28 мая 1997 г. в гостинице «Аэростар» в Москве компания ThomasCook — один из лидеров мирового рынка дорожных чеков — провела форум для финансовых институтов-клиентов компании в России и странах ближнего зарубежья (см. «Платежи. Системы. Карточки», № 5 за 1997 г.). Наш корреспондент взял интервью у генерального директора компании Вернда Хауке (Berna1Hauke).
Платежи. Системы. Карточки: В связи с чем был организован этот форум компании ThomasCook в России?
Бернд Хауке: Основная задача, которая ставилась перед этим форумом, — встретиться с нашими клиентами из числа финансовых институтов России, Украины, Белоруссии и некоторых других стран постсоветского пространства и снабдить их информацией обо всех услугах, предоставляемых в настоящее время компанией ThomasCook, a также о новых продуктах, предлагаемых на рынок. Одна из целей работы компании ThomasCook на рынках различных стран — быть рядом с клиентами, отвечать их требованиям и удовлетворять потребности рынка. Поэтому, проводя форум, мы хотели узнать мнение наших клиентов о деятельности компании ThomasCook, их взгляды на состояние и развитие рынка платежных средств в России. И, наконец, поблагодарить наших клиентов из числа банков России, Украины и Белоруссии за исключительно продотворное сотрудничество, которому мы очень рады.
П.С.К.: Как вы оцениваете перспективы развития рынка дорожных чеков в России, его потенциал и насыщенность этого рынка в настоящее время?
Б.Х.: Я думаю, что рынок дорожных чеков в России достаточно интересен прежде всего потому, что Ваш (ред. — российский) потребитель услуг нуждается в широком наборе платежных инструментов, в том числе и в дорожных чеках, которые обладают большим доверием со стороны российских клиентов и как средство платежа имеют давние традиции.
Безусловно, дорожные чеки — не самое современное платежное средство, но именно потому, что они не столь сложны (в смысле не столь современны), дорожные чеки являются наиболее предлагаемым банковским инструментом.
Наш многолетний опыт в бизнесе дорожных чеков свидетельствует, что рынок заинтересован в аналогичных средствах платежа, и пока дорожные чеки необходимы потребителю, мы будем готовы предлагать этот продукт на рынок.
П.С.К.: Произойдет ли в ближайшее время, в частности, до конца XX века в России или в мире в целом замена платежных инструментов на базе «бумажных» технологий на иные средства платежа — например, платежные карточки (и в том числе на карточки VisaTravelMoney)?
Б.Х.: В мои обязанности не входит пытаться предсказывать, каким будет рынок в конце XX века. Но я хотел бы привести конкретный пример. Когда около 15 лет назад в Западной Европе началась массовая экспансия пластиковых карточек, все банки как один заявляли, что наступили последние дни дорожных чеков и других аналогичных инструментов на базе «бумажных» технологий. Сейчас мы стали свидетелями того, что рынок дорожных чеков оказался гораздо шире, чем это виделось из начала 80-х гг. Правда, в последние годы объем продажи дорожных чеков практически не растет, что, в целом, закономерно, поскольку все более заметную роль на рынке начинают играть платежные карточки. Но даже существующая «угроза» со стороны пластиковых карточек не является следствием того, что карточки задумывались как платежное средство, альтернативное дорожным чекам. Сейчас на руках у потребителей находятся колоссальные суммы наличных денег, а наиболее важной чертой дорожных чеков является их безопасность. И пока существуют наличные, будет существовать и реальная необходимость в их безопасной транспортировке и хранении. Безусловно, «бумажная» технология не слишком современна, но есть реальная потребность клиентов в дорожных чеках. Кроме того, с нашей точки зрения, пока не реализовано ни одного проекта и не предложено ни одного платежного инструмента, который бы полностью заменил бумажные дорожные чеки.
Конечно, в будущем может произойти замена «бумажных» технологий на платежные карточки. Но это займет какое-то время. Кроме того, привычные для клиентов дорожные чеки и пластиковые карточки не конфликтуют друг с другом. Они призваны дополнять один другого. Мы поставщики услуг. До тех пор, пока услуга востребована рынком, мы будем предоставлять ее на рынке. Поэтому один из новых продуктов компании ThomasCook — карточки VisaTravelMoney — ни в коем случае не станут заменой привычных для клиентов бумажных дорожных чеков, а будут лишь дополнять их, отвечая требованиям современного рынка средств безналичного платежа.