Рапида: покорение “коммуналки”

Рапида: покорение “коммуналки”

Недавно платежная Интернет-система “Рапида” объявила о возобновлении приема коммунальных платежей в г. Москве. Несколькими месяцами ранее “Рапида” запустила проект по предоставлению платежных Интернет-услуг в СанктПетербурге, в рамках которого пользователям предлагает, в том числе, и коммунальные платежи. Таким образом,
можно утверждать, что система имеет весьма серьезные планы по дальнейшей работе на рынке “коммуналки”, который, как известно, является не самым простым сегментом рынка безналичных платежей.

Как известно, система оплаты
коммунальных услуг в России
в целом, и особенно в таком мегаполисе, как Москва, отличается высоким уровнем сложности, а подчас и откровенной запутанностью схем взаимодействия различных ее участников.

Таким образом, задача по реализации сервиса приема коммунальных
платежей через Интернет связана
с определенными трудностями, обусловленными прежде всего необходимостью выработки эффективной схемы взаимодействия участников транзакции. Так, например, в Санкт-Петербурге системе “Рапида” и ее местному
партнеру “Т-Пэй” для организации
приема коммунальных платежей достаточно было заключить четырехстороннее соглашение c несколькими государственными организациями. Однако для реализации аналогичной схемы работы в Москве “Рапиде”
пришло заключить порядка 120 соглашений с местными бюджетными
организациями: Дирекциями единого
заказчика (ДЕЗ), Едиными информационно-расчетными центрами
(ЕИРЦ) и Банком Москвы.

Дело в том, что почти до конца
2002 г. столичные ДЕЗы имели право
открывать счета в любых банках города. Таким образом, при оплате коммунальных услуг пользователи проводили через “Рапиду” обычный платеж, а в ДЕЗ поступало соответствующее платежное поручение. Именно
поэтому, как уже отмечалось, “Рапиде”
приходилось заключать отдельные
договоры с каждым ДЕЗом.

При этом необходимо учитывать
и тот факт, что в разных округах Москвы и даже в отдельных ДЕЗах использовались собственные системы начисления и учета коммунальных платежей. Если ко всему этому присовокупить политические аспекты проблемы, то вопрос создания эффективной
схемы оплаты коммунальных услуг вообще видится почти нерешаемым.

Однако платежной системе “Рапида” удалось организовать прием “коммуналки” почти сразу после начала
своей работы на рынке в 2001 г.

Фактически направление приема
коммунальных платежей в “Рапиде”
развивалось в несколько этапов. Так,
первоначально Интернет-система
принимала платежи за коммунальные
услуги по производным банковским
реквизитам. На ее сайте в разделе “Платеж – Коммунальные услуги” содержались реквизиты ДЕЗов, с которыми
у “Рапиды” были заключены соглашения на прием платежей. Однако в этом
варианте пользователю приходилось
вручную вводить в стандартную webформу свои ФИО, адрес и другие индивидуальные данные, необходимые для
проведения платежа. Безусловно, это
создавало определенные неудобства
для клиентов и не позволяло использовать такие каналы доставки услуги, как
телефон или SMS-сообщения. В то же
время подобная схема взаимодействия
создавала определенные проблемы
в претензионной работе.

Для решения последних “Рапида”
успела разработать целый ряд различных механизмов, направленных
на усовершенствование схемы приема “коммуналки”. Однако, как показало время, большинство подобных
задач решилось автоматически с началом жилищно-коммунальной реформы в Москве. В частности, в ходе
реформы был разработан единый
платежный документ, перезаключены
договоры между ДЕЗами и поставщиками коммунальных услуг, а Банку
Москвы, в свою очередь, были делегированы функции по приему и перераспределению коммунальных платежей городского населения.

В результате все счета коммунальных служб города были сосредоточены в Банке Москвы, от которого ДЕЗы
получают всю информацию о платежах пользователей.

Сам процесс перевода счетов ДЕЗов
в Банк Москвы занял достаточно много времени. Таким образом, в конце
2002г. системе “Рапида” пришлось временно прекратить прием “коммуналки” в связи с началом жилищно-коммунальной реформы в Москве: в целях
оптимизации создания нового сервиса
“Рапида” присоединилась к данной
программе на заключительном этапе,
чем и было обусловлено временное
прекращение приема “коммуналки”
в рамках Интернет-системы.

При реализации проекта “Рапида”
провела технологическую интеграцию с Банком Москвы, позволившую
передавать в электронном виде всю
информацию о платежах населения
из процессинга Интернет-системы
в процессинговый центр банка, после
чего поступающие средства заносятся на транзитные счета ДЕЗов и разносятся по получателям.

Таким образом, с середины сентября
нынешнего года “Рапида” возобновила
прием коммунальных платежей через
Интернет, по стационарному и мобильному телефонам, а также при помощи SMS-сообщений по новой схеме.

Теперь для того чтобы оплатить
коммунальные услуги через Интернет, пользователю необходимо заполнить соответствующую форму на
операционном сайте “Рапиды” в разделе “Платеж – Коммунальные услуги”. При этом в новой форме ему достаточно указать лишь номер счета
и сумму платежа.

Для оплаты по телефону плательщику необходимо дополнительно
знать код платежа своего ДЕЗа, который он может найти на сайте “Рапиды” или узнать по справочной линии. Платеж осуществляется по многоканальному телефонному номеру
в соответствии с указаниями автоинформатора.


Пока большинство жителей Москвы предпочитают использовать традиционные методы оплаты коммунальных услуг. Абсолютным лидером по приему “коммуналки” в ближайшие несколько лет по-прежнему останется Сбербанк России


Кроме того, абоненты сотовых операторов МТС и “МегаФон” могут оплатить коммунальные услуги, отправив SMS-сообщение определенного
формата.

При любом способе платежа информация о нем в режиме реального времени передается в Банк Москвы. Банковскую квитанцию об оплате можно
получить в офисе “Рапиды” или по
почте, при этом комиссионный сбор
с плательщиков не взимается.

Оплата коммунальных услуг осуществляется посредством предоплаченных платежных карт “Рапида”. Кроме
того, Интернет-система принимает
к оплате карты Visa International
и MasterCard International, выпущенные БИН-банком и Мастер-Банком,
а также карты STB, Visa International
и MasterCard International, эмитированные банками-участниками платежной системы СТБ с использованием технологии ПИН-2.

С августа нынешнего года “Рапида”
начала предоставлять свои услуги
в Северо-Западном регионе страны
через петербургскую компаниюпартнера “Т-Пэй”, работающую под
торговой маркой “X-Card”.

При совершении платежей с использованием карт “X-Card”, выпускаемых в рамках данного совместного проекта, используются технологии и процессинговый центр “Рапиды”. Карты номиналом 300, 500
и 1000 рублей обладают функциональностью универсальных карт
“Рапида” и позволяют оплатить через Интернет или по телефону услуги всех московских участников Интернет-системы (около 150 компаний) и их региональных филиалов,
а также 28 предприятий Санкт-Петербурга.

Как уже отмечалось, по картам “XCard”
можно осуществлять и оплату
коммунальных услуг. Соответствующие договоренности были достигнуты организаторами проекта с санктпетербургскими Комитетом по содержанию жилищного фонда и Вычислительным центром коллективного пользования “Жилищное хозяйство”, который обслуживает около
1,5 млн. лицевых счетов жителей
Санкт-Петербурга.

Недавно карты “X-Cards” стали распространяться в Архангельске, Мурманске, Новгороде, Пскове, Петрозаводске, Калининграде и Вологде.
В ближайшее время жители перечисленных городов также смогут оплачивать по карте “X-Card” коммунальные услуги.

В то же время следует отметить,
что, по оценкам представителей самой платежной Интернет-системы,
на данный момент сервисы по оплате коммунальных услуг не приносят
дохода. Так, по словам директора по
развитию отношений с корпоративными клиентами Михаила Порядина,
сегодня прием “коммуналки” является для “Рапиды” скорее имиджевым
проектом, нежели реальным направлением бизнеса. Хотя перспективность этого сегмента рынка трудно
недооценить: по некоторым оценкам, по совокупным объемам обращающихся средств он превосходит
столичный рынок мобильной связи.
Тем не менее пока большинство жителей Москвы предпочитают использовать традиционные методы оплаты коммунальных услуг. Таким образом, абсолютным лидером по приему
“коммуналки” в ближайшие несколько лет по-прежнему останется Сбербанк России.

В качестве существующих и потенциальных пользователей сервисов по
оплате “коммунальных” услуг в системе “Рапида” можно прежде всего выделить ее лояльных клиентов, регулярно
использующих дистанционные платежные сервисы для оплаты мобильной связи, доступа в Интернет и т.д.
При этом возможность оплаты “коммуналки” является в их глазах неплохим дополнением ассортимента услуг
“Рапиды”. По словам М.Порядина,
“продвигать услугу по оплате “коммуналки” в отрыве от остальных наших
сервисов было бы в корне неверным
решением. Нам гораздо проще предлагать наши услуги, используя так называемый синергетический эффект,
когда пользователь может произвести
все регулярные платежи в одной системе, не покидая дома или офиса”.

В ближайшее время “Рапида” планирует принять участие в реализации
пилотного проекта в рамках правительственной программы “Электронная Москва”. В ходе реализации пилота население нескольких районов
юго-запада Москвы будет активно информироваться о возможностях применения карт “Рапида”, в том числе
и для оплаты “коммуналки”.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8 (88) ’2003 стр. 45

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных