Чековый и карточный бизнес глазами российских банкиров

Чековый и карточный бизнес глазами российских банкиров

Для того чтобы получить более полное
представление о сегодняшних перспективах чекового бизнеса в России в целом,
и продуктов Travelex в частности, журнал
“ПЛАС” попросил представителей ряда российских банков, присутствовавших на Форуме, поделиться своим видением основных
тенденций этого сегмента рынка, ответив
на 4 вопроса:

1. Ваша оценка перспективности
бизнеса дорожных чеков Thomas
Cook и предоплаченных карт VTM?
2. Как изменился в последнее время
спрос на эти продукты?
3. Каковы, по вашему мнению, перспективы бизнеса предоплаченных
карт в России?
4. Как вы оцениваете прошедший
Третий клиентский форум компании
Travelex? Что нового для вашего банка вы узнали?

Диана Федосова, начальник
Управления розничных операций АКБ
“Российский капитал”:

1. Несмотря на предсказания о том,
что бумажные дорожные чеки в ближайшем будущем будут вытеснены
пластиковыми банковскими продуктами, на рынке наблюдается постоянная динамика развития бизнеса
дорожных чеков. И дорожные чеки,
и предоплаченные карты VTM имеют
свои клиентские ниши, которые не
пересекаются как друг с другом, так
и с клиентской нишей держателей
пластиковых карт.
2. Стабилизация экономической ситуации в России и банковской системы в целом привела к тому, что клиенты стали больше доверять банкам.
Более того, клиенты стали “образованнее” в области банковских продуктов, предлагаемых на рынке.
Очень многие, выезжая за рубеж,
предпочитают иметь при себе различные финансовые инструменты
одновременно – дорожные чеки,
карты VTM, пластиковые карты, наличные, – застраховав себя тем самым от многих проблем.
3. Бизнес предоплаченных карт, хотя и является достаточно новым для
России, уже успел прочно занять
свое место на рынке банковских услуг. Предоплаченные карты находят
спрос среди тех клиентов, которые
предпочитают получить карту сразу,
а не ждать ее изготовления в течение
нескольких дней. У предоплаченных
карт также появляются новые дополнительные услуги и новый сервис,
что позволяет клиенту решать не
только финансовые, но и ряд других
вопросов.
4. Третий клиентский форум компании Travelex является наиболее удачным, так как предоставил возможность получить более подробную информацию как о самой компании,
так и о ее планах на ближайшее время. Был представлен новый продукт
– VTM Cash Passport. Очень полезной
и для представителей компании,
и для банков-участников была открытая дискуссия по наиболее важным для обеих сторон вопросам.

Мария Андреева, начальник отдела
расчетов по неторговым операциям
Собинбанка:

1. Такие инструменты, как дорожные
чеки и предоплаченные карты, довольно удобны, и в России уже сформировался определенный круг людей, который ими пользуется. Спрос
на VTM довольно высок. Причем как
среди физических лиц, так и со стороны самих банков, желающих работать с этими картами. Однако у дорожных чеков Thomas Cook на рынке есть очень серьезный конкурент –
чеки AmEx.
2. Судя по статистике Travelex, спрос
на дорожные чеки и предоплаченные карты возрос. Конечно, такого
всплеска, который был в 19992000 гг., когда многие банки только
приступали к работе с этими платежными инструментами, сейчас не наблюдается. Однако определенная
клиентура есть, и показатели ее роста довольно стабильны. В определенной мере спрос сдерживает отсутствие рекламы на эти платежные инструменты – многие клиенты просто
не знают об их существовании.
3. Несомненно, перспективы в России у предоплаченных карт есть.
Главное, что продукт занимает свою
определенную нишу – он предназначен для довольно узких операций, –
не конкурируя с другими продуктами. Спрос на такие карты есть, особенно среди туристов. Поскольку
деньги на карте хорошо защищены,
некоторые покупают ее даже для детей. Еще она очень удобна тем, что не
требует открытия счета. Однако главным выигрышем карты VTM было то,
что она была бессрочной. А вот новая карта – Cash Passport – рассчитана всего на три года. Более того, у нее
тоже появился довольно серьезный
конкурент – Visa Prepaid. И хотя резкого всплеска интереса к новой карте Cash Passport может не наблюдаться, стабильный спрос на этот продукт, по-моему, гарантирован.
4. Форум очень понравился, он прошел весьма плодотворно, так как я
получила ответы на все интересующие меня вопросы. Должна отметить,
что работать с группой Travelex приятно – она очень активна на рынке,
мобильна, следит за ситуацией. Кроме того, следует отметить, что благодаря работе с дорожными чеками
и предоплаченными картами наш
банк наработал определенную дополнительную клиентуру

Сергей Сомов, заместитель
начальника Управления неторговых
операций АКБ “ЕВРОФИНАНС”:

1. Такие продукты, как дорожные чеки Thomas Cook и предоплаченные
карты VTM, имеют свой круг потребителей. Это мелкие предприниматели, туристы, а также частные лица,
выезжающие за рубеж для совершения крупных покупок (как правило,
автомобилей). Данным продуктам
стоит отдать должное в плане безопасности. Так, по дорожным чекам
и VTM невозможны мошеннические
операции, связанные с кражей реквизитов, столь характерные сегодня
для кредитных и дебетовых карт. Более того, компания Travelex предоставляет достаточно удобный сервис
по этим продуктам.
2. Достаточно гибкая по отношению к банкам-агентам тарифная политика Travelex в России, а также
внедрение практики простых
и удобных расчетов и обмена информацией привели к расширению
круга банков, реализующих данные
продукты, и, как следствие, росту
числа потребителей.
3. На мой взгляд, проведение компанией Travelex грамотной маркетинговой политики позволит в значительной мере расширить спектр потребителей продуктов компании.
Однако существующие в настоящее
время неурегулированные проблемы
с законодательством РФ не могут не
сказаться на распространении этих
продуктов. В частности, открывая
VTM в России, клиент фактически
держит денежные средства на счете
за границей, а сегодняшние инструкции Банка России этого не допускают. Однако, учитывая, что позиция
Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля физических лиц в последнее
время меняется в сторону отмены
этих ограничений, можно надеяться,
что в ближайшее время данный вопрос будет урегулирован.
4. Третий клиентский форум компании Travelex оказался весьма интересным, так как в полной мере осветил перспективы развития стратегических направлений деятельности
компании, а также возможности ее
нового продукта – Cash Passport.
С моей точки зрения, это достаточно
перспективный инструмент на российском рынке.


“По дорожным чекам и VTM невозможны мошеннические операции, связанные с кражей реквизитов, столь
характерные сегодня для кредитных и дебетовых карт”


Маргарита Кашеварова, главный специалист отдела валютообменных
и чековых операций Банка Москвы:

1. В этом году CitiCorp продала свой
бизнес American Express. На чековом
рынке остались два “кита” – Thomas
Cook и AmEx. В России объемы продаж дорожных чеков Thomas Cook
сравнимы с объемами продаж карт
VTM. Основная доля дорожных чеков
продается в Москве, в то время как
объемы продаж карт VTM делятся
между Москвой и регионами приблизительно поровну.
2. В последнее время спрос на эти
продукты, как мне кажется, не особенно изменился. Рост продаж наблюдается, но умеренный.
3. Перспективы бизнеса предоплаченных карт в России весьма радужные. Особенно если ЦБ разработает
нормативно-методическую базу –
именно ее отсутствие отпугивает многие региональные банки от работы
с VTM. Насколько мы знаем, VTM пока
единственная карта, которая продается без открытия карточного счета
и немедленно, – это явное ее преимущество. Отрицательным моментом
являются размеры потерь держателя
этого продукта при конвертации своих средств по картам VTM в евро и любую другую валюту, кроме доллара
США: в случае с VTM они на 3-4% выше, чем при использовании других
инструментов. Так, аналогичный продукт компании Europay принимается
и в банкоматах, и в POS-терминалах,
а потери при конвертации по нему заметно ниже. У Visa также появился новый аналог – карта Visa Instant. Поэтому спрос на дорожные чеки прогнозировать достаточно трудно.
4. Форум был организован на высоком уровне. Я много узнала о компании Travelex, которая за 25 лет выросла из обменного пункта в крупнейшую финансовую компанию,
купившую чековый бизнес Thomas
Cook. Узнала и о том, что компания
не планирует выпускать дорожные
чеки в евро крупного номинала, тогда как AmEx уже начинает печатать
чеки номиналом в 500 евро. Были
интересны выступления представителей региональных банков. Их волнуют те же проблемы – отсутствие
рекламы со стороны эмитента и нормативной базы.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (75) ’2002 стр. 10

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных