
Недостающее звено.Состояние и некоторые перспективы развития рынка POS-терминалов в России

Анализируя состояние рынка POS-терминалов в России, можно выделить его следующие характерные особенности. 1. Наличие на российском рынке большого количества фирм-производителей POS-терминального оборудования. По оценкам экспертов, на российском рынке действует более десяти компаний, в той или иной степени связанных с поставкой оборудования для обслуживания держателей пластиковых карточек в предприятиях торговой сети. Среди них -- представительства фирм-производителей оборудования, дистрибьютеры, ресейлеры, бизнес-партнеры, предлагающие, помимо поставки оборудования, различные дополнительные услуги, включая установку, гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание, техническое сопровождение проектов и т. д. Наиболее известные компании-производители оборудования -- Verifone, Hypercome, Innovatron Data Systems, Lipman Electronics, CP8 Tranzac. Интересы компании VeriFone (США), безусловного лидера среди производителей POS-терминалов и периферии к ним в России, представляет компания Sprint. Наибольшее распространение получили терминалы семейств TRANZ (TRANZ460) и OMNI (OMNI390). Поставку оборудования VeriFone осуществляют также компании АйТи, Центр Финансовых Технологий, SATS Technology. Компания Hypercom (Австралия) -- основной конкурент VeriFone на мировом рынке. Ее официальный дилер -- компания Lityan Systems -- представляет на российском рынке широкий спектр оборудования для обслуживания клиентов в предприятиях торговой сети -- POS-терминалы, PIN-клавиатуры, картридеры для карточек с микропроцессором, устройства для ввода подписи, а также контроллеры сетевого доступа. Компания Липман Электроник Инжиниринг Лтд. (Израиль), основанная в 1974 г., занимается разработкой, производством и экспортом разнообразной продукции с использованием микропроцессоров и современных компьютеризованных систем. В деятельности компании на российском рынке преобладает поставка POS-терминалов (NURIT 2050), интегрированных аппаратов для наличных и безналичных расчетов, периферии (PIN-клавиатур). Innovatron Data Systems (Франция) предлагает как готовые решения на базе микропроцессорных карточек, так и отдельные виды оборудования для работы с карточками. Компания вышла на российский рынок еще в 1993 г. и в настоящее время является одним из лидеров в поставке POS-терминалов (TPSCAM 1000, TPSCAM 2000). Фирма ИВК Системс специализируется в области создания и запуска “под ключ“ банковских систем и систем безналичных расчетов, а также обеспечивает поставку, установку и техническое сопровождение вычислительной техники, банковского оборудования, пластиковых магнитных и микропроцессорных карточек и оборудования для поддержки систем, основанных на их использовании. При этом полностью обеспечивается комплекс работ по прокладке кабельных линий, стыковке оборудования, инсталляции системы. ИВК Системс является эксклюзивным дистрибьютером компании DataCard (США). Racal Transcom (Великобритания) является ведущим в стране производителем и разработчиком платежных систем с использованием POS-терминалов. К началу 1996 г. в мире было установлено более 100 тыс. POS-терминалов этой компании (преимущественно в Великобритании и странах Ближнего Востока). В России официальным дистрибьютером Racal Transcom является компания ТриадаКардКом. Компания CP8 Tranzac (Франция), одно из подразделений концерна Bull, наряду с реализацией комплексных проектов, осуществляет поставку отдельных видов оборудования -- в том числе, POS-терминалов BQ10 и периферии к ним. Фирма Recitel (Франция) - один из крупнейших производителей систем контроля доступа в помещения. АО “СканТек”, эксклюзивный дистрибьютер фирмы Recitel, осуществляет комплексную поставку, проектирование и монтаж систем доступа в помещения, а также осуществляет поставку POS-терминалов (TPC-232). Представительство компании BGS Industrial в рамках проекта U.E.P.S. реализует на российском рынке POS-терминалы EFT10 проиводства фирмы Monetel (Франция). 2. Распространение в России незначительного числа моделей наряду с предложением широкого спектра продукции. В настоящее время обслуживающим банкам, процессинговым компаниям, торговым точкам предлагается широкий спектр терминального оборудования. В то же время, из всего разнообразия представленных на рынке моделей POS-терминалов распространение в пределах конкретных платежных систем получили только некоторые из них. Это -- Lipman Electronic Nurit2050 (STB-Card, Optimumcard, проекты банков--клиентов Кардцентра), Innovatron Data Systems TPSCAM1000, TPSCAM2000 (Optimumcard, STB-Card, Union Card, Золотая Корона), Verifone Tranz460, Omni395 (Мультикарта, Золотая Корона, проекты SmartCity компании АйТи, проекты SATM компании SATS), DataCard Datatrol485, DataCard Datatrol 680-1c (Золотая корона), Bull BQ10 (Золотая Корона, Кардцентр), Monetel EFT10 (банки системы U.E.P.S.), Racal Cardmate 2i Russian (Диалог-банк, Триада КардКом). И хотя нельзя не принимать во внимание тот факт, что расширение спектра используемых терминалов снимает зависимость от одного-двух производителей и предоставляет банкам и предприятиям торговой сети возможность выбора оборудования в соответствии с их запросами, тем не менее, и банки-участники платежных систем, и отдельные обслуживающие банки предпочитают работать с небольшим числом моделей. Для использования новых видов POS-терминалов в рамках платежной системы обычно необходимо провести их сертификацию на соответствие нормам и правилам этой системы, а возможно, и разработать новое программное обеспечение для совместимости с уже существующей информационной структурой. Наряду с этим возникает ряд дополнительных проблем, связанных с организацией сервисного обслуживания POS-терминалов, обучения сотрудников технических центров, предприятий торговой сети и т. д. Кроме того, если новые модели будут устанавливаться в небольшом количестве (а на первом этапе так чаще всего и происходит), то их освоение потребует от процессинговых компаний и обслуживающих банков затрат, несоизмеримых с возможной отдачей. 3. Выполнение участниками рынка несвойственных им функций. “Типичными” участниками системы электронных платежей в предприятиях торговой сети в странах, где появились первые пластиковые карточки и где они наиболее распространены, являются банки-эмитенты, обслуживающие банки, процессинговые компании, операторы сетей EFTPOS-терминалов, предприятия торговой сети, держатели карточек. Высокая степень развития рынка характеризуется строгим разделением ролей его участников. Иными словами, банки, процессинговые компании, фирмы-производители оборудования и программного обеспечения, системные интеграторы, предприятия торговой сети концентрируют внимание на выполнении необходимого минимума свойственных им функций, но выполняют этот минимум наиболее качественно и полно. Между тем, по мнению руководства некоторых российских компаний и ряда независимых экспертов , российский рынок пластиковых карточек уже достиг того уровня, когда для дальнейшего развития бизнеса необходима узкая специализация всех его участников. В значительной степени это относится и к такому направлению, как электронная доставка транзакций. Электронная доставка транзакций и операторы сетей В функции операторов сетей входит построение сети оконечных устройств и управление этой сетью, захват транзакций, их маршрутизация и электронная доставка в обслуживающие банки (или процессинговые центры). Деятельность операторских компаний достойно представлена в каждой из цивилизованных стран. В Англии, например, операторы сетей работают с предприятиями через обслуживающие банки, которые заключают договоры и с оператором сети, и с предприятиями. При этом оператор сети берет на себя обязательства по установке и обслуживанию POS-терминального оборудования на предприятии и доставке транзакций в обслуживающие банки. В Швейцарии такие компании, заключив соответствующие договоры с банками и процессинговыми компаниями, работают с предприятиями напрямую. Мировой опыт показывает, что сотрудничество с операторами сетей дает определенные преимущества всем участникам рынка. Держатели карточек. При сотрудничестве предприятий с операторской компанией не только возрастет количество предприятий, принимающих к оплате карточки, но и расширится диапазон карточек, обслуживаемых на конкретном предприятии. Кроме того, сама технология построения операторских сетей позволяет реализовать быструю (в пределах 10 секунд) установку связи с центрами авторизации.Таким образом, время транзакции сокращается. Все это способствует созданию необходимых предпосылок для более частого использования карточек клиентурой и постепенного перехода на безналичную форму расчетов в предприятиях торговой сети. Предприятия торговой сети. Для того, чтобы принимать к оплате карточки различных систем, предприятие торговой сети заключает договоры с несколькими обслуживающими банками. Каждый банк устанавливает в торговой точке собственное оборудование для работы с карточками (POS-терминал, импринтер, компьютерную кассу). Таким образом, количество единиц установленного оборудования в основном совпадает с числом банков, обслуживающих предприятие. Это создает для предприятия определенные неудобства. Во-первых, обслуживающие банки устанавливают терминалы, настроенные на прием ограниченного числа видов карточек и на работу с конкретным центром (центрами) авторизации. Следовательно, кассир, обслуживающий карточки, должен помнить, какое оборудование следует использовать в каждом конкретном случае. Во-вторых, кассира приходится обучать работе с каждым вновь устанавливаемым устройством. В-третьих, предприятие получает возможность принимать к оплате карточки различных эмитентов по мере установки оборудования банками. Поскольку сроки установки различны, этот процесс растягивается во времени. В-четвертых, предприятие рано или поздно сталкивается с необходимостью технического обслуживания терминалов, их ремонта, замены и т. д. Поскольку оборудование устанавливается несколькими обслуживающими банками, то есть отсутствует единый подрядчик, решать все эти вопросы приходится с каждым банком в отдельности, что само по себе неудобно и не способствует расширению диапазона принимаемых к обслуживанию карточек. В-пятых, льготные финансовые условия установки POS-терминалов, хотя и практикуются некоторыми банками и процессинговыми компаниями, но предоставляются не всем и не всегда. Поэтому размещение каждого дополнительного устройства, как правило, влечет за собой дополнительные расходы торговой точки. Неудивительно, что предприятия зачастую отказываются заключать договор на обслуживание карточек очередной платежной системы, мотивируя это тем, что на предприятии уже установлено несколько терминалов. Сотрудничество с операторской компанией позволяет предприятию не только преодолеть эти трудности, но и дает определенные преимущества. В противовес традиционной схеме, торговая точка может работать с широким спектром карточек в одном и том же устройстве, заключив договор на установку, наладку, ремонт и обслуживание оборудования с единственным подрядчиком -- оператором сети POS-терминалов. При этом диапазон принимаемых к оплате карточек можно в любой момент расширить, и начало обслуживания клиентов по конкретному виду карточек будет определяться лишь сроком заключения договора с соответствующим банком, а не сроками установки и подключения очередного POS-терминала. Наличие на предприятии широкого спектра принимаемых к оплате карточек способствует повышению качества обслуживания клиентов, и следовательно, увеличению оборота предприятия. Как известно, предприятие платит обслуживающему банку комиссионные, размер которых может варьироваться от 0 до 4%. Сроки расчета банка с предприятием могут составлять от 1 до 15 дней. При сотрудничестве с операторской копанией у предприятия появляется воможность выбрать, с каким банком выгоднее заключить договор на обслуживание, например, международных карточек. Банки-эмитенты и обслуживающие банки. Сотрудничая с оператором сетей, обслуживающий банк может сэкономить средства, обычно затрачиваемые на создание, эксплуатацию и расширение собственных сетей POS-терминалов. Банки-эмитенты, воспользовавшись услугами оператора, предоставляют своим клиентам широкие возможности использования карточек в любом POS-устройстве сети. С увеличением числа устройств приема карточек и повышением надежности их эксплуатации будет возрастать и число желающих получить карточку, и интенсивность использования карточки. Таким образом, возрастут доходы банков-эмитентов от выпуска карточек и использования остатков на счетах клиентов. При этом следует ожидать и увеличения комиссионного вознаграждения, получаемого обслуживающими банками от предприятий и банками-эмитентами от обслуживающих банков. Процессинговые компании. Большинство банков, входящих в одну из существующих в России платежных систем, подключены к ней в пакетном режиме. Таким образом, кроме осуществления процессинга, процессинговые компании занимаются физическим выпуском карточек, эквайрингом, клирингом, а в ряде случаев -- и закупкой, установкой, настройкой, подключением и обслуживанием оборудования, то есть принимают на себя часть функций не только обслуживающих банков, банков-эмитентов и расчетных палат, но и операторов сетей. Это характерно для раннего этапа развития рынка пластиковых карточек. При этом в борьбе за расширение сети предприятий некоторые банки и процессинговые компании устанавливают POS-терминалы на очень льготных условиях. Наблюдается та же тенденция, что и с демпинговыми тарифами при операциях с банкоматами -- срок окупаемости проектов возрастает, а повысить искусственно заниженные тарифы практически невозможно из-за ухода клиентов в другие банки. Независимые операторские компании способствуют здоровой конкуренции, когда преимущество достигается не за счет демпинговой ценовой политики, а благодаря уровню и качеству предлагаемых клиентам услуг. До недавнего времени операторы сетей были полностью исключены из цепочки участников платежных систем в России. Сейчас на российском рынке появились первые операторские компании, занимающиеся созданием и управлении сетями EFTPOS-устройств. Компания “Триада КардКом” была образована в марте 1994 г. С момента создания компания специализируется на электронной доставке транзакций от EFTPOS-терминалов в центры авторизации. Для обеспечения надежности эксплуатации установленного оборудования компания “Триада КардКом” создала круглосуточную службу технической поддержки пользователей системы (TMS). TMS (Terminal Management System) -- централизованная система удаленного управления терминалами, осуществляющая настройку параметров и круглосуточный контроль за функционированием установленного оборудования. При установке терминалов в банках, пунктах выдачи наличных и на предприятиях торговой сети система TMS загружает в POS-терминалы информацию о типах обслуживаемых карточек и процессинговых центрах. В процессе работы терминалы периодически связываются с системой TMS, передавая нформацию о своем состоянии. Кроме того, при возникновении в процессе работы любых ошибочных ситуаций предусмотрено внеочередное информирование системы. Централизованные дистанционные системы управления терминалами, позволяют свести к минимуму вероятность несанкционированной замены терминалов , так как любое изменение конфигурации POS-терминала становится известным службе TMS. В качестве базовой модели используется русифицированный POS-терминал Cardmate 2i Russian фирмы Racal Transcom, снабженный защищенным от вскрытия съемным модулем памяти. Этот модуль может быть перенесен на другой терминал без потери хранящейся в нем информации, что облегчает проведение ремонтных работ. Терминал Cardmate 2i Russian может работать в режиме реального времени и пакетном режиме. В последнем случае в памяти терминала сохраняется 60 последних транзакций. По мнению наших экспертов, сильными сторонами компании являются наличие развитой централизованной системы удаленного управления терминалами, гибкие условия и короткие сроки установки и подключения оборудования к системе TMS, предоставление гарантии на все оборудование, проведение полного цикла работ по подключению терминалов (plug & go), предоставление компанией различных способов подключения POS-терминалов по желанию клиента. В то же время, по нашему мнению, у Триады Кардком имеются широкие возможности для развития и самосовершенствования. В частности, использование в качестве базовой единственной модели POS-терминала ведет к появлению зависимости от производителя этих терминалов. Кроме того, у потребителей услуг -- банков и предприятий торговой сети -- отсутствует возможность выбора моделей POS-терминалов, хотя при сегментации бизнеса логично было бы ожидать и разнообразия устройств (пусть даже изготавливаемых одним и тем же производителем), ориентированных на нужды конкретных заказчиков. В настоящее время сложилась ситуация, когда основная нагрузка в цепочке участников платежных систем легла на процессинговые компании. Помимо осуществления процессинга транзакций, эти компании вынуждены выполнять многие функции не только банков-эмитентов, обслуживающих и расчетных банков, но и операторов сетей. Приняв на себя выполнение этих функций, процессинговые компании позаботились о выгодных условиях покупки POS-терминального оборудования у компаний-производителей и продажи его банкам. Это является для них одной из дополнительных статей дохода. Значительная часть российсских банков--членов платежных систем предпочитает делегировать право управления сетью POS-терминалов процессинговым центрам, избавляя себя от необходимости технического сопровождения и поддержания этой сети в рабочем состоянии. Это также приносит доход процессинговым компаниям в виде ежемесячной платы за поддержание централизованной базы данных устройств и внесение в нее изменений. Тем не менее, этот доход несопоставим с поступлениями от услуг по процессингу и зачастую не оправдывает затраченные усилия. Поэтому часть процессинговых компаний и обслуживающих банков, по необходимости занимаясь установкой, сопровождением, ремонтом и заменой оборудования, подчас предоставляют лишь необходимый минимум из всего возможного спектра услуг и не стремятся этот минимум расширить. На наш взгляд, ситуация, когда расширение спектра предоставляемых услуг не является первоочередной задачей для большинства участников рынка пластиковых карточек, является временным явлением. По мере развития бизнеса пластиковых карточек его участники будут вынуждены сосредоточиться на выполнении своих прямых обязанностей. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем в цепочку участников платежных систем будет добавлено недостающее звено, и операторские компании займут достойное место на российском рынке. В первую очередь, потенциальными клиентами операторов, на наш взгляд, станут компании, которые, помимо процессинга, самостоятельно занимаются эквайрингом, то есть от своего имени заключают договоры на обслуживание с предприятиями торговли. Сотрудничая с оператором сети, такие компании могут значительно расширить сеть своих предприятий. Банки, эмитирующие собственные карточки, скорее всего, также проявят интерес к предлагаемому сервису. Обслуживая широкий круг предприятий, оператор сети фактически выступает в роли посредника между предприятиями и банком. Таким образом, банк расширит сеть приема внутренних карточек, не затрачивая средства на покупку и установку терминалов, а, следовательно, получит весомые преимущества и как эмитент, и как обслуживающий банк.