
Суета вокруг Proton

Ровно три года назад, 18 февраля 1995 г. бельгийская компания Banksys приступила к реализации пилотного проекта первого в мире перезагружаемого “электронного кошелька” - Proton(подробно см. в №1-2 журнале “Российский рынок пластиковых карточек и дорожных чеков” за 1996 г.) За три года технология Protonполучила в мире наибольшее распространение, оставив позади не только разработчиков локальных схем, но и продукты международных платежных ассоциаций. Любопытно проследить логику развития этого продукта, что мы и попытались сделать в предлагаемой статье.
Компанию Banksys по праву называют крупнейшим экспортером проектов “электронных кошельков” в мире. Действительно, за три года с начала реализации пилотного проекта в части распространения технологии Proton в мире удалось сделать очень многое. В настоящее время карточки Proton[1]являются наиболее распространенными “электронными кошельками” в мире: на начало 1998 г. их число превысило 26 млн., а оборот составил более 130 млн. долларов США. Проекты на технологической платформе Proton успешно работают в 14 странах мира (табл. 1). Таким образом, по числу стран распространения продукта карточкам Proton удалось “перещеголять” Mondex, претендующий на роль мировых электронных наличных. В то же время, сам продукт изначально задумывался и создавался как локальный, и лишь благодаря экспорту технологий в различные страны сложились условия для его последующей глобализации.
Таблица 1
Распространение технологии Protonв мире
Страна и наименование проекта | Стадии поекта | Текущая ситуация | Планы на конец 1998 г. |
Австралия, Quicklink | С октября 1997 г. - реализация в национальном масштабе. | 700 тыс. карточек | 5 млн. карточек |
Бельгия, Proton | С февраля 1995 г. - реализация пилотного проекта. | 1,5 млн. карточек | 7 млн. карточек |
Бразилия, Kartao Inteligente | реализация пилотных проектов (Blumenau, Barra Shopping и т. д.) | 200 терминалов | * |
Канада, Exact | В конце 1996 г. - пилотный проект в Кингстоне | 13 тыс. карточек | * |
Малайзия | В июне 1998 г. - пилотный проект | - | * |
Мексика | В сентябре 1998 г. - пилтный проект (игры Содружества) | - | * |
Нидерланды, Chipknip | С октября 1996 г. - реализация в национальном масштабе | 6 млн. карточек | 12 млн. карточек |
Филиппины | Во 2 квартале 1998 г. - пилотный проект | - | 300 тыс. карточек |
Чили, Supercard (лицензиар - компания CNC Equipos) | “Протон-деревня” | * | * |
Швейцария, Cash | С января 1997 г. - реализация проекта в национальном масштабе | 3,1 млн. карточек | 5 млн. карточек |
Швеция, Cash | реализация в 10 городах Швеции (с лета 1998 г. - в Стогкольме) | 65 тыс. карточек | 700 тыс. карточек |
Во всем мире | реализация проекта с Военно-морскими силами США |
| 40 млн. карточек |
25-28 февраля 1997 г. в Брюсселе состоялось Первое (организационное) собрание международной ассоциации Proton World. Участники встречи сформулировали три основных направления работы ассоциации:
- обмен опытом между участниками и разработка приложений карточек, которые могут быть использованы различными лицензиарами;
- содействие дальнейшему распространению карточных продуктов на базе техногии Proton во всем мире;
- обеспечение повсеместного взаимного приема и обслуживания карточек, эмитированных в различных странх мира.
В 1997 г. многие было сделано для решения этих задач. В частности, обладатель прав на технолгию Proton- компания Bankstys - в течение сравнительно короткого промежутка времени подписала несколько соглашений, связанных с продвижением технологии в различные регионы мира.
В феврале 1997 г. компании Banksys и ERG объявили об образовании совместного предприятия для продвижения платежных систем на базе технологии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и особенно - в страны Юго-Восточной Азии. Новая компания стала лицензиаром одновременно двух технологий -“электронного кошелька” Proton компании Banksys и Public Transport Central Clearing System и Finansial Clearing System компании ERG, благодаря чему технология Proton может быть интегрирована в системы оплаты проезда на общественном транспорте.
Как можно заметить из табл. 1, определенные успехи в этом регионе достигнуты. Помимо контрактов с Малайзией, Филиппинами, Мексикой, подписаны протоколы о намерениях с Гонконгом, Индией и Новой Зеландией.
Чуть позже, в мае 1997 г., было заключено соглашение о кооперации с компанией Electronic Data System (EDS) для продвижения технологии в страны Юлижнего Востока и, в частности, в Израиль.
В 1997 г. было заключено несколько технологических альянсов с известными компаниями - разработчиками оборудования и программного обеспечения для платежных систем.
В сентябре 1997 г. между компаниями Banksys и High Co Technology была достигнута договоренность об интеграции в технологическую платформу Protonloyalty-системы XLS, предназначенной для использования как в отдельном предприятии торговли, так и в сети торговых точек. В том же месяце был заключен договор с компанией OKI Advanced Products о сертификации и маретинге Value-Checker Personal Smart Сard Reader для карточек Proton.
Через два месяца, в ноябре 1997 г,. было подписано соглашение с компанией ACI, предусматривающее поддержку продукта Proton в системе BASE24. В том же месяце началось сотрудничество компании Banksys с телекоммуникационным консорциумом Unisourсe - разработчиком платежных систем для сети Internet.
Проект компании Unisource предусматривает платежи в Internet с помощью интеллектуальной карточки и персонального компьютера или телефона со встроенным картридером.Доступ к сети Internet может осуществляться по коммутируемым линиям, выделенным линиям, связи GSM. Пользователи сети Unisource в Швеции (компания Telia), Нидерландах (PTT telecom) и Швейцарии (Swisscom) смогут расплачиваться за мелкие покупки товаров и услуг в сети Internet с помощью карточек Proton.
Компания Banksys вложила в разработку технологии Proton значительные финансовые и людские ресурсы. По оценкам экспертов, создание технологии заняло около 75 человеко-лет и обошлось в кругленькую сумму около 150 млн. долларов США. Поэтому легко объяснимо желание компании поскорее окупить свои затраты.
Итак, в феврале 1998 г. произошло интереснейшее, на наш взгляд, событие: компания Banksys объявила о своем намерении выставить на продажу часть принадлежащих ей акций Proton. По словам руководства компаниии, этот шаг является закономерным в истории развития проекта и предпринимается с целью расширить круг партнеров подобно тому, как это в свое время сделал банк NatWest в отношении компании Mondex International.
По информации из различных источников, интерес к предложениям компании Banksys проявили компании Ameican Express, Diners Club/Citibank и ...Visa Interational, то есть практически все крупные игроки на “карточном” рынке, за исключением ассоциации MasterCard International. Чтобы лучше разобраться в причинах такого интереса, вернемся на полгода назад.
В июне 1997 г., на собрании рабочей группы по организации взаимодействия “электронных кошельков” Европейского Срюза, было решено направить в комитет, работающую над EMV-спецификациями, запрос по стандартизации и унификации определенных функций электронного кошелька. Таким образом, с июня 1997 г. в EMV-группе были начаты дискуссии на тему, что именно следует стандартизировать, которые нашли логичное завершение 8 января 1998 г.
После активного обсуждения на заседании комитета EMV вопроса, следует ли использовать функцию выбора приложений, существующую в EMV-спецификациях для дебетовых и кредитных карточек, в “электронных кошельках”, или двинуться в направлении гомогенизации функций продукта, представители двух из трех международных платежных ассоциаций сообщили, что не видят бизнес-необходимости в разработке единых общемировых стандартов для “электронных кошельков” и не будут принимать учатия в дальнейшей работе над такими спецификациями.
Это решение можно трактовать по-разному. С одной стороны, моджно усмотреть за ним желание международных ассоциаций пойти навстречу банкам-участникам систем, позволив им использовать тот продукт, который более всего приспособлен для эксплуатации в местных условиях. В то же время, можно расценивать это решение и как попытку систем использовать в конкурентной борьбе имеющиеся в их распоряжении технологические преимущества.
В то же время, идея единого кошелька для стран европейского Союза пока не отвергается. В частности, руководство регионального отделения Visa EU, напротив, обеими руками за разработку общих спецификаций “электронных кошельков”, и особенно - для единой Европы. Не случайно Visa EU решила продолжить сотрудничество с Европейским комитетам по банковским стандартам, а также с разработчиками GeldCarte в Германии и SEMP в Испании в области создания “общепринимаемого” продукта. Не отстает и компания Europay International, которая содала специальную консультативную группу по введению евро (Euro Advisory Group). Правда, задача создания ”общепринимаемого” электронного кошелька для Европы пред участниками не ставится. Речь идет о поиске решений, которые бы обеспечивали выполнение деноминированными “электронными кошельками” с евро, эмитированными в различных странх Европейского Союза, трансграничных операций.
В настоящее время в странах единой Европы активно эксплуатируются 19 проектов национальных “электронных кошельков”. При переходе к расчетам в единой валюте каждый их этих продуктов сможет быть перенастроен на работу с евро, но совместимости от этого не прибавится. Карточки Clip, на которые в свое время возлагались большие надежды, пока остаются на уровне локального проекта “электронного кошелька” в Чехии. По всей вероятности, каждый из этих продуктов так и будет работать в рамках одной страны. За исключением ... карточек Proton, которые в той или иной форме используются по меньшей мере в четырех странах Европы.
Итак, ситуация с выставлением на продажу прав на технологическую платформу Proton приобретает новую окраску. Каковы же побудительные мотивы, движущие каждым из перечисленных претендентов?
Компания American Express, приобретая неэксклюзивную лицензию на использование технологии Proton для выпускаемых под маркой компании карточных продуктов, вряд ли задумывалась о проблемах совместимости “электронных кошельков” в Европе. Тем более, как следует из пресс-релизов компании, основной областью применения технологии должны были стать не “электронные кошельки”, а мультифункциональные карточки с поддержкой loyalty-систем, систем check-in для гостиниц, электронных билетов и т. д., как, кстати, и случилось. Вероятно, приобретение, сделанное компанией в ноябре 1996 г., оказалось выгодным, и American Express решила несколько расширить свои возможности по использованию технологии Proton, выторговав себе, например, эксклюзивное право на эксплуатацию технологии в мире. Хотя и возможен и другой вариант под кодовым названием “не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам”.
Компания Diners Club International, разрабатывая новый дизайн своих карочек, уточнила в Правилах для Членов, что, за исключением расположения микросхемы на карточке, не планирует вводить каких-либо иных ограничений на использование участниками микропроцесорных карточных продуктов. Однако этой точки зрения руководство Diners Club придерживалось в начале 1997 г. В 1998 г. в стратегии компании произошли некоторые изменения: “продукты и услуги, которые предлагает Diners Club, должны быть чем-то большим, нежели возможностью конкурировать на локальных территориях с внутренними и международными марками карточек. Необходимо объединить их в общую сеть DCI-Net и установить единые стандарты качества обслуживания”. Вполне вероятно, что за этими словами стоит и желание компании иметь в своем распоряжении единый “электронный кошелек”, тем более, что одним из претендентов на покупку Proton является отец-основатель компании Diners Club Intrenational - Citibank.
А вот зачем доля акций Proton понадобилась компании Visa International, которая имеет больше чем кто-либо различных несовместимых между собой программ микропроцессорных карточек - начиная от работающих в разных странах и имеющих общее название проектов Visa Cash и заканчивая проектом двух банков в России Visa Roskart? Здесь возможны три варианта развития событий, имеющие, однако, общую цель: остановить глобализацию Proton и расчистить поле для собственного продукта ассоциации - карточки Visa Cash.
“Новое - это хорошо забытое старое”
Этот путь, по видимому, для ассоциации наиболее характерен, чему можно привести ряд примеров. Во-первых, это покупка спецификаций Danmont и преобразование этого продукта в Visa Cash. Во-вторых, это приобретение прав на технологию компании Net1 и преобразование этого продукта в Visa COPAC (Roskart). Вполне вероятно, что технология Proton также может быть использована для этой цели с каким-нибудь новым названием.
“Смена вывески”
Отличительной чертой этого варианта является включение не только технологии, но и самой марки Proton в пакет “карточных” продуктов, предлагаемых участникам платежной ассоциации. В этом случае банки, выбирая между продуктами Visa Cash и Proton, будут делать свой выбор между различными продуктами Visa. В принципе, примеры реализации этого варианта имеются, правда, в ограниченном количестве - это проекты банков Южной Африки, базирующиеся на технологии французской фирмы Net1 и снабженные “Visa brand”.
“Убить и закопать”
Основной целью реализации этого варианта является торможение экспансии технологии Proton в мире. Приобретя преимущественные права на технологию, ассоциация, по -видимому, приложит все силы, чтобы помешать лицензиарам Proton организовать взаимный прием карточек, а также по возможности прекратит дальнейшую продажу лицензий на эксплуатацию продукта в других странах.
Кто станет покупателем прав на технологию и какой из этих вариантов будет претворен в жизнь, покажет время. Правда, даже у международных платежных ассоциаций не всегда получается так, как хотелось бы. Cвежий пример - разрешение Visa Sweden на эмиссию карточек Visa, снабженных интегральными микросхемами ... Proton[2], выданное всем шведским банкам -членам ассоциации Visa International - в январе 1998 г.n
[1]Мы отдаем себе отчет в том, что Proton- то название проекта карточек в Бельгии, а также название всей технологической схемы работы карточек. Однако далее в тексте в ряде случаев мы для простоты будем применять термин “Proton” для обозначения проектов на базе технологии Proton, реализуемых в различных странах мира. а также карточек, выпускаемых в рамках этих проектов.
[2]название продукта - Cash, но он целиком базируется на технологии Proton.