Wincor Nixdorf от ATM до автоматизированного филиала

Wincor Nixdorf от ATM до автоматизированного филиала

По мнению экспертов, одной из отличительных особенностей российского рынка банкоматов является сегодня растущий интерес банков к внедрению различного рода высокотехнологичных устройств самообслуживания. По мнению аналитиков, подобная тенденция может свидетельствовать в первую очередь о происходящих в последние годы серьезных изменениях в бизнес-логике большинства крупных участников карточного рынка, еще несколько лет назад ставивших во главу угла лишь такую традиционную функцию ATM, как выдача наличных, а также об их новом видении собственных задач в сфере ритейла. Для того чтобы разобраться, насколько объективным можно считать подобное суждение, мы решили проследить основные изменения в приоритетах российских заказчиков, произошедшие за последние 5-6 лет, взяв за ориентир динамику спроса на те или иные продукты одного из крупнейших мировых производителей банкоматов – компании Wincor Nixdorf. Выбор именно этого вендора в качестве индикатора рынка был обусловлен не столько тем, что данный брэнд является одним из наиболее распространенных в России уже на протяжении ряда лет, сколько необычайно разветвленной продуктовой линейкой, традиционно охватывающей значительно более широкий диапазон клиентских запросов, чем сегодняшние потребности участников российского рынка. В силу этого обстоятельства модельный ряд Wincor Nixdorf вполне подходит для роли своеобразного “компаса приоритетов”. О том, в каком направлении дрейфует сегодня компасная стрелка спроса на рынке банкоматов, мы попросили рассказать Германа Жеболдова, начальника отдела разработок программного обеспечения компании “Система”, имеющей статус приоритетного авторизированного партнера Wincor Nixdorf.

На сегодняшний день общее количество поставленных “Системой” банкоматов Wincor Nixdorf превышает 1000 ATM, более 500 из которых были установлены компанией в 2002 г. В частности, 500-й банкомат Wincor Nixdorf, поставленный компанией «Система» на российский рынок в минувшем году, приобрел Внешторгбанк.

В самом начале нашего более чем 6-летнего сотрудничества с Wincor Nixdorf (на тот период – еще Siemens Nixdorf) наибольшим спросом со стороны банков пользовались два основных продукта этого вендора – банкоматы 4хх-сотой серии ProCash 400 и ProCash 450. Это были очень удачные модели, которые имели самый лучший на то время высокоинтеллектуальный диспенсерный механизм, способный распознавать денежные купюры не только по длине, ширине и высоте, но и по ряду таких параметров, как оптическая плотность и т. д. В тракте прохождения купюры у него расположено более 40 различных датчиков, которые определяют положение банкноты в тракте и ее валидность. Кроме того, уже тогда он обладал такими функциями, которыми даже сегодня может похвастаться не каждый диспенсер. Это, во-первых, покупюрная отбраковка денег (большинство диспенсерных механизмов при обнаружении подозрительной купюры отбраковывают всю пачку). Во-вторых, благодаря наличию в банкоматной кассе двух отделений диспенсер ATM серии 4хх мог отделять отбракованные купюры от наличных, которые держатель карточки, проводивший транзакцию по снятию наличных, по каким-то причинам не успел забрать. После того как они были втянуты диспенсером обратно в банкомат, купюры помещались в отдельную специальную кассету, в то время как в подавляющем большинстве моделей других вендоров и фальшивые, и невостребованные купюры перемешивались, что затрудняло последующее решение с клиентом каких-либо спорных вопросов.

На тот момент мы поставляли в Россию только две эти модели, успешно справлявшиеся с отводимой им банками-заказчиками ролью – обслуживание зарплатных проектов. Однако спустя некоторое время на российском рынке появилась новая модель Wincor Nixdorf – ProCashCompact. Этот малогабаритный (не более 1 м высотой) банкомат имел только две кассеты, у него отсутствовали зональный принтер и сейф, замененный стронг-боксом. Как показала практика, особой популярности среди российских банков он не снискал, поскольку на тот момент, как я уже отмечал, банкоматы устанавливались исключительно под зарплатные проекты. Очевидно, что в этом случае для заказчика важнейшим фактором является количество наличных, загружаемых в ATM, а по этому показателю CashCompact значительно уступал своим предшественникам.

Ведя свою деятельность на рынках более чем 70 стран мира, Wincor Nixdorf на сегодняшний день вполне справедливо считается одним из ведущих мировых поставщиков банковского оборудования. Так, только в 2001 г. производителем было поставлено на различные рынки около 26 тыс. ATM, включая устройства, поддерживающие программы самообслуживания при работе с наличностью. В общей сложности на сегодняшний день во всем мире установлено и работает около 40 тыс. устройств самообслуживания, несущих на себе брэнд Wincor Nixdorf.

В частности, в Европе, которая является основным рынком компании, ее клиентами являются 20 из 25 крупнейших сетей розничной торговли, а также 21 из 25 крупнейших банков. В частности, в Германии Wincor Nixdorf занимает первое место, в Европе – второе, а в мире – третье место по объему поставок. При этом основное внимание руководство компании продолжает уделять рынкам Америки и Европы, относя к последнему региону и страны СНГ, включая Россию.

Два года спустя Wincor Nixdorf выпустил новую линейку банкоматов – это офисные банкоматы ProCash 2000, а также чрезстенные банкоматы – ProCash 2050.

ATM ProCach 2000 был специально разработан для установки внутри помещений в местах с большим потоком клиентов. Несмотря на свою компактность, эта модель может вмещать в себя до 4 кассет для выдачи наличных, что делает банкомат оптимальным для обслуживания зарплатных проектов.

ProCash 2050 предназначен как для внутренней, так и для наружной установки. Как и в моделях серии 4хх, диспенсер ProCash 2050 позволяет осуществлять покупюрную отбраковку, а также размещение отбракованных и невостребованных купюр в соответствующие различные отсеки кассеты.

Как известно, в 2000-2001 гг. Wincor Nixdorf прошла успешную реструктуризацию и расширила свою деятельность, сделав ее более независимой и придав ей международный масштаб. Изменение структуры управления позволило компании эффективнее действовать в наиболее динамично развивающихся сегментах рынка. Практическим отражением этого стало оперативное появление новых поколений банкоматов, устройств самообслуживания и информационных терминалов.

Как показывает практика, российский банкоматный бизнес, претерпевший за последнее время значительные изменения в плане идеологии и стратегии развития, демонстрирует сегодня все большую заинтересованность в этих высокотехнологичных устройствах. Так, если до недавнего времени в России использовались традиционные банкоматы Wincor Nixdorf, основной функцией которых являлась выдача наличных, то с начала весны нынешнего года наша компания почувствовала интерес банков и к другим, более продвинутым продуктам вендора – прежде всего к устройствам самообслуживания. Дело в том, что сегодня многие российские банки, заинтересованные в дальнейшем развитии ритейлового бизнеса, хотят иметь возможность предлагать клиентам свой сервис через банкоматную сеть 24 часа в сутки, обеспечивая при этом практически такой же спектр услуг, как в банковских отделениях.

Наиболее ярким воплощением подобной идеологии можно назвать одну из последних разработок Wincor Nixdorf в области устройств самообслуживания – CompactBANK. Данный комплексный продукт может служить оптимальной основой для создания автоматизированных филиалов: на площади менее двух квадратных метров в рамках единой системы самообслуживания он предоставляет клиентам полный пакет базовых услуг традиционного отделения банка.

CompactBANK смоделирован согласно концепции “двух зон”, предполагающей объединение в одной системе двух различных по своей функциональной направленности областей: оснащенной всеми сервисными функциями линии самообслуживания и консультационной зоны.

По сведениям, полученным из информированных источников, ряд крупных участников российского карточного рынка в ближайшее время намерен внедрить в своих банкоматных сетях устройства самообслуживания с функцией cash-in, предназначенные для использования не только частными, но и корпоративными клиентами. По мнению банков, это позволит предприятиям как минимизировать свои расходы на инкассацию, так и сделать данный процесс более прозрачным и безопасным.

При этом все компоненты CompactBANK являются модульными, что позволяет комбинировать их в зависимости от текущих потребностей заказчика. Таким образом, в соответствии с пожеланиями своих клиентов банк может составить индивидуальный набор услуг, предоставляемых системой. Полный же набор основных банковских сервисов, которые обеспечивает CompactBANK, включает в себя следующие:

• депонирование и выдача банкнот;
• депонирование и выдача монет;
• проведение операций с электронным кошельком;
• обработка сберегательных книжек, включая депонирование средств и их снятие со сберкнижки, а также выдачу новых сберегательных книжек;
• печать выписок со счета и других документов на бумаге шириной до 250 мм;
• печать справок и квитанций;
• выдача и/или печать билетов, чеков и других документов из специальных кассет;
• круглосуточное консультирование клиентов в режиме видеоконференции;
• депонирование банкнот/ценных документов в конверт.

В качестве еще одного инновационного решения Wincor Nixdorf в области устройств самообслуживания можно назвать более демократичное, с точки зрения стоимости, устройство самообслуживания ProCash 3100, объединившее функции выдачи и пополнения счета в одном терминале. Депозитарные функции в банкоматах являются сегодня эффективным стратегическим инструментом экономии затрат банка на ритейл, поэтому Wincor Nixdorf активно работает в этом направлении.

Среди достоинств ProCash 3100 следует выделить наличие такой функциональной составляющей, как ресайклинг. Купюры, помещенные в кассету клиентами, воспользовавшимися депозитарием, могут быть впоследствии автоматически использованы для выдачи наличных. Таким образом, все процессы выполняются внутри системы максимально быстро и с минимальными затратами. При этом благодаря высокоинтеллектуальному модулю проверки валидности купюр диспенсер ProCash 3100 исключает прием фальшивых банкнот, а стало быть, и их выдачу клиентам.

Хотелось бы также отметить, что по сравнению с так называемыми “ночными сейфами”, широко распространенными в свое время за рубежом, ProCash 3100 предоставляет пользователю ряд преимуществ. Вопервых, клиент получает выписку по факту пополнения счета сразу после проведения транзакции, кроме того, сумма, помещенная им в депозитарий, зачисляется на счет в режиме реального времени.

Последнее обстоятельство немаловажно, так как автоматизация функции cash-in – это прежде всего возможность проводить в автоматическом режиме все этапы операции (от приема наличных до зачисления их на счет), которая обычно вызывает у клиента понятное недоверие. Вверяя устройству самообслуживания свои наличные, последний должен иметь стопроцентную уверенность, что сумма зачислена моментально, полностью и уже лежит на его счету в банке. Именно поэтому ранее практиковавшаяся система, при которой принятые банкноты помещались в кассеты в конвертах, без предварительного пересчета, не получила особенно широкого распространения.

Благодаря использованию таких устройств, как CompactBANK и ProCash 3100, банк может убедить своего клиента, вверяющего наличные “бездушному” устройству, что эта операция так же надежна, как если бы он проводил ее в отделении банка под руководством опытного специалиста. Поэтому в заключение хотелось бы подчеркнуть, что, внедряя подобные высокотехнологичные разработки Wincor Nixdorf, российские банки делают шаг к тому, чтобы их клиенты доверяли устройствам самообслуживания, а стало быть, инвестируют не только в модернизацию парка ATM, но и в эффективность своего ритейлового бизнеса в целом.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 9 (79) ’2002 стр. 14

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных