительные преимущества приобретают и эмитенты —не толь­ко за счет получения новых источников дохода,но и делая свой бизнес более привлекательным для клиентов.

Фактором,сдерживающим международное распространение карточек purchasing cards,явля­ются особенности ведения бухгалтерского учета,различия налоговых ставок и способов их начис­ления,принятые в разных странах. Не последнюю роль играют и различия в общих культурных тра­дициях,находящие отражение в разных подходах к ведению бизнеса. Прежде чем программы кар­точек purchasing cards будут реализованы в ка­кой-либо стране,процессинговой компании,об­служивающей эти карточки,необходимо создать специализированное программное обеспечение,учитывающее особенности местного налогообло­жения. Кроме того,проведение расчетов с помо­щью таких карточек должно получить одобрение местных налоговых органов. Именно поэтому та­кие карточки пока не получили широкого рас­пространения даже в высокоразвитых странах.

Первые карточки для оплаты мелких расходов компаний были выпущены в 1993 г. в США. В ию­ле и сентябре 1995 г. такие карточки были эми­тированы в рамках платежной системы Visa International в Австралии и Сингапуре,в марте 1996 г. —в Гонконге. Первой европейской стра­ной,эмитировавшей карточки purchasing cards,стала Великобритания —здесь в конце 1995 г. практически одновременно такие карточки были выпущены компаниями American Express и Visa International. В настоящее время пилотные проек­ты выпуска карточек Visa Purchasing Cards осуще­ствляются в Германии,Франции,Италии,Бельгии и скандинавских странах. К концу 1996 г. анало­гичные проекты будут реализованы также в Япо­нии,Мексике,Бразилии и Аргентине. Карточки American Express Purchasing Cards,выпускаемые в США с 1994 г.,в настоящее время используют более 300 компаний. К концу 1996 г. планирует­ся выпуск этих карточек в европейских странах.

В последнее время карточки purchasing cards стали настолько популярными,что даже компании,традиционно ориентированные на рынок путешест­вий и развлечений,не хотят оставаться в стороне. Например,компания Diners Club International завер­шила разработку системы платежей с использова­нием таких карточек в Германии и намерена рас­пространять ее в других европейских странах. При этом Diners Club не планирует конкурировать с ана­логичными системами других платежных ассоциа­ций —Visa International,Europay International и MasterCard International,так как считает,что суме­ет занять нишу более крупных транзакций.

В целом,по характеру использования карточки для оплаты мелких корпоративных покупок мало отличаются от корпоративных карточек компаний,хотя некоторые эксперты считают,что области при-

менения этих карточек перекрываются не более,чем на 10%. Процедуры бухгалтерского оформле­ния платежей,совершаемых по этим карточкам,различаются. Расходы,связанные с деловыми по­ездками,отличаются по статьям расходов от за­трат на малоценное оборудование,канцелярские принадлежности,расходные материалы,для опла­ты которых в основном и используются карточки purchasing cards. Применение обоих типов карточек позволяет компаниям более гибко подходить к структуризации своих расходов,тем самым упро щая отчетность и контроль за финансами. На кар­точки типа purchasing cards могут быть также воз­ложены дополнительные управляющие функции,ес­ли при открытии карточек будут определены не только их держатели и размеры лимитов,но и за­ранее установлены компании-поставщики,для рас­четов с которыми и будут применяться эти карточки.

Привлекательность карточек этого типа для клиентов определяется не только теми услугами,которые получают их держатели,но и возможно­стью использовать их для расчетов с как можно большим количеством поставщиков,для которых прием к оплате таких карточек не должен созда­вать каких-либо дополнительных трудностей. Поэто­му для широкого распространения этих карточек большое значение имеет,например,достижение договоренностей,упрощающих процедуру начисле­ния НДС. Соглашения,заключаемые налоговыми органами и объединениями компаний,обслуживаю­щих purchasing cards,необходимы для привлечения к работе с этими карточками сравнительно неболь­ших компаний-поставщиков. Для крупных торговых фирм организация обмена большим количеством информации,необходимость внедрения новых ком­пьютерных систем,поддерживающих все возмож­ные типы счетов,не представляет большой пробле­мы. Напротив,для небольших компаний,особенно если их бухгалтерский учет основан на бумажной технологии,расходы на проведение подобных ме­роприятий вряд ли будут оправданы. В 1995 г. та­кое соглашение было достигнуто между ассоциа­цией Visa International и Управлением по таможен­ным сборам и акцизам Великобритании,что,по оценкам экспертов,позволит снизить расходы,свя­занные с оформлением сделок,еще на 10%. Согла­шение было одобрено Европейской Комиссией и рекомендовано в качестве основы для подобных соглашений между правительственными органами стран ЕС и различными платежными системами.

По данным платежной системы Visa Internatio­nal,величина средней транзакции по корпоратив­ным карточкам этой системы составляет около 300 долларов США. Учитывая,что одной из ос­новных целей внедрения карточек типа purchasing cards изначально было снижение расходов компа­нии на обеспечение ее нормального функционирования,использование таких карточек в первую оче­редь должно быть выгодно компаниям,годовой объем расходов которых на мелкие покупки соста­вляет не менее 4-5 млн. долларов США. Таким об­разом,деятельность банков-эмитентов карточек purchasing cards направлена прежде всего на наи­более крупные компании и корпорации. Например,платежная система MasterCard International прово­дит активную маркетинговую деятельность,направ­ленную на компании,входящие,согласно рейтингу журнала Fortune,в 1000 крупнейших компаний США,хотя,в принципе,любая компания,часто со­вершающая небольшие покупки,может быть по­тенциальным клиентом эмитентов этих карточек.

Основную конкуренцию проектам выпуска карточек purchasing cards в настоящее время со­ставляют системы платежей,использующие элек­тронный обмен данными (EDI) и возможности се­ти Internet. Реализация проектов систем электрон­ных платежей требует от участников (как продав­цов,так и покупателей) значительных расходов на приобретение и стандартизацию необходимого оборудования и программного обеспечения. В то­же время,проблема безопасности платежей,со­вершаемых через сеть Internet,пока далека от разрешения. Все это создает предпосылки для широкого распространения карточек purchasing cards,увеличения их популярности и доступности,в том числе и среди небольших компаний,кото­рые получат прекрасную возможность сэконо­мить средства на подключении к системам элек­тронного обмена данными.

Очевидно,что рано или поздно карточки ти­па purchasing cards займут подобающее им мес­то в системах электронных платежей. Перспекти­вы же появления этого платежного инструмента в России весьма противоречивы.

С одной стороны,если представить масштабы расходов на обеспечение повседневной деятель­ности таких структур,как Газпром,Сбербанк России,Администрация Президента РФ,Аэроф­лот,которые изначально ориентированы на по­требление высококачественных товаров и услуг,а также принять во внимание то,что вряд ли кто-нибудь в нашей стране может похвастаться со­вершенной системой организации покупок,то можно сказать,что рынок пользователей карто­чек purchasing cards в России существует.

С другой стороны,рынок пластиковых карточек в России далек от насыщения,и держатели карто­чек пока не используют все реальные и потенциаль­ные возможности пластиковых карточек. Процесс внедрения нового типа карточек на рынок потребу­ет от участников платежных систем неординарных усилий как в плане согласования всех аспектов про­екта с налоговыми органами,так и в области мар­кетинга. Эти усилия,безусловно,окупятся возмож­ностями рынка тому,кто придет на этот рынок пер­вым. Немаловажно еще и то,что в России эти кар­точки пока практически неизвестны. Надеемся,что нам в какой-то степени удалось познакомить наших читателей с этим новым,но становящимся все бо­лее популярным в мире платежным инструментом

') -->
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться",вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных