17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 209

Основные тенденции развития рынка международных карточек в России в 1996 г.

Основные тенденции развития рынка международных карточек в России в 1996 г.

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

Подводя итоги ушедшего года, можно оценить его как весьма

успешный для России в плане развития систем безналичных расчетов с

использованием международных пластиковых карточек. Похоже, международные

платежные системы после долгих колебаний наконец-то приняли Россию всерьез и

перешли от осторожного прощупывания рынка к его завоеванию. По сравнению с 1995

г. заметно (в 1,5-2 раза) увеличилось число российских банков, являющихся

членами одной или обеих международных платежных систем.

Год

Europay

International

Visa

International

 

Полноправное

членство

Ассоциированное

членство

 

Полноправное

членство

Ассоциированное

членство

 

 

Всего

Прирост

Всего

Прирост

Итого

Всего

Прирост

Всего

Прирост

Итого

1995

39

10

9

8

48

22

6

13

12

35

1996

48

9

14

6

62

28

6

20

7

48

 

Если в 1995 г. число международных карточек в России не

превышало 150 тыс.[1], то в

1996 г. к активной эмиссии приступило подавляющее большинство банков-участников

международных платежных ассоциаций, и число международных карточек в конце 1996

г. достигло отметки 600 тыс.

В истекшем году свой выбор в пользу той или иной платежной

системы  сделали все крупные российские

банки. Что касается средних и мелких банков, то у них остается выбор - получать

ассоциированное членство[2],

становиться агентом по распространению карточек банка-участника международной

платежной системы или работать в рамках одной из программ - «Альянс» или

«Северо-Западной Ассоциации Банковских Карт»[3].

Анализируя основные тенденции развития рынка международных

пластиковых карточек в 1996 г., можно отметить, что борьба банков за место под

солнцем на рынке розничных услуг разгорелась с новой силой. Этому

способствовало, с одной стороны, появление на рынке новых сильных игроков -

Международной Финансовой Компании, ОНЭКСИМбанка, банков «Российский Кредит» и

Империал, а с другой - «уход» ряда банков (Кредо банка, Тверьуниверсалбанка,

банка “Оптимум”) и, соответственно, освобождение их доли рынка безналичных

расчетов.

Главным оружием в этой борьбе стала тарифная политика,

которая фактически является точным выражением приоритетных устремлений банков

на рынке. Если обратить внимание на тарифы банков по международным карточкам в

1994 г., можно отметить постепенное снижение уровня минимальных затрат,

необходимых для получения карточки, и размера ежегодной платы за их

обслуживание, что отражало стремление банков в первую очередь расширить круг

держателей международных карточек. Во второй половине 1996 г. наблюдалась та же

ситуация, однако, с одним отличием: в 1994-1995 гг. прирост количества

международных карточек в России происходил в основном за счет расчетных и

кредитных карточек (PayLater) - Classic (Mass), Gold, Business, а в 1996 г. в России наблюдалась

та же тенденция, что и во всем мире - резкое увеличение доли дебетовых

продуктов (paynow) и общего числа прежде всего за счет выпуска

совмещенных карточек - карточек банка с логотипами международных карточных

программ Cirrus/Maestro - и привязки к одному и тому же

счету как карточек Cirrus/Maestro, так и VisaElectronPlus.

Карточки Cirrus/Maestro и VisaElectronPlus, по сути, являются

дебетовыми продуктами. Они предназначены для использования в электронных

устройствах со 100% авторизацией транзакций и рассчитаны на широкие слои

потенциальных клиентов банка. Условия выпуска и обслуживания карточек, как

правило, весьма демократичны. В частности, первоначальный взнос и страховой

депозит (неснижаемый остаткок) невелики или равна нулю. Таким образом, на прибыль

от использования средств, аккумулированных на связанных с такими карточками

депозитных счетах, банку рассчитывать не стоит.

При наличии широкой сети приема таких карточек банку можно

было бы рассчитывать на некоторую отдачу за счет получения комиссионных

платежей от держателей карточек (своих и чужих) и от предприятий

торгово-сервисной сети. Но одному банку создание широкой сети обслуживания не

под силу. Если же клиент банка часто пользуется услугами чужих устройств,

прибыль эмитента сокращается. Учитывая, что тарифы международных платежных

ассоциаций за обслуживание таких карточек - такие же, как и по кредитным

карточкам, становится понятно, почему практически ни один российский банк не

эмитирует такие карточки в «чистом» виде.

Такие карточки есть смысл выпускать совмещенными со

внутренними карточками банка. В этом случае в сети банка (платежной системы)

карточки работают как внутренние, а за ее пределами - как международные. Таким

образом, совмещение может служить цели популяризации внутренних карточек самого

банка, но...

Борьба

международных ассоциаций Visa International и EuropayInternational за

российский рынок дебетовых карточек

Международные платежные системы подошли к решению этой

задачи  различными путями. Компания EuropayInternational не стремится конкурировать с локальными и

межрегиональными карточками, разрешая банкам выпуск локальных карточек с

логотипами Cirrus/Maestro. В прошедшем году такие карточки активно эмитировали

Столичный банк сбережений (СБС-Агро), банк “Балтийский”, Мост-банк, «Российский

Кредит», банки-участники программы “Альянс”. К эмиссии совмещенных карточек

Диалогбанк-Cirrus/Maestro в конце 1996 г. приступил

Диалогбанк. В ближайшее время выпуск таких карточек планируют ЭЛБИМбанк,

Элексбанк, Башкредитбанк и банки-участники “Северо-Западной Ассоциации

Банковских Карт”.

Напротив, ассоциация Visa International, широко рекламируя проекты VisaDomesticcards, реализованные в ряде стран

мира,  и участвуя в проектах VisaRussia Инкомбанка и VisaElectronDomestic Кузбассоцбанка, тем самым

фактически пытается создать конкурента российским платежным системам.

Новый облик дебетовых карточек на

российском рынке

Карточки типа Cirrus/Maestro и VisaElectronPlus с обязательной авторизацией

операций, предназначенные для использования в электронных устройствах, являются

удобным инструментом, позволяющим банку проводить гибкую политику во

взаимоотношениях с клиентами. В частности, помимо традиционного их применения в

качестве дебетового платежного средства, возможны самые различные варианты,

начиная от внесения на счет клиента страхового депозита и заканчивая

превращением таких карточек в кредитные со стопроцентной авторизацией. В

последнем случае банк, предоставляя клиенту кредит на фиксированную сумму и

разрешая доступ к этим средствам только посредством карточки, получает

возможность контролировать расходование средств и исключает возможность

овердрафта по такому счету. В то же время, при отсутствии связи с центром

авторизации эмитента клиент получает отказ в обслуживании. Таким образом, возможности

использования таких карточек в качестве альтернативы кредитным ограничены, хотя

некоторые банки в России предлагают клиентам подобные кредитные карточки.

Банковские

объединения

Важным показателем уровня развития рынка международных

карточек является создание и реальная работа на нем объединений банков-членов

платежных ассоциаций. Одно из таких объединений - Ассоциация российских

банков-членов EuropayInternational - было

создано в ноябре 1996 г. К концу 1996 г. ассоциация насчитывала уже 30 банков и

имела за плечами такие результаты, как введение с октября 1996 г. единых ставок

комиссионных платежей за взаимообмен (Interchange Fee) и решение о создании в

России системы внутреннего клиринга по карточкам EC/MC и Cirrus/Maestro.

Объединение банков- членов ассоциации VisaInternational  - VisaRussia - было создано позднее, в декабре 1996 г. Однако до

настоящего времени эта ассоциация существует лишь на бумаге, а учредительные

документы в декабре 1996 г. подписали всего два российских банка - Инкомбанк и

«Российский Кредит».

Важной тенденцией развития систем безналичных расчетов в

России является увеличение числа

процессинговых компаний и обострение конкуренции на рынке их услуг.

В 1992 г. процессинг транзакций по международным карточкам EuropayInternational на территории России выполняла единственная

российская компания - Кардцентр[4].

Обслуживание платежей по карточкам Visa, JCB, DinersClub, AmericanExpress и доставку

транзакций в сеть осуществляла компания UCS.

В дальнейшем процессинговые центры, обслуживающие транзакции

по по международным карточкам, росли, как грибы после дождя. Что показательно,

большинство таких компаний начинало свою деятельность в этой сфере с

процессинга операций по внутренним карточкам, затем - по международным

карточкам для одного банка, и только впоследствии переходило к обслуживанию

других банков.

В 1996 г. банки «Российский Кредит», ЭЛБИМбанк, Автобанк,

Уникомбанк, «Менатеп», Инкомбанк, Башкредитбанк создали собственные

процессинговые центры для обслуживания платежей по международным карточкам и

приступили к сертификации этих центров в международных платежных ассоциациях.

Некоторые из этих центров (в банках “Российский Кредит”[5],

“ЭЛБИМ-банк[6]) уже

приступили к работе, другие проходят или завершают сертификацию.

В октябре 1996 г. компания «Золотая Корона» объявила, что

работает над организацией обслуживания карточек Visa в структуре банков-членов

Visa International и «Золотая

Корона». Начиная с весны 1995 г. компания UnionCard совместно

с Тори-банком успешно реализуют пилотный проект в системе EuropayInternational.

По

мнению экспертов, количество собственно банковских процессинговых центров в

ближайшие годы будет увеличиваться, несмотря на присутствие на рынке

независимых процессоров третьей стороны, - пока не окажется, что ряд функций

независимые компании выполняют лучше (или дешевле). И, безусловно, победа

останется за теми компаниями, которые сумеют завоевать рынок мелких платежей.n



[1] По состоянию на 3 квартал 1995 г. российскими

банками-членами ассоциации VisaInternational было эмитировано около 83 тыс. карточек, а

банками-участниками системы EuropayInternational - около 50 тыс.

карточек

[2] К реализации спонсорской программы в системе EuropayInternationalв

1996 г., помимо уже известных спонсоров - Автобанка и банка «Балтийский»

приступил банк Кредит-Москва.

[3] См. № 9 журнала «Российский рынок пластиковых

карточек и дорожных чеков» за 1996 г.

[4]Эта компания единственной в России начала свою

деятельность с обслуживания именно международных, а не локальных (как все

прочие) карточек, однако в 1996 г. Кардцентр приступил к обслуживанию проекта

локальных карточек Собинбанка.

[5]С марта 1996 г. - в системе Europay International,

с октября 1996 г. - в системе Visa International.

[6]С июля 1996 г. - в системе Europay International.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube