17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 223

Банкомат в упряжке

Банкомат в упряжке

Наверно, нет нужды говорить о перспективности технологий самообслуживания клиентов с использованием пластиковых карточек - мы уже неоднократно писали об этом в нашем журнале. В то же время, определенный интерес представляет незаслуженно обойденная нами тема, касающаяся управления сетью терминалов самообслуживания и, в первую очередь, банкоматов.

Программное обеспечение для управления банкоматами в России используется давно и успешно. Однако большинство известных в России продуктов либо входят в состав дорогостоящих аппаратно-программных комплексов, не всегда необходимых банку для решения его бизнес-задач, либо написаны под устройства компании IBM и, соответственно, под протокол Diebold 912 (например, продукт PACE и все продукты на его основе). Реализация протокола NDC+ далеко не всегда может в полной мере удовлетворить потребности банков, что в известной степени сдерживает победоносное шествие устройств NCR на российском рынке. С этих позиций банкам, приобретающим устройства самообслуживания компании NCR, могут быть интересны и полезны разработки российской компании SATSTechnologies - внутреннее программное обеспечение терминала самообслуживания (банкомата) NCR - SMART-NDCR и программный модуль для управления сетью устройств самообслуживания ATM*Manager.

SMART-NDCR

Прикладное программное обеспечение SMART-NDCR предназначено для управления работой терминалов самообслуживания NCR моделей 56хх и PersonaS. SMART-NDCR позволяет реализовать большинство функций, заложенных в стандартном протоколе NDC+, а также предоставляет пользователям ряд дополнительных возможностей, в частности, обслуживание микропроцессорных карточек, соответствующих стандарту ISO7816. SMART-NDCR является надстройкой над системным программным обеспечением терминалов самообслуживания NCRS4 и S4i и работает под управлением операционной системы OS/2 или OS/2 WARP.

Программный продукт SMART-NDCR поддерживает следующие виды транзакций со счетом:

- выдача наличных;

- прием конвертных депозитов;

- переводы средств со счета на счет;

- пополнение микропроцессорных карточек;

- возврат средств из «электронных кошельков» на счет;

- выдача различных выписок о состоянии счета и о состоянии микропроцессорной карточки;

- печать документов, в том числе печать на сброшюрованных документах и сберкнижках;

- функции модуля обработки документов[1]:

- оплата счетов с простановкой отметки об оплате;

- немедленное получение наличных по чекам, предъявленным в терминал;

- обработка платежных поручений  с проведением платежа и т. д.;

- интерактивное общение клиентов с сотрудниками банка или с центральным компьютером.

Кроме того, в SMART-NDCR реализован набор транзакций для «электронного кошелька», включающий:

- верификацию карточки;

- локальную проверку PIN-кода;

- изменение PIN-кода держателем карточки в режиме самообслуживания;

- перевод средств между «электронными кошельками»;

- возврат средств на счет;

- получение информации о последних транзакциях по каждому из «электронных кошельков» карточки;

- получение наличных из «электронного кошелька» в off-line режиме;

- пополнение «электронных кошельков» в on-line или off-line режиме;

- получение справок о балансе каждого из «электронных кошельков»;

- накопление информации об off-line транзакциях с последующей передачей в центр обработки транзакций;

- хранение и дистанционное обновление  стоп-листов;

- захват блокированных карточек и карточек, находящихся в стоп-листе.

SMART-NDCR позволяет управлять всеми предусмотренными в конструкции терминалов устройствами. Благодаря этому существенно упрощается конфигурирование различных узлов терминала, проведение диагностических работ, замена быстроизнашивающихся деталей и пополнение расходных материалов.

Другой важной функцией SMART-NDCR является обмен информацией с модулями управления сетью терминалов, например, с ATM*Manager.

ATM*Manager для управления устройствами самообслуживания NCR

Программный продукт ATM*Manager предназначен для объединения устройств самообслуживания (банкоматов, интерактивных терминалов и т. д.) компании NCR моделей 56хх и PersonaS в сеть и управления этой сетью в режиме реального времени. ATM*Manager может быть реализован на различных программно-аппаратных платформах, благодаря чему достигается оптимальное соответствие стоимости продукта размерам терминальной сети банка.

Врезка

Таблица 1

Технические характеристики ATM*Manager

Минимальная конфигурация аппаратно-программной платформы

Персональный компьютер Pentium100, 32MbRAM, Операционная система - OS/2 WARP

Максимальное количество терминалов самообслуживания в сети

48

Сетевые протоколы

Х.25, TCP/IP,NCR/ISO ит. д.

Протокол обмена с терминалами

NDC+

Протоколы обмена финансовыми сообщениями

Широкий спектр протоколов, соответствующих стандарту ISO8583

 

Таблица 2

Соответствие параметров хост-компьютера числу банкоматов в сети*

Количество банкоматов

1-12

13-24

25-36

37-48

Процессор

iP5-100

iP5-133

iP5-166

iP5-200

Частота шины

50x2

66x2

66x2.5

66x3

Объем памяти, RAMD/скорость

48MB/ 60ns

64MB/45ns

80MB/45ns

96MB/45ns

Объем свободного места на жестком диске

400MB

800MB

1.2GB

1.6GB

Рекомендуемый объем устройства архивирования файлов мониторинга

512MB

1GB

1GB

2GB

Рекомендуемая частота архивирования файлов мониторинга

раз в неделю

раз в неделю

раз в неделю

раз в неделю

* рекомендации являются приблизительными

В состав ATM*Manager входят коммуникационная подсистема, модуль управления, модуль мониторинга, модуль процессинга, модуль интерфейса с авторизационной частью, модуль обеспечения контроля за несанкционированным доступом, а также модуль контроля за состоянием ATM*Manager.

Коммуникационная подсистема ATM*Manager имеет два уровня: уровень обеспечения внутренних связей комплекса и уровень обеспечения связи ATM*Manager с банкоматами (коммуникационные драйверы) и обеспечивает возможность подключения банкоматов по любому поддерживаемому протоколу.

Модуль управления ATM*Manager конструктивно объединен с модулем мониторинга, а также модулем защиты от несанкционированного доступа и предназначен для управления всей сетью терминалов или любым из устройств в отдельности.

Централизованное управление терминалами включает электронную инкассацию, перевод любого терминала в нерабочее состояние и возврат в рабочее состояние, переключение в режим супервизора, установку (снятие) мультивалютного (до четырех видов валют в одном устройстве) режима обслуживания карточек, изменение номинала загружаемых в кассеты банкнот (так называемую смену «купюрности»), выполнение операции «Закрытие дня».

Мониторинг терминалов предусматривает получение оператором информации о состоянии связи со всеми устройствами в сети, их режиме работы, состоянии устройств каждого терминала, запасе расходных материалов (например, бумаги в чековом и журнальном принтерах), наличных средств в кассетах банкоматов, ресурсах изнашиваемых частей конструкции терминалов, уровне наполнения приемных кассет для изъятия карточек и кассет для отбраковки банкнот.

Модуль процессинга обеспечивает все необходимые уровни работы с протоколом NDC+, контроль за проведением управленческих, загрузочных и пользовательских транзакций. Все действия, произведенные в сети терминалов, отражаются в центральном компьютере в log-файле, предназначенном для оперативного выяснения ситуации в спорных случаях. При возникновении ситуаций, когда достоверность данных о транзакциях может быть потеряна (например, при отказе журнального принтера, при выходе из строя устройства шифрования, при попытках взлома терминала и т. д.), обеспечивается автоматический перевод терминала в нерабочее состояние и уведомление о происходящем центра авторизации.

Модуль интерфейса с авторизационной частью представляет из себя программу FTPS.EXE, предназначенную для обеспечения связи с авторизационной частью процессинга (Acruirer Front End, Issuer Front End), а также выполнения контроля за проведением пользовательских транзакций. Благодаря автоматическому отсеиванию карточек с поврежденной магнитной полосой или интегральной микросхемой, а также «чужих» (то есть не обслуживаемых в терминалах системы) карточек без обращения к центру авторизации обеспечивается оптимизация суммарной нагрузки системы. Аналогично выполняется отсев транзакций, которые в текущий момент времени из-за состояния устройств терминала не могут быть проведены.

Модуль контроля за состоянием ATM*Manager предназначен для проведения постоянного контроля жизнеспособности модулей ATM*Manager. На основании полученных данных может быть принято решение об автоматическом перезапуске какого-либо компонента ATM*Manager в целях обеспечения бесперебойной и безотказной работы комплекса.

АТМ*Manager имеет канальную архитектуру, то есть каждому банкомату выделяется собственный канал, характеризующийся уникальным идентификатором и параметрами. В случае установления несоответствия реальных параметров установленным фиксируется попытка взлома системы, и банкомат автоматически останавливается. В случае обнаружения несоответствия режима работы банкомата установленному (например, получен запрос на проведение пользовательской транзакции от отключенного терминала) также происходит отключение банкомата. Таким образом, обеспечивается полный контроль за состоянием каждого конкретного банкомата, а также принятие корректных решений относительно его дальнейшей жизнедеятельности.

Работа с ATM*Manager начинается с основного окна мониторинга сети банкоматов,элементами которого являются:

- индикатор общего состояния группы терминалов, который сигнализирует о наличии хотя бы одного неработоспособного банкомата в группе;

- кнопки вызова окна информации по конкретному банкомату (белый цвет - банкомат не активен (соответствующий канал в ATM*Manager не загружен),  черный - канал загружен; красный - мониторинговая информация по банкомату изменилась);

- группа индикаторов состояния сети банкоматов: левая колонка  характеризует состояние связи и работоспособность банкомата (красный цвет - отсутствие связи с устройством, мигающий красный - автоматическое отключение банкомата при отказе жизненного важного устройства (устройств) или при попытке взлома, мигающий красный/ желтый - банкомат не обслуживает клиентов (не может принимать карточки), зеленый - банкомат готов к обслуживанию карточек, голубой - происходит пользовательская транзакция, синий - банкомат находится в режиме супервизора), средняя колонка отражает состояние устройств банкомата, правая колонка отслеживает состояние запасов расходных материалов и денежных средств;

- кнопка группового перевода банкоматов в режим обслуживания клиентов;

- кнопка группового перевода банкоматов в нерабочее состояние;

- кнопка групповой инкассации;

- кнопка настройки параметров ATM*Manager;

- кнопка прекращения работы ATM*Manager и перезагрузки операционной системы.

Окно визуализации информации по конкретному банкомату содержит информацию о сбоях устройств в виде “устройство-состояние (желтый цвет - устройство работоспособно, но зафиксирована какая-либо ошибка, красный цвет - устройство неработоспособно, отсутствие окраски - устройство функционирует нармально), а также отражает состояние запасов банкомата - наличие купюр в кассетах, бумаги в принтерах, переполнение контейнеров для сброса карточек и купюр и т. д. (желтый цвет -  критическое, но еще работоспособное состояние, красный цвет - окончание запаса либо его переполнение). Благодаря развитой системе мониторинга состояния устройств и улучшенной визуализации поступающей от системы информации повышается эффективность обслуживания терминальной сети и снижаются расходы на ее содержание. Таким образом, ATM*Manager позволяет персоналу банка иметь на рабочем месте полную и представленную в удобном виде информацию обо всех неисправностях терминалов, заранее предупреждает о необходимости пополнения терминала расходными материалами или замене изнашивающихся частей.

ATM*Manager является первым российским продуктом такого уровня для управления устройствами компании NCR. Хотя, как и практически любая другая разработка, ATM*Manager не лишен мелких недостатков, его достоинства (многообразие функций, легкая интегрируемость с различными программными продуктами для работы с пластиковыми карточками, удобные мультимедийные интерфейсы для работы с клиентами, улучшенное представление информации о состоянии всей сети устройств и каждого терминала в отдельности) позволят продукту занять подобающее место на российском рынкеn.

 



[1]Подробно об устройстве и функциях модуля обработки документов (documentprocessingmodule) см. в №5-6 журнала «Россисйкий рынок пластиковых карточек и дорожных чеков» за 1995 г.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube