Банки, реализующие различные программы дорожных чеков, так или иначе сталкиваются с проблемами установления тарифов и расчета эффективности операций покупки и продажи дорожных чеков. При этом зачастую тарифы устанавливаются исходя исключительно из опыта деятельности на рынке других финансовых институтов. Между тем, бизнес дорожных чеков может и должен приносить банкам — как работающим самостоятельно, так и банкам-субагентам — стабильный доход, а не рассматриваться ими в качестве дополнительной «нагрузки» на сотрудников отделов пластиковых карточек или неторговых операций и кассиров обменных пунктов. Полномасштабная программа дорожных чеков банка должна предусматривать не только продуманную маркетинговую и тарифную политику, реализуемую на рынке, но и работу с предприятиями коммерческой сети, туристическими агенствами и т. д.
В прошлом номере нашего журнала мы опубликовали материал о проекте дорожных чеков, реализуемом МонтажСпецБанком. Сотрудниками этого банка была разработана методика расчета доходности операций с дорожными чеками, которую мы и предлагаем вашему вниманию. Надеемся, что этот материал будет интересен и полезен нашим читателям, заинтересованным в развитии проектов дорожных чеков.
Доходность операций с дорожными чеками
В последнее время все больше банков наряду с пластиковыми карточками начинают предлагать своим клиентам услуги по продаже и покупке дорожных чеков. В то же время, в отличие от карточек, в прессе практически отсутствуют статьи, посвященные анализу доходности операций с дорожными чеками. Вполне вероятно, что начиная работать с дорожными чеками, банки, не задумываясь о доходности, устанавливают свои тарифы исходя из среднерыночных, но затем, при накоплении достаточного опыта работы, у руководства банка неизбежно возникает вопрос: выгодны ли эти операции банку или нет? В настоящей статье мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.
Общая схема операций с дорожными чеками выглядит достаточно просто. Банк покупает у иностранной компании-эмитента или другого банка-уполномоченного агента иностранной компании-эмитента бланки дорожных чеков и продает дорожные чеки физическим лицам в своих обменных пунктах в розницу или оптом другим банкам, с которыми им заключены соответствующие соглашения. Также банк принимает от других банков, компаний и физических лиц дорожные чеки в немедленную оплату и/или на инкассо и отправляет их в иностранный банк-корреспондент с целью последующего клиринга и получения возмещения. При этих операциях банком взимаются соответствующие комиссионные в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки.
Рассмотрим подробнее процесс покупки дорожных чеков у компании-эмитента.
При покупке дорожных чеков банком происходит отвлечение ресурсов, которое можно рассматривать как выданный кредит. Срок этого кредита равен сроку от момента перечисления средств банком до момента продажи дорожных чеков клиенту и, соответственно, прихода в кассу наличной валюты на сумму проданных чеков и комиссии банка.
При этом доход от продажи дорожных чеков составит:
Д = S х К,
где S — сумма покупки/продажи,
К — комиссия за продажу (%).
Якобы упущенная выгода от не использования отвлекаемых кредитных ресурсов банка составит:
У = П х Sx Т/36000,
где S — сумма отвлекаемых ресурсов,
Т — период от покупки до продажи (дни),
П — процентная ставка (годовых) возможного использования отвлекаемых ресурсов.
Условие окупаемости будет выглядеть следующим образом:
Д > У, то есть К > П х Т/36000.
Какой же должна быть минимальная К при различных П и Т?
Таблица 1
П(%)
| Т (дни)
| К(%)
|
24
| 30
| 2.000
|
24
| 20
| 1.333
|
24
| 10
| 0.667
|
24
| 5
| 0.333
|
20
| 20
| 1.111
|
20
| 10
| 0.556
|
16
| 20
| 0.889
|
16
| 10
| 0.444
|
Какой же должна быть П, чтобы банку стало невыгодно продавать дорожные чеки (при К = 0,5% и различных Т)?
Таблица 2
К(%)
| Т (дни)
| П(%)
|
0.5
| 30
| 6.0
|
0.5
| 20
| 9.0
|
0.5
| 15 ‘
| 12.0
|
0.5
| 10
| 18.0
|
0.5
| 5,-
| 36
|
Аналогично с такой же точки зрения можно рассмотреть процесс приема дорожных чеков в немедленную оплату.
При этом денежные средства, выданные клиенту в размере номинальной стоимости чеков за вычетом комиссии банка также можно рассматривать как выданный кредит. Срок этого кредита равен сроку от момента приема дорожных чеков банком в немедленную оплату до момента поступления возмещения на корреспондентский счет банка в иностранном банке на сумму номиналов дорожных чеков.
Доход от приема в немедленную оплату составит:
Д = S х К,
где К — комиссия за прием дорожных чеков в немедленную оплату (%),
S — сумма номиналов оплаченных дорожных чеков.
Якобы упущенная выгода от неиспользования отвлекаемых кредитных ресурсов банка составит:
У = П х (S — Д) х Т/36000 = П х S х (1 — К) х Т/36000,
где S — сумма оплаты,
Т — период оплаты до получения возмещения (дни),
П — процентная ставка (годовых) использования отвлекаемых ресурсов.
От редакции: Представленная вашему вниманию методика учитывает только операционные доходы и расходы банка при работе с дорожными чеками. Естественно, что непосредственные расходы банка будут включать также, в зависимости от масштабности и организации проекта, расходы на зарплату сотрудников, аренду, проведение инкассации и т.д.