TRAVELEX продолжит “чековое” дело THOMAS COOK

TRAVELEX продолжит “чековое” дело THOMAS COOK

Пожалуй, судьба ни одного из платежных инструментов не была ознаменована таким количеством несбывшихся пессимистических прогнозов, как история патриархов безналичных расчетов – дорожных чеков. Еще в 1950г., с введением в обращение банковских платежных карт, многие аналитики искренне полагали, что полное вытеснение дорожных чеков новым платежным инструментом – не более чем вопрос ближайшего времени. Как известно, время распорядилось иначе – большинство крупных эмитентов дорожных чеков не только не отказались от своего традиционного бизнеса, но, напротив, поспешили освоить новый сегмент рынка, продвигая на рынок платежные карты наряду с чеками. Более того, как показала практика, успеху параллельного продвижения на рынок обоих инструментов в немалой степени способствовало то обстоятельство, что сферы их применения удачно взаимодополняют друг друга, а клиентские целевые группы не пересекаются.

Вторая волна прогнозов о грядущем закате рынка дорожных чеков прокатилась по прошествии почти полувека после первой – с началом внедрения микропроцессорных технологий на рынке пластиковых карт. На фоне этой тенденции ряд экспертов был склонен видеть в микропроцессорных картах универсальный заменитель не только пластиковых карт с магнитной полосой, но и дорожных чеков.

И, наконец, не так давно дальнейшее развитие чекового бизнеса вновь “оказалось под вопросом” в связи с продвижением предоплаченных банковских карточек, которые изначально позиционировались ни больше ни меньше как электронные аналоги дорожных чеков.

Именно по этой причине состоявшаяся в конце марта 2001 г. покупка группой Travelex 100% бизнеса компании Thomas Cook, одного из ведущих эмитентов дорожных чеков, вызвала некоторую настороженность среди банков, являющихся активными участниками чекового рынка. Причины подобного беспокойства вполне объяснимы: до покупки компании Thomas Cook такое бизнес-направление, как выпуск дорожных чеков, в более чем широкую сферу деятельности группы Travelex не входило.

Основанная в 1976 г. в Великобритании, в настоящее время компания Travelex Global and Financial Services является одной из крупнейших в мире небанковских корпоративных международных платежных систем. Компания специализируется на предоставлении финансовых услуг: хранении и отправке финансовых продуктов для банков, оптовой продаже банкнот в более чем 100 видах валют, конверсионных и валютообменных операциях, а с марта 2001 г. – на продаже дорожных чеков и предоплаченных карт, а также организации содействия путешественникам. 35 филиалов Travelex сотрудничают с более чем 4 тысячами финансовых и коммерческих учреждений во всем мире. Ежегодно компания обслуживает порядка 29 млн. клиентов.

Естественно, на фоне прошлогодней сделки всех участников как мирового, так и российского чековых рынков интересовал один вопрос: в каком направлении будет развиваться деятельность компании Thomas Cook после интеграции в структуру Travelex? А главное – не отразится ли проведенная сделка на бизнесе Thomas Cook на российском рынке дорожных чеков, которая являлась если не главным, то одним из приоритетных направлений деятельности компании.

Сегодня компания Thomas Cook является вторым по величине эмитентом дорожных чеков в мире, владея порядка 30% рынка и уступая первенство лишь American Express (около 44%). Российский рынок также не является исключением: после чеков AmEx наибольшей популярностью среди клиентов здесь пользуются именно дорожные чеки Thomas Cook. В настоящий момент их распространяют порядка 30 российских банков, без учета банков-субагентов. Очевидно, что уход компании с этого сегмента рынка неизбежно повлек бы за собой значительные финансовые потери со стороны банков-участников. Для оценки: в прошедшем 2001г. сумма продаж одного из российских банков-лидеров по продаже дорожных чеков Thomas Cook – Уралвнешторгбанка – составила 7,6 млн. долл., вдвое увеличившись по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Окончательно подобные опасения “чековых” игроков были развеяны на Третьем клиентском форуме компании Travelex, прошедшем в Москве 29 мая 2002г. и собравшем представителей 28 российских, 7 украинских банков, а также одного банка из Белоруссии. На этом мероприятии руководство компании не только официально заявило о планах по дальнейшему развитию такого направления деятельности интегрированной компании Thomas Cook, как дорожные чеки, но и заверило представителей российских банков в приоритетности рынка Восточной Европы, включая Россию, как для всей деятельности группы Travelex в целом, так и для самых перспективных ее направлений.

Так, подробному освещению этих злободневных вопросов, а также рассказу о новых направлениях деятельности Travelex после интеграции в ее структуру компании Thomas Cook было посвящено выступление Мелани Анкерс (Melanie Ankers), директора группы по международным партнерским отношениям по дорожным чекам, предоплаченным картам и международным услугам Travelex.

По ее словам, в настоящее время группа Travelex является крупнейшим в мире поставщиком конверсионных и валютообменных услуг, а также лидирующим оптовым поставщиком банкнот. Услугами компании пользуются порядка 40% туристов во всем мире. После интеграции компании Thomas Cook в ее структуру группа Travelex приобрела также статус крупнейшего игрока на рынке аутсорсинговых услуг, включая бизнес дорожных чеков, ранее отсутствовавших в перечне бизнес-направлений компании. Представители банков, участвующие в форуме, были заверены в дальнейшей приверженности группы к этому виду деятельности. Более того, в своем выступлении Мелани Анкерс подчеркнула, что рынок Восточной Европы, и в частности России, Украины и Белоруссии, Travelex считает для себя приоритетным. Последнее далеко не случайно – Россия одной из первых в Восточном регионе стала распространять предоплаченные карты, и рост продаж этого продукта сразу установился на наиболее высоком уровне. Именно поэтому Travelex намерена увеличивать свое присутствие в России. В частности, одной из ключевых стратегических задач группы на текущий год был назван выпуск на российский рынок новой предоплаченной карты Cash Passport, которая призвана заменить свою предшественницу – VTM.

Новому проекту группы Travelex – эмиссии карты Cash Passport – было посвящено выступление Рассела Аткинсона (Russel Atkinson), главы департамента по предоплаченным продуктам Travelex. По понятным причинам, наибольший интерес со стороны представителей российских банков был проявлен к процессу предстоящей замены карт VTM на карты Cash Passport, являющиеся, по словам Рассела Аткинсона, самой последней на сегодняшний день версией этой предоплаченной карты.

Механизм перехода с VTM на Cash Passport, разработанный компанией для держателей карт, достаточно прост. В ближайшее время всем держателям карт VTM сотрудники Travelex разошлют уведомительные письма о необходимости замены карты на Cash Passport. Клиентам будет рекомендовано связаться с пунктом продажи VTM, в котором они приобрели карту, после чего их средства, размещенные на VTM, будут переведены на новую карту Cash Passport. Как отметил Рассел Аткинсон, данная услуга будет предоставляться бесплатно. По его словам, при желании держатель карточки может также до срока окончания действия VTM снять всю размещенную на карте сумму наличными через банкомат. Приобрести новую карту Cash Passport или перевести на нее деньги с VTM можно уже с начала августа 2002г.

Срок действия VTM заканчивается 30 сентября 2002 г., после чего эти карточки перестают приниматься в банкоматах. Однако если клиент по тем или иным причинам не успел поменять свою карту, он все равно сможет воспользоваться размещенными на VTM денежными средствами и после названной даты, для чего ему нужно будет связаться с платежной системой Interpayment Services Ltd. или с банком, выдавшим карту.

По мнению Рассела Аткинсона, до последнего времени предоплаченные карты VTM были весьма удачно позиционированы на рынке. Основной особенностью, выгодно выделяющей их на фоне ряда других платежных инструментов, он назвал сочетание функций платежных карт (возможность получить наличные через банкомат, обеспечение безопасности транзакций путем введения 4-значного PIN-кода, оперативная помощь службы поддержки держателей в случае утери карты) и преимуществ дорожных чеков (быстрота оформления, отсутствие необходимости открытия счета при покупке, возможность быстро получить наличные в любом из 690 тыс. АТМ платежной системы Visa по всему миру).

При этом наиболее широкой целевой группой для распространения карт VTM являются представители новых сегментов клиентского рынка, которые по тем или иным причинам не пользуются платежными картами.

Факт удачного позиционирования продукта на мировом рынке ярко демонстрирует хотя бы такой показатель, как рост продаж VTM в мире. Так, в 1999 г. он составил 46%, в 2000-м возрос до 115%, а в 2001 г. – 17%. Довольно значительное снижение роста продаж в 2001 г. обусловлено сокращением спроса на услуги компании, связанное с последствиями событий 11 сентября 2001 г., вызвавшими спад туристического бизнеса. Однако на рынках стран Восточной Европы динамика спроса сократилась в гораздо меньшей степени. Так, если рост продаж в 2000 г. составлял 296%, то в 2001-м этот показатель снизился до 42%.

В своей совокупности эти обстоятельства позволяют представителям Travelex делать вполне оптимистичные прогнозы относительно сохранения и дальнейшего увеличения спроса на свои предоплаченные карты на рынках Восточной Европы после миграции на Cash Passport.

Не последнюю роль в успешном продвижении нового продукта компания отводит расширенной по сравнению с VTM функциональности новой карты. Так, впервые при покупке Cash Passport ее держатель получит персональный пароль, с помощью которого на сайте www.cashpassportcard.com сможет отследить произведенные по своей карте транзакции и проконтролировать наличие на ней денег. Кроме того, карта Cash Passport включает услуги службы Travelex Latitude Recovery, оказывающей держателю срочную помощь в непредвиденных обстоятельствах, будь то потеря денег, документов, внезапное заболевание или травма, проблемы с местным законодательством и т. д.

В ходе Третьего клиентского форума Travelex руководство компании заверило представителей российских банков в приоритетности для нее рынка Восточной Европы

Банкам-агентам и их филиалам, работающим с Cash Passport, Travelex будет предоставлена возможность активизации карточки в режиме online через Интернет, которую обеспечит специально разработанное программное обеспечение Card Wiz.

Что же касается слухов о потере интереса интегрированной группы Travelex к рынку дорожных чеков, то последние сомнения участвующих в конференции российских банкиров развеяло выступление главы департамента по работе с дорожными чеками Travelex Тора Бэнгтссона (Tor Bengtsson), посвященное оценке показателей мирового рынка, а также деятельности на нем компании.

По его словам, на сегодняшний день Travelex оценивает объем мирового рынка дорожных чеков в 35 млрд. долл. США. В 2001г., ставшем первым годом после покупки компании Thomas Cook, даже несмотря на сентябрьские теракты в США, бизнес Travelex на этом рынке вырос на 2%. Вопреки мнению ряда аналитиков, на рост продаж компании не повлияло и введение с 1 января 2002г. в обращение наличных евро. Более того, рост продаж дорожных чеков в общеевропейской валюте в течение всего времени с момента ее введения оказался даже выше запланированного. По мнению Тора Бэнгтссона, общемировой прирост бизнеса дорожных чеков Travelex в прошедшем году обеспечили именно приоритетные для компании рынки стран Восточной Европы, где в среднем рост продаж составил 20-22%.

Tор Бэнгтссон заверил собравшихся в том, что бизнес дорожных чеков и в дальнейшем останется для Travelex ключевым направлением, в особенности в восточно-европейском регионе.

Перспективность этого направления определяется сразу несколькими ключевыми факторами. Так, потребители, среди которых представители практически всех возрастных групп населения, верят в безопасность использования дорожных чеков и охотно пользуются ими. Сегодня приобрести чеки можно у более чем 20 тыс. продавцов в более чем 100 странах мира. Эти продукты принимаются в миллионах точек по всему миру, несколько тысяч из которых готовы выплатить возмещение клиенту, потерявшему свои чеки. При этом сотрудничество Travelex со службами перевода денег MoneyGram и Western Union позволяет владельцу утраченного чека получить возмещение не только в виде нового чека, но и наличными. Не последнюю роль в перспективности бизнеса для Travelex играет и такой факт, как известность на рынке платежных средств брэндов Visa и MasterCard. Так, за последние 20 лет продажа дорожных чеков “etc/Thomas Cook/MasterCard” принесла одним только банкам-членам MasterCard порядка 8,2 млн. долл. прибыли.


Сократить накладные расходы банкам, работающим с дорожными чеками Travelex, призваны специально разработанные компанией автоматизированные системы записи данных о продажах


Как сообщил в своем выступлении Tор Бэнгтссон, в планах компании на ближайшее будущее – повышение маркетинговой активности, а также оказание поддержки банкам, работающим с дорожными чеками. В частности, привлечение новых клиентов будет стимулироваться вручением различного рода оригинальных подарков купившим дорожные чеки. Добиться увеличения продаж за счет уже существующей клиентской группы компания намеревается, устраивая среди владельцев чеков конкурсы с главным призом в виде эксклюзивной турпоездки.

Сократить накладные расходы банкам, работающим с дорожными чеками Travelex, призваны специально разработанные компанией автоматизированные системы записи данных о продажах. Презентация одной из них – Cheque Net – прошла в ходе форума. Отличительной особенностью этого решения является простота его установки и использования: инсталляция ПО системы в банке занимает порядка 5 минут, а для работы с ней необходимы лишь доступ в Интернет и пароль, полученный от Travelex.

В заключение стоит отметить, что все участники Третьего клиентского форума Travelex достигли определенных результатов. Travelex проинформировала своих партнеров о своих новых продуктах и перспективных направлениях, а банки России, Украины и Белоруссии получили официальное подтверждение о намерении компании сохранить не только брэнд Thomas Cook, но и дальше развивать свою деятельность на рынке дорожных чеков. Кроме того, в очередной раз подтвердилась неоправданность слухов о том, что дорожный чек вскоре будет вытеснен из активного оборота своими многочисленными конкурентами. Как показал форум, этот старейший сегмент рынка безналичных платежей по-прежнему гибок, высокотехнологичен и конкурентоспособен.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (75) ’2002 стр. 6

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных