17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 251

"Банки хотят быть членами Visa International..."

"Банки хотят быть членами Visa International..."

ПЛАС: Как Visa International расценивает свои успехи в области внедрения открытых платформ для смарт-карточек? Расценивается ли успех Visa Open Platform в США как предвестник победы над конкурентами, прежде всего – консорциумом MAOSCO?

Лу Наумовский: Разумеется, мы полагаем, что наша программа открытой платформы была и является успешной. Как вы, наверняка, знаете, что стандарт может использоваться с Java карточкой (Smart-card for Windows). Первые их карточки были выпущены в 1998 г. в Сингапуре, и сейчас проекты успешно развиваются в Америке, Азии и Европе.

В состав нашего консорциума Global Platform входят Visa, AmEx, British Telecom, Nipon Telecom, JCB. У наших конкурентов существует свой консорциум, в который входят 12 вендоров и различных ассоциаций. Они предлагают систему MULTOS. Понятно, что только рынок может определить, какой стандарт лучше. Мы, разумеется, считаем, что наш. Уверенности в этом нам придает поддержка и вендеров, и технологических компаний. Конечно, конкуренция существует. Окончательного решения, на мой взгляд, пока нет. Наверняка, вы видели в недавно опубликованном пресс-релизе, что во всем мире банками-участниками Visa уже выпущено 42 млн. смарт-карточек. Среди них есть и карточки Open Platform. Проект по выпуску карточек Open Platform развивается во всех наших шести регионах. Где-то быстрей, где-то медленнее.

ПЛАС: Как, по Вашему мнению, изменится расстановка сил на мировой карточной арене, когда объединение систем Europay и MasterCard станет реальностью? Что Visa намеревается предпринять, чтобы укрепить свои позиции на рынке дебетовых продуктов и противостоять успеху карточек Maestro?

Лу Наумовский: В какой-то степени рынок уже давно ожидал этого решения. Однако до сих пор окончательно неизвестно, какие формы примет это объединение. У этих двух платежных систем различные технологические платформы. Как будет решаться проблема миграции? Какие решения будут приняты по поводу существующих продуктов Europay и MasterCard? Какие решения будут приняты по поводу существующих и хорошо известных брэндов и торговых марок продуктов? Можно заявить, что рынок ждет ответа на эти вопросы.

Могу сказать, что мы не боимся конкуренции. Сейчас объясню почему. Дело в том, что Visa является признанным лидером среди международных платежных систем. Одиннадцать последних лет наша платежная система фиксирует постоянный рост числа карточек, эмитированных банками-участниками ассоциации. Visa также лидирует в общем количестве эмитированных карточек – их уже больше 1 млрд. Оборот по этим карточкам – более 1 трлн. 855 млрд. долларов США, что значительно превосходит оборот по карточкам наших конкурентов. Во всех наших регионах, включая CEMEA, мы готовы бороться, используя все преимущества, которыми обладает наш единый брэнд, в отличие от множества брэндов, которыми обладают Europay и MasterCard. Все мы предполагаем обострение конкуренции, но нас такая постановка задачи не пугает. На этом рынке многое пока неизвестно. Неясно, какие предложения будут делаться банкам-членам, для них это может иметь какие-то последствия, и не только положительные, но и отрицательные. Наши банки-члены, видимо, согласятся со мной, что отличительной чертой Visa International является ее стабильность. Все они могут рассчитывать на ту поддержку, которую получали до сих пор со стороны Visa.

ПЛАС: Visa приняла статус for profit company. Как это повлияет на структуру расходов и доходов ассоциации? Как это скажется на ее участниках?

Лу Наумовский: Что касается изменения статуса компании Visa International из “бесприбыльной” в “прибыльную” компанию, я хотел бы сказать, что это больше всего психологические изменения, которые находят отражение в реализуемых нами бизнес-шагах. Причем они реализуются во всем мире. Цель – сделать Visa прибыльной организацией. Конечно, прибыль, получаемая компанией, и сейчас используется в интересах участников ассоциации. Поэтому, основная задача изменения курса  сделать всю структуру компании, всех ее членов, более предприимчивыми. Лично я приветствую такого рода изменения в Visa. Когда я только пришел  в компанию в сентябре 2000 г., я испытывал некий дискомфорт от ощущения, что структура ассоциации, включающая почти 22 тыс. членов, должна быть по определению очень инертной. Еще раз повторюсь, это решение меня очень радует, поскольку оно уже отражается в нашем подходе к делу, в том, как мы развиваем наш бизнес в России. Наличие широкого членства в ассоциации и некого пути, пройденного нами за десятки лет своего развития, определяют инерцию компании. Однако, даже само решение об изменении статуса компании, знаменательно. Очень сложно мгновенно полностью изменить психологию, однако то, что Президент компании Visa International Малкольм Уильямсон (Malcolm Williamson), меняет саму культуру бизнеса, является хорошим признаком. Региональные подразделения ассоциации со своей стороны уже реализуют новый подход к бизнесу в зонах своей ответственности.

ПЛАС: Visa в России отстает от EPI как по числу карточек, так и по числу банков-участников. Что Вы предпринимаете для исправления ситуации?

Лу Наумовский: Можно откровенно заявить, что наша политика отличается от политики наших конкурентов. У нас в России более 140 банков-участников, из них 34 банка являются полноправными, принципиальными членами. До конца прошлого года все они эмитировали 1 млн. 116 тыс. карточек, что составило примерно около 55-60% объема эмиссии Europay. При поверхностном рассмотрении показатели эмиссии выглядят весьма тревожно, но если их проанализировать – получается совсем другая картина. Да, в России эмиссия карточек Maestro выглядит предпочтительнее, чем Electron. Но наши исследования показывают, что карточки Electron используется, как минимум, в 3-5 раза чаще, чем Maestro. Причем Россия здесь не исключение, эта картина характерна и для других стран. Объемы покупок по этому продукту у нас тоже выше. Эти результаты интересны, в первую очередь, банкам, поскольку рентабельность их операционной деятельности напрямую зависит от этих показателей. И многие из наших банков говорят нам о том, что программа Electron для них является более приоритетной.

Что касается политики компании в отношении членства российских банков в системе, то наши конкуренты принимают больше банков, придавая им статус полноправных участников. В таком подходе присутствует некая логика, но у нас иной взгляд на этот вопрос. Принципиальное членство для Visa является основополагающим, мы считаем его фундаментом развития нашего бизнеса. Банки - принципиальные члены ассоциации – это, как правило, финансовые структуры крупные по капиталу и активам, и эти банки энергично развивают свой розничный бизнес. Поэтому у Visa российских участников с таким уровнем членства меньше чем у Europay. Конечно, мы анализируем, готовность банков получить статус принципала, но с другой стороны, у нас есть обязательства перед банками. Именно поэтому, мы работаем открыто со всеми банками, исходя из наших возможностей и потенциала конкретного банка и пытаемся увеличить объем их эмиссии. Поэтому принципиальный участник нашей системы должен на практике демонстрировать свою активность: или реально заниматься программой спонсорства, или вести активную эмиссию.

В 2001 г., этот год является для нас знаменательным, произошли серьезные изменения в нашей политике на уровне региона CEMEA. Совет директоров  до 1 мая  2001 г. уже принял 17 новых ассоциированных членов. В очереди стоят как минимум 10. Намечены еще 20, если не больше, кандидатов. Это говорит о том, что банки хотят стать участниками Visa International.

ПЛАС:Visa, якобы, упразднила статус Participant member. А как, вообще, выглядит сегодня структура членства в ассоциации, и зачем понадобились преобразования?

Лу Наумовский: На самом деле этот статус членства является международной категорией, и он действует, практически, почти по всему миру. В этом вопросе у нас есть доля гибкости. Мы внимательно посмотрели на эту категорию и поняли, что она не совсем подходит для российского рынка. Дело в том, что статус Participant появился рынках, где в большинстве своем имеют хождение кредитные карточки. В этих странах эмитент не обязательно имеет непосредственное отношение к счету держателя его карточки. В России же дебетовый рынок, здесь очень важно, с точки зрения управления рисков, чтобы банк знал, кто является держателем его карточки, чтобы остатки на счету были управляемы, прозрачны… Именно поэтому мы пришли к выводу, что этот статус членства не подходит для российского рынка. Кроме того, учитывая нашу стратегию, мы хотим дать какой-нибудь стимул к увеличению темпов эмиссии карточек Electron в регионах. Преимущество, которым обладали Parpicipants в регионах, это - минимальные членские взносы – 10 тыс. долларов. Для того, чтобы “убить сразу несколько зайцев” мы придумали новую категорию ассоциированных участников системы, в частности, Deposit Access. Этот ограниченный статус мы рассматриваем сейчас как первую, начальную категорию членства для новых, в основном, региональных банков, которые хотят стартовать в Ассоциации с эмиссии карточек Electron. Это, в основном, зарплатные проекты в регионах России, где можно оказать реальные услуги корпоративному клиенту, и где необходима низкая себестоимость самой карточки… Этот сценарий старта в карточном бизнесе мы предлагаем всем банкам, обращающимся к нам для реализации проектов начального уровня: Deposit Access или полное ассоциированное членство, которое требует больших инвестиций.

Теперь о результатах продвижения этой нашей инициативы. Честно говоря, когда мы предлагаем банкам сделать этот выбор, большинство, подумав, принимают решение стать полными ассоциированными членами, хотя до этого они, как правило, выражали озабоченность по поводу высокой стоимости ассоциированного членства. Если банк готовится к долгосрочному бизнесу пластиковых карточек (вне зависимости какой это банк: региональный, московский или санкт-петербургский), то подготавливается бизнес-план и просчитывается экономика проекта. В этом случае у банка появляется возможность эмитировать все наши продукты, сразу открывать все наши бизнес-индефикаторы. Под этим мы и понимаем преимущества такого подхода. Существует также экономическая логика получения статуса ассоциированного члена. С другой стороны, если банк не может позволить себе стать полным ассоциированным членом, мы предлагаем нижний уровень членства. Уже есть несколько банков, которые приняли такие предложения.

Думаю, что мы подробно обсудили этот вопрос. Решение уже принято, и в обозримом будущем, среди российских банков не будут появляться члены Visa со статусом Participant Member. Не уверен, что все российские банки сразу поймут и согласятся с нашими доводами, но со временем, и с нашей помощью, они осознают правильность этого решения. Наличие только двух категорий членства российских банков в Visa de-facto сделают нашу работу с участниками и кандидатами прозрачной и более предсказуемой. Да и вообще, это изменение облегчит нашу работу.

Кроме того, я хотел бы добавить, что компания Visa проводит в России открытую политику, и мы предлагаем свою помощь банкам, которые пока не очень активно развивают свой бизнес, подталкиваем их к оживлению эмиссии. На мой взгляд, большое количество членов платежной системы в стране не обязательно означает хороший бизнес, поэтому необходимо работать с членами в направлении увеличения их рентабельности и предоставления услуг их клиентам, а также и по развитию всей нашей системы. Поэтому, в заключение, я бы сказал, что вопрос – не в количестве членов, а в количестве активных банков, как бы они не назывались.

ПЛАС: Довольны ли Вы результатами работы по переводу банковских карточных портфелей на чип в России? Будут ли предприниматься какие-либо шаги для ускорения этого процесса?

Лу Наумовский: Заявить о том, что мы полностью удовлетворены тем, как развивается процесс миграции, это не проблема. Причем это вопрос не только к Visa, к нашему российскому рынку или к мировому сообществу. Существуют страновые рынки, которые переходят на новые технологии быстрее или медленнее. Например, во Франции этот процесс начался достаточно давно.

Что касается наших членов, тесно мы работаем с некоторыми из банков, среди них часто упоминается Автобанк. Но есть и другие банки. Все эти банки находятся на разных стадиях готовности. В свете наших требований – первоначальная ступень готовности банка – это так называемая модернизания своих хостов, для того, чтобы они были готовы к приему нашего чипа. У некоторых ведущих российских банков также есть планы в этом же году приступить к миграции на чип. К моему сожалению, назвать эти банков я не могу в силу их корпоративной политики, которая отличается от подхода к этому вопросу в Автобанке. Но мы готовимся к предоставлению им услуг по сертификации. Автобанк, скорее всего, будет первым, кто проведет необходимую модернизацию. За ним последуют несколько банков, которые тоже будут готовы к осени.

Что касается второго этапа – это конверсия POS-терминалов. В этом направлении  тоже ведется работа, причем не только с иностранными поставщиками программного обеспечения, но и с российскими. Кстати, мы заинтересованы, чтобы получить возможность создавать необходимые технологические решения именно внутри страны. Мы сотрудничаем по этой проблеме с очень продвинутыми российскими компаниями. Со своей стороны, стараемся оказывать им необходимую помощь. Наша цель, добиться того, чтобы в стране существовали компании, способные предложить банкам-членам Visa программные продукты, необходимые для модернизации POS-терминалов. Мы считаем это направление очень важным.

Третий, более отдаленный этап – эмиссия. Мы рассматриваем несколько пилотных проектов с московскими и петербургскими банками. Назвать их рановато, поскольку они находятся на стадии технологической подготовки и бюджетирования. Необходимо найти необходимые средства как внутри банка, так правильно распределить те средства, которые выделила на этот проект Visa. Я также надеюсь, что уже в 2001 г. состоится первый проект по эмиссии. Хотя более реальными видятся сроки первого полугодия 2002 г. Тем не менее, мы будем всячески пытаться начать эмиссию уже в этом году.

ПЛАС:Планирует ли Visa International проведение в России каких-либо маркетинговых акций, направленных на потребителя? Как, в целом, Вы оцениваете развитие российского карточного рынка и распространение карточек Visa среди частных клиентов?

Лу Наумовский: Весной 2001 г. мы начали проект, связанный с Евгением Кафельниковым. В этом проекте принимают участие всего 4 банка. Конечно, нам хотелось бы, чтобы их было больше, но и это уже неплохо. Нам очень приятно, что мы являемся одним из спонсоров Е. Кафельникова. У него очень хорошие достижения, начиная с Олимпиады 2000. Как теннисист – он входит в десятку лучших российских спортсменов во всех видах спорта. И те банки, которые принимают непосредственное участие, говорят, о своем реальном интересе к этому проекту. Они также отмечают интерес к нему со стороны клиентов. Победители конкурса поедут на Уимблдон. Мы рассматриваем этот проект в качестве маркетинговой кампании, которая будет полезна для развития бизнеса. Я придумал даже лозунг, который не стал пока официальным слоганом – “Виза выбирает победителей, победители выбирают Визу!”…

В мае началась новая компания под слоганом “Visa-365!”. Она посвящена тому, что карточка Visa является средством безналичного платежа. Она служит не только для снятия наличных денег, а, в первую очередь, для осуществления каждодневных платежей. Мы дадим нашим банкам возможность принять самое активное участия в этой кампании. Планируется реклама на радио, в печати. Эта тема сходна с нашей стратегией развития в регионах. Кампания будет проведена в национальном масштабе. Мы надеемся, что с ее помощью нам удастся убедить существующих держателей и потенциальных клиентов, что карточка Visa является удобным, полезным и безопасным средством платежа в торговой сети, а не предназначена только для использования в банкоматах. Кампания будет нацелена на держателей карточек Electron, однако ее вниманием не будут обделены держатели Classic и других продуктов Visa. Предварительные показатели аналогичной кампании, проводящейся в странах Восточной Европы, показывают, что кампания нашла понимание и отклик у потребителей. Кроме того, мы будем проводить и другие маркетинговые кампании. При этом они будут носить как национальный, так и региональный масштабы. Дело в том, что рекламировать только наш брэнд – это хорошо, но если не привлекать для маркетинговых целей возможности наших банков - эффект от такой кампании будет недостаточный.

Осенью этого года Visa также выходит с телевизионной кампанией в поддержку зимней Олимпиады в Солт-Лейк Сити, которая состоится в 2002 году. И банкам-участникам Ассоциации также удастся поучаствовать в этой кампании.

ПЛАС: Насколько серьезна, по Вашему мнению, конкуренция Visa со стороны российских платежных систем? Мешают ли они Вашему бизнесу? Насколько серьезны они как противники?

Лу Наумовский: Ну, да. Честно говоря, такая конкуренция есть. Однако, если посмотреть глубже, нельзя исключать, что мы придем к выводу, что эта конкуренция временная. Если вспомнить то, в какой обстановке рождались в России локальные системы, то станет ясно, что и для банков и для держателей карточек существовали некоторые преимущества и финансового, и политического плана. Для банков были особенно чувствительными вопросы приема в платежную систему. Основная часть этих вопросов в настоящее время остались в прошлом. В России банки и держатели карточек примут решение в отношении своих предпочтений среди международных платежных инструментов, среди международных и локальных продуктов. Мы твердо убеждены, что мы не просто победим в этой гонке, но и догоним их в эмиссии общего количества карточек.

Прежний взгляд на то, что есть международные и локальные продукты в настоящее время резко меняется. Мы полагаем, что наша система в случае необходимости, выполнит роль локальной системы. Во многих банках поток on-us транзакций значительно превосходит международный трафик, их себестоимость мала, банки зарабатывают, в том числе, и на них. On-us транзакции не выходят на нашу систему, и мы их фактически не видим. Visa в какой-то степени превратилась систему, которая решает задачи национальной системы. Кроме того, показательно и число банков-участников Visa и число банков–членов Union Card и «Золотой Короны», которые стоят в очереди на прием в члены нашей системы. Они обращаются к нам напрямую и к потенциальным спонсорам с просьбами о переходе на Visa и уходу от чисто локальных решений. Уверен, что мы им поможем.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube