DinersClubInternational является одной из старейших платежных систем на базе пластиковых карточек. Первая карточка DinersClub была выпущена в США в 1950 г., и за прошедшие годы система завоевала известность во всем мире.
Diners Club International — небанковскаяструктура. Интересы системы в стране (или группе стран) представляет соответствующая местная компания — «франшиза», которая занимается выпуском, распространением и обслуживанием карточек. При этом выполнение части функций (технологических и т. д.) франшизы могут передавать местным агентам, в роли которых выступают и банки.
В настоящее время в системе DinersClubInternational насчитывается 56 франшиз, расположенных по всему миру. Лицензии на деятельность франшиз выдает компания DinersClubInternationalLtd. со штаб-квартирой в Чикаго (США), принадлежащая банку Citibank. Ему же принадлежит крупнейшая франшиза — CiticorpDinersClubInc., представляющая интересы DinersClubInternational в Соединенных Штатах, и доля в 17 франшизах в других странах.
Франшизы различных стран в значительной степени самостоятельны в определении стратегии развития карточных программ на своей территории. Они могут принимать решения о введении дополнительных программ поощрения держателей карточек, месте проведения, сроках и продолжительности программ DinersClubReward, выпуске карточек DinersClub со специальными свойствами, выпуске совместных карточек, сотрудничестве с другими франшизами и т. д. Такой подход к организации системы со стороны DinersClub вполне оправдан, так как позволяет лучше использовать потенциал внутренних рынков и, в конечном счете, расширять возможности франшиз по обслуживанию держателей карточек.
Виды карточных продуктов в системе DinersClub
В отличие от крупнейших международных платежных систем VisaInternational, MasterCardInternational, EuropayInternational, имеющих в своем арсенале и кредитные, и дебетовые, и расчетные платежные инструменты, все эмитируемые в рамках системы DinersClub карточки являются расчетными. Само название говорит о том, что карточки предназначены прежде всего для расче-
тов за товары и услуги, предоставляемые держателям карточек.
По расчетным карточкам DinersClub не предусматривается начальный лимит расходования средств, но держатель карточки должен покрыть все затраты по карточке в течение 60 дней после получения отчета о расходовании средств. В этот период ни проценты, ни штрафные санкции по отношению к клиенту не используются. Если платежи выполняются позднее 60 дней, ассоциация DinersClub взимает плату за просрочку погашения расходов.
В настоящее время существует два основных типа карточек DinersClub — личные (Personal) и корпоративные (Commercial Card Product — ССР).
К действующей личной карточке могут быть выданы дополнительные карточки. Существуют две основные разновидности дополнительных карточек — семейные (Family/SupplementaryCard) и дублирующие (DoubleCard).
Семейные карточки предназначены для выдачи членам семьи основного держателя карточки, которые по своему социальному статусу не могут претендовать на собственное членство в DinersClub. Все расходы по таким карточкам включаются в общую выписку по счету, направляемую держателю основной карточки, который и оплачивает эти расходы.
Дублирующая карточка выпускается на держателя основной карточки с целью разграничения персональных и бизнес-расходов. Соответственно, держатель карточек получает две выписки — по основной и дублирующей карточке.
Корпоративные карточки выдаются сотрудникам компании на основе договора между компанией и франшизой. Поскольку в обслуживание корпоративных карточек включается и регулярная генерация отчетов по расходам держателей (более 25 видов различных отчетов), компания может на постоянной основе отслеживать и контролировать расходы своих сотрудников в зарубежных поездках. В настоящее время доля расходов по корпоративным карточкам составляет около 15% от всего объема корпоративных затрат в мире, которые, по некоторым оценкам, достигают 500 млрд. долларов США. Между тем, корпоративные карточки — это эффективное средство управления расходами, поэтому в будущем их доля, несомненно, возрастет.
К семейству корпоративных карточек ССР относятся следующие виды карточек:
— Corporate (собственно корпоративные карточки, предназначенные для использования в крупных компаниях);
— Business (Company) — корпоративные карточки для небольших компаний;
— Multi-NationalCorporateCard (MNCC) — карточки для сотрудников крупных корпораций, имеющих сеть представительств по всему миру. Единое генеральное соглашение о реализации программы мультинациональных корпоративных карточек заключается между головным представительством компании и франшизой, на территории которой она находится. Это соглашение распространяется на все франшизы DinersClub и устанавливает единую политику ценообразования и одинаковый объем услуг для держателей мультинациональных корпоративных карточек. Кроме основного обязательного пакета услуг, каждая франшиза может предложить таким клиентам дополнительные услуги по своему усмотрению.
Специальные условия в программах мультинациональных корпоративных карточек могут включать размещение логотипа компании на карточке1, отсутствие ежегодных сборов и платы за выпуск карточки, отсутствие расходного лимита, установление не корпоративной, а индивидуальной ответственности по карточке, пониженную комиссию за выдачу наличных, предоставление корпорации программы GlobalVision и т. д.
Счета TravelAccountявляются эффективным инструментом управления расходами-, связанными с зарубежными поездками сотрудников компаний.
При планировании зарубежных поездок обычно возникает необходимость в бронировании гостиниц, предварительном заказе железнодорожных и авиабилетов, а в случае, если предстоит туристическая поездка — заказе соответствующего тура в турагенстве за несколько месяцев до поездки. В этом случае турагенство взимает плату за тур, авиабилеты и т. д. либо стоимость бронирования тура заранее и использует средства путешественника по своему усмотрению.
При использовании счета TravelAccount на доверенное турагенство компании открывается специальный счет и связанная с ним так называемая
«невыпущенная карточка»2. Когда клиент заказывает тур, турагенство списывает стоимость тура с этого счета. Выписка по счету направляется корпорации для утверждения и оплаты раз в месяц, а оплата производится в течение 60 суток, фактически это означает двухмесячное льготное кредитование компании турагенством и позволяет избежать уплаты комиссионных сборов, обычно взимаемых туристическими компаниями за предварительный заказ туров, поскольку стоимость тура оплачивается в момент его заказа компанией DinersClub.
Есть две разновидности счетов TravelAccount — SmallBusinessTravelAccount для небольших компаний и TheLodgedAccount для крупных корпоративных клиентов, ежегодно расходующих на зарубежные поездки более 25 млн. фунтов стерлингов.
В 1995 г. затраты по счетам типа TravelAccount достигли 5,6 млрд. долларов США, что составляет 20% от всего объема операций по карточкам DinersClub.
Основные программы для держателей карточек DinersClub
Термин «Т&Е» предусматривает определенную сферу использования карточек — транспорт, гостиницы, рестораны, индустрия развлечений, прокат автомобилей (табл. 1).
Помимо этого, «сервисная корзина», предлагаемая каждому держателю карточек DC, включает в себя всевозможные страховки, организацию туристических и деловых поездок, сеть салонов (залов ожидания) и бизнес-центров в крупнейших международных аэропортах мира, услуги телефонной связи со всем миром и круглосуточную информационную поддержку.
Программа страхования и помощи за рубежом
Программа страхования и помощи за рубежом начинает действовать автоматически при по-
Сферы использования карточек DinersClub, %
Таблица
| Европа, Ближний Восток, Азия
| Азиатско-тихоокеанский регион
| Латинская Америка
| Северная Америка
|
Авиаперелеты
| 30
| 10
| 5
| 60
|
Отели
| 15
| 20
| 5
| 20
|
Рестораны
| 10
| 15
| 8
| 5
|
Автозаправочные станции
| 10
| 3
| 12
| 1
|
— ‘ На обычные корпоративные карточки логотип компании-клиента не проставляется, а присутствует только название компании. 2 Номер этой карточки заносится в операционную базу франшизы, но собственно пластиковая карточка не изготавливается.
купке билета по карточке DinersClub. Вместе с описанием программы держатель получает карточку страхования, на которой указан номер страхового полиса, и при наступлении страхового случая он может воспользоваться предоставляемыми DinersClub покрытиями.
Программа телефонной связи по карточке DinersClubPhone
Программа телефонной связи по карточке DinersClubPhone позволяет звонить в любую страну мира. Вместе с карточкой DC держателю выдается специальный телефонный PIN-код, инструкция и памятка с номерами бесплатного доступа для звонков из различных стран мира. Используя номер своей карточки, держатель может звонить с любого тонового, импульсного или мобильного телефона, а также из общественного телефона-автомата и воспользоваться такими услугами, как соединение с конкретным лицом, передача факсимильных сообщений и международная справочная служба. Стоимость всех звонков, совершенных держателем в течение месяца, будет автоматически списываться с его карточки, а в ежемесячной выписке по операциям клиента будет отражена детальная информация о каждом звонке.
Программа защиты карточки
от несанкционированного использования
Участнику программы предоставляется возможность без дополнительной платы воспользоваться специальными услугами, включая:
— блокирование карточки в случае ее потери или кражи (бесплатно — для участников программы, до 200 долларов США по фактическим затратам — для остальных держателей карточек DC);
— извещение эмитента о факте утраты карточек других платежных систем;
— выпуск временной карточки и ее срочную выдачу в блиижайшем офисе DinersClub или доставку курьером на территорию страны пребывания держателя карточки (бесплатно — для участников программы, 50 долларов США — для остальных держателей карточек DC);
— перевыпуск карточки в случае ее утери или кражи (бесплатно — для участников программы, 50 долларов США — для остальных держателей DC);
— компенсацию возможных несанкционированных платежей по карточке в случае ее утери или кражи в размере до 500 долларов США;
— оплату экстренных расходов в случае утери или кражи карточки, в том числе оплату авиа-
Поскольку DinersClubCard в первую очередь является расчетной карточкой, призовые очки за операции по выдаче наличных не начисляются.
билетов, гостиничных счетов, аренды автомобиля и т. д.
Программа поощрения держателей карточек DinersClubReward
Смысл программ DinersClubReward можно выразить в нескольких словах: клиентов DinersClub следует поощрять за расходы, выполненные с помощью карточек DC.
Во время действия программы DinersClubReward за каждый потраченный по карточке доллар3 держателю карточки присуждается определенное количество призовых очков, которые аккумулируются на специальном счете — ClubRewardAccount. DinersClub предлагает клиентам гибкую схему применения призовых очков — они могут быть преобразованы в призовые мили для дальнейшего использования в программах FrequentFlyer, использованы для оплаты ежегодного взноса в DinersClub, потрачены для оплаты пребывания в отелях, покупки призов в специально выделенных предприятиях и т. д. и даже переведены на счета членов семьи держателя карточки.
Как уже говорилось выше, место и сроки проведения таких программ, алгоритм начисления призовых очков, сроки и способы их использования франшизы определяют самостоятельно в зависимости от прибыльности таких программ, интенсивности расходов по карточкам и т. д. Для держателей карточек выпускаются специальные издания (в частности, журнал «Signature»), из которых можно узнать о программах DinersClubReward, возможностях использования призовых очков и т. д.
Программа поощрения авиапассажиров FreefrequentFlyermiles
Это специальная программа, по сути своей напоминающая программу DinersClubReward, но рассчитанная на держателей карточек, часто совершающих авиаперелеты. При оплате авиабилетов по карточке DC за каждый затраченный доллар держателю начисляется 1 призовая миля (или 2 призовых очка DinersClubReward). Призовые мили впоследствии могут быть использованы для повышения пассажирского класса в авиаперелетах, покупки авиабилетов, получения специальных призов от авиакомпании, а также преобразованы в призовые очки DinersClubReward.
Программы FreefrequentFlyermies проводятся совместно авиакомпаниями и франшизами, и на территории одной франшизы может действовать одновременно несколько таких программ с различными сроками и условиями проведения. •
— (Продолжение см. в № 4 за 1997 г.)