Журнал ПЛАС » Архив » 2002 » Журнал ПЛАС № 4 (74)2002 » 447 просмотров

Ганноверский АТМ-коктейль будущее сквозь призму настоящего

По информации организаторов CeBIT 2002, выставку посетили около 700 тыс. человек

Вначале хотелось бы ненадолго отвлечь ваше внимание и определиться с самим подходом к обзору международной выставки CeBIT 2002, который мы предлагаем в данном материале. Как известно, для понимания любого процесса, события, явления (если, конечно, мы на самом деле хотим его понять и сделать некие разумные выводы) необходим так любимый всеми нами тривиальный анализ. Ну а для того чтобы результатом подобного анализа стал действительно объективный взгляд на проблему, а не субъективное мнение некого, хотя и информированного, но сугубо частного эксперта, предпринятое исследование должно быть как минимум спокойным и взвешенным.

Исходя из этого, вначале посмотрим, что можно найти о CeBIT 2002 на страницах российских СМИ. Итак, читаем: “…технологические компании готовы объединяться с партнерами, с конкурентами, с кем угодно – лишь бы преодолеть кризисную ситуацию”, “ …глубокий кризис”, “…сокращают ИТ-бюджеты”, и, наконец, просто и со вкусом – “Против ветра”. Хорошо еще, что автор одноименного материала несколько пожалел эмоции читателей и не стал уточнять, свидетелем какого именно процесса, протекающего, извините за выражение, “против ветра”, стал журналист. Мы же, в свою очередь, постараемся пойти иным путем, хорошо проторенным в России за последнюю сотню лет…

Начнем с участников и посетителей. По информации организаторов CeBIT 2002, выставку посетили около 700 тыс. человек, что, по мнению ее устроителей, продемонстрировало сохраняющуюся популярность и значимость этого мероприятия. Однако по сравнению с 2001г., когда посещаемость выставки была объявлена рекордной, в нынешнем сезоне она сократилась на 17,6%, или почти на 150 тыс. человек. Вместе с тем доля посетителей из числа топ-менеджеров тех или иных компаний выросла с 18 до 21%. Что же касается изменений в “географическом” составе участников, то их нельзя назвать однозначными. Так, например, количество компаний-участников CeBIT 2002 из США сократилось более чем на 28%: если в 2001г. число американских компаний составило 477, то в нынешнем – лишь 345. При этом общее количество участников практически не изменилось: в прошлом – 8093, в нынешнем – 7962. В выставке этого года приняли участие 3043 немецкие компании, в предыдущей – 3059. Как и в 2001г., страной, приславшей наибольшее число участников, стал Тайвань: в нынешнем году на CeBIT были представлены 594 компании из этой страны, в прошлом – 527.

Какие выводы можно сделать из этой сухой статистики? Прежде всего нелишним будет отметить, что количество посетителей отражает абсолютно реальную ситуацию с уровнем интереса к CeBIT. Некоторое его снижение в 2002г. в определенной степени может быть связано с инерцией потребителей, которые в марте 2001г. еще не успели оперативно отреагировать на “выпуск пара из абсолютно перегретого рынка Интернет-бизнеса” и всевозможных ожиданий, связанных с ним. С другой стороны, реально сказался уже набравший обороты спад в европейской и мировой экономике, который затронул интересы миллионов человек, включая потерю многими из них своих рабочих мест.

С точки зрения решений в области устройств самообслуживания наибольший интерес вызывали стенды компаний NCR и Wincor Nixdorf
Стенд NCR служил регулярным местом встречи российских банкиров и их коллег из ближнего зарубежья

Небезынтересным выглядит уже отмечавшийся нами факт, что изменения коснулись профессионального состава посетителей выставки. С одной стороны, это, скорее всего, подтверждает нашу оценку причин некоторого спада интереса к выставке со стороны рядовых потребителей, а с другой – прямо противоречит тем выводам, которые поспешил сделать ряд СМИ о якобы имеющем место масштабном кризисе в сфере бизнеса информационных технологий.

О некорректности подобных заключений свидетельствует и ярко выраженный рост интереса к такого рода мероприятиям со стороны компаний стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, Тайваня. Этот поворот лицом компаний АТР к производству, направленному на IT-бизнес вообще, и карточный в частности, свидетелями которого мы являемся сегодня, ряд аналитиков Стенд NCR служил регулярным местом встречи российских банкиров и их коллег из ближнего зарубежья С точки зрения решений в области устройств самообслуживания наибольший интерес вызывали стенды компаний NCR и Wincor Nixdorf №4’2002 9 Рынок карточных технологий предсказывал еще в середине 90-х годов. Причины же столь массового отказа компании США от участия в выставке в большинстве носят внутренний характер, будучи обусловлены последствиями событий 11 сентября 2001г. и обострившейся вслед за терактами рецессией экономики страны. На этом фоне весьма примечательным может показаться вывод о том, что если бы американскому бизнесу удалось сохранить свое численное присутствие на выставке неизменным, общее число компанийучастников CeBIT 2002 осталось бы на прошлогоднем уровне.

Как нетрудно догадаться, сама специфика нашего журнала предполагает, что в данном обзоре особое внимание будет уделено устройствам самообслуживания, представленным на CeBIT 2002. Для начала следует отметить, что, пожалуй, впервые на выставке были представлены азиатские производители АТМ – Hyosung и Chungho. Несмотря на некоторую экзотичность решений, цены, по которым продукты этих компаний предлагались на рынок, оказались сопоставимы с ценами тяжеловесов мирового “банкоматостроения”.

Если же рассматривать стенды компаний-производителей с точки зрения наиболее примечательных решений в этой области, наибольший интерес вызывали, безусловно, стенды компаний NCR и Wincor Nixdorf. Однако освещению продуктов последней на страницах “ПЛАС” в этом году уже было отведено достаточное количество материалов (№ 2/2002, № 3/2002), поэтому в этот раз мы ограничимся лишь констатацией положительных оценок российских экспертов, обративших внимание на удачную концепцию самообслуживания Wincor Nixdorf при реализации на их устройствах сервиса предоставления почтовых услуг.

Итак, что же примечательного представила на CeBIT 2002 компания NCR? Отметим лишь наиболее интересные моменты, обращавшие на себя внимание при знакомстве с частью стенда компании, посвященной устройствам самообслуживания, т. е. линейке банкоматов, предлагавшихся в Ганновере.

Основными концептуальными идеями, которые обсуждались здесь клиентами и партнерами NCR, были прежде всего, во-первых, “ресайклинговый” банкомат, принимающий и выдающий наличные не только из кассет, заряженных в банке, но и из кассет для банкнот, принятых от клиентов, а во-вторых – устройство самообслуживания, активируемое как картой держателя, так и… его мобильным телефоном.

Начнем с “ресайклинга”. Подчеркнем, что компанией NCR впервые было представлено устройство, которое ее представители скромно называют Recycling Concept, способное одновременно и принимать, и выдавать наличные. По имеющимся оценкам специалистов, эта машина хорошо сбалансирована и оптимизирована в плане ее длительной работоспособности. Хочется также отметить, что именно в этом случае мы можем говорить о действительно новой технологии, которая будет активно использована в банковском и карточном бизнесе. При этом не может не радовать, что NCR со свойственной этой компании прагматичностью перешла от обсуждения целесообразности производства и продвижения на рынок устройств такого рода к конкретному продукту (который, кстати, поступит на пользовательское тестирование банкам-клиентам компании в III–IV квартале этого года) непосредственно после объявления ЕЦБ о пересмотре законодательства в части автоматического ресайклинга банкнот. По мнению Константина Слащева, генерального директора ЗАО “Эн. Си. Ар.”, представляющего интересы NCR в России и странах СНГ, такое устройство найдет свое применение не только за рубежом, но и в России. “Учитывая то обстоятельство, что в нашей стране высокий показатель обращения наличных, любое “ресайклинговое” устройство самообслуживания, которое сможет эффективно автоматизировать процесс работы с наличными деньгами в банке и его отделениях, будет иметь серьезный успех на российском рынке”.

Если рассматривать особенности самой технической реализации этого решения, следует отметить: модуль хранения распознанных и принятых банкоматом от держателей счетов купюр работает совсем на ином принципе, нежели те, что реализовали в своих продуктах другие компанииПри сохранении активности CeBIT 2001 CeBIT 2002 Разница участников из США Всего компаний- 8093 7962 -131 7962+132=8094 участников Компании- 477 345 -132 477 участники из США Среднегодовой рост количества установленных банкоматов в мире по регионам (конец 90-х годов) Регион Кол-во банкоматов, шт % Рост Азиатско-Тихоокеанский 275 007 12% Западная Европа 218 394 9% Северная Америка 214 832 22% Южная Америка 68 590 13% Средиземноморско-Африканский 14 555 12% Центральная и Восточная Европа 10 560 37% Итого 801 938 14% Рынок карточных технологий 10 производители. Что это, только лишь стремление к оригинальности? Со своей стороны, эксперты и сотрудники NCR утверждают, что речь в данном случае идет о разработке принципиально новой модели приема у клиента наличных, их обработки, временного хранения и подготовки купюр для выдачи очередным клиентам. Какая из идеологий реализации работы “ресайклингового” устройства самообслуживания продемонстрирует наибольшую эффективность, надежность, да и, скажем откровенно, саму состоятельность подобного решения? На этот вопрос смогут дать ответ только результаты практического использования этих машин на рынке банковских услуг. Однако по тому интересу, который вызывают эти банкоматы со стороны российских банкиров, можно сделать достаточно оптимистичный прогноз о неизбежности их появлении в России уже в 2003г. Уверенность в востребованности этой модели банкомата отечественным рынком подтверждают также расчеты и пилотные прогоны машины, свидетельствующие о том, что частота инкассации такого рода устройств снижается как минимум в 3 раза. А за этим, как известно, стоит соответствующее снижение расходов на инкассацию, обеспечение безопасности и т.д.

Также любопытно было бы посмотреть на эту проблему с точки зрения отражения общемировых тенденций. Последние свидетельствуют о том, что, несмотря на все усилия и конкретные успехи международных платежных систем в вопросе постепенного перевода совершаемых платежей из наличной формы в безналичную, во всем мире тем не менее продолжается процесс развития банкоматной сети. В частности, наблюдается неуклонный рост количества транзакций, совершаемых на одном устройстве, увеличивается абсолютный поток наличности, выдаваемой банкоматами. А если учесть, что все эти процессы происходят на фоне расширения функциональности устройств самообслуживания, роста востребованности всевозможных дополнительных финансовых и информационных сервисов, общая картина будущего, которое ожидает мировой рынок банкоматов, покажется просто оптимистичной. Самое интересное состоит в том, что анализ реальной картины этого рынка, постоянно проводимый таким известным авторитетом в этой области, как компания Retail Banking Research Ltd. (Великобритания), ненамного отличается от приведенных нами оценок.

В частности, во всем мире на конец 90-х годов функционировало в общей сложности более 800 тыс. банкоматов. При этом рост количества АТМ в год составлял порядка 14%. На долю США и Японии приходилось 190 тыс. и порядка 150 тыс. устройств, соответственно, доля стран Западной Европы составляла 27% мирового рынка.

Ситуация с такими показателями, как распределение и рост количества установленных банкоматов в мире, выглядела следующим образом.

Европейский рынок вышел за пределы 220 тыс. машин. Несмотря на то, что в некоторых странах, особенно в Скандинавии, рынок находится на этапе, близком к насыщению, рост количества устанавливаемых банкоматов в таких странах, как Греция и Турция, продолжал оставаться наиболее динамичным в целом по Европе.

Наиболее активно банкоматы использовались в Швеции. Наиболее высокий показатель среднего использования банкоматов в Европе пришелся на 1989 г., составив более 3 900 транзакций в месяц на одном устройстве. После постепенного падения этого показателя на протяжении ряда лет в конце 90-х он вновь начал расти не менее чем на 4% в год и достиг уровня 3388 транзакций по получению наличных в месяц на одном банкомате.

Ситуация с интенсивностью использования банкоматов в Европе резко отличается от страны к стране. Например, наиболее активно АТМ используются последние годы в Швеции, где этот показатель составил порядка 10928 снятия наличных в месяц на одном терминале. Исключительно редко, по европейским стандартам, к банкоматам обращаются жители Германии и Италии, однако эти обращения носят, как правило, “результативный” характер. Иными словами, держатели карточек здесь предпочитают разом снимать достаточно большие суммы при каждом “подходе” к АТМ. Средний финн посещает банкомат чаще одного раза в неделю, что делает его наиболее активным пользователем этого вида банковских услуг в Европе. Шведы занимают второе место по своей транзакционной активности, подходя к устройству почти раз в неделю. С небольшим отставанием за ними следуют англичане.

Несмотря на уже упоминавшееся пристрастие немцев и итальянцев к получению крупных денежных сумм, по количеству наличных, снимаемых в течение года через банкомат, среди остальных европейцев лидирует среднестатистический житель Швейцарии. Достигая по этому показателю порядка 8 тыс. евро в год, он опережает почти в два раза всех остальных жителей стран Европы. За ними следуют шведы, финны, преследуемые австрийцами, англичанами и голландцами.

Еще одним, поистине революционным шагом в области реализации банкоматных технологий явилось продемонстрированное на CeBIT 2002 решение использования мобильных устройств с ИК-портом для инициализации транзакций через банкомат. Причем и в этой области от общих теоретических размышлений NCR перешел к конкретным реализациям. Так, в Ганновере на суд посетителей был представлен серийно выпускаемый банкомат 5870, но с поддержкой операций мобильного банкинга, разработанный для конкретного пилотного проекта локальной карточной программы одного из банков. При этом имя банкаклиента по вполне понятным причинам NCR не называлось, однако из контекста бесед сотрудников и руководства компании можно было сделать вполне определенный вывод о том, что упомянутый пилот реализуется одним из европейских банков. Механизм проведения подобных бесконтактных транзакций достаточно прост. Команда на выдачу наличных формируется стандартным мобильным телефоном, SIM-карта которого генерирует публичный и закрытый ключи одноразового доступа, после чего передается на ИК-порт банкомата по протоколу, базирующемуся на стандарте XML. Банкомат отрабатывает транзакцию, подтвержденную электронной цифровой подписью клиента, в рамках стандартной операции и выдает клиенту запрашиваемую сумму наличных.

Оценивая данное решение NCR, впервые продемонстрированное на CeBIT 2002, Константин Слащев подчеркнул, что “предлагаемая разработка, бесспорно, также является принципиально новой технологией. Этот революционный момент – реализация интеграции мобильного телефона с банкоматом – на наших глазах становится реальным делом. Если раньше подобное решение представлялось в виде далеких от практического применения игрушек или концептуальных идей, то на CeBIT 2002 мы впервые увидели реальную работу банкомата, активирующегося с помощью мобильного телефона. Вместе с тем я не думаю, что данное решение в ближайшее время может быть реализовано в России в виде конкретного проекта. Дело в том, что в этом случае придется решать большое количество вопросов в соседних, “пограничных” областях. Однако реальное применение такой технологии в скором будущем вполне можно ожидать, по крайней мере в странах Западной Европы. При этом данное решение можно рассматривать одновременно и как некий элемент мобильного банкинга с использованием иных каналов связи”.

Само решение, использующее банкоматы для мобильного банкинга, демонстрировавшееся на стенде NCR, было достаточно удачным. Кроме того, за этим решением стоит явная миграция на открытые платформы. Более того, представленная реализация означает серьезный прорыв в развитии программного обеспечения для банкоматов: транзакции теперь могут быть инициированы не только пластиковой карточкой. Последнее обстоятельство открывает также дополнительные возможности по сопряжению банкоматов с другими каналами банковского самообслуживания, например, Интернетом, позволяет реализовать новые формы мобильного банкинга и систем управления отношений с клиентами (CRM).

С точки зрения использования банкоматов в России и странах СНГ, очень интересна тенденция ухода только от функции выдачи наличных в сторону расширения функциональности устройств банковского самообслуживания. Повсеместное внедрение последних и постоянное расширение спектра предоставляемых через ATM услуг является реальным способом сокращения расходов, получения дополнительных доходов, а также повышения лояльности клиентов.

Для стран Восточной Европы подобный подход может стать, помимо прочего, и дополнительным стимулом для расширения клиентской базы.

Изменения в подходе к современной идеологии создания и использования филиальной сети банков ощущались как в самих продуктах компании NCR, так и в идеологии построения этих устройств. В частности, здесь прослеживается отражение некой общемировой тенденции, которая уже в полной мере реализуется на Западе, а в последнее время начинает проникать и в Россию, – это внедрение автоматизированных филиалов самообслуживания с использованием набора банковских услуг (разумеется, тех из них, которые сегодня можно перевести в режим самообслуживания). Таким образом обеспечивается возможность привлечения новых и удержания прежних клиентов за счет максимального обеспечения банковского сервиса и повышение уровня услуг. Сервис становится доступным 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, иными словами, это именно то, о чем российские банки начинают в настоящий момент активно задумываться. Создание автоматизированных филиалов становится актуальной задачей для некоторых из них – по крайней мере тех, кто планирует активно развивать свой ритейловый бизнес.

Эффектные сотрудницы NCR удачно дополняли модельный ряд представленной на CeBIT2002 линейки новых банкоматов

Среди идей, которые неоднократно обсуждались на стенде компании NCR с представителями российских банков, также идеология единого брэнда, необходимость реализации которой банкиры успели осознать сравнительно недавно. В каком бы регионе банк или его филиалы ни находились, они всегда должны иметь возможность предложить клиенту стандартный полномасштабный набор услуг, единый для всей инфраструктуры данного банка. Благодаря последнему клиент, переехав, например, из одного города в другой и посетив там региональный филиал своего банка, сможет получить абсолютно идентичный прежнему банковский сервисный комплекс стандартного качества.

Какая же роль отводится в этой идеологии устройствам самообслуживания? На базе новых возможностей и внедрения различных дополнительных функций банкоматов клиентам будут предоставляться: автоматизированные депозиты, пополнение карточных счетов, возможность оплаты счетов мобильных телефонов через банкоматы и т.п. В качестве примера здесь можно привести хотя бы подачу заявления об открытии счета и выдачи карточки: навряд ли автоматизация данного сервиса возможна сегодня в российских условиях. Вместе с тем в число направлений, которые банки активно обсуждают последние несколько лет, входят оплата коммунальных услуг, оплата счетов, осуществление платежей, переводы со счета на счет через устройства самообслуживания. И все эти сервисы уже сейчас становятся более чем актуальными, а главное – реальными для внедрения.

В заключение хотелось бы коснуться и новой технологической линейки банкоматов от NCR. В 2002 г. у этого производителя появится новая модель Personas 77, которая придет на смену Personas 70. Размеры новой модели банкомата будут повторять габариты предшественника, однако у Personas 77 появится дополнительная опция установки большего экрана монитора (последний при необходимости может быть увеличен до 15 дюймов). Кроме того, появится возможность увеличения вычислительных мощностей внутреннего банкоматного компьютера. Стоит ли добавлять, что новый банкомат, разумеется, сертифицирован под EMV Level One…

Говоря о новых моделях NCR, следует также упомянуть еще одну новую линейку ATM, которую компания до настоящего времени еще не продавала в Россию, – Personas 86. Это черезстенный уличный банкомат с расширенными функциональными возможностями. Он, в свою очередь, придет на смену как Personas 84, так и personas 85, основной функцией которого была выдача наличных и предоставление небольших выписок. Personas 86 – банкомат со значительным расширением функций, включающий депозитный модуль с возможностью покупюрного депозита, широкий принтер и модуль обработки платежных документов. Несмотря на расширенный функционал, производителю удалось сохранить прежние габариты устройства.

Ни для кого не секрет, что банковский рынок в настоящее время находится в стадии радикальных изменений. Оказание услуг физическим лицам становится одним из наиболее доходных направлений банковской деятельности. При этом появляется потребность в изменении как формы, так и набора услуг, предлагаемых частным лицам. Кроме этого, перед банком встает необходимость совершенствования форм обслуживания, которые направлены на обеспечение удобства клиентов, с точки зрения сроков, места и видов обслуживания. При этом, как показывает зарубежный опыт, в последнее время значительно усилились тенденции автоматизации банковских операций с наличностью, а также самостоятельное выполнение клиентами рутинных безналичных операций в автоматизированных банковских филиалах или в зонах самообслуживания. И одну из главных ролей в этом направлении большинство экспертов склонны отводить возникновению новых каналов предоставления банковских услуг, позволяющих банку предлагать новые инструменты, операционные схемы и финансовые услуги, включая Интернет и мобильную связь.

И на этом фоне CeBIT 2002, демонстрируя достижения NCR, Wincor Nixdorf и других компанийпроизводителей устройств самообслуживания и программного обеспечения, связанного с этой сферой банковских услуг, позволяет сделать объективный сравнительный анализ как достижений и функциональных возможностей тех или иных уже реализованных решений, так и только начинающих находить свое воплощение концепций.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 4 (74) ’2002 стр. 7

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных