CeBIT 2002 мини, макси и медиа на международном IT-подиуме

CeBIT 2002 мини, макси и медиа на международном IT-подиуме

Ганноверская “неделя высокой моды” определила основные приоритеты нынешнего сезона

Компании ищут всевозможные способы, чтобы оживить рынок, находящийся в глубоком кризисе, активизируют обратную связь с потребителем и обращаются за помощью к своим клиентам, чтобы понять, что интересует их и за что они готовы платить деньги, а операторам предлагаются решения, способные сэкономить деньги. Теперь мало предложить новую технологию, необходимо придумать эффективный способ, с помощью которого она будет приносить прибыль.

В этом году посетители выставки CeBIT 2002 в ходе опроса, проведенного немецкой консалтинговой компанией Mummert+Partner, целью которого было выявить их оценку приоритетности того или иного направления развития телекоммуникационного рынка, поставили услуги сетей 3G на третье место. Наиболее приоритетной темой выставки стало обеспечение безопасности, причем 69% назвали IT-безопасность определяющим фактором. Следующими темами являются высокоскоростной доступ в Интернет (64%), мобильные компьютеры (56%), беспроводные сети (54%) и карманные компьютеры (40%). Каждый четвертый опрошенный скептически отозвался об UMTS, считая, что эра бурного развития мобильных услуг пока еще не наступила.

В день открытия выставки CeBIT 2002 авторитетное аналитическое агентство IDC опубликовало прогноз роста продаж персональных компьютеров в 2002 г. Последний основан на анализе ситуации, характеризующейся устойчивым ростом розничных продаж в США, а также тенденции, свидетельствующей о намерениях корпоративных клиентов продолжить обновление парка своей компьютерной техники. Оптимистичные высказывания звучали и на церемонии открытия выставки. Так, например, канцлер ФРГ Герхард Шредер в своем выступлении отметил, что нынешняя ярмарка стала “сигналом общего возрождения экономики, которое является не пожеланием, но ближайшей реальностью”.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в CeBIT 2002 приняло участие меньше компаний, чем в предыдущем году, что является первым прецедентом за всю 16-летнюю историю выставки. Всего в мероприятии нынешнего года участвовало 7962 компании, в том числе 4919 из ГермаЭлектронная коммерция 24 С 13 по 20 марта в Ганновере прошла всемирно известная выставка CeBIT2002. Это мероприятие является основным местом демонстрации новинок сезона как для компьютерных, так и для телекоммуникационных компаний. Здесь представляется все, что будет внедряться в коммерческую эксплуатацию в течение года, и с этой точки зрения CeBIT можно рассматривать в качестве своеобразной “недели высокой моды” в сфере высоких технологий. По этой причине рассказывать обо всех новинках, показанных на выставке, кажется занятием абсолютно бессмысленным, учитывая тематическую широту ее многочисленных экспозиций, а также разнообразие охваченных ими областей электронной индустрии. По этой причине в предлагаемом вашему вниманию обзоре мы постараемся сконцентрироваться лишь на некоторых конкретных продуктах, которые наиболее ярко демонстрируют сегодняшние тенденции развития рынка высоких технологий. CeBIT 2002 мини, макси и медиа на международном IT-подиуме Ганноверская “неделя высокой моды” определила основные приоритеты нынешнего сезона Александр Корн, эксперт журнала “ПЛАС” нии и 94 из России. Чуть меньше сотни стендов представляли компании таких стран, как Нидерланды, Швеция, Швейцария и Франция. Хотя иметь собственные стенды по карману пока еще далеко не каждой российской компании, на этот шаг отважились такие известные брэнды, как МТС, “Лаборатория Касперского”, “Формоза”, ABBYY и некоторые другие. Министерство связи и информатизации РФ курировало на выставке российскую национальную экспозицию, в состав которой входили “Связьинвест”, “Ростелеком”, “АСВТ”, “ФГУП НИИ Восход”, ФГУП ЛОНИИС, ГСПИ РТВ, “Гипросвязь”, “Газсвязь” и Национальная Ассоциация операторов связи третьего поколения.

Отправная точка маршрута “Гамбург-Ганновер-Гамбург”, который ежедневно приходилось совершать многим посетителям CeBIT2002

Эксперты единодушно отмечают, что нынешняя выставка стала своеобразным парадом беспроводных технологий и различных портативных устройств. Так, например, Bluetooth, которую на прошлом CeBIT высмеяли и сочли несвоевременной, поскольку устройства разных фирм оказались несовместимыми, постепенно становится обыденностью. Активно наступают и другие беспроводные стандарты. Что же касается 3G, то всеобщий скепсис по поводу третьего поколения мобильной связи отнюдь не помешал многочисленным примерам этой технологии демонстрироваться на выставке.

В Западной Европе в период активной коммерческой эксплуатации вступает GPRS, началось коммерческое внедрение мобильной технологии i-mode. Телефоны i-mode уже давно переросли стадию концептуальных разработок, и вопрос упирается сегодня лишь в наличие сетевой инфраструктуры. И над запуском одной из таких систем при содействии многочисленных партнеров работает немецкий мобильный оператор ePlus. Среди реальных возможностей строящегося сервиса – телевизионные программы с кадрами из передач, расписание транспорта, графики курсов акций, итоги спортивных соревнований (тоже с мультимедиаиллюстрациями), заказ билетов и номеров в отелях, игры, аукционы и пр. Плюс, разумеется, традиционная электронная почта (до тысячи символов в одном письме), чаты и другие возможности для общения пользователей друг с другом. Кстати, одно из последних мультимедийных предложений – виртуальный секс и эротика. Британский оператор Virgin Mobile уже ведет переговоры с журналом “Плейбой” о поставке контента через свою будущую сеть 3G. Об “услугах для взрослых” думает и другой оператор Великобритании – компания Hutchison.

На фоне наблюдаемого сегодня некоторого застоя на европейском рынке высоких технологий японские и южнокорейские компании демонстрируют значительные успехи. К примеру, как уже ранее сообщал “ПЛАС”, 3G-аппараты появились на прилавках японских магазинов уже в прошлом году. Правда, эти телефоны предназначены исключительно для местного рынка и в Европе работать не будут, поскольку в азиатских странах используется собственный вариант стандарта третьего поколения w-CDMA – широкополосный CDMA. Сеть этого стандарта развернул японский оператор NTT DoCoMo, оказывающий услуги под торговой маркой FOMA. Что же касается мультимедийных сервисов, то продающиеся в Японии телефоны производства NEC и Panasonic уже сегодня можно использовать как полноценные видеофоны. Снабженные видеокамерой, они могут передавать не только звук, но и видеоролики в режиме реального времени (до 18 кадров в секунду). Услугами FOMA уже пользуются более 70 тысяч человек.

Компания NCR продемонстрировала участникам CeBIT 2002 два по-настоящему революционных решения: принципиально новый “ресайклинговый” банкомат и АТМ, активируемый… мобильным телефоном

В то же время нельзя не отметить, что европейские производители так и не привезли на выставку долгожданного 3G-аппарата, хотя и у них есть определенные достижения в этой области. Уже сегодня Siemens, Alcatel, Sagem, Sony-Ericsson и ряд других производителей имеют единый стандарт передачи мультимедиа-сообщений. Изображение и музыку, как правило, можно пересылать с телефона одного производителя на трубку другого. И только Nokia придерживается своего стандарта; как следствие – с мобильника этой фирмы можно посылать видеоизображение только на телефоны Nokia. Кроме того, в новых моделях телефонов в качестве звонка можно запрограммировать целые симфонии, а в скором будущем во всех телефонах, независимо от их класса, будут встроенные диктофоны, MP3- и видеоплееры, а позднее – и видеокамеры.

Многие компании представили на выставке беспроводные наушники и радиомикрофоны для своих телефонов на основе технологии Bluetooth, обеспечивающей устойчивый обмен данными на расстоянии до 10 м. Расширились и игровые возможности телефонов. Новые модели поддерживают игры на базе универсального языка Java, что позволяет абонентам загружать новые игры в память телефона.

Корейская компания Samsung Electronics, со своей стороны, объявила о намерении использовать в новых моделях сотовых телефонов разработки фирмы Symbian. Эта фирма известна как создатель оригинальной программной платформы для КПК и смартфонов – мобильных телефонов нового поколения с возможностью высокоскоростной передачи данных, мультимедийными функциями и т. д. Совладельцами Symbian являются три из пяти крупнейших производителей сотовых аппаратов: Nokia, Motorola и Ericsson, каждой из которых принадлежит по 21% акций компании, а также британская фирма Psion, владеющая 28,1%-ной долей в Symbian.

Среди выпускающихся в настоящее время устройств на базе Symbian стоит отметить коммуникатор Nokia 9210. Samsung будет выпускать смартфоны и гибридные телефоны-КПК на базе всех трех платформ, конкурирующих в настоящее время на рынке. Корейская компания уже производит КПК с возможностями сотовой связи на базе операционной системы PalmOS и продолжает тесное сотрудничество с Microsoft по разработке телефонов нового поколения на базе стандарта PocketPC Phone. По словам представителей Samsung, в настоящий момент компания делает ставку на все три платформы, но в дальнейшем остановит свой выбор на той из них, которая станет на рынке наиболее популярной. Пока же платформа Symbian находит применение в относительно недорогих телефонах Samsung, которые должны будут принести компании успех на массовом рынке. Сейчас Samsung контролирует 7,8% мирового рынка сотовых телефонов, причем наиболее сильные позиции компания имеет в верхнем ценовом сегменте.

Разнообразием телефонов, представленных в рамках CeBIT 2002, не исчерпывалось одними лишь устройствами сотовой связи. “Превратите автомобиль в мобильный информационный центр” – под таким девизом проводили презентации на своем стенде маркетологи компании Siemens. Кому это нужно? С каждым днем, по мере того как все большее распространение получают мобильные телефоны (а в апреле 2002 г. число абонентов сотовой связи во всем мире превысит 1 миллиард), все большие территории оказываются охваченными сотовой связью. В то же время сегодня для пользователей все более критичной становится скорость передачи и получения информации. Но и скорость – это еще не все: важно, чтобы информацию можно было получать где угодно и когда угодно, в том числе и с движущихся объектов. И в этой ситуации широким успехом может пользоваться AC-35 – GPRS-модуль, разработанный специально для применения на транспорте, прежде всего на автомобилях или грузовиках.

По данным исследования аналитической компании Cahners InStat, лишь 3% из 400 млн. проданных в прошлом году мобильных телефонов способны перерабатывать большие объемы информации. В то же время к 2005 г. более половины из 900 млн. проданных трубок будут располагать мощным вычислительным устройством и поддерживать обработку данных. Сегодня производители микропроцессоров ведут борьбу за перспективный рынок миниатюрных вычислительных устройств, которому аналитики прочат бурный рост. Сразу несколько поставщиков представили сверхминиатюрные чипы с пониженным энергопотреблением. В недалеком будущем эти процессоры могут занять место в обычных бытовых устройствах – карманных органайзерах (PDA), интеллектуальных мобильных телефонах, персональных коммуникаторах и др. Так, корпорация Intel продвигает на рынок персональных органайзеров свой процессор StrongARM. Японская Toshiba объявила о соглашении с компанией MIPS о совместной разработке недорогого энергоемкого 64-битного микропроцессора. О планах создать специальную версию процессора PowerPC для мобильного рынка объявила IBM, а корпорация AMD недавно купила компанию по производству низкоэнергоемких чипов Alchemy Semiconductor. Еще один претендент на долю этого рынка – компания Transmeta со своим процессором Crusoe.

О своих претензиях на лидерство в таком сегменте, как рынок компонентов для цифрового мультимедиа, заявила, в свою очередь, National Semiconductor, создавшая семейство мобильных процессоров Geode. Чтобы продемонстрировать возможности Geode, компания привезла на выставку несколько устройств, созданных на базе этого чипа. Действующая модель органайзера Origami весом 290 г представляет собой гибрид восьми различных приборов: видеофона, сотового телефона, плеера, цифровой камеры, видеокамеры, устройства для отправки и получения электронной почты, Интернет-терминала и органайзера.

По прогнозам аналитиков компании Gartner Dataquest, к 2007 г. более 60% европейцев и американцев в возрасте от 15 до 50 лет будут носить беспроводные вычислительные и коммуникационные устройства не менее шести часов в день. Один из первопроходцев рынка “носимых” компьютеров – корпорация Xybernault Corp. – представила на выставке свое первое устройство, получившее название “poma”. Этот прибор весом 390 г помещается даже в кармане джинсов. Он имеет миниатюрный дисплей, надеваемый абонентом непосредственно на голову (смотреть в него приходится одним глазом), и специальную оптическую мышь.

Компания National Semiconductor представила компьютер размером со спичечный коробок, работающий под управлением Microsoft Windows. Он умеет делать то же, что и “взрослые” компьютеры, которые в 300 раз превышают его по размерам. Небольшая немецкая компания Handit представила специальный “кабельный пиджак” с 15 карманами для соединенных в сеть электронных устройств, включая мобильный телефон, органайзер, принтер и многое другое.


Нынешняя экспозиция CeBIT показала, что основная надежда индустрии высоких технологий – рядовые потребители, и именно на них были ориентированы многочисленные разработки, демонстрировавшиеся на выставке


Миниатюризация коснулась не только компьютеров. Японская Sony представила карманный принтер размером 5х5 см и весом 450 г, а корейская IMRI Co показала “говорящую” рамку для фотографий MommyFrame. Вместо бумажных фотографий в ней используются флэшкарты. Картинку можно изменить, загрузив с компьютера новый файл. Лаборатория IBM в Токио представила на выставке компьютер-часы под названием WatchPad. Компьютер-часы работает под управлением операционной системы Linux и весит всего 43 грамма. Благодаря поддержке беспроводного стандарта Bluetooth WatchPad можно использовать как пульт управления домашней аппаратурой, а в комплекте с приложением, несущим информацию о банковском счете владельца, часы могут заменить кредитную карту. Часы управляются голосом или прикосновением к дисплею. Кроме того, они имеют акселерометр – прибор, фиксирующий положение часов в пространстве и используемый для управления движениями руки: например, покачивание может означать переход в режим голосового ввода, а какойлибо другой конкретный жест – включение органайзера. В часы встроен сканер отпечатков пальцев, позволяющий идентифицировать владельца. И, наконец, они умеют… просто показывать время.

Компания Flexstorm, подразделение компании Bertelsmann Arvato, представляет на CeBIT свое новое изделие, которое в компании называют “совершенно новым средством хранения данных”, – гибкий компактдиск. FlexCD весит всего 0,8 грамма, его толщина составляет одну десятую миллиметра. При этом на гибкий CD вмещается столько же информации, сколько и на обычный диск. Его даже можно проигрывать в стандартных CD-плеерах, правда, для этого понадобится своего рода адаптер – два куска жесткого пластика, которыми гибкий диск обкладывается сверху и снизу наподобие сэндвича. У новинки есть два важных преимущества. Во-первых, для того чтобы его изготовить, требуется, как утверждают разработчики, примерно 0,3 секунды (для изготовления обычного компакт-диска – на порядок больше). Стоимость изготовления гибкого CD тоже ниже, чем у обычного компакта. Как говорят разработчики, вместо поликарбоната теперь можно использовать эферопластовую фольгу, что, как уже сказано, экономит и производственные затраты, и время.

Возвращаясь к теме “большой миниатюризации”, стоит отметить, что корпорация Microsoft продолжает развивать концепцию Tablet PC (“таблеточный компьютер”), анонсированную Биллом Гейтсом около года назад. Tablet PC представляет собой полнофункциональный компьютер размером с лист A4. Люди будут брать такие компьютеры на совещания и при помощи голосового или рукописного ввода делать пометки на документах. Свои “таблеточные компьютеры” на выставку привезли ViewSonic, Panasonic и Fujitsu, прототип такого устройства продемонстрировал и Compaq.

Характерно, что такой компьютерный гигант, как Microsoft, стремится утвердиться в телекоммуникационном секторе. Платформа Microsoft для создания коммуникаторов была представлена менее чем за месяц до начала CeBIT 2002. Свои варианты устройств Microsoft-совместимых коммуникаторов представили не только многие традиционные производители, но даже обладатели менее раскрученных брэндов.

На фоне этих тенденций очень хорошо прослеживается аналогия с историей развития рынка ПК . Однако создание коммуникаторов – лишь один из этапов по захвату рынка. Так, по-прежнему актуальной остается проблема отсутствия достаточного числа провайдеров контента для этих устройств. По мнению представителей корпорации, это является одним из основных факторов, существенно тормозящих продвижение 3G в Европе. Складывается весьма неприятная ситуация, при которой уже созданные устройства, поддерживающие 3G, не будут пользоваться потребительским спросом, поскольку для рядового абонента они окажутся практически бесполезными из-за отсутствия соответствующих адаптированных сервисов. Для того чтобы разрубить этот гордиев узел, Microsoft заключила партнерское соглашение с Deutsche Telecom. Германский телекоммуникационный гигант станет использовать решения Microsoft для создания контента, который будет распространяться с помощью мобильных устройств, работающих под операционными системами, разработанными компанией. У Deutsche Telecom слишком велик удельный вес в Европе, и данное обстоятельство может оказаться залогом того, что и другие телекоммуникационные компании, а также поставщики контента и услуг выберут платформу Microsoft в качестве базовой.

Нынешняя экспозиция CeBIT показала, что основная надежда индустрии высоких технологий – рядовые потребители, и именно на них были ориентированы многочисленные разработки, демонстрировавшиеся на выставке. Компания IBM назвала свою выставочную композицию “Электронный бизнес – людям”, а Canon выступил под лозунгом “You Can” – “Вы можете”. От предложения голого железа индустрия высоких технологий переходит к развитию сектора информационных технологий, фактически – сферы услуг. Для этого предназначены не только абонентские устройства, которые были представлены в большом количестве, но и оборудование для поставщиков услуг и контента – новые высокопроизводительные серверы. Именно сфера услуг должна стать тем двигателем, который сможет вытянуть отрасль на новый уровень развития – повсеместное создание систем мобильной связи третьего поколения.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 4 (74) ’2002 стр. 24

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных