In-house процессинг СНГБ, или “Беспроблемный” проект

In-house процессинг СНГБ, или “Беспроблемный” проект

Неужели участникам проектов в России видятся интересными только проблемные проекты?

Впоследнее время на российском банковском рынке в целом, и на его карточном сегменте в частности, все более четко
прослеживается любопытная тенденция. Суть этого явления сводится к тому, что российские банки, причем не
только наиболее крупные игроки,
но и средние и небольшие кредитнофинансовые организации, начали переходить на использование качественных технологий, которые активно
применяются их коллегами во всем
мире уже в течение многих лет. Несомненно, тот факт, что российский
банковский рынок, или по крайней
мере некоторые его участники, наконец-то миновал период становления,
связанный с преследованием туманных целей и поиском еще более туманных инструментов их реализации, и занялся цивилизованной практикой ведения бизнеса с использованием эффективных программно-аппаратных средств, полностью соответствующих мировым стандартам,
не может не радовать.

Наиболее четко эта тенденция
прослеживается на карточном рынке. Вероятно, это связано с тем, что
здесь российские банки перестали
удовлетворяться сравнительно
скромными доходами от реализации
зарплатных проектов и начали выходить на розничный рынок. Как известно, в этом сегменте действуют совершенно иные правила игры, обусловленные прежде всего высокими
объемами операций. Таким образом,
теория массового обслуживания,
связанная с необходимостью постоянно обрабатывать большое количество мелких транзакций, вынуждает
банки пересматривать свою стратегию освоения карточного рынка
и переоценивать используемый инструментарий с учетом новых реалий. В ситуации, когда крупному
эмитенту приходится обслуживать
несколько пользовательских запросов в секунду, программные и аппаратные средства должны обеспечивать полную безотказность функционирования карточной системы.

На этом фоне особого рассмотрения заслуживает проект, реализованный недавно специалистами компаний Hewlett-Packard и ACI Worldwide
в Сургутнефтегазбанке. Проект, о котором уже несколько лет ходит так
много слухов в российском карточном сообществе и который столь часто обсуждаем.

“Семь раз отмерь…”
Прежде всего необходимо отметить,
что Сургутнефтегазбанк отнюдь не
является новичком на карточном
рынке. Так, с 1994г. банк является участником платежной системы “Золотая Корона”, где занимает лидирующие позиции по совокупному карточному обороту. На сегодняшний день
банком выпущено более 50 тыс. карт
“Золотая Корона”, его сеть выдачи наличных насчитывает 27 АТМ Wincor
Nixdorf и 15 ПВН.

С декабря 2000г. Сургутнефтегазбанк является принципиальным членом международной платежной системы MasterCard International. Начиная с IV квартала 2002г. банком выпущено порядка 1 тыс. карт MasterCard
и Cirrus/Maestro и подключено 4 банкомата, обслуживающих карты платежной системы, через процессинговый центр СТБ КАРД.

Для приема карт MasterCard и “Золотая Корона” банком было установлено около 200 POS-терминалов в более 150 торгово-сервисных предприятиях г. Сургута. Терминальная сеть
банка состоит из терминалов
VeriFone 3350, программное обеспечение которых позволяет обслуживать держателей “магнитных” карт
MasterCard и смарт-карт “Золотая Корона” в одном устройстве.

В последнее время банк значительно активизировал свою работу на
рынке ритейла. В рамках стратегии
по освоению этого сегмента Сургутнефтегазбанк, в частности, планирует
значительно увеличить свою карточную эмиссию. Для обеспечения потребностей своего развивающегося
карточного бизнеса в начале прошлого года банк принял решение создать собственный процессинговый
центр. При этом руководство Сургутнефтегазбанка отдавало себе отчет
в том, что не может ограничиться выбором некого решения, которое со
временем перестанет отвечать требованиям его растущего бизнеса и превратится в очередное “тупиковое”,
требующее очередных инвестиций,
теперь уже в смену платформы. Это
обстоятельство побудило его подойти к поиску как программного, так
и аппаратного обеспечения для своего процессингового центра со всей
серьезностью. Так, для оптимизации
выбора поставщиков было решено
провести тендер среди российских
и иностранных компаний.

В качестве консультанта при разработке требований и технических характеристик была приглашена компания “Платежные Технологии”, специалисты которой взяли на себя
формирование требований к процессинговой системе и формулирование
их в виде понятного для разработчиков набора конкретных характеристик. Результатом работы специалистов “Платежных Технологий” стали
тендерная документация и приглашение на участие в тендере, разосланные поставщикам.

Принять участие в тендере выразили желание несколько отечественных и международных компаний,
направивших Сургутнефтегазбанку
свои коммерческие предложения.
Среди них можно выделить таких
известных поставщиков программных процессинговых решений, как
ACI, OpenWay, TietoEnator, БПЦ (в то
время поставлявший и поддерживавший продукты компании IFS), ЦФТ
и ряд других. После анализа их предложений, получения отзывов от нынешних пользователей и сопоставления собранной информации
с требованиями самого банка было
принято решение оснастить inhouseпроцессинг аппаратными
средствами компании HewlettPackard и ПО, разработанным специалистами ACI Worldwide.

Так, в качестве оптимального сочетания, которое способно обеспечить
эффективное и надежное функционирование будущего процессингового центра, были выбраны серверные платформы Hewlett-Packard –
HP NonStop (Tandem) и Unix-серверы – вкупе с процессинговыми решениями ACI BASE24 и ACI CMS (бывший GEN Card).

Оптимальное соотношение
Подписание договора о поставке
процессинговых решений между HP,
ACI и СНГБ состоялось в августе
2002г.

Примечательно, что процессинговый центр СТБ КАРД, услугами которого до недавнего времени пользовался Сургутнефтегазбанк, также
функционирует на аппаратно-программной платформе, разработанной
двумя этими компаниями. Благодаря
этому у специалистов Сургутнефтегазбанка появилась возможность
в полной мере оценить эффективность ее работы. В то же время определенную роль при выборе решений
для in-house-процессинга сыграло
и то обстоятельство, что к моменту
начала тендера персонал Сургутнефтегазбанка уже имел определенный
опыт работы с промышленными серверными решениями HP. Таким образом, руководство банка получило реальную возможность сэкономить на
переподготовке своего персонала.
При этом в рамках соглашения с HP
сотрудники процессингового центра
банка прошли курс повышения квалификации для работы с платформой
NonStop. Для этого HP командировала
в г.Сургут из Голландии одного из
своих ведущих специалистов по безотказным серверным платформам.

Тем не менее упомянутое совпадение само по себе не повлияло на
адекватность оценок руководства
Сургутнефтегазбанка при подведении результатов тендера. Среди основных требований, предъявляемых
банком к будущей процессинговой
платформе, можно выделить полную
отказоустойчивость аппаратной
и программной части, а также возможность работы с большими объемами операций.

Особое внимание при выборе поставщика было уделено репутации
компании и опыту ее работы на российском рынке при реализации аналогичных проектов. Для руководства
банка была критична способность
поставщика реализовать поставку
и установку системы в кратчайшие
сроки без потери качества. При этом
квалификация и практический опыт
персонала вендора также имели для
него немаловажное значение.

В ходе выбора Сургутнефтегазбанк
отдавал предпочтение тем компаниям, которые напрямую представляли
на тендер свои собственные решения.

Кроме того, руководство банка изначально осознавало, что не ограничит свое общение с вендорами поставкой и установкой процессинговой системы. Поэтому, подводя итоги
тендера, Сургутнефтегазбанк искал
не просто наиболее оптимальное соотношение цены и качества представленных на рынке решений,
но прежде всего был заинтересован
в установлении долгосрочных отношений с компанией-поставщиком.
Так, например, руководство банка
принимало во внимание и грядущую
EMV-миграцию Сургутнефтегазбанка, и необходимость постоянной
поддержки процессинга.

Всем этим требованиям в полной
мере отвечали именно компании HP
и ACI, которые по результатам тендера и были выбраны в качестве поставщиков процессинговых систем.

Сам процесс поставки и установки
процессинговой системы в Сургутнефтегазбанк прошел на редкость успешно и занял всего около восьми
месяцев, завершившись уже в апреле
2003г. Не следует забывать о том, что
указанный срок включал в себя
и процесс получения сертификации
на in-house процессинг у MasterCard
International. Традиционно реализация такого рода масштабных проектов, связанных с внедрением крупных промышленных аппаратно-программных систем, занимает от 1 до 2
лет. В случае с Сургутнефтегазбанком
определенную позитивную роль, видимо, сыграл профессионализм поставщиков и карточного департамента банка вкупе с высокой заинтересованностью его руководства.

Однако справедливости ради следует отметить, что на протяжении
всего проекта внедрения участникам
сопутствовали различные благоприятные стечения обстоятельств. Так,
например, при поставке HSM-моделей (производства Thales e-Securities)
российской компании CompuTel удалось в кратчайшие сроки получить лицензии на криптографическое
оборудование от ФАПСИ. Благодаря
этому поставка криптомодулей заняла всего месяц.

Однако даже при таких благоприятных внешних факторах удачное
завершение проекта во многом было
обусловлено и инициативами со
стороны компаний-поставщиков.
Так, по словам Заурбека Бесолова,
главного менеджера проекта со стороны Сургутнефтегазбанка, оба поставщика предложили банку гибкие
условия его реализации. Например,
помимо некоторых требований
к процессинговой системе, включенных Сургутнефтегазбанком в условия контракта, вендоры предоставили ему возможность гибко изменять параметры будущей системы
и добавлять в нее дополнительный
функционал, что почти не повлияло
на срок реализации проекта. Новые
требования просто вносились в проектную документацию, после чего
поставщик брал на себя реализацию
поставленной задачи.

Кроме того, отрадно отметить, что
поставка серверов HP NonStop
в г.Сургут происходила в кратчайшие
сроки. При этом у банка не возникло
проблем ни с таможенным контролем, ни с оформлением сопроводительной документации. В общей
сложности поставка аппаратной части будущего процессингового центра
в Сургут заняла всего около двух месяцев. При этом следует учитывать,
что поставка серверов семейства HP
NonStop традиционно осуществляется “на заказ” из Европы.

Как уже отмечалось выше, в данном
проекте на фронтальной части процессингового центра было установлено программное решение BASE24
в тандеме с серверной платформой
HP NonStop S74. Функционирование
бэк-офиса осуществляется на программной основе ACI CMS вкупе
с Unix-сервером HP L9000. Немаловажно, что специалистам этих компаний уже далеко не в первый раз приходится вместе участвовать в реализации аналогичных проектов, в том
числе и на российском рынке. Поэтому слаженность их совместной работы, несомненно, также повлияла на
сроки и качество реализации проекта. При этом было бы излишне отмечать, что сами решения ACI и HP имеют высокие показатели совместного
функционирования и взаимной совместимости. Платформа NonStop, например, традиционно разрабатывалась именно для поддержания функциональности крупных корпоративных информационных систем и,
в частности, процессинговых решений. Что же касается программной
платформы, то установку и кастомизацию решений полностью взяла на
себя компания ACI, специалисты которой в кратчайшие сроки произвели адаптацию своей программной
системы под нужды СНГБ.

Примечательно, что АБС банка
FORPOST, поставщиком которой выступила литовская компания FORBIS,
эффективно функционирует с бэкофисной процессинговой системой
ACI CMS. По крайней мере, по словам
З.Бесолова, в процессе интеграции
двух систем у банка не возникло никаких проблем.

Цель оправдывает средства. Процессинговые…
Недавно процессинговый центр Сургутнефтегазбанка успешно прошел
сертификацию платежной системы
MasterCard International. В результате
24 апреля 2003г. банк окончательно
мигрировал с процессинга СТБ КАРД
на in-house процессинг. В ближайшее
время банк планирует получить
в MasterCard статус MSP (Member Service
Provider).

Говоря о дальнейшем развитии
своего карточного бизнеса, представители Сургутнефтегазбанка отмечают: “Теперь мы можем быть полностью уверены о том, что новая процессинговая система способна обеспечить реализацию даже самых амбициозных планов”.

Так, в ближайшее время банк намерен начать предоставление процессинговых услуг другим банкам
уральского и сибирского региона.
При этом инициатива реализации
подобных проектов исходила от самих банков, что вполне объяснимо,
учитывая как показатели эффективности работы самого Сургутнефтегазбанка, так и потенциальную производственную мощность его нового процессингового центра. Первые
подключения сторонних банков
к процессингу Сургутнефтегазбанка
можно ожидать уже до конца нынешнего года.

Кроме того, следует отметить, что
возможность подключения новых
банков к процессинговому центру
Сургутнефтегазбанка планировалась
еще на стадии разработки проектной
документации. Таким образом, здесь
также можно отметить эффективную
работу поставщиков HP и ACI, которые в полной мере смогли обеспечить in-house процессинг необходимым запасом “прочности”.

В ближайшее время Сургутнефтегазбанк рассчитывает также значительно увеличить объем карточной
эмиссии. Так, до конца 2003г. планируется эмитировать порядка 50 тыс.
карт и установить дополнительно 10
банкоматов и 300 терминалов.

Что же касается конкретных карточных проектов банка, то уже в ближайшее время он намерен реализовать несколько крупных зарплатных
проектов с местными предприятиями. Примечательно, что Сургутнефтегазбанк уже имеет опыт аналогичной
работы с таким добывающим гигантом, как Сургутнефтегаз.

Кроме того, банк намерен значительно расширить долю частных клиентов в своем карточном портфеле,
в том числе заняться кредитованием
по карточкам.

Действительно, для освоения розничного рынка в сибирском регионе
сегодня есть все необходимые предпосылки. Во-первых, данный регион
пока не охвачен в полной мере карточными проектами. Так, например,
в Ханты-Мансийском округе с населением порядка 1,2 млн. на сегодняшний день пользователями банковских
карт являются всего 200-250 тыс. человек. Поэтому столь активной конкуренции на данном сегменте, как
в центральном регионе России, в Сибири пока не наблюдается.

Во-вторых, в регионе имеется ярко
выраженный средний класс, представляющий собой достаточно весомую прослойку местного населения.
Добывающие компании нефтегазовой отрасли, как правило, поддерживают зарплату своих работников на
приличном уровне. Поэтому потенциальные клиенты из числа последних вполне могут позволить себе активное использование карточных
продуктов.

Кроме того, в последнее время свое
внимание к региональным банкам
значительно усилили международные платежные системы. Поэтому не
исключено, что позиции местных локальных систем в скором времени
могут быть в значительной степени
“скорректированы”. С другой стороны, самим потенциальным держателям банковских карт также удобно
иметь платежный инструмент, доступный для использования не только в сети собственного банка или региона, где присутствие местного карточного бренда пока является определяющим, но и как минимум по территории всей России.

И, наконец, заметно возросла популярность самого региона в целом.
Так, например, в марте нынешнего
года в г.Ханты-Мансийске прошел
чемпионат мира по биатлону 2003г.,
на который съехалось множество
зрителей, в том числе из зарубежных
стран. Поэтому построение эквайринговой сети, способной обслуживать держателей международных карточных продуктов, является сегодня
одной из первостепенных задач местных банков. Следует отметить, что
уже сейчас они проявляют высокую
активность в направлении расширения сетей приема. Так, нередко сибирские банки устанавливают до 2530 новых АТМ в год, что является
очень неплохим показателем даже
для центрального региона.

На этом фоне проект построения
in-house процессинга в Сургутнефтегазбанке можно оценивать с нескольких позиций: по срокам реализации;
по уровню трудностей, возникавших
в процессе кастомизации; по функциональным возможностям созданного процессингового центра и т.д.
При этом в любом случае оценка
проекта в целом будет, безусловно,
положительная. Но, пожалуй, самое
важное обстоятельство заключается
в том, что сам заказчик оценивает
данный проект как крайне удачный
и намерен и в дальнейшем поддерживать тесное сотрудничество с компаниями-поставщиками.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 4 (84) ’2003 стр. 44

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных