IFS: мы вернулись!

IFS: мы вернулись!

ПЛАС:Вначале несколько слов о компании IFS: сегодняшние позиции на мировом рынке, реализованные проекты, в том числе и в России?

К. Булукин: IFS International Inc. – одна из наиболее известных IT-компаний, работающих в карточной индустрии около 20 лет, – на данный момент является мировым лидером в сегменте EFT-решений. Программные продукты IFS используются более чем в 30 странах мира.

В число глобальных партнеров компании IFS на сегодняшний день входят Visa International, MasterCard International, ICL/Fujitsu Inc., Compaq Computers Inc., E-Point Technologies Inc. идр.

Хотелось бы также подчеркнуть, что IFS традиционно придерживается политики максимальной открытости во взаимоотношениях со своими партнерами и акционерами. Котировки акций компании IFS ведутся мировыми фондовыми биржами, что лишний раз подтверждает публичный характер нашей деятельности.

На территории РФ и стран СНГ наши программные комплексы установлены у основных участников карточного рынка, среди которых Сбербанк РФ, Альфа-Банк, Газпромбанк, ИНГ Евразия, Украинский процессинговый центр (Киев), “Банк ТуранАлем” (Алма-Ата). Недавно инсталляции программных комплексов TP-II были проведены в Польше и странах Балтии.

Первая инсталляция программного продукта TP-II в России была осуществлена в 1992-1993 гг. в первом и единственном на тот момент в нашей стране межбанковском процессинговом центре “Кардцентр”. Кстати, это решение работает там до сегодняшнего дня. Внедрение TP-II в рамках данного проекта осуществлялось силами специалистов IFS при активном содействии со стороны технического состава “Кардцентра”. Мне это известно на собственном опыте, поскольку в то время я занимал должность технического директора и члена совета директоров “Кардцентра”. Решение об установке TP-II в качестве фронтального программного продукта в компании, которая тогда планировала получить статус MSP в платежной системе Europay International, было принято акционерами процессингового центра, среди которых были Сбербанк России, его Московский и Санкт-Петербургский банки, а также ряд других коммерческих банков, активно работающих на карточном рынке.

После столь успешного старта продукт TP-II получил достаточную известность на российском рынке и оказался здесь более чем востребованным. Именно тогда IFS стала задумываться о выборе российского партнера, который взял бы на себя роль дистрибьютора и центра технической поддержки наших клиентов.

ПЛАС:Что предшествовало открытию представительства IFS в России? Складывается впечатление, что долгое время компания предпочитала не работать напрямую с российскими клиентами. Что изменилось сейчас?

К. Булукин: Вы абсолютно правы, говоря о нашем предпочтении работать с клиентами через наших партнеров. Во всех регионах мира мы придерживаемся именно такой практики. Так, например, в Чехии наши интересы представляет компания Unicorn, в Румынии – Compaq, в Польше – Softbank и т.д.

Такой подход объясняется тем, что IFS – это прежде всего технологическая компания, основные затраты которой, как временные, так и материальные, приходятся на создание и модернизацию программных решений. Так, например, штаб-квартира IFS расположена в одном из университетских центров США; мы сотрудничаем с университетом в плане привлечения студенческого и преподавательского состава в наших перспективных разработках.

Однако с помощью российских коллег со временем мы пришли к пониманию того, что сегодня Россия является уникальным для нашего бизнеса регионом. Проведя тщательный анализ местного карточного рынка и прежней деятельности IFS в России, мы сделали вывод, что местный рынок работает по специфическим законам “человеческого фактора”, и наше присутствие здесь способно пойти на пользу всем его участникам. Более того, предыдущий опыт работы в этом регионе подсказал нам, что для удовлетворения возрастающих потребностей наших российских клиентов и партнеров необходимо открыть представительство IFS в Москве.

Безусловно, по прошествии определенного времени мы обязательно проанализируем этот шаг и предоставим результаты нашего опыта для ознакомления всем желающим.

Кроме того, при непосредственном участии ведущих российских экспертов мы провели адаптацию программных решений IFS с учетом конкретных особенностей нашего рынка. Предлагаемые программные продукты стали более универсальными и удобными для средних и небольших отечественных банков. Это также позволило нам снизить стоимость наших решений. Таким образом, теперь многие российские банки могут позволить себе устанавливать первоклассное программное обеспечение и получать должное сопровождение по приемлемым ценам.

ПЛАС:С каким спектром решений IFS выходит на российский рынок? Какие продукты IFS, по вашему мнению, должны особенно заинтересовать российских пользователей?

К. Булукин: Мы планируем предложить отечественным клиентам наше традиционное, проверенное временем и используемое банками во всем мире фронтальное EFT-решение TPII. Пользуясь возможностью, хочу предварительно анонсировать приятное событие. Поскольку TP-II используется некоторыми российскими банками на протяжении уже более 10 лет, осенью нынешнего года мы планируем провести в Москве торжественное мероприятие и пригласить на него банкиров и наших партнеров.


“Установленные БПЦ версии продуктов IFS во многом морально устарели, кроме того, в ряд установок без согласования с IFS вносились ограничения, за “устранение” которых банки вынуждены были платить БПЦ дополнительно”


Возвращаясь к вопросу о продуктах, IFS планирует также предложить российским пользователям несколько решений, ориентированных на бэкофисные потребности банка.

Среди последних следует выделить универсальные интерфейсы с популярными бэк-офисными продуктами. Поскольку в подавляющем большинстве банков функции бэк-офиса реализованы программным обеспечением разных компаний-разработчиков, мы разработали интеграционные решения для программных комплексов различных вендоров.

IFS планирует предложить российским пользователям современные решения в области мобильной и электронной коммерции, Интернет-банкинга и CRM-систем. Компания имеет множество разработок и в области EMV-миграции – здесь мы можем предложить российским партнерам свои оригинальные бизнес-решения.

Кроме того, в настоящий момент мы заканчиваем разработку продукта третьего поколения с рабочим названием TP-III. Это программное решение, разработку которого IFS планирует завершить в 2004г., отвечает всем новым веяниям рынка безналичных платежей.

Таким образом, мы намерены предложить нашим клиентам модернизацию существующих комплексов на самых выгодных условиях. При этом IFS уже успела наладить достаточно тесное взаимодействие с российским поставщиком программных решений – компанией “Программные системы и технологии” (ПСиТ). Так, нынешним клиентам ПСиТ, имеющим потребность в расширении сети POSтерминальных устройств и банкоматов, начинающим активное взаимодействие с международными платежными системами и т.п., мы предлагаем адаптированный под российский рынок пакет TP-II.

Еще один интересный продукт, разработанный компанией IFS Payment Services и названный TP-II Light. Его особенность заключается в том, что этот пакет легко встраивается в операционный день банка с целью поддержки банкоматных и POS-терминальных сетей, имея при этом сертифицированное подключение к платежным системам. Облегченные функции данного решения существенно снижают себестоимость продукта и его конечную цену, которая приятно удивит наших клиентов.

В целом на сегодняшний момент московское представительство компании IFS готово предложить отечественным банкам и процессинговым компаниям полный спектр программных решений, покрывающих все области деятельности на карточном рынке.

ПЛАС:Каковы стратегические планы IFS в России?

К. Булукин: Прежде всего мы намерены твердо отстаивать здесь свои интересы и продолжать борьбу против любых попыток покушения на нашу интеллектуальную собственность и деловую репутацию.

Во-вторых, мы намерены возвратить доверие к нашей компании со стороны некоторых российских пользователей, которое, к сожалению, было утрачено в результате нарушений условий ведения бизнеса нашим предыдущим партнером.

Безусловно, мы отдаем себе отчет, что только высокая деловая активность, каждодневный труд и положительные результаты позволят нам вернуть заслуженное доверие. В связи с этим IFS официально объявляет, что ее возврат на российский рынок является долговременным решением. Мы намерены тесно сотрудничать со всеми нашими клиентами и партнерами, помогая им внедрять новые технологии и развивать российский рынок безналичных платежей.

ПЛАС:Как вы планируете решать поставленные стратегические задачи?

К. Булукин: Для достижения поставленных целей представительство IFS в России будет развивать два основных направления своей деятельности.

Во-первых, уже сейчас компания начала работу по организации круглосуточной поддержки наших клиентов. Для этого мы создаем российский сервисный центр, который будет обеспечивать обслуживание и сопровождение клиентов IFS. В нем будет функционировать “горячая линия” для пользователей, а также осуществляться лицензионная поддержка, обучение, сервис по инсталляции и локализации программного обеспечения. В результате наши российские пользователи смогут получать квалифицированную сервисную поддержку на русском языке. Кроме того, планируется, что клиенты IFS, находящиеся в других странах СНГ, также смогут поддерживаться из России. Все работы по обслуживанию и сопровождению пользователей осуществляются специалистами IFS, прошедшими соответствующую подготовку в головном предприятии компании.

В данный момент ведутся активные работы по созданию русскоязычного Интернет-сайта компании (www.ifsps.ru), где в скором будущем будет также организована онлайновая поддержка пользователей, включая возможность получения ими удаленных “апгрейдов”.

Еще одним направлением деятельности компании IFS Payment Services является поиск потенциальных клиентов, установление деловых отношений с заинтересованными компаниями и расширение партнерских отношений по всей территории СНГ.

ПЛАС:На российском карточном рынке циркулирует немало слухов о взаимоотношениях IFS с ее бывшим партнером – компанией БПЦ. Не могли бы вы рассказать, что представляет собой краткая история былого сотрудничества IFS с БПЦ и как ситуация выглядит сегодня?

К. Булукин: Вначале следует пояснить, что представляет собой программный комплекс TP-II. Фронтальное решение TP-II работает в банках как уникальный инструмент, индивидуальный для каждого пользователя. Это значит, что во всех установках одинаково только ядро, а все остальное “сшито” специально под потребности конкретного клиента. И если пытаться просто скопировать “чужую” установку для другого банка, то продукт просто не будет функционировать.

Таким образом, любой, у кого есть программное ядро TP-II и необходимые профессиональные навыки, может делать собственные разработки и доработки. Так, например, работает “Кардцентр”. Как вы понимаете, компания БПЦ, как наш бывший партнер, также обладает этим уникальным инструментом.

История нашего сотрудничества с БПЦ началась в середине 90-х годов. Как уже говорилось, развивая свой бизнес во всех странах мира, IFS активно использует механизмы дистрибуции. В России IFS сделала ставку на компанию БПЦ, выбрав ее в качестве своего партнера. Мы подписали с БПЦ соглашения, и поначалу механизм сотрудничества работал точно так же, как и в других регионах мира. Однако вскоре до нас стала доходить информация о недобросовестности БПЦ: в частности, о том, что партнер распространяет слухи о мнимой “кончине” IFS. В результате это нанесло ущерб не только нам самим, нашей репутации, но и нашим пользователям. Мало того, мы замечаем, что БПЦ до сих пор продолжает играть не по правилам цивилизованного рынка. Мы также никогда не скрывали своей уверенности в том, что БПЦ, разрабатывая так называемый собственный продукт, использовала в его основе потенциал программного решения TP-II.

Такое положение вещей не может оставлять равнодушными не только нас, но и, как мы полагаем, других добропорядочных участников российского карточного рынка. Поэтому IFS включила механизм юридических претензий к компании БПЦ, и любые результаты по этому делу будут широко освещаться в отечественной и международной прессе.

На сегодняшний день у нас нет никаких взаимоотношений с БПЦ, но бывший партнер продолжает сопровождать наших клиентов по программному обеспечению ТР-II, не имея права на изменение лицензионных соглашений, заключенных банками с IFS. Складывается парадоксальная картина: если банк работает на ТР-II с доработками, сделанными БПЦ, оставаясь лицензиатом IFS, то используемый им программный продукт объявляется оригинальным и получает, по мнению БПЦ, другой статус. Однако не следует забывать, что БПЦ проводила доработки от имени и по поручению IFS, поэтому такой продукт мы продолжаем считать своей собственностью.

БПЦ уже несколько лет реализует на рынке свой продукт SmartVista и проводит широкомасштабные рекламные акции по его продвижению. Для нас абсолютно понятно, что можно менять “окна”, построение диалога, сообщения на экране, но в основе данного программного продукта лежат чужая интеллектуальная собственность и чужие достижения.

Нам также известно, что сегодня российские банки предпочитают иметь дело с юридически чистым бизнесом и отдают себе отчет, что переход на “новое” программное обеспечение БПЦ влечет за собой не только приобретение сомнительного продукта, но и потенциальные проблемы с прохождением целого ряда обязательных мероприятий, включая процесс сертификации в международных платежных системах. А упомянутая мной сомнительная предыстория разработки данного программного обеспечения оставляет на продукте SmartVista характерный налет скандальности: это решение навсегда останется под прицелом юридических претензий.

Учитывая безупречную репутацию наших клиентов, мы стремимся с предельной осторожностью разрешать существующие противоречия. При этом IFS намерена не вмешивать банки в этот публичный конфликт.

Вместе с тем мы должны отметить, что действующие лицензионные соглашения с нашими клиентами надежно защищают авторские права IFS, регламентируют применение наших продуктов и запрещают несанкционированное внесение изменений.

Как представитель компании IFS я, со своей стороны, приглашаю все заинтересованные стороны к диалогу с целью поиска долгожданного компромисса. Я намерен общаться с банками, с БПЦ и со всеми, кто может хоть как-то помочь нам всем в поиске истины. Если же кто-то из наших клиентов решит закончить свои отношения с IFS, то мы предлагаем сделать это цивилизованными методами, с чувством уважения друг к другу и не оставляя места для каких-либо претензий.

ПЛАС:Не секрет, что несколько лет назад, когда БПЦ еще поставляла и поддерживала решения IFS, ее пользователями стали несколько крупных российских банков, в том числе такие гиганты карточного рынка, как Сбербанк РФ и Альфа-Банк. Эти банки продолжают поддерживаться вашим бывшим партнером – БПЦ. Планирует ли IFS установить какие-то отношения со своими старыми клиентами? Если да, то какой характер будет носить этот процесс, разработан ли уже какой-либо соответствующий механизм?

К. Булукин: Мы уверены, что наше присутствие в России и взятый нами курс на открытую публичную политику даст нашим клиентам возможность получать объективную информацию о существующем положении дел в холдинге IFS из первых рук.

Уже сегодня мы можем заявить, что IFS со всеми другими мировыми ITкомпаниями пережила масштабный кризис информационного рынка. Когда БПЦ объявляла об уменьшении капитализации IFS, отчасти это была правда. Но правда заключается еще и в том, что убытки несли тогда и все остальные мировые гиганты рынка информационных технологий, причем каждая компания выбиралась из этого кризиса собственным путем. Существующее положение дел в холдинге IFS дает нам полное право заявить нашим клиентам, что мы вышли из кризиса без потерь. Мы сумели привлечь международных инвесторов, которые полностью доверяют нам и помогают осваивать новые рыночные ниши. В начале осени этого года IFS распространит расширенный прессрелиз обо всех происшедших изменениях, которые могут стать для наших клиентов настоящей сенсацией. Что касается банков-пользователей решений IFS, то мы понимаем всю нелепость сложившейся ситуации и приносим свои искренние извинения за поведение нашего бывшего партнера.

Проводимые им в последнее время не согласованные с IFS действия фактически вынуждали банки принимать невыгодные условия сопровождения. Установленные БПЦ версии продуктов IFS во многом морально устарели, кроме того, в ряд установок без согласования с IFS вносились существенные функциональные ограничения, которые отсутствуют в оригинальных версиях и за “устранение” которых банки вынуждены были платить БПЦ дополнительно. Примерами таких “модификаций” могут быть ограничения на число подключаемых внешних сетей и терминальных устройств. В настоящее время мы планируем проведение переговоров с банками о ревизии “самостоятельной” деятельности БПЦ и о приведении используемых банками продуктов IFS к их современному состоянию с учетом индивидуальных потребностей каждого конкретного пользователя и современных требований международных платежных систем. Все это прежде всего отвечает интересам самих банков.

Когда мы говорим о готовности к сотрудничеству с банками, которые уже используют TPII, то имеем в виду отнюдь не абстрактные пожелания. Нами уже разработан план мероприятий, позволяющих им плавно перейти от сопровождения нашим бывшим партнером БПЦ к поддержке через российское представительство IFS. Компания планирует направить своих зарубежных специалистов-разработчиков для помощи российским специалистам IFS в осуществлении этой плавной миграции. При этом мы отдаем себе отчет в том, что клиенты уже устали от непредсказуемости сложившейся ситуации, и мы готовы приложить максимум усилий к окончательному решению запутанных вопросов с целью восстановления прямых отношений и создания взаимовыгодных и долгосрочных связей с российскими банками.

ПЛАС:В свое время некоторые эксперты российского карточного рынка высказывали мнение о том, что российское представительство IFS будет существенно зависеть от Union Card и ПСиТ, что может не лучшим образом сказаться на эффективности его работы. Не могли бы вы объективно прокомментировать это высказывание: в какой мере оно справедливо и почему? Что дало почву для подобных суждений? Какова ситуация в действительности?

К. Булукин: Компания IFS Payment Services является стопроцентной дочерней структурой международной корпорации IFS International. Подтверждение вы можете найти и на web-сайте IFS (www.ifsintl.com).

В прошлом году IFS International провела в России ряд мероприятий по поиску нового партнера. Поскольку TP-II по праву признается на международном рынке продуктом высокого качества, мы искали профессионального партнера, который сумел бы помочь нам раскрыть все достоинства нашего продукта на российском рынке. Мы рассматривали несколько компаний, но наш выбор остановился на команде ПСиТ. При этом мы отдавали себе отчет, что отношение к Union Card в России со стороны некоторых крупных российских игроков является неоднозначным. Но мы также знаем и то, что компания ПСиТ на сегодняшний день занимает первое место по количеству инсталляций собственных программных комплексов. Качество бэк-офисных продуктов ПСиТ подтверждают даже самые ярые противники Union Card. При этом среди прочих достоинств ПО они особо выделяют его адаптированность к требованиям российского законодательства. Поэтому мы уверены, что никто лучше, чем ПсиТ, не сумеет помочь нам в продвижении наших разработок в России.

Кроме того, каким образом вообще может негативно повлиять сотрудничество с Union Card на работу IFS в России, если с карточными продуктами этой платежной системы работают банки, представляющие для нас наибольший интерес?!

Что касается упомянутых вами экспертов, то они абсолютно правы в вопросах зависимости. Но мы не понимаем, как в принципе можно, имея партнерские отношения, быть полностью независимыми друг от друга. По моему мнению, почву для подобных отрицательных суждений дают противники наших партнерских отношений с ПСиТ, недовольные тем, что на отечественном рынке появился мощный конгломерат сильных российских бэк-офисов и первоклассного международного фронтофисного решения.

При этом я могу со всей ответственностью заявить, что все клиенты IFS будут обслуживаться только специалистами компании IFS Payment Services.

ПЛАС:Каковы первые успехи российского представительства IFS? Каких результатов компания планирует достичь в нынешнем году?

К. Булукин: Сразу оговорюсь – мы нисколько не сомневались, что искусственно нагнетаемая шумиха вокруг IFS стала широко известна только в узких кругах “акул” российского карточного бизнеса – крупных столичных банках. Вместе с тем карточные проекты в большинстве крупных банков уже состоялись. И, с учетом вышесказанного, – о нашем участии в поддержке существующих крупномасштабных инсталляций: вслед за наметившейся тенденцией развития локальных и международных платежных систем мы намерены перемещаться в регионы. Россия была и остается сильна своими регионами, и там жизнь идет своим чередом. Поэтому, как я уже говорил, мы создали специальное направление, ориентированное на средние и некрупные российские банки, которые проявили заинтересованность в реализации карточных программ и уже сейчас готовы для вступления в международные платежные системы. Впрочем, банки с показателями эмиссии карт локальных платежных систем, превышающими сотню тысяч, лишь с большой натяжкой можно назвать “средними”. Такие результаты порой не под силу даже крупным банкам, считающим себя “карточными”.

Подобным региональным банкам мы предлагаем комплексную помощь, начиная от процедуры вступления в международные платежные системы, поиска (при необходимости) достойного спонсора, написания бизнес-плана на уровне международных требований, обучения специалистов в нашем головном офисе и заканчивая разработкой специализированных программ с учетом конкретных потребностей их бизнеса.

Как показывает практика, такой подход является наиболее удобным для пользователей и наиболее эффективным для самой компании. Уже на данный момент нам удалось достигнуть договоренности с пятью российскими банками о поставке для них решений на базе TP-II. При этом три банка подписали соглашения (два из них уже оплатили первую часть контракта), а с двумя другими банками ведутся переговоры на уровне технических специалистов.

Мы рады, что не ошиблись в нашем новом партнере в лице компании ПСиТ, при непосредственном участии которой мы планируем всего лишь за год, к июню 2004г., довести количество наших банков-пользователей до 10-12.

Команда IFS Payment Services полна оптимизма и готова продемонстрировать свою решимость в построении серьезного бизнеса в России и других странах СНГ.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (85) ’2003 стр. 36

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных