
Hypercom:"Системная" революция на российском рынке POS-терминалов

Российский рынок POS-терминалов, переживший вместе со всей банковской системой глубокую стагнацию после августовского кризиса 1998 года, к настоящему моменту практически полностью вышел из «коматозного состояния». Более того, сегодня большинство экспертов характеризует его как весьма активный сектор, стоящий на пороге интенсивного роста. Во многом подобное оживление обусловлено возросшей активностью поставщиков, оперативно отреагировавших на увеличение спроса на современное высокотехнологичное транзакционное оборудование в свете грядущей реализации значительного числа проектов на основе микропроцессорных карточек. Так, в настоящий момент в России в той или иной мере представлены практически все крупнейшие мировые производители POS-терминалов. При этом, по мнению их дистрибьюторов, если несколько лет назад коммерческий успех той или иной марки определялся в первую очередь текущими расценками и возможностями используемого программного обеспечения, то в сегодня ценовой фактор постепенно перестает быть решающим.
«СИСТЕМНЫЙ» HYPERCOM
При выборе производителя клиенты все чаще начинают руководствоваться такими показателями его оборудования, как надежность и скорость проведения транзакций, мобильность, совместимость с GSM-модемами, а также возможность использования POS-терминалов в рамках международных чиповых проектов стандарта EMV. Немаловажную роль в их глазах стала играть и возможность извлечения дополнительных доходов при использовании POS терминалов, например, от распространения рекламной информации, организации loyalty программ или оплаты пользователями prepay-карт и услуг операторов мобильной связи. Соответствовать всем этим требованиям может лишь самое современное транзакционное оборудование четвертого поколения, доля которого на российском рынке сегодня, как ни странно, пока невелика - банки начали проявлять интерес к подобным решениям сравнительно недавно.
На этом фоне серьезной попыткой в корне изменить сложившуюся ситуацию выглядит партнерское соглашение, заключенное компанией "Система" с американской корпорацией Hypercom Corporation - мировым лидером в области транзакционных решений. Согласно его условиям, с 1 августа 2001 года известный российский поставщик банковского оборудования получил официальный статус дистрибьютора Hypercom, дающий право представлять на российском рынке весь спектр ее продукции: POS-терминалы, сетевое оборудование и программное обеспечение. Для того чтобы попытаться спрогнозировать, какие перемены могут ожидать отечественный рынок POS-терминалов в результате этого альянса, вначале следует составить представление о том, какое место занимает новый партнер «Системы» и производимое им оборудование на мировом рынке транзакционных решений.
Основанная в 1978 году, корпорация Hypercom Corporation с момента своего образования специализируется на производстве оборудования и программного обеспечения для построения сетей приема и обслуживания пластиковых карточек. На сегодняшний день это POS-терминалы, сетевые контроллеры IEN, а также прикладное ПО управления терминалами (TermMaster) и сетью коммуникационных контроллеров (IEN View). За последние 3 года компания проделала огромную работу по продвижению POS терминалов Hypercom на мировом рынке транзакционного оборудования. Об этом красноречиво говорит хотя бы тот факт, что по данным журнала Card Technology Magazine, Hypercom заняла в 2000 году первое место в мире по количеству поставленных POS-терминалов. В этом сегменте рынка Hypercom превзошел таких известных поставщиков терминального оборудования, как Verifone и Ingenico.
По словам заместителя директора компании "Система" Владимира Кузьмичева, получив возможность поставлять POS-терминалы Hypercom, «Система» восполнила последнее недостающее звено в продуктовой линейке банковского оборудования, предлагаемого компанией на российском рынке. Он отметил, что «теперь можно с уверенностью сказать - в настоящий момент мы являемся единственной компанией в России, способной предоставить клиенту полный перечень системного банковского оборудования и сервисных услуг. Банк может приобрести системы по управлению своими эквайринговыми сетями, сами банкоматы, POS-терминалы и любое необходимое программное обеспечение. Поэтому дистрибьюторское соглашение с Hypercom мы оцениваем как очень большой шаг вперед, позволяющий осуществлять комплексные предложения любому российскому банку, который решил заниматься пластиком или уже занимается этим бизнесом и заинтересован в дальнейшем его развитии и расширении».
Как подчеркнул Владимир Кузьмичев, «прежде чем остановить свой выбор на Hypercom, мы рассматривали возможность сотрудничества с рядом других известных производителей. Однако уникальная позиция этой компании на мировом рынке POS-терминалов не могла не вызвать нашего пристального внимания».
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА
Между тем, несмотря на тот успех, которым пользуется POS-терминальное оборудование Hypercom во всем мире, на российском рынке ситуация близка к противоположной. Доля продукции этого производителя не превышает здесь 10-15%, притом, что даже в соседней Украине эта корпорация владеет 70%-80% местного рынка.
В чем же причина такого разительного контраста? По мнению Владимира Кузьмичева, главной причиной здесь можно назвать недостаточно эффективную работу дистрибьюторов Hipercom. Первой проблемой, которую выявили сотрудники "Системы", проводя маркетинговые исследования, стало сравнительно небольшое количество доступной и достоверной информации о продукции Hypercom, мало знакомой российским клиентам. В тоже время он уверен, что, получив статус официального дистрибьютора, "Системе" удастся кардинально изменить сложившуюся ситуацию, уже в течение года доведя долю продаж продукции Hypercom на российском рынке до 30-40%. В перспективе же через два–три года Hypercom может рассчитывать не менее чем на 70-80% рынка.
Несмотря на смелость подобных прогнозов, нетрудно убедиться, что они имеют весьма объективные основания, главное из которых – уникальность самого производителя. Корпорация Hypercom является сегодня единственным поставщиком комплексного решения для формирования инфраструктуры расчетов по пластиковым картам, включая производство POS-терминалов, сопутствующих им периферийных устройств и коммуникационного оборудования, а также разработку программного обеспечения. На сегодняшний день более 90% оборота компании приходится на поставки POS-терминалов и услуги, связанные с их обслуживанием.
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА
Как уже говорилось, результатом работы Hypercom в 2000 году стало первое место в мире по количеству отгруженных POS-терминалов, количество которых в прошлом году составило более 1,1 млн. штук. Такого успеха компании удалось достичь во многом благодаря тому, что она привнесла свой богатый опыт в сетевых технологиях в область передачи и обработки финансовых транзакций. Hypercom полностью берет на себя вопросы, связанные с гарантируемой и управляемой доставкой EFT транзакций от POS терминалов и банкоматов до процессингового центра банка. Комплексное решение состоит из POS- терминалов, сетевых контроллеров IEN, программного обеспечения по управлению терминалами TM Suite и программного обеспечения по управлению контроллерами IEN View.
С особым успехом компания работает на рынках стран с недостаточно развитой инфраструктурой систем связи, к числу которых можно с уверенностью отнести и Россию. Это обусловлено особым вниманием, уделяемым Hypercom проблемам связи и надежности прохождения транзакций. Например, использование терминалами синхронного протокола SDLC (формат ISO 8583) обеспечивает высокую скорость и надежность прохождения транзакций. При скорости передачи 1200 бит/с сообщения EFT (Electronic Funds Transfer) длиной 150 символов передаются за 0,8 с, что в 4 раза быстрее, чем у терминалов с асинхронными протоколами. Реальный выигрыш по времени проведения транзакции по сравнению с терминалами Verifone составляет более 10 секунд. Кроме того, протокол SDLC значительно устойчивее работает на зашумленных линиях. При этом терминалы Hypercom автоматически генерируют отмену транзакций (Reversal) в случае, если не было получено подтверждение от процессингового центра, для достижения общей финансовой целостности транзакций. Это позволяет быть уверенным, что коммуникационные ошибки не приведут к потере данных, повторной обработке информации о транзакции или ошибкам в балансе. Терминал позволяет также упростить процесс сверки, значительно снижая нагрузку сети при ежедневной передаче пакетов транзакций в конце дня.
МОБИЛЬНЫЕ POS-ТЕРМИНАЛЫ
Из наиболее доступных по стоимости продуктов терминальной линейки Hypercom можно выделить T7P, использование которого оптимально при минимальных начальных инвестициях в оборудование этого производителя. Hypercom T7P представляет собой полнофункциональный торговый терминал, полностью поддерживающий транзакции стандарта ISO 8583, VISA I, VISA II, с захватом данных, пре-авторизации, авторизации, дебета и др. Терминал поддерживает испытанную технологию коммуникаций SDLC (для формата ISO 8583) в синхронном режиме, а также VISA I/II (для формата VISA I/II) в асинхронном режиме. Он комплектуется периферийным оборудованием Hypercom HFT105 PIN Pad, имеющим считыватель микропроцессорных карт, что позволяет реализовать технологию on-line Smart продуктов: Visa Smart Debit/Credit, M-chip, а также поддерживать схемы электронных кошельков e-purse: Proton, Mondex, VISA cash.
Одна из последних разработок компании Hypercom, которую будет поставлять «Система», это интерактивные терминалы серии ICE (Interactive Customer Equipment). Серия была анонсирована на европейском рынке в 1998 году. Функциональная оснащенность устройств этой серии позволяет использовать его как в системах с магнитными карточками, так и в чиповых проектах. Благодаря использованию сенсорного дисплея появилась возможность внедрения новых приложений на стандартном POS-терминале, таких как считывание и хранение электронного чека с подписью клиента, Интернет-браузер, электронная почта, реклама товаров и услуг.
EMV- сертифицированный POS-теминал ICE5500, с помощью которого, кстати, были проведены первые в России транзакции по чиповым карточкам Europay и Visa, спроектирован с учетом повышенных требований как к интерфейсу пользователя, так и к быстроте передачи транзакций. Стандартное программное обеспечение ICE5500 поддерживает операции как с магнитными картами, так и новые приложения для смарт-карт, такие как VSDC и M-chip.
Терминал работает в мультизадачном режиме и поддерживает функции пред-дозвона и пред-печати. Считав карточку, терминал одновременно звонит в банк и печатает неизменную часть чека. В то время, как кассир вводит сумму, терминал соединяется с хостом и ожидает подтверждения покупки. Таким образом, “видимое” время транзакции уменьшается на 5-10 секунд.
СЕТЕВЫЕ КОНТРОЛЛЕРЫ IEN
Используя контроллеры IEN, терминалы Hypercom можно объединять в локальную сеть. Этим можно значительно уменьшить число необходимых для торговой точки линий связи с процессинговым центром. Устройства IEN представляют собой коммуникационные контроллеры, которые были специально спроектированы с учетом требований построения сетей POS-терминалов и банкоматов. IEN состоит из шасси (корпуса) с блоком питания и карт ввода/вывода. При использовании IEN в качестве коммуникационного front-end контроллера, хост полностью освобождается от задач, связанных с коммуникациями. Если в банке уже существует корпоративная сеть передачи данных, например, X.25 или IP сеть, то IEN может легко интегрироваться в нее, позволяя сэкономить на дополнительных коммуникационных затратах.
При использовании контроллеров Hypercom IEN скорость передачи данных между терминалом и хостом составляет 9600 бит/с. Благодаря процедуре “fast connect” тренинг модемов уменьшается до 0,5 секунды, а время обычной транзакции до 15-20 секунд.
Принимая во внимание неизбежный переход на смарт-карты, количество off line операций критически возрастает, таким образом, скорость передачи данных становится одним из основных требований к оборудованию.
В сети, построенной на контроллерах IEN, каждый узел и порт имеют свой уникальный номер. Информация передается по сети в виде пакетов данных, имеющих заголовок с адресами назначения и отправителя, поэтому обратное сообщение тоже всегда найдет своего адресата. Это означает, что на процессинговом хосте не надо вести таблицу сетевых адресов терминалов и банкоматов и следить за изменением их расположения. Оконечное устройство может менять свое положение в сети, протокол связи и метод доступа без каких-либо изменений в хосте. Например, терминал, работающий по внутренней телефонной линии в отделении банка, может переехать в супермаркет и войти в группу терминалов, объединенных в сеть с интерфейсом RS485. Все, что после этого нужно сделать, это задать терминалу параметры нового режима работы нажатием нескольких кнопок.
Наличие у каждого порта отдельного процессора и памяти позволило создать богатую библиотеку компактных программ, решающих, наряду со стандартными коммуникационными задачами, множество специфических задач, возникающих при передаче и обработке транзакций по пластиковым картам.
ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ TM Suite
Уникальное программное обеспечение по управлению терминалами TM Suite используется для создания базы профилей всех POS-терминалов, установленных в эквайринговой сети банка, а также для периодической и автоматической модификаций прикладных программ в удаленных терминалах в связи с изменившимися нормативными требованиями или для улучшения качества программ.
TM Suite позволяет модифицировать все программное обеспечение (включая операционную систему) удаленных терминалов (как автономных, так и объединенных в локальные сети) и эффективно изменять операционные параметры терминала для поддержки новых типов карт, транзакций, принтеров, ПИН-приставок без выезда на место установки терминала.
ТРИ ИСТОЧНИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОХОДА
Как известно, процедура перехода на смарт-карточки требует определенных инвестиций, поскольку большинство банковских систем сегодня настроено на обслуживание карт с магнитной полосой. В частности, большая часть POS-терминалов, установленных в торговых точках, имеет только считыватель для магнитных карт. Для обслуживания смарт-карт потребуется либо доукомплектовать существующее оборудование устройствами со считывателями смарт-карт, либо полностью заменить парк установленных терминалов. Разумеется, каждый банк будет решать эту задачу исходя из конкретной ситуации, но в любом случае финансовые затраты неизбежны. Для того, чтобы облегчить процесс перехода банков на смарт-карточную технологию и создать дополнительный источник прибыли для эквайеров, компанией Hypercom было создано новое поколение POS-терминалов и программное обеспечение, позволяющее реализовать новые виды услуг на традиционных POS-терминалах. Среди них - организация loyalty программ, распространение рекламной информации и оплата пользователями prepay-карт и услуг операторов мобильной связи.
АВТОГРАФ НА ДИСПЛЕЕ
Для быстрого разрешения ситуаций charge back, уменьшения стоимости связанной с данной процедурой, а также снижения административных расходов было разработано ПО POS-терминала и EPIC-сервера, обеспечивающее считывание подписи с дисплея терминала и хранение электронных чеков в базе данных банка. В этом случае терминал функционирует следующем образом: получив авторизацию с хоста, он выводит на дисплей терминала специальный экран с просьбой подписаться под авторизованной суммой покупки. Клиент расписывается на дисплее терминала и подтверждает подпись нажатием кнопки «Ввод». Затем терминал печатает чек клиента с подписью клиента, а копия торговца сохраняется в памяти терминала. В конце дня терминал производит выгрузку всех накопленных чеков на EPIC-сервер, на котором они сохраняются необходимое количество времени. Таким образом, торговец избавляется от необходимости хранения бумажных копий чеков, а в случае возникновения ситуации charge back, банк не обращается за копией чека к торговцу, как это происходит сейчас, а обращается на EPIC-сервер и находит копию в считанные секунды. В будущем клиент сам сможет выйти на EPIC-сервер посредством Интернета и удостовериться, проводилась ли оспариваемая покупка или нет.
«POS-РЕКЛАМНАЯ» КАМПАНИЯ
В последнее время наметилась тенденция перекладывания части функций при проведении покупки с помощью пластиковой карты с кассира на клиента. Так, клиент все чаще сам проводит карточку через магнитный или чиповый считыватель POS-терминала, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности проведения операции.
Кроме того, с ростом эмиссии электронных карт (Europay Maestro, VISA Electron) повышается количество операций, требующих от клиента ввода ПИН-кода.
Таким образом, в течение некоторого времени клиент бывает обращен лицом к POS- терминалу. В настоящий момент клиентам приходится довольствоваться при этом созерцанием технической информации, выводящейся на дисплей терминала, однако это время с успехом может быть использовано для проведения направленных рекламных акций. На сенсорном экране терминала ICE имеется возможность отображать разного рода графическую информацию с рекламой того или иного товара или вида услуг. Причем, если клиент находится в спортивном магазине, реклама может относиться к спортивным товарам, а если в аптеке то к медицине. Кроме этого, реклама может печататься и на чеке, который клиент уносит с собой домой.
ОПЛАТА УСЛУГ СВЯЗИ
Как известно, предоплаченные карточки для расчета за свои услуги оператор мобильной связи предоставляет своим дилерам или в торговую сеть, где они затем перепродаются пользователям мобильных телефонов.
Очевидно, что такое решение сопряжено с достаточно большими накладными расходами, такими как расходы на выпуск карточек, их доставку, учет и хранение. Для полноценного обслуживания клиентов дилеру необходимо поддерживать определенный запас карточек различного номинала на складе, что требует выделения специального помещения и постоянного контроля со стороны персонала. В добавление к этому, встает вопрос об обеспечении должной безопасности при хранении карточек. С финансовой точки зрения, дилер должен сначала выкупить карточки у оператора мобильной связи (или внести предоплату), и только через некоторое время он получит средства обратно, распродав карточки пользователям. Таким образом, денежные средства остаются некоторое время «замороженными».
Все эти проблемы эффективно решаются с помощью внедрения системы электронного распределения предоплаченных карт. В данном случае карточки хранятся в электронном виде в базе данных оператора мобильной связи или обслуживающей компании (ОК). Эти карточки затем могут быть загружены в POS-терминалы, установленные в офисах дилеров или торговых точках.
Предоплачивая услуги связи, клиент проводит идентификационную карточку (или вводит пароль) через POS-терминал, который отсылает его данные на хост с запросом на авторизацию определенной суммы. Последний обрабатывает транзакцию от терминала и отсылает ответ с ПИН-кодом телефона. POS-терминал печатает чек, на котором отображается вся необходимая информация для активизации мобильного телефона (подобие существующей на данный момент карточки). При этом клиент может вносить желаемую сумму наличными или кредитной карточкой.
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГЛАЗАМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Несмотря на столь явные преимущества оборудования Hypercom, до настоящего момента в России было продано немногим более 2,5 тыс. POS-терминалов. По мнению регионального директора по продажам компании Hypercom Europe Ltd. Андрея Арефьева, этот сравнительно низкий показатель обусловлен несколькими негативными факторами, первый из которых - «закрытость» прикладного программного обеспечения системы – был преодолен только в 1999 году. Дело в том, что до этого времени все разработки программного обеспечения и поддержка программных продуктов осуществлялись только сотрудниками компания Hypercom. Это не позволило ее решениям выйти на рынки локальных российских проектов, требовавшие наличия средств разработки. Однако сейчас Hypercom предлагает своим клиентам и партнерам воспользоваться услугами разработчиков компании, а также производить самостоятельное написание программного обеспечения для POS-терминалов, основываясь на предоставленных им средствах разработки.
Вторым препятствием на пути к российскому рынку, как ни парадоксально, послужила ориентированность продукции Hypercom на построение масштабных, разветвленных систем доставки транзакций, в которых на первом месте такие показатели, как надежность и скорость передачи данных, возможность централизованного управления и мониторинга сети POS-терминалов. Как известно, кризис 1998 года не позволил банкам реализовать их планы по построению POS-терминальных сетей. В результате основные преимущества оборудования Hypercom оказались в этот период практически невостребованными. Однако в настоящий момент большое количество российских банков обзавелись эквайринговыми сетями, объединяющими порой более 500 терминалов. Кроме того, многие планируют их дальнейшее расширение, в том числе за счет построения своих сетей в регионах. И именно для этой группы клиентов решение Hypercom сегодня может оказаться оптимальным.
HYPERCOM: СТАВКА НА «СИСТЕМУ»
Основные планы Hypercom по глобальному продвижению на российский рынок связаны сегодня, прежде всего, с грядущей миграцией на чиповые продукты. Здесь Hypercom является наиболее опытным поставщиком терминального оборудования: как уже упоминалось, первые EMV-транзакции в России как MasterCard, так и VISA были проведены с использованием EMV- сертифицированного терминала ICE5500 компании Hypercom. При этом важную роль в продвижении своей продукции на российском рынке корпорация отводит своему новому дистрибьютору, с которым связаны большие надежды как в плане распространения решений Hypercom в регионах, так и в отношении работы с российскими локальными платежными системами. По словам Андрея Арефьева, «Система» зарекомендовала себя как агрессивная компания, имеющая сеть партнеров по всей России и способная обеспечить не только продажу, но и качественное гарантийное и после гарантийное обслуживание поставляемого оборудования, его сопровождение и системную интеграцию.
Насколько серьезные изменения ожидают отечественный рынок POS-терминалов с приходом на него альянса «Системы» и Hypercom, покажет время. Несмотря на то, что в России этот сегмент сравнительно молод и находится в стадии становления, наблюдаемые тенденции красноречиво свидетельствуют – его развитие происходит в том же направлении, что и во всем мире. Мировой же рынок, как известно, проголосовал в прошлом году за решения Hypercom.