Телефон по карточкам
Телефонные карточки, широко используемые за рубежом, постепенно становятся привычным инструментом доступа к услугам связи для российских граждан. Несмотря на то, что с появлением новых высокотехнологичных телекоммуникационных систем расширяются и функциональные возможности телефонных карточек, основной (хотя далеко не единственной!) причиной их использования остается все та же, старая, как мир, необходимость компенсации оплаты услуг связи телефонным компаниям со стороны клиентов. Особую остроту эта проблема принимает, когда дело касается дорогих междугородных и международных звонков.
В недавнем прошлом в России сложилась устойчивая практика предоставления доступа большинства пользователей к телефонной связи, включающая два основных варианта:
- если междугородные звонки выполняются с личного телефона, эта услуга предоставляется в кредит с обязательным погашением задолженности под угрозой денежных штрафов, а затем и отключения абонента от АТС;
- если междугородные звонки выполняются с таксофонных аппаратов, то, во-первых, может быть использовано достаточно ограниченное число таких аппаратов, и, во-вторых, эта услуга предварительно оплачивается (междугородный разговор заказывается у оператора, либо в ход идут специальные жетоны, телефонные карточки и т. д.).
Однако все заранее предусмотреть невозможно, и в обоих описанных выше вариантах возможны ситуации, когда предлагаемых схем расчетов за телефонные переговоры недостаточно.
Ситуация 1. Телефонный номер зарегистрирован на конкретного абонента телефонной сети. Телефонный аппарат установлен в местах частого пребывания клиентов (в баре, гостинице, ресторане), и клиенты с удовольствием пользуются им для выполнения телефонных звонков. Счета за переговоры приходят на имя зарегистрированного абонента.
Ситуация 2 (прямо вытекающая из предыдущего примера). Предприятие сервиса (гостиница, ресторан и т. д.), опасаясь огромных счетов за телефонные переговоры клиентов, блокирует выход на междугородную линию (а нередко - и номера бесплатного доступа различных телефонных компаний) со всех установленных на ее территории аппаратов, за исключением нескольких специально выделенных для этих целей. В то же время, желая извлечь из обслуживания клиентов максимальную выгоду, предприятие сводит к минимуму присутствие посторонних телефонных компаний на своей территории (не разрешает размещать рекламу услуг связи, не выделяет место для продажи телефонных карточек и т. д.) и устанавливает собственные тарифы на услуги связи, которые нередко достигают 5-7 долларов США за 1 минуту (вместо обычных 2,5-5 долларов США). Не случайно одним из главных аргументов самых разных телефонных компаний является противостояние тарифному произволу гостиниц и ресторанов.
Ситуация 3. Установленный в оживленном месте таксофонный аппарат принимает к оплате только жетоны (или карточки конкретного вида). Клиенты, желающие позвонить, вполне платежеспособны (о чем свидетельствует наличие у них международных кредитных карточек Visa, MC, AmericanExpress, DinersClub), но в данный момент времени у них нет наличных средств на покупку продающихся поблизости карточек, или
стоимость звонка намного меньше стоимости карточки, и клиент считает нецелесообразным ее покупать, или карточки просто закончились.
Ситуация 4. Клиент желает не просто дозвониться до своего абонента, но и отправить ему факс в указанное время, оставить сообщение, принять участие в телеконференции и т. д.
Ситуация 5. Клиентом является крупная корпорация с большим объемом междугородных и международных телефонных звонков, своевременность и качество которых может иметь важное значение для успешного ведения бизнеса. В таких компаниях обычно предъявляются повышенные требования и к качеству учета и анализа телефонных переговоров сотрудников, которые, например, МГТС не в силах удовлетворить.
Круг таких ситуаций может быть значительно шире, чем описано выше, но и из приведенных примеров становится ясно, что предлагаемых до недавнего времени схем предоставления доступа и оплаты услуг связи явно недостаточно. На помощь пришли системы на базе телефонных карточек.
Классификация телефонных карточек
Существует значительное число разновидностей карточек, разрешающих доступ к услугам телефонной связи, которые различаются по широте использования - локальные (действующие на ограниченной территории и/или принимаемые в специализированных таксофонных устройствах) и глобальные (с их помощью можно выполнять звонки практически с любого телефонного аппарата в большинство стран мира), режиму авторизации - «он-лайн» или «оф-лайн», схеме оплаты -кредитные и дебетовые (предоплаченные), носителю информации - оптические, с магнитной полосой, с микросхемой, с эмбоссированной информацией. Наконец, существуют карточки, которые, строго говоря, телефонными не являются, но, тем не менее, применяются для доступа к услугам связи (так называемые идентификационные карточки сервисного обслуживания и карточки международных платежных систем).
В этой статье мы не будем разделять карточки по носителю информации и подробно рассматривать локальные карточки, но все же приведем примеры таких карточек в России и отметим их основные преимущества и недостатки.
Локальные и глобальные телефонные карточки
Как следует из самого названия, локальные карточки имеют ограниченную область применения. Эмитентом таких карточек является телефонная компания, она же предоставляет по ним
услуги связи и устанавливает таксофонные аппараты. Если в стране существует 2-3 крупных телефонных компании-эмитента локальных карточек, то найти таксофонный аппарат (обычно это таксофонные аппараты, устанавливаемые компанией-эмитентом карточек) не составляет труда. Россия, к сожалению, в настоящее время к таким странам не относится. Помимо таких гигантов, как МГТС, Ростелеком, AT&T, GlobalOne, сейчас в России работает более десяти средних и мелких телефонных компаний-эмитентов, сфера деятельности которых зачастую ограничена пределами одного города. Ограничения в приеме карточек, связанные прежде всего с нежеланием телефонных компаний договориться друг с другом по финансовым вопросам, являются одновременно главным достоинством принятой технологии (с точки зрения телефонных компаний, извлекающих из локальности максимум возможной прибыли) и ее главным недостатком (с точки зрения пользователя, зачастую лишенного возможности потратить все средства на карточке).
Абсолютное большинство схем на базе локальных карточек построены на использовании режима «оф-лайн» авторизации. В носитель информации (магнитную полосу, микросхему и т. д.) локальной карточки загружается информация о разрешенной продолжительности звонков, измеряемой в условных-единицах - юнитах, или о стоимости оплаченного времени телефонных переговоров. При выполнении телефонных звонков остаток на карточке автоматически уменьшается, что контролируется в процессе информационного обмена между карточкой и телефонным аппаратом, и, таким образом, отсутствует необходимость проверки платежеспособности клиента в режиме связи с оператором телефонной сети.
Глобальные карточки могут быть использованы для телефонных звонков практически повсеместно. Ограничения в применении таких карточек связаны преимущественно с отсутствием договоров на выделение номеров бесплатного доступа между телефонной компанией и соответствующим ведомством связи на территории конкретной страны или с блокированием номеров выхода в город в ряде гостиниц, баров и т. д.
Обычно вся информация о действительных карточках и операциях с ними хранится централизованно. Каждый звонок по карточке авторизуется в режиме реального времени, что ведет к необходимости соединяться с центром-хранилищем базы данных, удлиняет путь прохождения сигнала и увеличивает стоимость телефонной транзакции. Безусловно, это сказывается и на действующих тарифах на телефонную связь.
Дебетовые и кредитные телефонные карточки
Как следует из названия, схема расчетов за телефонные переговоры по дебетовым карточкам предполагает стопроцентную предоплату. На дебетовой карточке обычно указывается ее номинал, измеряемый, как правило, либо в юнитах, либо в денежном эквиваленте, и, соответственно, продолжительность телефонных переговоров ограничена остатком средств на карточке.
Существует две разновидности дебетовых телефонных карточек - с «оф-лайн» и «он-лайн» авторизацией.
Если дебетовые карточки предназначены для таксофонных аппаратов конкретной компании (то есть являются локальными), авторизация звонков выполняется в режиме «оф-лайн». Если же дебетовые карточки могут быть использованы для телефонных звонков практически с любого телефонного аппарата в любой стране мира, то вся информация о звонках держателя карточки хранится централизованно, и авторизация звонков выполняется в режиме реального времени.
Что касается кредитных, телефонных карточек, то в России получили распространение две их разновидности - самостоятельные и выдаваемые дополнительно держателям международных карточек.
К самостоятельным кредитным карточкам, в первую очередь, относятся так называемые карточки сервисного обслуживания. Такие карточки обычно выдаются клиентам компании бесплатно при условии заключения договора на предоставление комплексного обслуживания стелекоммуникационной компанией. При этом с клиента может ежемесячно взиматься абонентская плата, а стоимость переговоров по карточке сервисного обслуживания включается в общий счет за предоставленные операторские услуги, выставляемый в конце месяца согласно тарифам компании.
Дополнительные карточки рассчитаны на достаточно ограниченный круг пользователей, и, как правило, выдаются клиентам, уже имеющим международные карточки Visa, Eurocard/MasterCard, DinersClub и AmericanExpress.
Телефонная компания, являющаяся эмитентом кредитных телефонных карточек, заключает договоры с международными платежными системами, в соответствии с которыми оплата телефонных переговоров по такой карточке производится по кредитной или расчетной карточке одной из международных платежных систем.
Телефонные переговоры клиента по карточке за месяц суммируются, и их стоимость включается одной строкой в отчет по операциям с карточками, ежемесячно рассылаемый держателям международных карточек. Подробная информация о всех телефонных звонках по кредитным телефонным карточкам помещается в отчеты, рассылаемые непосредственно телефонными компаниями-эмитентами карточек.
И самостоятельные, и дополнительные кредитные телефонные карточки предполагают авторизацию звонков в режиме реального времени.
Виртуальные карточки для оплаты телефонных переговоров через сеть Internet
В настоящее время во всем мире использование сети Internet развивается ускоренными темпами. Особое место среди Internet-приложений занимает организация междугородных и международных телефонных переговоров без посредничества телефонных компаний.
Для того, чтобы установить связь с абонентом, пользователю сети Internet необходимы линия связи, компьютер с соответствующим программным обеспечением, модем, звуковая карта, микрофон и, разумеется, доступ в Internet. В этом случае при междугородных и международных звонках отпадает необходимость в услугах телефонных компаний, а, следовательно, и в оплате этих услуг, размер которой составляет от 50 центов до нескольких долларов США за 1 минуту. Стоимость услуг связи при использовании возможностей Internet-телефонии определяется стоимостью доступа к сети Internet и в среднем составляет от 50 центов до 5 долларов США за час.
Использование средств Internet для осуществления междугородных и международных телефонных звонков, отправки факсов и т. д. в будущем сможет составить серьезную конкуренцию телефонным компаниям, поскольку тарифы за услуги в одном и в другом случае несопоставимы. Естественно, что телефонные компании будут пытаться использовать возможности Internet в собственных целях. Кроме того, следует ожидать появления компаний, специализирующихся на Internet-телефонии, а также аналогов, используемых в традиционном бизнесе телефонных карточек.
Рынок телефонных карточек в России
На российском рынке присутствуют два мировых гиганта - компании GlobalOne и АТ<8Д а также ряд менее крупных государственных и частных российских компаний, среди которых МГТС, Рос-телеком, Комстар, Совинтел, Аэроком и т. д. В этой статье мы не будем подробно рассматривать все эти компании, а ограничимся несколькими примерами, иллюстрирующими приведенную выше классификацию телефонных карточек и, в
то же время, позволяющими создать представление о состоянии российского рынка телефонных карточек в настоящее время.
Карточки AT&T
Исторически компания AT&T была первым эмитентом телефонных карточек в мире. В свое время карточки AT&T были задуманы как удобное средство оплаты телефонных переговоров для путешествующих американцев. Любой держатель кредитной карточки (кстати говоря, не обязательно международной) мог заказать и получить в компании AT&T кредитную телефонную карточку AT&TCallingCard и больше не беспокоиться об оплате своих звонков - стоимость переговоров автоматически включалась в общий счет по кредитной карточке.
Особое внимание к путешественникам из США отражалось и в тарифной политике компании: тарифы на услуги связи по карточкам AT&T -льготные для звонков в и из США и довольно высокие для звонков в и из других стран мира. Естественно, для звонков, например, внутри Европы эти карточки использовать было просто нецелесообразно, поэтому европейцы к изобретению AT&T отнеслись с прохладцей.
В начале 1996 г. компания AT&T с целью заинтересовать жителей других стран и расширить круг своих клиентов выпустила Всемирную телефонную карточку AT&T По сравнению со своей предшественницей, Всемирная телефонная карточка имеет более демократичные тарифы (сниженные в среднем на 30-50%), плата за соединение не взимается, и каждая минута телефонных переговоров стоит одинокого. Кроме того, возможно предоставление десятипроцентной скидки на звонки в и из конкретной страны.
В настоящее время в России предлагаются Всемирные телефонные карточки, с помощью которых можно совершать звонки в и из 65 городов России без выхода на междугородную линию для связи с Москвой и Санкт-Петербургом. Первыми российскими банками, приступившими к выдаче таких карточек своим клиентам, стали Диа-логбанк и Кристалл-банк.
Зная традиционную любовь американцев к безопасности собственных средств, компания AT&T с самого начала ввела ряд мер, которые должны были воспрепятствовать незаконному использованию телефонных карточек.
Во-первых, десятизначный номер карточки и четырехзначный телефонный PIN-код держатель карточки выбирает самостоятельно при заполнении заявки на выдачу карточки. На лицевую панель карточки наносится только ее номер, а PIN-код выдается клиенту отдельно в непрозрачном
Таблица 1
Варианты использования телефонных карточек
Название карточки
| Эмитент карточки
| Широта использования
| Вид авторизации
| Способ оплаты
| Средство доступа к услугам связи
| Средство оплаты услуг связи
|
Global Calling Card
| Global One, AT&T
| Глобальная
| «Он-лайн»
| Кредитная
| Global Calling Card
| Международная кредитная карточка
|
GlobalPrepaidCard
| GlobalOne
| Глобальная
| «Он-лайн»
| Дебетовая
| Global Prepaid Card
| Global Prepaid Card
|
Comstar Card
| Комстар
| Глобальная
| «Оф-лайн»
| Кредитная
| ComstarCard
| Списание расходов со счета клиента
|
Comstar Debit Card
| Комстар
| Локальная (в аппаратах Комстар)
| «Оф-лайн»
| Дебетовая
| Comstar Debit Card
| Comstar Debit Card
|
Visa, EC/MC, Diners Club, American Express
| Банки-члены международных платежных систем -участники программ VisaPhone, EC/MCTelephoneService, франшизы
| Глобальная
| «Он-лайн»
| Кредитная
| Карточки международных платежных систем
| Карточки международных платежных систем
|
Visa, EC/MC, Diners Club, American Express
| Банки-члены международных платежных систем, франшизы
| Локальная (в таксофонных аппаратах телефонных компаний, участвующих в обслуживании держателей карточек международных платежных систем)
| «Оф-лайн»
| Кредитная
| Карточки международных платежных систем
| Карточки международных платежных систем
|
Карточки, совместные с международными телефонными компаниями
| Банки-члены международных платежных систем и международные телефонные компании
| Глобальная
| «Он-лайн»
| Кредитная
| Совместные карточки
| Совместные карточки
|
Карточки, совместные с локальными телефонными компаниями
| Банки-члены локальных платежных систем и международные телефонные компании
| Локальная (в пределах зоны деятельности локальной телефонной компании)
| «Оф-лайн»
|
| Совместные карточки
| Совместные карточки
|
Виртуальные карточки IP-phone
| Компания «Петерлинк»
| Локальная (оплата телефонных переговоров через сеть Internet)
| «Он-лайн»
| Дебетовая
| Виртуальные карточки
| Виртуальные карточки
|
PIN-конверте аналогично тому, как это делается для банковских карточек.
Во-вторых, в AT&T отработана очень строгая процедура доставки карточек. Например, партия карточек доставляется курьерской службой в московское представительство компании, и уже оттуда карточки попадают либо к клиенту, либо в банк-партнер компании.
В-третьих, информация о всех когда-либо выполненных по карточке звонках клиента хранится
централизованно, и на основе этой информации строится поведенческая модель конкретного держателя карточки. При отклонениях от модели сеанс связи прерывает оператор, задающий ряд вопросов с целью идентификации пользователя карточки
Какую-то долю мошеннических звонков эти меры, безусловно, отсеивают, хотя большинство угроз безопасности, присущих кредитным телефонным карточкам, по-прежнему остаются актуальными.
GlobalOne
Компания GlobalOne (прежнее название -Спринт) является крупнейшим в России эмитентом телефонных карточек. Наиболее известным и широко распространенным карточным продуктом компании являются кредитные телефонные карточки GlobalCallingCard, которые впервые появились в России в 1992-93 гг. под названием Foncard. Тогда при отсутствии сколько-нибудь значительного числа держателей международных карточек карточки Foncard фактически не пользовались популярностью в России. В. настоящее же время, по оценкам независимых экспертов, подавляющее большинство кредитных телефонных карточек в России, выдаваемых дополнительно к международным, именно карточки GlobalCallingCard.
Популяризации карточек GlobalCallingCard, помимо роста числа держателей международных карточек, способствовала и гибкая тарифная политика компании. В частности, компания GlobalOne разработала систему тарифов для различных географических поясов, включающую универсальные тарифы WorldwideCallingPlan, тарифы для европейских стран EuropeCallingPlan, тарифы для стран азиатско-тихоокеанского региона AsiaPacificCallingPlan, и клиент при заказе карточки может заранее выбрать тарифную сетку для этой карточки. Это дает ощутимую экономию на стоимости звонков в случае расположения основных абонентов на территории конкретного региона.
То, что карточки GlobalCallingCard выдаются дополнительно к международным кредитным карточкам, заранее предполагает определенный уровень «законопослушности» клиентов. В то же время, в целях профилактики незаконного использования карточек в компании создано специальное подразделение - отдел предупреждения несанкционированного доступа по карточкам. Это подразделение отслеживает перекрестные звонки (в одно и то же время по одной и той же карточке выполняются звонки из различных мест земного шара), звонки большой продолжительности (час и более), а также регулярно производит выборки по странам с наибольшим числом случаев несанкционированного доступа.
Карточки предварительной оплаты телефонных переговоров GlobalPrepaidCard, впервые появившиеся в России в 1995 г., являются уникальной разработкой компании GlobalOne. Их отличие от дебетовых карточек других компаний заключается прежде всего в глобальном масштабе их использования (и связанным с этим режимом «он-лайн» авторизации всех звонков).
Карточки GlobalPrepaidCard имеют десятизначные номера, генерируемые по специальному алгоритму, и выпускаются номиналом 10, 20, 40, 50 и 100 юнитов. Продолжительность разговора по телефонной карточке зависит от ее номинала и определяется по тарифной таблице, копию которой клиент получает вместе с карточкой. Дизайн таких карточек разрабатывается в компании GlobalOne, и лицевая сторона карточек определенного номинала должна соответствовать одному из вариантов дизайна в каталоге компании.
С другой стороны, компания GlobalOne предоставляет своим дистрибьютерам уникальную возможность заказа карточек определенного номинала из каталога и даже собственной разработки дизайна с нанесением логотипа дистрибьютера.
В отличие от GlobalCallingCard, карточки GlobalPrepaidCard рапространяются только через партнеров компании GlobalOne.
Корпоративная программа GlobalOne
Для крупных корпоративных клиентов, регулярно «наговаривающих» по телефону на крупные суммы, компанией GlobalOne разработана специальная программа. Например, ежемесячные счета за международные звонки с использованием GlobalCallingCard могут быть выставлены с разбивкой по офисам, подразделениям и представительствам компании в различных регионах мира, что позволяет организовать учет и анализ международных звонков сотрудников компании. Кроме того, клиентам могут быть предоставлены скидки, размер которых зависит от сумм, ежемесячно расходуемых на телефонные переговоры.
Карточки Комстар
Компания Комстар является оператором крупнейшей в России негосударственной телефонной сети. Эта сеть охватывает практически все районы столицы, а также аэропорты Шереметьево-1, Шереметьево-2 и Внуково, имеет выносные мощности в Суздале, Сочи, Дагомысе, а также прямой высокоскоростной канал связи между Москвой и Санкт-Петербургом.
Первым проектом компании Комстар в России была установка международных таксофонов тон-ТОН в нескольких деловых центрах Москвы. В настоящее время на территории города установлено более 150 таксофонных аппаратов, а в месяц в среднем продается 5-6 тыс. дебетовых телефонных карточек.
Дебетовые карточки компании Комстар являются локальными и принимаются к оплате только в таксофонных аппаратах Комстар. По мнению специалистов компании, это не доставляет клиентам особых неудобств, так как таксофонные аппараты расположены очень удачно - в гостиницах, бизнес-центрах, ночных клубах, ресторанах, аэропортах.
Дебетовые карточки Комстар имеют различный номинал - от 6 до 36 долларов США. Серии карточек выпускаются ограниченным тиражом и представляют собой настоящее произведение искусства дизайнеров. Вообще, к дизайну карточек в компании относятся очень трепетно, видимо, поэтому карточки после использования в таксофонных аппаратах (а нередко и вместо использования) получают вторую жизнь - в качестве экспоната в коллекциях телефонных карточек.
Компания Комстар выпустила несколько серий карточек совместно с другими организациями, среди которых журнал InternationalTelephoneCardMagazine (ITC), оператор мобильной связи АМТ, Национальная Дисконтная Система.
Международные карточки ComstarCard системы сервисного обслуживания ComstarGlobalService компании Комстар, созданной в начале 1995 г., являются примером самостоятельных кредитных карточек. Такие карточки выдаются клиентам компании Комстар бесплатно, в других случаях при выдаче карточки взимается единовременная плата за подключение к услуге в размере 100 долларов США. Ежемесячная абонентская плата составляет 4,95 долларов США (без учета НДС), а в конце месяца клиенту выставляются детализированные счета за предоставленные операторские услуги согласно тарифам компании.
В рамках системы сервисного обслуживания Комстар клиентам предоставляются следующие виды услуг:
- круглосуточная операторская связь с любой точкой мира с любого телефона, включая мобильные;
- обслуживание и помощь в переводе телефонного разговора на иностранный язык;
- предоставление справочной информации о номерах телефонов по всему миру;
- возможность дозвона до абонента оператором сервисной службы Комстар - Диалог-Тон;
- передача факсимильных и телефонных сообщений в указанное время;
- конференцсвязь.
Виртуальные телефонные дебетовые карточки компании ЮТ для расчетов в сети Internet
Для выполнения телефонных переговоров в сети Internet и их оплаты компания IDT разработала новую технологию Net2Phone, позволяющую совершать телефонные звонки с персонального компьютера на любой обычный телефон в любой стране мира. При этом компьютер должен иметь процессор типа Pentium, 8Мб оперативной памяти, модем 28.8 бит, SoundBlaster-совместимую звуковую карту, колонки и микрофон, программное обеспечение Net2Phone, а также доступ в Internet.
При первом запуске программы выполняется автоматическая регистрация пользователя с присвоением ему регистрационного номера и PIN-кода. Зарегистрированные пользователи получают возможность совершения бесплатных звонков по специальным номерам в США и Канаде, начинающимся с кода 800 или 888 (обычно это номера службы поддержки крупных компаний, и справочник с такими номерами можно найти на сервере компании AT&T), а также по номеру 90 - в службу поддержки компании IDT - разработчика программного обеспечения Net2Phone.
Расчеты с компанией IDT за услуги связи через сеть Internet производятся с помощью виртуальных дебетовых карточек номиналом 25, 50 или 100 долларов США, которые с 20 февраля 1997 г. можно приобрести у партнера ЮТ - компании Петерлинк.
Тарифы на услуги связи у компании IDT достаточно щадящие. Так, стоимость 1 минуты переговоров с США составляет 10 центов (не считая оплаты доступа в Internet), стоимость переговоров с другими странами - в среднем от 30 центов до 1,5 долларов США.
(Продолжение см. в № 5 за 1997 г.)