«СканТек»: 10 лет, которые изменили рынок

«СканТек»: 10 лет, которые изменили рынок

В минувшем году компания “СканТек сервис” отметила 10-летний юбилей своей деятельности. Первой из российских IT-компаний приступив к освоению микропроцессорных платежных технологий, за 10 лет работы “СканТек” реализовала на базе смарт-карт около 50 проектов на территории России и ближнего зарубежья для платежных систем различного масштаба. Так, только в системе ACCORD, использующей разработанную “СканТек” технологию SmartPay, на сегодняшний день участвуют более 20 банков России и других стран СНГ. О том, как изменился отечественный рынок платежных технологий за прошедшее десятилетие, какие тенденции преобладают на нем сегодня и каких результатов удалось добиться компании за этот период, в своем интервью журналу “ПЛАС” рассказывает генеральный директор “СканТек сервис” Александр Спесивцев.

ПЛАС:Ваша компания была образована 10 лет назад. Каким вам запомнился российский рынок смарт-карточных проектов того времени?

А. Спесивцев: 10 лет назад отечественный рынок платежных технологий только зарождался. Его состояние в тот период я мог бы охарактеризовать следующим образом: появилось довольно много технологических компаний, предлагающих карточные решения, причем не только для банковского сектора, но и для клубных и торговых проектов. Рынок был сильно раздроблен и неустойчив, в основном из-за отсутствия на нем признанных лидеров, и заказчикам представлялось достаточно сложным выбрать поставщика технологии. Первые карточные проекты использовали карты с магнитной полосой (ORTEX и “ОЛБИ-кард”). К сожалению, многие проекты того периода так и не вышли на “проектную мощность”, поскольку либо компания-поставщик технологий оказывалась не в состоянии в полной мере выполнить взятые на себя обязательства, либо заказчик недостаточно четко прорабатывал бизнес-план проекта и саму платежную программу, которую этот проект должен был реализовать.

Первоначально компания “СканТек” не предлагала решения для банков. В области наших интересов лежали вопросы, связанные с информационной безопасностью (разграничение доступа, “прозрачное” шифрование и т. п.).

Отправной точкой нашей экспансии на рынок платежных решений послужило именно развитие технологий микропроцессорных карт. В 1991 г. мы буквально впервые взяли в руки смарт-карту. Через пару месяцев специалисты “СканТек” уже создали прототип устройства чтения/записи смарт-карт, а еще через месяц вместе с нашим партнером, зеленоградской компанией АНКАД, мы выпустили первый образец первого отечественного устройства такого типа, которое назвали “SCAT”.

Постепенно смарт-карты начали “входить” в банковскую сферу. Однако платежные решения на их базе далеко не сразу оказались востребованы нашими банками, поскольку подавляющее большинство участников тогда еще сравнительно юного, немногочисленного и недостаточно опытного отечественного карточного сообщества смотрело на старших и более опытных собратьев – международные платежные ассоциации – и, руководствуясь их примером, считало, что в “ближайшие сто лет” достойной альтернативы карте с магнитной полосой не появится.

Для нас же, молодой, не боящейся эксперимента (и даже стремящейся к нему) компании, выбор казался очевидным – только передовые технологии! При этом мы понимали, что выход на банковский рынок платежных инструментов с принципиально новыми решениями является задачей, практически нереализуемой без банка-партнера, который, с одной стороны, был бы готов, как и мы, к эксперименту, а с другой – имел бы конструктивную программу реализации проекта. Таким партнером для нас стал Московский Банк Реконструкции и Развития (МБРР). Этот проект продолжает работать вплоть до сегодняшнего дня (правда, он сменил “хозяина” – сейчас им владеет Гута-Банк).

Вообще, приятно отметить, что за 10 лет работы у нас не было ни одного “мертвого” проекта, завершившегося этапом поставки и так и не запущенного в промышленную эксплуатацию.

ПЛАС:Какие принципиальные изменения произошли на российском рынке платежных систем за прошедшее десятилетие? Как они отразились на стратегии и маркетинговой политике “СканТек”?

А. Спесивцев: Изменения произошли колоссальные и по многим направлениям. Причем к настоящему моменту ситуация на рынке практически на 100% развернулась в сторону смарттехнологий. Уже практически никто не оспаривает роль смарт-карт как функционального, удобного, безопасного и экономически оправданного платежного инструмента, и доказывать преимущества таких проектов уже не нужно – они стали очевидными. Микропроцессорные технологии лежат в основе подавляющего большинства локальных проектов, а в последние годы их реально стали продвигать MasterCard и Visa. В связи с этим сегодня основной стратегией технологической компании мы видим использование в своих разработках единых стандартов. Банки сами должны выбирать, что для них актуальнее – локальные или международные проекты, однако в обоих случаях гораздо выгоднее использовать одну и ту же инфраструктуру обслуживания карт.


Будущее рынка – за удобными клиентскими услугами. Поэтому тот, кто игнорирует рынок Интернет-платежей сегодня, рискует проиграть завтра


Очевидно, что изменения, произошедшие на российском рынке, не могли не отразиться и на маркетинговой политике “СканТек”. Так, если прежде стоимость разработки и внедрения конкретного проекта устанавливалась, как правило, в процессе переговоров, то к настоящему времени цены на рынке уже полностью сформировались – соответственно, стабилизировалась и ценовая политика нашей компании. Кроме того, десять лет назад любая PR-акция, будь то участие в выставке или рекламная рассылка, приносила достаточно “быстрые” дивиденды. К настоящему моменту рынок уже устоялся, и практически все отечественные банки уже приняли решение об использовании той или иной платежной системы. И сегодня маркетинговая политика нашей компании сводится в основном к стимулированию и технологическому содействию развитию существующих проектов. Большое внимание мы уделяем работе по усовершенствованию существующей технологии, в том числе поддержке новых решений и продуктов производителей смарт-карт и оборудования, разработке инструментария, позволяющего действующим банковским проектам охватить новые секторы, в которых могут быть использованы платежные смарт-карты.

ПЛАС:Ваша оценка основных результатов, достигнутых компанией как в 2002 финансовом году, так и за десятилетие работы в целом?

А. Спесивцев: Результаты деятельности компании в 2002 г. я расцениваю как весьма успешные. Большая часть их была обусловлена развитием платежной системы ACCORD и работами, связанными с реализацией Эталонбанком социальной программы в Подмосковье.

Если же говорить об итогах нашей работы в целом, то за 10 лет работы “СканТек” реализовала около 50 проектов на территории России и ближнего зарубежья для платежных систем различного масштаба (от клубных до межрегиональных). За этот период компания поставила более 1,5 млн. смарт-карт. Общее количество банкоматов, принимающих карты стандарта SmartPay, сегодня составляет более 400 ATM, POS-терминалов – более 4 тыс. устройств.

ПЛАС:Какие из бизнес-направлений видятся вам сегодня наиболее перспективными?

А. Спесивцев: Во-первых, это оптимизация модулей эквайринга. Наша компания реализует комплексное решение этой задачи: система должна быть масштабируема, иметь потенциал для обслуживания большого количества карт, а также обладать возможностью для проведения эквайринга не только смарт-карт стандарта SmartPay, но и продуктов международных платежных систем.

В нашей технологии реализован также режим “поточной” персонализации карт, который является необходимым условием обеспечения эмиссии десятков тысяч карт в месяц.

На фоне тенденции к расширению каналов доставки банковских услуг одним из приоритетных направлений развития системы “СканТек” считает разработку Интернет-терминалов. При этом Интернет рассматривается нами в качестве среды, которая позволяет банку предложить своим клиентам принципиально новый уровень сервиса. Несмотря на то, что сегодня многие кредитные организации склонны считать рынок Интернет-платежей еще недостаточно сформировавшимся, среди наших клиентов есть банки, которые уже не первый год успешно развивают проекты в области электронной коммерции.

Большое значение придается нами разработке “совмещенного” программного обеспечения для терминального оборудования, которое позволяет одновременно обслуживать карты стандарта SmartPay и международные карты с магнитной полосой. В начале прошлого года мы предоставили нашим заказчикам такое ПО для банкоматов. В следующем квартале мы выходим на рынок с аналогичным программным обеспечением для POS-терминалов.

ПЛАС:Ваша оценка перспективности использования смарт-карт в области электронной коммерции?

А. Спесивцев: Применение смарткарт в сфере электронной коммерции расценивается нами как одно из наиболее многообещающих направлений. Разумеется, сегодня объемы рынка Интернет-платежей несопоставимы с объемами традиционных карточных транзакций. Поэтому ориентироваться исключительно на этот сегмент было бы неправильным, однако и забывать про него не следует.

Сегодня терминальные устройства системы SmartPay (банковские терминалы и банкоматы) позволяют выполнять платежи, требующие указания дополнительной информации: оплата коммунальных услуг, платежи в адрес операторов мобильной связи и Интернет-провайдеров, а также получать банковскую справочную информацию в режиме online. При этом Интернет-терминалы SmartPay могут быть интегрированы в любую систему Интернет-банкинга.

Будущее рынка – за удобными клиентскими услугами. И как только стоимость Интернет-решений станет доступна широкой публике, виртуальные платежи не только окажутся востребованными, но и составят реальную конкуренцию традиционным карточным транзакциям. Поэтому тот, кто игнорирует рынок Интернет-платежей сегодня, рискует проиграть завтра.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 3 (83) ’2003 стр. 41

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных