17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 144

"Этой весной в Маракеше принято говорить только о смарт-картах..."

"Этой весной в Маракеше принято говорить только о смарт-картах..."

Чуть менее года назад техасская инвестиционная компания Texas Pacific Group инвестировала в фирму Gemplus 450 млн. долларов. Результат не замедлил сказаться: "американские деньги" не только усилили позиции крупнейшего миро-вого производителя микропроцессорных карточек, но и заметно повлияли на об-щую организацию бизнеса компании. Наметившиеся изменения мог явственно по-чувствовать каждый участник прошедшей в конце января 2001 г. ежегодной кон-ференции партнеров Gemplus. Первое, что бросалось в глаза постоянным участникам конференции –  большое количество новых лиц, с одной стороны, и отсутствие многих старых знакомых, с другой. Объясняется это, вероятно тем, что с увеличением числа партнеров Gemplus  компания стала применять более высокие критерии оценки их активности: практически все «старые» партнеры, присутствовавший на этой кон-ференции, имеют очень хорошие показатели по поставкам карт и твердые позиции на локальных рынках. Что еще было непривычным  - это сама форма организации конференции. Обычно на конференциях Gemplus (они проводятся ежегодно с 1996 г.) одно из центральных мест занимала «выставка достижений VAR’ов (Value Added Resellers)», где каждому участнику выделялся отдельный стенд для  демонстрации его решений. Конференция 2001 года изменила этой традиции.  В этом году VARы ничего не показывали, зато им было на что посмотреть на стендах различных под-разделений Gemplus. При этом нельзя было не отметить высокий уровень подго-товки экспертов Gemplus, работавших на стендах, что делало общение на редкость полезным и информативным.   В кулуарах выставки VAR’ы делились своими успехами за прошедший год. У всех существенно увеличился объем поставок, многие вышли на новые рынки. Так, небольшая компания Metra из Словении, много лет работавшая на локальном рынке клубных приложений (бассейны и т.п.), в прошедшем году «подняла» зада-чу совершенно иной весовой категории. Заручившись поддержкой заинтересован-ных государственных органов, Metra разработала концепцию, провела проектиро-вание и разработку национальной системы обязательного медицинского страхова-ния с использованием смарт-карт. Сегодня все жители Словении (около 2 млн. че-ловек) имеют медицинские полисы на смарт-картах, по которым они  гарантиро-вано получают медицинское обслуживание и льготные лекарства на всей террито-рии страны. Очень приятной и поучительной была встреча с Сержем Беламо – директо-ром фирмы NET1, человеком-легендой для российского мира смарт-карт техноло-гий (на решениях, разработанных в недрах его фирмы, работает Российский Сбер-банк). Сержу принадлежат многочисленные патенты на технологические идеи, ко-торые используются многими фирмами во многих странах. И что интересно, мно-гие их них даже не подозревают об этом...  В настоящее время Серж Беламо очень увлечен идеей интероперабельности, которая с большим трудом находит под-держку у соседей по цеху (как, впрочем, и в России).



Параллельно с выставкой шли (как обычно) пленарные и секционные засе-дания.  Характерно, что в этом году на большинстве  секций выступами высокопо-ставленные чины  международных «китов» карточного бизнеса (VISA, EuroPay, American Express, Proton, Groupement Cartes Bancaires, Deutsche bank и др.). До-вольно интересно было узнать об успехах VISA в области продвижения смарт-карт в США. В России (да и во многих западных странах)  принято считать, что смарт-карты могут прижиться и приживаются только в Европе. Вице-президент VISA Джим Селф  своим выступлением опроверг это заблуждение и посоветовал почаще заглядывать на сайт VISA. В кулуарах участники конференции обсуждали очередное возможное слияние двух крупных производителей карт и сошлись на том,  что  вряд ли это сможет существенно изменить расстановку сил в мире.



Американское влияние: от технических вопросов - к проблемам бизнеса



Очевидно, что  центром реализации проектов в области смарт-технологий по-прежнему остается Европа. И не случайно местом проведения нынешней кон-ференции стал Маракеш (несмотря на чисто азиатский колорит, он гораздо ближе к Европе, чем мексиканский Канкун,  где проходила прошлогодняя конференция), и ходившие в Канкуне слухи о том, что, по все видимости,  форум надолго пере-езжает в западное полушарие, не подтвердились.  Однако, в Маракеше дух конференции и форма ее проведения оказались го-раздо даже более "американскими", чем на мексиканском форуме.  За прошедший год многое изменилось: президентом  компании  стал  Антонио Перес,  экс-вице-президент компании Hewlett Packard,  акции Gemplus стали котироваться на аме-риканских фондовых биржах, и, как следствие приобретенной открытости компа-нии, ожидаются серьезные перемены в ее управлении. Хотя  тематически конференции была по-прежнему разбита на четыре тра-диционных потока - электронные финансы   (eFinance), телекоммуникации (Tele-communications),  безопасность (Security corporate information systems) и  элек-тронное потребление (The age of eConsumer) – содержание большинства выступ-лений  носило общий характер.  Таким образом, в полном соответствии с американскими традициями прове-дения мероприятий подобного уровня, конференция партнеров Gemplus перешла из среды обмена практическим опытом в место поиска и определения новых воз-можностей для развертывания бизнеса. Инженерная направленность сменилась сугубо деловой, продолжительность "рабочей" части семинара сократилась, а сре-ди участников стало гораздо больше специалистов, отвечающих за стратегическое развитие бизнеса, чем инженеров и разработчиков решений.  И эти изменения по-нятны, поскольку бизнес-возможности, скрытые в различных областях приложе-ния смарт-технологий, о которых шла речь на конференции, действительно впе-чатляют.



M-commerce на волне успеха



Последние два года стали своеобразной "эрой телекоммуникаций": рост продаж технологий и оборудования в области мобильной связи превысил все, даже самые оптимистичные, прогнозы. Сегодня в Европе  на решениях Gemplus запущено уже несколько масштаб-ных проектов в области мобильной коммерции с использованием технологии дву-слотовых телефонов.  Характерно , что m-commerce в Европе быстро вышла из стадии «пилотной» технологии, когда решение уже есть, а спрос на него у конеч-ного потребителя приходится   формировать искусственно. В европейских странах появились реально востребованные и органичные телефонные сервисы, ориенти-рованные, прежде всего, на сектор путешествий и развлечений (T&E). Так, або-нентам сетей мобильной связи предлагаются услуги по поиску тех или иных объ-ектов туристической инфраструктуры, определению наиболее выгодных локаль-ных роуминговых тарифов и т. п. Услуги эти уже сегодня пользуются спросом и уговаривать клиентов приобретать их не приходится.



Бум на рынке мобильной телефонии принес и совершенно неожиданные пробле-мы. К нему оказались совершенно не готовы (!) фирмы-производители кремния. Их просчеты в планировании производства привели к тому, что в 2000 году поток заказов не мог быть в полном объеме обеспечен кристаллами, а фирмы-производители смарт-карт были поставлены в странное положение, когда они не могли дать однозначный ответ на вопрос о сроках поставки конкретного заказа. В 2001 году ситуация обещает выправиться: производители полупроводников и не-зависимые аналитики предсказывают, что уже к концу первого квартала 2001 г. спрос и предложение на рынке SIM-карточек для мобильной связи уравновесят друг друга.  На самом деле, в прошедшем году проблема необеспеченности чипами затронула  не только заказчиков SIM-карт, но и банковский сектор. Многие банки (в том чис-ле и российские), почувствовали острый недостаток в таком некогда недефицит-ном товаре, как смарт-карты. В Маракеше Антонио Перес заверил участников конференции, что GemPlus принял все необходимые меры, чтобы в этом году вер-нуть график поставки карт в прежнее русло, к которому привыкли все потребите-ли.



Революция открытых платформ



Другая область, в которой смарт-технологии испытывают бурное развитие - это открытые операционные системы для микропроцессорных карт. Этот сектор сегодня является, пожалуй, наиболее значимым для всего карточного рынка, по-скольку за ним стоит возможность имплементации тех самых многофункциональ-ных продуктов, которые всегда ставятся во главу угла, когда речь заходит о мар-кетинге смарт-карт. Вообще, сама идея многофункциональности, то есть возможности совме-щать на одной карточке несколько приложений из разных областей (например, идентификацию и платежи), родилась фактически одновременно с самими смарт-картами. Дальнейшее развитие в этой области шло так: с одной стороны, эмитен-ты и поставщики решений предпринимали попытки реализовать идею много-функциональности на уже имеющейся технологической базе, изначально не пред-назначенной для такого рода решений; с другой стороны, у всех присутствовало ясное понимание того, что реальный прорыв вперед невозможен до тех пор, пока не появятся специальные смарт-карты и  соответствующие открытые стандартные программные решения. Таким образом получилось, что работы по созданию ре-шений и разработке стандартов  пошли практически  параллельно. Прошедший год,  и это  подтвердили выступления на конференции, принес существенные сдвиги в обоих направлениях. Что касается стандартизации,  становится все более очевидным, что единого стандарта (по крайней мере, в ближайшее время) скорее всего не будет. Тройка прошлогодних лидеров (Java Card, Multos и Windows for Smart Cards)  в этом году  потеряла одного из участников: Java Card и Multos существенно вырвались вперед по степени промышленной готовности карточек.  И, судя по всему, сдавать свои позиции никто из конкурентов не собирается. В направлении аппаратных платформ для многофункциональных карточек также произошли серьезные изменения: карточки данного типа уже «переросли»  состояние  демонстрационных образцов и стали производиться на промышленной основе. На конференции Gemplus продемонстрировала как инструментарий для ра-боты с карточками Java Card и Multos – GemHub Suite, так и сами карточки – GemXpresso 211 PK и Multos P4, на базе которых уже сегодня можно создавать многофункциональные прикладные решения с динамической загрузкой приложе-ний. Поскольку Gemplus находится на переднем крае разработок в области мик-ропроцессорных карт, по тем продуктам, которые компания выпускает на рынок, можно с высокой степенью точности судить о глобальных тенденциях его разви-тия.    Что касается перехода на смарт-карты членов международных платежных систем, то конференция лишний раз подтвердила мое  убеждение в том, что в пе-реходных условиях, когда новые технологические решения  проходят стадии мно-гочисленных «релизов», каждый из которых может стать (а может и не стать – что бывает чаще) последним и окончательным,   правильно поступают те потенциаль-ные потребители этих решений, которые придерживаются более консервативной  позиции. Приведу простой пример. Понятно, что стать первым человеком, кото-рый ступит на поверхность Луны, престижно и почетно. Но представьте себе, что после того, как этот человек окажется на Луне, ему придет сообщение: «Вы знае-те, так получилось, что Ваша версия полета не все предусмотрела для обратного возвращения на Землю. Вот в нашей новой версии эта проблема решена, но в этой версии все летят не на Луну, а на Венеру...» (примерно так получилось с проектом VISA EasyEntry). Переход на более технологичное решение в международных проектах, где цена ошибки высока, лучше делать тогда, когда есть достаточная уверенность, что а - выбранное решение является «окончательным и бесповорот-ным»; б – Вы будете участвовать в общей ПРОГРАММЕ, а не окажитесь добро-вольным полигоном для невостребованного решения; в – есть реальная инфра-структура для обслуживания новых карт. Замечу, кстати, что эту позицию цели-ком разделяют наши клиенты здесь, в России.



Подводя итог Конференция партнеров Gemplus – 2001 показала не только и не столько, куда указывает вектор развития смарт-карточных технологий, сколько общее на-правление бизнеса, в том числе и в области платежных  приложений. Использова-ние новых каналов доставки услуг и проведения платежей стало реальностью, конвергенция платежных технологий идет полным ходом, а до воплощения идеи многофункциональных карт остался,  кажется, всего один шаг (впрочем, время покажет...). Смарт-технологии же развиваются в направлении потребностей бизнеса, и всем очевидно, что их использование давно перестало быть данью прогрессу, пре-вратившись в экономическую необходимость.



Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube