EUROPAY:

EUROPAY:

ПЛАС: Не могли бы вы дать общую оценку рынка международных карточек и бизнеса Europay International-MasterCard International в 2001 г.? Каковы, на ваш взгляд, основные достижения и недостатки в деятельности Europay-MasterCard в России за этот период: что удалось реализовать? Что было спланировано, но не сделано?

Тони Фекете: В 2001г. продолжался активный рост карточного бизнеса в регионе Центральной и Восточной Европы. Относительно объемов эмиссии этот рост составил 27% от общего количества карт в регионе, которое на начало 2002г. превысило 18 миллионов. Подобные достижения не могут не вдохновлять. Тем более что эти успехи касаются не только увеличения числа карт, которые находятся на руках у населения стран нашего региона, – столь же динамично растет и объем оборота по картам Europay–MasterCard. За прошлый год данный показатель также увеличился на сопоставимую величину.

Во многом эти достижения были обусловлены тем, что наша ассоциация представила в регионе несколько новых программ – я имею в виду ко-брэндинговые карточные продукты. В частности, такого рода проекты были реализованы в России и Чешской Республике. Говоря о нашей стратегии в этом регионе в целом, можно со всей откровенностью заявить, что в регионе Центральной и Восточной Европы мы двигались в тех же основных бизнес-направлениях, которым следует Europay International-MasterCard International во всем мире. Так, например, в Словакии был реализован проект по внедрению MasterCard Electronic – онлайновой кредитной карты, которая, являясь “стартовым” кредитным продуктом, решает множество вопросов, связанных с контролем рисков банка, работающего с новой для него клиентурой. Вместе с тем MasterCard

Electronic позволяет не только предлагать новым категориям клиентов более высокодоходные платежные инструменты, но и контролировать буквально каждую транзакцию в режиме реального времени благодаря отсутствию офлайновых операций. В результате возможности применения этой кредитной карты становятся для банка гораздо более широкими, а ее обслуживание – более безопасным, более удобным и управляемым. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что достижения Europay International-MasterCard International в регионе Центральной и Восточной Европы в прошлом году были весьма значимыми и показательными. Кроме того, в настоящий момент мы приходим к выводу, что карточный бизнес всех стран нашего региона становится одновременно все более сложным и более многообразным. Разумеется, эти тенденции находят свое отражение прежде всего в нашем повышенном внимании к тому, какие взаимоотношения складываются на этих рынках между их участниками. Так, например, мы оцениваем не только количество карт, эмитированных банком, но и то, сколько зарабатывает этот банк, какие доходы он получает, занимаясь карточным бизнесом. Внимательно отслеживаем мы и динамику такого немаловажного показателя, как общий оборот по нашим карточкам. Очевидно, что поведенческие модели держателей одного типа карточек, эмитированных одним и тем же банком, столь же различны, сколь различны между собой сами клиенты этого банка. По этой причине нам интересен не только сам карточный портфель банка, но и наличие у него потенциала для роста, а также реальные перспективы этого роста. Для нас очень важны такие показатели, как величина транзакции, оборот по карте, т.к. за ними стоит реальная активность держателей карточек. Вот почему мы уделяем столь значительное внимание этой стороне карточного бизнеса. Так, еще в прошлом году мы стали делать все больший акцент на такого рода показатели работы банков, как количество транзакций, продвижение широкого спектра новых продуктов, успешная реализация карточных проектов и т.д. Иными словами, мы сконцентрировались на реальной картине реального бизнеса каждого банка нашего региона.

ПЛАС: Каковы наиболее важные стратегические шаги Europay International-MasterCard International, планируемые на второе полугодие 2002 г.?

Тони Фекете: Все, что намерен реализовать Europay International-MasterCard International во втором полугодии 2002 г., в полной мере будет являться продолжением тех процессов, характерных для 2001 г. – первой половины 2002 г., о которых я только что говорил. В первую очередь это экспансия наших новых продуктов на новые рынки, а также поиск и использование новых моделей более эффективного управления нашими отношениями как со средними банками-участниками платежной системы, так и с основными, ведущими банками региона на основе реального партнерства.

ПЛАС:Ваши оценки тех изменений, которые происходят в АРЧЕ: ее структуре, полномочиях и стоящих перед ней задачах?

Тони Фекете: Как я уже неоднократно отмечал, платежная система Europay International-MasterCard International пришла на российский рынок достаточно давно. И в настоящее время мы рассматриваем этот рынок, являющийся в Европе одним из наиболее быстрорастущих, в качестве исключительно перспективного. Именно поэтому те шаги, которые мы предпринимаем в России, направлены прежде всего на поддержку развития инфраструктуры карточного бизнеса в стране, создание условий для прибыльного бизнеса российских банков. Уровень оборотов по нашим российским картам – показатель, которому, как я уже говорил, мы придаем особое значение, – позволяет нам быть оптимистами. Более того, не лишним будет признаться, что карты Europay-MasterCard, эмитированные российскими банками, являются одними из наиболее активно используемых по сравнению со средними показателями аналогичных платежных продуктов, выпущенных европейскими банками. Все перечисленное является тем потенциалом, которым располагают российские банки для дальнейшего развития своего карточного бизнеса. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что по своему характеру рынок в России сегодня становится все более неоднозначным, более конкурентным. Таким образом, у нас есть объективное подтверждение абсолютной правильности нашего прихода в Россию, а также нашей стратегии развития национального карточного рынка. Параллельно с этим мы отмечаем все возрастающее вовлечение ресурсов нашего московского офиса в развитие карточного бизнеса российских банков, это и является основным аргументом, который на протяжении последних лет побуждает нас использовать имеющиеся ресурсы с максимальной эффективностью. Собственно, подобная ситуация и является основной причиной наших усилий, которые мы прилагаем для того, чтобы обеспечить позитивные изменения в структуре и работе ассоциации российских банков-членов Europay. В первую очередь речь идет о том, чтобы АРЧЕ стала гораздо более эффективной рабочей структурой. И наша цель – помочь ей в этом, получив в итоге реальную поддержку в виде конкретных шагов московского офиса, направленных на развитие российского “пластикового” бизнеса. При этом предстоящие структурные изменения в руководстве АРЧЕ мы рассматриваем именно в качестве гарантии подобной поддержки, столь необходимой для развития национального карточного рынка.

ПЛАС:Ваша оценка эффективности реализации ранее намеченных планов по миграции на EMV?

Тони Фекете: В нашем регионе есть 4-5 банков, активно реализующих проекты миграции на микропроцессорные технологии. Ни для кого не секрет, что банки как консервативные кредитные организации исповедуют идеологию, которой чужда любая поспешность. И особенно – поспешность неоправданная! Банк абсолютно правомерно желает вначале знать, какие работы ему придется выполнять, общую стоимость проекта миграции на EMV и, разумеется, новые дополнительные возможности, которые он получит после его реализации: дополнительную многофункциональность, использование программ лояльности, высокую бизнес-привлекательность новых продуктов, а также повышение уровня безопасности, обусловленное появлением чипа на карте. И мы весьма оптимистично оцениваем результаты нашей работы с банками-участниками Europay-MasterCard. Практически все банки, с которыми мы вели переговоры о переходе на микропроцессорную технологию, к настоящему моменту уже приняли решения о миграции на EMV. Именно поэтому мы можем утверждать, что полностью удовлетворены состоянием дел в этом направлении.

ПЛАС:По имеющейся у нас информации, значительное расширение POS-терминального парка в ряде стран Восточной и Центральной Европы до настоящего времени не вызвало ожидаемых позитивных изменений в соотношении банкоматных транзакций и транзакций, осуществляемых в торгово-сервисной сети в пользу последних. Каково сегодняшнее видение платежной системой возможных путей изменения ситуации?

Тони Фекете: Говоря откровенно, в целом по региону такая проблема существует. В настоящее время на региональном уровне соотношение между количеством операций по снятию наличных в АТМ и транзакций, проводимых при оплате по карточкам товаров и услуг в POS-терминальной сети, выглядит примерно как 90:10. Однако в ряде стран Центральной и Восточной Европы мы наблюдаем сегодня вполне реальную миграцию транзакций из банкоматной сети в POS-терминальную. Так, в отдельных странах региона, таких, например, как Венгрия, это соотношение постепенно меняется в пользу транзакций, проводимых через POS-терминалы, и выглядит сегодня как 86:14.

Со своей стороны, EuropayMasterCard проводит соответствую- щую работу с держателями платеж- ных карт, организуя, в частности, различные рекламные акции и кам- пании, целью которых является убе- дить клиентуру в целесообразности повсеместного использования кар- точек в качестве платежного инстру- мента при оплате покупок, исключая из платежного цикла использование банкоматов и наличных. При этом в ряде рекламных кампаний банки разыгрывают весьма эффектные призы, вплоть до автомобилей. Есте- ственно, что держатели наших пла- тежных инструментов постепенно оказываются эмоционально вовле- ченными в сам характер подобных мероприятий, в результате чего на- чинают активнее посещать торговые сети, оплачивают товары непосред- ственно по карте, заполняют различ- ные анкеты и формы и т. д.

Должен отметить, что держатели карт Europay-MasterCard, особенно в последние годы, весьма позитивно реагируют на такого рода акции, увеличивая долю безналичных пла- тежей в своем потребительском ба- лансе.

ПЛАС:Что представляют собой новые Интернет-ориентированные платежные решения и карточные продукты платежной системы?

Тони Фекете: В настоящее время у нас есть полномасштабное решение, которое полностью снимает все наиболее острые проблемы, в недалеком прошлом стоявшие на пути к безопасному использованию международных карточек в качестве средств платежа за товары и услуги, приобретаемые через Интернет. B настоящее время мы широко рекламируем UCAF в среде финансовых институтов, т. к. это решение позволяет банкам безопасно осуществлять Интернет-банкинг, а также реализовывать проекты в области электронной коммерции. Дело в том, что количество пользователей Интернета, которые действительно регулярно осуществляют покупки в Сети и оплачивают их по международным картам, сегодня неудовлетворительно мало. Абсолютное большинство виртуальных покупателей до последнего времени с опасением относились к использованию в Интернете своих карт. Характерно, что, по нашим оценкам, количество банковучастников Europay-MasterCard , реализующих проекты электронной коммерции и e-банкинга, также оставляет желать лучшего. И сейчас одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед нами, является активная реклама, связанная с продвижением самой идеи возможности совершения безналичных платежей в Интернете, абсолютно безопасных для держателя международных карт Eurocard-MasterCard. Это поможет людям, встревоженным обилием различного рода “страшилок”, которыми их щедро продолжают потчевать СМИ, объективно оценить нынешнюю ситуацию и принять для себя некое разумное решение в отношении целесообразности использования банковских карточек для платежей в Сети.

ПЛАС:В таком случае наш последний вопрос будет непосредственно связан с областью PR. Проходящий в настоящее время чемпионат мира по футболу, с точки зрения глобальной рекламной акции Europay-MasterCard: не могли бы вы кратко рассказать об особенностях нынешней “футбольной” кампании?

Тони Фекете: Я думаю, что все российские банкиры знают о том исключительном значении, которое придает MasterCard International спонсорству над всеми наиболее значимыми чемпионатами по футболу, которые проходят в мире.

Футбол является для нас приоритетным направлением спонсорства, т. к. именно этот вид спорта, будучи наиболее массовым, зрелищным и эмоциональным, охватывает благодаря трем этим качествам самые широкие слои как существующих, так и потенциальных держателей карточек MasterCard.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (75) ’2002 стр.2

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных