Журнал ПЛАС » Архив » 2003 » Журнал ПЛАС № 5 (85)2003 » 411 просмотров

Панъевропейская транспортная смарт-карта: от стандартизации – к многофункциональности

Недавно e-Europe Smart Cards
(eESC) – структура, созданная
под эгидой Европейского союза для содействия распространению
использования смарт-карт на территории Европы, – опубликовала официальный доклад, касающийся, в частности, использования микропроцессорных карт в транспортных проектах.

Бесконтактные карточные проездные, появившиеся в Европе в начале
90-х гг. прошлого века, уже успели
снискать себе высокую популярность
в странах Евросоюза. Так, масштабные проекты по внедрению микропроцессорных транспортных карт
к настоящему времени успешно реализованы в Берлине, Лондоне, Париже, Риме и т.д. Характерно, что подобная тенденция не обошла и Россию:
в частности, в докладе отмечается,
что совсем недавно крупный проект
по переводу системы оплаты проезда
в общественном транспорте на
смарт-технологии начал реализовываться и в Москве.

По мнению eESC, за почти десятилетний срок внедрения микропроцессорных технологий в локальных
городских транспортных проектах
они успели достигнуть необходимого
уровня развития, позволяющего применять их и в более крупных транспортных системах, например, регионального масштаба.

На взгляд экспертов eESC, использование бесконтактных смарт-карт
в транспортных программах позволяет не только значительно сократить время проведения пассажиром
оплаты проезда, а значит, и избавиться от проблемы очередей, но и в долгосрочной перспективе сократить
постоянные издержки транспортных
сетей за счет снижения расходов, связанных с выпуском одноразовых бумажных проездных билетов.

Кроме того, использование микропроцессорных проездных сулит значительные выгоды не только пассажирам, но и самим транспортным
операторам. Прежде всего это касается, безусловно, повышения их доходов от оплаты проезда. Так, например,
инициаторы московской смарт-карточной системы оплаты проезда не
скрывают, что основная цель ее создания – отлов “безбилетников”.

Помимо увеличения транспортных
сборов, эксперты eESC отмечают, что
микропроцессорные проездные
представляют вполне реальный интерес и в связи с возможностью добавления в их память дополнительных
функциональных приложений, таких
как “электронный кошелек”, приложения для e-банкинга и электронного правительства.

Учитывая то, что в странах Западной
Европы использование смарт-карт
в качестве микропроцессорных проездных уже давно не является редкостью, eESC прежде всего заинтересовано в создании единого стандарта построения систем оплаты проезда на
их основе. Последнее особенно актуально для стран Евросоюза, в которых
единые стандарты играют далеко не
последнюю роль в процессе интеграции его стран-участниц. Как отмечают
представители eESC, вполне вероятно,
что микропроцессорные проездные
могут стать эффективной основой для
создания универсального европейского электронного удостоверения.

С проблемой отсутствия единого
стандарта для транспортных смарткарт уже приходится сталкиваться
и организаторам локальных систем
оплаты проезда в городском транспорте. Так, например, обнаружилось, что
введение в действие нового микропроцессорного проездного способно создать немалые затруднения для пассажиров лондонского метро. Проблема
вызвана тем, что карточка не принимается системами оплаты проезда других
транспортных сетей города.

Проект «Prestige» стоимостью
1,2 млрд. евро вступил в испытательную фазу летом 2002г. Считается, что
он ускорит прохождение пассажиров
в транспортной сети благодаря отказу от бумажных билетов. Однако
смарт-карточки этой системы не могут использоваться в наземной железнодорожной сети. В результате для таких поездок пассажирам все равно
придется пользоваться бумажными
проездными документами.

Отмечается, что наличие двух или
трех различных стандартов, с которыми столкнутся пассажиры в ближайшее время, к сожалению, является
распространенной ситуацией для
многих транспортных проектов.
В конечном счете задача состоит
в интеграции билетной системы лондонского метро с системами других
транспортных сетей, но это едва ли
произойдет в ближайшее время.

Впрочем, замечание о том, что в Европе до сих пор отсутствует единый
стандарт построения транспортных
смарт-карточных систем, не совсем
верно. Действительно, юридически
оформленный стандарт отсутствует.
Тем не менее это не мешает развитию
“де-факто” стандарта. Так, например,
несколько парижских операторов общественного транспорта во главе
с компанией RATP недавно завершили проект по массовому внедрению
бесконтактных транспортных карт
Navigo. При этом Navigo принимаются всеми парижскими транспортными компаниями, а также некоторыми
музеями и парками города.

Примечательно, что карты Navigo
основаны на технологическом стандарте построения транспортных карт Calypso, разработанном несколькими
европейскими компаниями под патронажем Евросоюза. Помимо упомянутого парижского проекта, технология Calypso используется в транспортных системах Бельгии, Португалии, Италии и ряда других стран. Фактически стандарт Calypso используется на данный момент в проектах, реализованных в 30 городах 9 европейских стран, где обращаются более
8 млн. базирующихся на нем карт.

На этом фоне по отношению к Европе логичнее было бы говорить об
отсутствии единого стандарта как такового или хотя бы методов взаимодействия нескольких транспортных
систем, основанных на использовании разных стандартов. Так, например, римские транспортные операторы предпочли использовать технологии итальянской компании ERG еще
в 2001г. В ближайшее время к данной
системе присоединится провинция
Лацио (Lazio). За это время в рамках
проекта было выпущено более
500 тыс. смарт-карт. Поэтому очевидно, что местные операторы вряд ли
захотят мигрировать на новый технологический стандарт без заинтересованности со стороны правительственных организаций.

Тем не менее в некоторых случаях
реализаторы проектов по внедрению
микропроцессорных проездных сталкиваются с целым рядом проблем, связанных не только с отсутствием единого стандарта. В частности, многие
транспортные операторы, переходящие на использование смарт-карт для
оплаты проезда в общественном
транспорте, отмечают нехватку финансирования своих проектов со стороны государства. Так, британская
транспортная компания Nexus недавно заявила, что пятилетняя реализация ее регионального проекта по внедрению микропроцессорных карт для
оплаты проезда в автобусах и метро
обойдется в 11 млн. евро, что потребует дополнительного финансирования.
Таким образом, даже учитывая доходы
от эксплуатации системы, для выхода
на безубыточный уровень Nexus необходима сумма в 6 млн. евро.

По словам Жана ван Аркеля (Jan van
Arkel), исполнительного председателя eESC, всесторонне поддерживать
внедрение многофункциональных
смарт-карт в транспортных системах
во всех европейских городских зонах
должен прежде всего сам Евросоюз.
Хотя, отдавая должное национальным правительственным организациям, следует отметить, что и они зачастую активно финансируют подобные
инициативы транспортных операторов. Так, например, небольшой транспортный проект в г. Тисдейл (Великобритания) получил поддержку от муниципальных властей в размере
250 тыс. евро, а в дальнейшем не исключено выделение под него еще одного гранта на сумму 600 тыс. евро.

Примечательно, что ранее европейские телекоммуникационные компании сетовали на отсутствие единых
стандартов построения мобильных
платежных систем. Теперь мировая
общественность гадает, удастся ли альянсу мобильных операторов MPSA, созданному для разработки этих стандартов, поднять m-commerce на новый виток развития. Похоже, что сегодня вопрос отсутствия единых стандартов наиболее остро встал и в сфере
транспортных карт. Поэтому именно
eESC, используя свой вес в Евросоюзе,
в ближайшем будущем может добиться принятия неких стандартов построения бесконтактных транспортных
приложений. Кроме того, как уже отмечалось, фактически благодаря инициативам того же Евросоюза уже разработан де-факто стандарт Calypso,
который применяется несколькими
крупными европейскими транспортными сетями. И если он будет принят
в качестве единого стандарта, возможно, задачей eESC станет обеспечение
ему общеевропейского развития.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (85) ’2003 стр. 45

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных