Siemens уходит,"Система" остается
Поводом к разговору о деятельности компании "Система" на страницах нашего журнала стала пресс-конференция, которую она провела 24 ноября 1999 г., и основной темой которой стала реструктуризация концерна Siemens и продажа компании SiemensNixdorf инвестиционным группам KKR и GSCP.
"Система" вышла на рынок средств обработки наличности в начале 1996 г., на пике интереса банков к карточному бизнесу и поставщиков информационных технологий - к банкам.
Банкоматный рынок России переживал свой 'первый расцвет, на нем более или менее удачно работали такие компании, как NCR, Diebold/IBM, Olivetti, Bull, DEC. Интересы компании SiemensNixdorf, с которой начала сотрудничать "Система", в России представлял с одной стороны концерн Unisys (продававший продукцию SiemensNixdorf под своей торговой маркой), а с другой отечественная фирма IBS. Основным клиентом Unisys была платежная система UnionCard, IBS работала преимущественно с банками "Золотой Короны".
В то же время, компания SiemensNixdorf начала активно внедряться на рынок интегрированных решений и программных продуктов для систем само-
обслуживания. Место российского партнера в этой области было вакантно и его успешно заняла "Система".
В августе 1996 г. "Система" продала первые банкоматы, до сих пор успешно работающие в рамках зарплатного проекта. Работа же в области поставки решений началась с создания программного обеспечения, позволяющего обслуживать в банкоматах SiemensNixdorf как магнитные карточки, так и карточки с микросхемой. Потребность в таком решении была очевидна: значительное число банков-участников различных "смарт-карточных" платежных систем и локальных проектов задумывались о вступлении на рынок международных продуктов, а стало быть, о "работе" с магнитной полосой.
Готового решения SiemensNixdorf предложить не могла, хотя и имела опыт работы с комбинированными карточками GeldKarte. Проблема заключалась в том, что микросхема этих карточек была задействована лишь в небанковских приложениях, а магнитная полоса не имела третьей дорожки.
В результате "Система" создала собственный, по сути уникальный продукт, дающий возможность обслуживать как "полосу", так и "микросхему" на одном устройстве без каких-либо модификаций хостовой части. Такое решение уже существует в рамках технологии DUET (оно нацелено, разумеется, на систему "Сберкарт") и в скором будущем, вероятно, появится для технологии SmartPay. По словам представителей компании "Система" ведутся переговоры и с банками -участниками "Золотой Короны", 96% банкоматного парка которой приходится на продукцию SiemensNixdorf.
Практическое внедрение данного продукта, однако, сопряжено с определенными сложностями, носящими политический, а не технологический характер. И "Золотая Корона" и "Сберкарт" имеют собственных системных интеграторов с которыми традиционно работают в области установки банкоматов: предложение "Системы" в той или иной степени "отбивает их хлеб".
SiemensNixdorf, в свою очередь, придерживается своей новой стратегии продвижения на рынок решений, а не "железа" и лишь приветствует партирование продукта компании "Система" на банкоматы других поставщиков. В частности, "Система" намерена предложить свой продукт для банкоматов фирмы BANQIT (сменившей на рынке DEC и принадлежащей корпорации Compaq).
Банкоматы BANQIT вообще попадают в сферу интересов "Системы", до сих пор сотрудничавшей в области поставки этих устройств только с SiemensNixdorf. По словам начальника управления банковских и торговых технологий компании Бориса Семенченко, "Система" разрабатывает реселлерское соглашение с BANQIT и одновременно проводит обучение своих технических специалистов и сервис-инженеров. В недалеком будущем банкоматы BANQIT могут появиться в прайс-листах "Системы". Однако компания не намерена "ставить эксперименты на заказчиках", и продажи начнутся не раньше, чем ее сотрудники получат необходимую квалификацию, а сама компания сможет гарантировать бесперебойный сервис нового оборудования.
Заметим, что ситуация с BANQIT в корне отличается от той, которая складывалась с SiemensNixdorf в 1996 г.: если последняя уже имела в России достаточно "раскрученный" рынок и сильных партнеров, то BANQIT, по сути, вынуждена строить бизнес в России "с нуля": некогда весьма популярные (благодаря, в частности, особой любви со стороны Сбербанка) банкоматы DEC практически отсутствуют сейчас на рынке. Возможно благодаря опыту "Системы" и ее наработкам в рамках технологии DUET, принятой на вооружение Сбербанком, банкоматы DEC вернут себе "былую славу".
Вернемся к пресс-конференции "Системы". По словам заместителя директора компании Владимира Кузьмичева, "независимость компании SiemensNixdorf (теперь - WincorNixdorf) от концерна SiemensAG только усилит позиции этого и без того динамично развивающегося предприятия. Это произойдет за счет внесения новой струи в структуру управления, большей независимости в принятии оперативных решений, привлечения дополнительных инвестиций новых владельцев в производство. Ведение продаж и сопровождения продуктов через партнеров в России также приведет к усилению конкурентоспособности продукции концерна (как минимум за счет уменьшения цен благодаря прямым отношениям с заводом-производителем), а также за счет более широкого спектра дополнительных услуг (установка, инсталляция, сервисное обслуживание), которые рекомендованные партнеры (в частности, наша компания) готовы представить клиентам".
Иными словами, "Система" поспешила успокоить своих будущих и, главным образом, существующих клиентов: смена владельцев SiemensNixdorf не приведет к росту цен на технику и проблемам с сервисным обслуживанием. Между тем, речь идет о серьезном изменении сбытовой политики SiemensNixdorf в России, которое не может не вызывать опасений. Возникает, как минимум, один большой вопрос: как и кем отныне будет гарантироваться качество сервиса? Представители "Системы", в частности, говорят о том, что компания располагает штатом квалифицированных (и сертифицированных) сервис-инженеров, а поставки запчастей гарантированы прямыми отношениями компании с заводом в Падеборне (Германия). Утверждается также, что оргструктура WincorNixdorf, обеспечивающая сервисное обслуживание, будет перепрофилирована и сможет (уже в неком новом состоянии) поддержать любого клиента, недовольного сервисом компаний-партнеров, однако, как именно и когда это будет сделано, никто не знает.
"Система" готова принять вызов, а главной гарантией для ее клиентов становятся репутация и опыт этой компании.