2 февраля 2016, 16:07
Количество просмотров 223

Терминалы “Элекснет”: демократизация ритейла

Продукция первого российского производителя терминальных устройств позволяет банкам выйти на рынок ритейла с минимальными...
Терминалы “Элекснет”: демократизация ритейла

От ATM – к автоматизированным филиалам
2003 год для российского рынка банковских услуг без всяких сомнений можно назвать годом борьбы за розничного клиента. Еще в начале прошлого года отечественные кредитные организации заметно активизировали свою деятельность в сегменте банковских услуг для физических лиц. Многие банки предложили частным пользователям, принадлежащим к так называемому среднему классу, схемы потребительского и ипотечного кредитования. Также значительное развитие получили и карточные программы, включая револьверные схемы кредитования.

В нынешнем году борьба за частного клиента, особенно в центральном регионе, перейдет в стадию активной конкуренции. При этом банкам для привлечения физлиц придется реализовывать все более изощренные и эффективные методы. Победителем в этой борьбе станет именно тот банк, который сможет не просто выдержать давление ценовой войны, но и предложит частным пользователям наиболее широкий ассортимент продуктов и услуг, адаптированных под нужды конкретных категорий клиентов.

По мнению аналитиков, о происходящих в последние годы серьезных изменениях в бизнес-логике большинства крупных участников российского карточного рынка, и прежде всего – их новом видении собственных задач в сфере ритейла может свидетельствовать такая тенденция, как растущий интерес банков к внедрению различного рода высокотехнологичных устройств самообслуживания, поставляемых в Россию такими гигантами, как NCR, Wincor Nixdorf и Diebold. Похоже, российские банки приступили к реализации ответных шагов на экспансию своих зарубежных коллег на отечественный рынок ритейла. Так, вслед за Ситибанком, в конце 2002г. установившим первый в России банкомат с функцией cash-in, БИН-банк первым из российских банков открыл в Москве собственный автоматизированный офис.

Используя системы самообслуживания в своей розничной сети, банк получает значительные конкурентные преимущества, что особенно важно, учитывая сегодняшнее обострение конкуренции на рынке банковского ритейла.

В качестве основного преимущества систем самообслуживания, безусловно, следует выделить их широкую функциональность. Так, если до недавнего времени в России использовались традиционные банкоматы, основной функцией которых являлась выдача наличных, то с начала прошлого года стал очевиден интерес банков и к другим, более продвинутым продуктам, прежде всего к устройствам самообслуживания. Дело в том, что сегодня многие российские банки, заинтересованные в дальнейшем развитии ритейлового бизнеса, хотят иметь возможность предлагать клиентам свой сервис через банкоматную сеть 24 часа в сутки, обеспечивая при этом практически такой же спектр услуг, как в банковских отделениях.

И современные модели устройств самообслуживания способны взять на себя функции целого банковского отделения. Ряд из них имеет возможность не только выдавать и принимать наличность и оформлять выписки по счету, но и обслуживать чеки, осуществлять денежные переводы и проводить платежи в адрес третьих лиц. При этом цена таких устройств на порядок ниже стоимости открытия банковского отделения, только первоначальные издержки на создание которых, по разным оценкам, составляют от 200 до 500 тыс. долл.

Кроме того, как показывает опыт европейских банков, использование терминальных устройств самообслуживания позволяет значительно сократить затраты на содержание существующих банковских отделений. Прежде всего благодаря тому, что часть рутинных операций, связанных с массовым обслуживанием частных пользователей, перекладывается с плеч их сотрудников на автоматизированную сеть. Отделения же в этом случае используются банками преимущественно для обслуживания корпоративных клиентов, наиболее прибыльных частных пользователей и для продажи сложных банковских продуктов. Таким образом, устройства самообслуживания, работая в тандеме с сетью отделений, могут перенести на себя значительную часть операций по обслуживанию частных клиентов и позволить банку сконцентрироваться на реализации более трудоемких и, соответственно, более прибыльных бизнес-процессов.

В то же время развитая сеть устройств самообслуживания позволяет банку избавиться от проблемы очередей в филиалах. Последняя особенно актуальна для многих отечественных банков, активно оперирующих на рынке ритейла. Так, очереди плательщиков по потребительскому кредитованию нередко можно увидеть в офисах многих российских ритейловых банков. Банк, имеющий развитую терминальную сеть устройств с функциями cash-in, может значительно сократить загруженность своих отделений и привлечь дополнительных пользователей, не желающих простаивать в очередях к кассе.

Кроме того, при использовании терминальных устройств, способных осуществлять платежи в адрес третьих лиц, банк может зарабатывать не только лояльность клиентов, но и вполне реальные деньги. Так, например, многие западные банки берут за проведение платежей в адрес телекоммуникационных провайдеров собственную комиссию, которая обычно составляет 1-3% от общей суммы транзакционного потока.

И, наконец, банковские терминальные устройства могут быть использованы в качестве эффективного рекламного и маркетингового инструмента. Так, как показывают статистические исследования американских маркетологов, во время работы с АТМ пользователи наиболее восприимчивы к зрительной информации. Поэтому отображение рекламных материалов на мониторе банкомата является крайне удачным маркетинговым решением. Также нередко для представления рекламной информации используются бланки чеков, распечатываемые банкоматами.

Но, пожалуй, наиболее важным преимуществом использования систем самообслуживания для банка, ориентированного на рынок ритейла, является расширение ассортимента предлагаемых розничных сервисов и каналов их предоставления. Так, развитая терминальная сеть позволяет банку обслуживать своих клиентов там, где это удобно им самим. А добавление к стандартному набору функций АТМ возможности оплаты различных услуг позволяет банку расширить перечень продуктов, ориентированных на частных пользователей, и увеличить свою клиентскую базу.

Цена вопроса
Однако при всей широте своих возможностей устройства самообслуживания имеют один серьезный недостаток – высокую стоимость. Закупку многофункциональных терминальных устройств мировых производителей может позволить себе далеко не каждый отечественный банк. В случае, если он примет решение перевести всю свою банкоматную сеть на более функциональные, а следовательно, и более дорогие устройства самообслуживания (например, с функцией cash-in), ему необходимо приготовиться к значительным инвестициям. К сожалению, такие расходы способен позволить себе далеко не каждый участник российского банковского рынка. Не все, даже сравнительно крупные, отечественные ритейловые банки пока готовы переоснастить свою терминальную сеть многофункциональными устройствами самообслуживания, стоимость которых порой превышает 30 тыс. долл. Однако сравнительно недавно на российском рынке впервые появился отечественный производитель банковских устройств самообслуживания – компания “Элекснет”, поставляющая на рынок терминалы, которые по многим показателям не уступают АТМ зарубежных вендоров, в то же время выгодно отличаясь от них по своим стоимостным характеристикам. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку использование аппаратнопрограммных решений “Элекснет” может стать реальным шансом для средних и мелких банков, не готовых тратить значительные средства на построение собственной розничной сети, принять участие в освоении ритейлового рынка.

“Элекснет”: ставка на ритейлеров
Компания “Элекснет” была создана в апреле 2000г. На тот момент идеологию внедрения терминалов самообслуживания в своей банкоматной сети в полной мере не реализовывал ни один российский банк: функциональность АТМ фактически ограничивалась лишь выдачей наличности и оформлением выписки по счету.

В состав акционеров компании вошли ЗАО “Генеральные проекты и решения”, ООО “Пирамида” и ООО “ЭкуранФинТех”. Генеральным директором “Элекснет” стал Юрий Мальцев, занимавший до осени 1999г. пост главы департамента платежных систем и расчетов Банка России.

Основными направлениями бизнеса компании “Элекснет” стали: создание сети дистанционной оплаты различных услуг и, впоследствии, поставка на российский рынок терминальных устройств самообслуживания собственного производства.

В рамках реализации первой бизнес-задачи “Элекснет” приступила к созданию автоматизированной системы самообслуживания для сервиспровайдеров и банков на базе сети многофункциональных терминалов. В силу того, что ранее аналогичные услуги на российском рынке не предлагала ни одна компания, “Элекснет” пришлось собственными силами создавать и “воспитывать” этот новый сегмент рынка.

Уже в конце 2000г. компания представила на российский рынок систему дистанционной оплаты различных услуг под торговой маркой “Моментальная оплата”. При помощи терминалов самообслуживания “Элекснет” жители Москвы и Московской области получили возможность производить платежи в адрес мобильных операторов, платежных Интернет-систем, IP- и Интернет-провайдеров.

Первыми участниками системы “Элекснет” стали операторы мобильной связи МТС и питерский “СевероЗападный GSM”. Позже к их числу присоединились “Соник Дуо”, ряд Интернет-провайдеров и операторов IPтелефонии. Совсем недавно список пополнили “НТВ Плюс”, “ВымпелКом” и крупные платежные Интернет-системы, среди которых WebMoney Transfer, КредитПилот и Яндекс.Деньги. Таким образом, всего за два года деятельности компании удалось привлечь к своему сервису большинство крупных провайдеров телекоммуникационных услуг, Интернет-платежей и спутникового телевидения.

Стоит отметить, что в последнее время аналогичные сервисы оплаты различных услуг начали организовывать и наиболее передовые банки, ориентированные на привлечение частных клиентов. Так, например, оплатить услуги “ВымпелКома” можно в банкоматах банка “1-ое О.В.К”, а МТС – в АТМ Автобанка. Однако в ближайшее время вряд ли можно ожидать, что какому-то из банков удастся подключить к данному сервису количество провайдеров услуг, сопоставимое с числом участников системы дистанционной оплаты “Элекснет”.

В настоящее время в сети “Элекснет” функционирует около 200 терминалов, расположенных в столичных супермаркетах и других местах скопления потенциальных пользователей. Терминалы “Элекснет” под брендом “Моментальная оплата”, установленные в крупнейших торговорозничных сетях Москвы, позволяют производить платежи как наличными, так и по банковским картам.

С недавнего времени компания предложила российским розничным банкам новый сервис по подключению их банкоматных сетей к системе “Моментальная оплата”. Таким образом, кредитные организации, заинтересованные в освоении ритейлового рынка, получили возможность предоставлять частным клиентам услуги по проведению повседневных платежей через свои банкоматы. Данный сервис “Элекснет” оказался более чем востребованным со стороны российского банковского сообщества: на сегодняшний день к системе дистанционного обслуживания “Элекснет” подключено более 600 банкоматов таких крупных столичных участников банковского рынка, как Автобанк, Мастер-Банк, Импэксбанк, Банк Москвы, БИН-Банк и СДМ-Банк.

Недавно компания анонсировала новый сервис, позволяющий клиентам банков пополнять свои счета и погашать задолженность по кредитам, в том числе и по карточным, через терминалы “Элекснет”. В первую очередь это предложение должно заинтересовать банки, активно работающие с потребительским кредитованием, но не имеющие широко развитой терминальной сети и сети отделений. Примечательно, что такого рода “терминальный аутсорсинг” широко развит на западноевропейском и американском банковских рынках. Первым пользователем данного сервиса “Элекснет” стал ДельтаБанк, который в последнее время активно развивает собственную программу частного кредитования.

Терминалы “Элекснет”: демократизация ритейла - рис.1
Терминал ТС-01 компании “Элекснет”
Терминалы “Элекснет”: демократизация ритейла - рис.2
Приставка cash-in компании “Элекснет”

Следует отметить, что “Элекснет”, помимо оказания базовых платежных сервисов, предоставляет также услуги по доработке программного обеспечения терминалов под конкретные требования заказчика, а также предлагает услуги процессинга. Собственный процессинговый центр “Элекснет” подключен к платежным системам Visa International и MasterCard International через банки-эквайеры, к биллинговым сетям ведущих операторов мобильной связи и других участников “Элекснет”. Это позволяет проводить необходимые транзакции в онлайновом режиме.

Как уже отмечалось ранее, еще одним стратегическим бизнес-направлением компании “Элекснет” является производство и поставка терминальных устройств самообслуживания. На данный момент парк предлагаемых компанией устройств состоит из четырех терминалов, отличающихся как набором функциональных особенностей, так и областью применения.

Демократизация ритейла…
Ни для кого не секрет, что многие отечественные пользователи с изрядной долей скепсиса относятся к высокотехнологическому оборудованию, произведенному на территории России. Особенно распространено это мнение в отношении банковских терминальных устройств, производство которых до последнего времени традиционно оставалось прерогативой иностранных компаний и осуществлялось за рубежом. При этом в обозримом будущем ни один из иностранных вендоров не планирует перенос производства банкоматов на отечественный рынок, ссылаясь на то, что показатели спроса российского банковского сектора на АТМ пока еще недостаточно велики для такого шага.

В то же время “Элекснет” уже с 2001г. самостоятельно обслуживает устройства самообслуживания, которые используются в его терминальной сети. За три года свой деятельности компания накопила необходимый опыт работы на отечественном рынке АТМ, после чего приняла решение предложить свои устройства сторонним пользователям в лице российских банков, систем денежных переводов и частных инвесторов.

Основной особенностью устройств “Элекснет”, выгодно отличающей их от продукции западных производителей, является стоимость. Так, ценовой диапазон терминалов “Элекснет” составляет от 4 до 13 тыс. долл. США в зависимости от модели, конфигурации и функциональности. Таким образом, они являются крайне привлекательным решением для банков с относительно небольшими объемами ритейлового бизнеса, не готовых вкладывать значительные средства в создание терминальной сети, но при этом не желающих отставать от своих более крупных коллег, в том числе это региональные банки среднего звена.

Анализируя функциональные особенности терминальных устройств “Элекснет”, следует подчеркнуть, что каждая модель, вне зависимости от уровня “продвинутости” и стоимости, имеет возможность осуществлять покупюрный депозит (cash-in). Все терминалы “Элекснет” способны принимать рублевые купюры номиналом 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей, доллары США и евро.

Все депозитарные операции через терминалы “Элекснет” осуществляются в режиме реального времени. Последнее обстоятельство немаловажно, так как автоматизация функции cashin – это прежде всего возможность проводить в автоматическом режиме все этапы операции (от приема наличных до зачисления их на счет), которая обычно вызывает у клиента понятное недоверие. Вверяя устройству самообслуживания свои наличные, последний должен иметь стопроцентную уверенность, что сумма зачислена моментально, полностью и уже лежит на его счету в банке или у сервиспровайдера. Именно поэтому ранее практиковавшаяся система, при которой принятые банкноты помещались в кассеты в конвертах, без предварительного пересчета, не получила широкого распространения.

Сегодня вряд ли кто-либо всерьез сомневается в актуальности внедрения устройств с функциями cash-in при построении терминальной сети. Так, по данным аналитической компании TowerGroup, совершать депозитарные транзакции через банковские сети самообслуживания готовы 69% потребителей финансовых услуг. Кроме того, многие российские банки, среди которых такие гиганты, как Альфа-Банк, БИН-Банк, “1-ое О.В.К.” и российская “дочка” американской Citigroup – Ситибанк, уже оснастили свои терминальные сети банкоматами с депозитарными функциями. Поэтому реализация функции покупюрного приема в терминалах “Элекснет” является вполне своевременным решением.

Примечательно, что в производстве устройств “Элекснет” широко используются прошедшие сертификацию комплектующие известных мировых производителей банковских терминальных устройств.

…и ее составляющие
Наиболее широко используемым терминалом самообслуживания “Элекснет”, который сегодня можно встретить во многих московских супермаркетах, Интернет-кафе и офисах сотовых операторов, является устройство ТС-01. Терминалы данной серии способны не только принимать наличные, но и обслуживать держателей карт платежных систем Visa International (включая Visa Electron), MasterCard International и СТБ. При этом все оборудование, необходимое для обслуживания банковских карт – Encrypted PIN Pad, обеспечивающий шифрование передаваемой информации по протоколу 3DES, и комбинированный считыватель “магнитных” и смарт-карт, – сертифицировано на соответствие требованиям, предъявляемым к устройствам для обслуживания EMV-карт.

Терминал может быть подключен к авторизационному центру как через локальную сеть, так и при помощи беспроводных каналов передачи данных – например, через GPRS-канал операторов мобильной связи.

Терминалы “Элекснет”: демократизация ритейла - рис.3
Мини-терминал компании “Элекснет”

Терминал может быть подключен к авторизационному центру как через локальную сеть, так и при помощи беспроводных каналов передачи данных – например, через GPRS-канал операторов мобильной связи.

Комплектация терминала ТС-01 с функцией приема наличных денег:
• PCM-688A, частота 300 МГц, 64 (128) MB, НDD 10-40 GB, FDD, LCD (TFT, MONO)
• валидатор c 1000-купюрным стекером
• 8" монитор с 8 функциональными клавишами
• металлическая цифровая клавиатура cо встроенным блоком EPP
• чековый термопринтер
• дополнительный кодовый электромагнитный замок
• картридер
• стальной сейф (толщина стенок 4 или 12 мм)
• устройство бесперебойного питания
• сигнализация вскрытия терминала
• блоки питания функциональных элементов терминала
• устройство защитного отключения
• вентиляторы
• динамик
Вес терминала: около 80 кг.
Рабочая температура: от +5°C.
Размеры: 1120×603×380.
Цвет корпуса – под заказ.
Стоимость: от 7 тыс. долл. США.

Особого внимания заслуживает мини-терминал, представляющий собой настенную вариацию устройства ТС-01. Компактный дизайн позволяет устанавливать его в помещениях, где невозможно разместить крупногабаритные устройства самообслуживания.

Основным отличием мини-терминала от его прототипа является стекер, рассчитанный на прием 450 купюр. Кроме того, в стандартной комплектации мини-терминал не способен принимать пластиковые карты, однако данная функция является дополнительной и может быть реализована при желании заказчика.

Комплектация мини-терминала с функцией приема наличных денег:
• PCM-688A, частота 300 МГц, 64 (128) MB, НDD 10-40 GB, FDD, LCD (TFT, MONO)
• валидатор c 450-купюрным стекером
• 8" монитор с 8 функциональными клавишами
• металлическая цифровая клавиатура
• чековый термопринтер
• дополнительный кодовый электромагнитный замок
• стальной сейф (толщина стенок 4 или 12 мм)
• устройство бесперебойного питания
• сигнализация вскрытия терминала
• блоки питания функциональных элементов терминала
• устройство защитного отключения
• вентиляторы
• динамик
Вес терминала: около 50 кг.
Рабочая температура: от +5°С.
Размеры: 490×390×325.
Цвет корпуса – под заказ.
Стоимость: от 5 тыс. долл. США.

Расширяя свою продуктовую линейку, “Элекснет” разработала универсальный модуль, используемый как приставка cash-in для терминального оборудования. Данное устройство является многовендорным решением, совместимым с АТМ большинства производителей, среди которых NCR, Wincor Nixdorf, Diebold, и позволяет реализовать депозитарные функции практически на любом банковском терминале.

Приставка cash-in снабжена валидатором со стекером на 1000 или 2000 купюр. При этом заказчик может согласовать с производителем габаритные размеры, толщину стенок сейфа и даже дизайн устройства.

Комплектация приставки cash-in с функцией приема наличных денег:
• валидатор с 1000 (2000)-купюрным стекером
• сейф-корпус из 12-миллиметровой стали (дизайн и цвет корпуса – под заказ)
• дополнительный кодовый электромагнитный замок
Стоимость: от 4 тыс. долл. США.

От cash-in – к выдаче наличных.
А также полисов и т.д.

В данный момент “Элекснет” завершает работу над разработкой нового терминального устройства, которое должно стать базой для создания полнофункционального автоматизированного филиала самообслуживания.

Помимо функции cash-in и обслуживания банковских карт терминал сможет осуществлять выдачу наличных. Презентацию данного устройства компания планирует провести в ближайшее время.

Комплектация терминала ТС-02 с функцией выдачи и приема наличных денег:
• PCM-688A, частота 300 МГц, 64 (128) MB, НDD 10-40 GB, FDD, LCD (TFT, MONO)
• валидатор с 2000-купюрным стекером
• 1-2 кассетный диспенсер
• 8" монитор с 8 функциональными клавишами
• металлическая цифровая клавиатура cо встроенным блоком EPP
• чековый термопринтер
• дополнительный кодовый электромагнитный замок
• монетоприемник со стекером объемом 3,5 литра
• картридер
• сейф из 12-миллиметровой стали
• устройство бесперебойного питания
• сигнализация вскрытия терминала
• блоки питания функциональных элементов терминала
• устройство защитного отключения
• вентиляторы
• динамик
• откидной пластмассовый верх (цвет – серый)
Вес терминала: около 200 кг.
Рабочая температура: от +5°С.
Размеры: 1400×600×500.
Цвет корпуса – под заказ.
Стоимость: от 13 тыс. долл. США.

Кроме того, компания планирует выйти со своими устройствами на региональные рынки и расширить ассортимент предлагаемых услуг. В частности, “Элекснет” ведет переговоры со страховыми компаниями о возможности продажи через свою терминальную сеть страховых полисов.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (85) ’2003 стр. 10

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube