Журнал ПЛАС » Архив » 2003 » Журнал ПЛАС № 8 (88)2003 » 450 просмотров

АРЧЕ: будни Группового координатора

Какова нынешняя роль и место Ассоциации российских членов Европей в процессе EMV-миграции российского карточного рынка? Как сказались прошлогодние изменения в структуре Ассоциации на результатах ее деятельности,
с точки зрения взаимодействия как с отечественными банками, так и с MasterCard Europe? На эти и другие вопросы корреспондент журнала “ПЛАС” попросил ответить Андрея Королева, президента АРЧЕ и главу представительства MasterCard Europe в России.

ПЛАС: Как вы оцениваете нынешнее
состояние российского карточного
рынка и развитие бизнеса MasterCard
International в России в целом?

А. Королев: В настоящее время количество банков-участников MasterCard
и, соответственно, объем российского рынка карт платежной системы непрерывно растут.

Так, к началу второго полугодия
2003 г. в России было выпущено
310 тыс. карт с логотипом MasterCard,
что почти на 90% превысило аналогичный прошлогодний показатель.
За первые 6 месяцев 2003 г. по ним
было совершено 3 млн. 70 тыс. операций – на 71,2% больше, чем за тот же
период прошлого года.

Появляются новые продукты: кредитные карты, ко-брендовые проекты
(их зарегистрировано уже более 20),
продолжается развитие программы
дебетовых карт. В частности, совокупный объем эмиссии российских карт
Maestro на 30 июня нынешнего года
превысил 4 млн., увеличившись за 12
месяцев на 63%. Сеть приема карт
MasterCard International в России также постоянно расширяется, насчитывая к сегодняшнему моменту уже более 50 тыс. точек.

В течение прошлого года совокупные обороты по картам платежной
системы, эмитированным российскими банками, возросли почти
вдвое – на 89%. Ожидается, что к концу текущего года рост данного показателя как минимум сохранится на
том же уровне. С началом же развития новых сегментов рынка, например, программ револьверных кредитных карт, темпы увеличения объемов
карточных транзакций значительно
ускорятся.

Интенсивность роста бизнеса
MasterCard International на российском рынке по-прежнему остается
одной из самых высоких в Центральной и Восточной Европе, и у нас нет
никаких оснований ожидать их снижения в обозримом будущем.

В настоящий момент в состав АРЧЕ,
учрежденной в октябре 1995 г. шестью коммерческими банками, входят
35 из 120 российских банков, являющихся участниками MasterCard
International. Именно на их долю приходится в общей сложности более
75% бизнеса MasterCard на российском рынке. Кроме того, как известно,
с прошлого года участником АРЧЕ является MasterCard Europe.

ПЛАС: Каковы сегодня приоритетные
направления деятельности АРЧЕ?

А. Королев: При развитии новых направлений бизнеса MasterCard делает
ставку на группу банков-лидеров. Однако если возникает необходимость
урегулировать на рыночном уровне
какие-либо структурные нововведения, переход к которым банки должны осуществлять по международным
правилам, платежной системе необходимо организовать и поддерживать диалог со всеми своими банками-участниками. Партнером в таких
диалогах между банками
и MasterCard и является АРЧЕ, в рамках которой регулярно проводятся
заседания рабочих групп по вопросам, интересующим банки и платежную систему. При этом стратегические направления деятельности АРЧЕ
определяются Советом, в котором
представлены ведущие операторы
рынка.

По степени приоритетности стоящие перед АРЧЕ задачи можно условно
разделить на краткосрочные (на ближайшие 1-1,5 года) и среднесрочные.

К области долгосрочных стратегических задач можно отнести мероприятия по дальнейшему продвижению
процесса EMV-миграции, по развитию
сети приема карт MasterCard и повышению безопасности, реализацию
проектов по обучению банковского
персонала, защиту интересов банковучастников MasterCard, а также укрепление взаимодействия с российскими
государственными регулирующими
органами в области законотворчества.

На мой взгляд, одним из наиболее
важных стратегических направлений
работы АРЧЕ сегодня является организация содействия миграции российских банков на стандарт EMV. Участники российского карточного рынка пока еще в значительной степени
отстают по темпам миграции от своих европейских коллег. В связи с этим
свою непосредственную роль в данном процессе АРЧЕ видит в создании
для банков благоприятных экономических условий на переходный период, а также во внедрении ряда экономических стимулов. Таких, например,
как снижение ставок комиссии за обмен по национальным транзакциям.

При этом задачей MasterCard является сбор технической и аналитической информации, ее обработка и,
в конечном итоге, разработка конкретных рекомендаций по проведению процесса миграции, а также мероприятий, стимулирующих данный
процесс. Здесь Ассоциация выступает
в качестве некоего консолидирующего инструмента, как при проведении
маркетингового анализа, так и при
составлении более точной стратегии
миграции, которая учитывает реалии
российского рынка.

Другое не менее важное направление работы Ассоциации – адаптация
российских POS-терминальных сетей
для проведения карточных транзакций с использованием ПИН-кода. Как
известно, с 1 января 2002г. вступило
в силу решение MasterCard о переносе
ответственности за мошеннические
операции с эмитента на эквайера
в случае, если последний не обеспечил
в своей торговой точке прием дебетовых карт Maestro с использованием
технологии PIN-base. Однако для российских банков вступление в силу данного соглашения, согласно которому
эмитент получает право на charge-back
по мошенническим операциям в случае, если торгово-сервисная сеть точки эквайера не адаптирована для использования ПИН-кода, мы регулярно
откладываем каждые полгода, учитывая пока еще низкий уровень готовности отечественной POS-терминальной
сети для работы по новой технологии.


“Еще одной стратегической задачей, стоящей перед нами, является маркетинг. Узнаваемость торговой марки MasterCard
в России сегодня растет медленнее, чем нам хотелось бы”


В то же время следует отметить, что
стимулирующие мероприятия для банков, в частности, уменьшение комиссии за обмен, уже привели к заметному
продвижению процесса миграции.
Так, если в начале 2003г. число адаптированных к работе с ПИН-кодом POSтерминалов составляло в России порядка 30%, то в настоящее время их доля приближается к 60%. При этом мы
также осуществляем мониторинг в тех
российских банках, которые пока отстают по темпам миграции от лидеров.
Все это дает основания надеяться, что
к концу текущего года, когда наступит
очередной срок пересмотра вопроса
о неприменении права на charge-back,
к использованию новой технологии
будет подготовлено порядка 90% всех
установленных на российской территории POS-терминалов.

Еще одной стратегической задачей,
стоящей перед нами, является маркетинг. Узнаваемость торговой марки
MasterCard в России сегодня растет
медленнее, чем нам хотелось бы. Поэтому в ближайшем будущем московский офис MasterCard при активной
поддержке и непосредственном участии АРЧЕ приступит к проведению
комплексных масштабных мероприятий по повышению узнаваемости
бренда. Будут также реализованы ряд
маркетинговых программ совместно
с банками, а также проекты, направленные на увеличение потребительской
активности держателей карточек. Так,
благодаря активной маркетинговой
политике банков в 2002г. узнаваемость
торговой марки MasterCard на российском рынке выросла на 9%. Кроме того,
специалисты АРЧЕ будут исследовать
возможности для внедрения новых
маркетинговых технологий.

Следующая краткосрочная задача,
которая стоит перед нами из года
в год, – решение вопросов дальнейшего повышения безопасности карточного бизнеса. Соответствующая
рабочая группа АРЧЕ собирается регулярно.

В дополнение к этому тесное взаимодействие по проблемам предотвращения мошенничества уже в ближайшее время будет налажено нами со
специализированными подразделениями российских силовых структур.

Не менее актуальной для нас задачей на ближайшее будущее является
проведение мероприятий по обучению банковских специалистов. Так,
например, в текущем году мы провели
ряд семинаров с региональными банками, активно развивающими карточные проекты. Кроме того, не исключено, что в будущем мы организуем
обучающие мероприятия, ориентированные непосредственно на держателей карточных продуктов, а также
специалистов и руководителей торгово-сервисных предприятий. Данную инициативу можно рассматривать как часть процесса по стимулированию развития сети приема карт.

Нельзя не отметить и еще одно
стратегически важное направление
работы АРЧЕ – защиту интересов
российских банков-участников
MasterCard International, в рамках которой мы приняли активное участие
в пресечении незаконной деятельности некоторых недобросовестных
карточных эмитентов. Вот только
один пример. В прошлом году сразу
несколько коммерческих банков Балтии стали распространять на российском рынке эмитированные ими карты платежной системы, а также провели рекламные кампании среди россиян, нарушив тем самым правила, установленные MasterCard International.
Мы направили запрос в ЦБ РФ, а также требование в MasterCard о принятии в отношении этих банков соответствующих мер. В результате платежная система уведомила банки-нарушители о незаконном характере их
деятельности на территории России,
после чего они вынуждены были
в спешном порядке свернуть здесь
свои программы.

В наших планах на ближайшее будущее – разработать и представить
банкам-членам Совета Ассоциации
предложения о том, какие конкретные действия АРЧЕ намерена предпринять в рамках реализации таких
основных направлений своей деятельности, как дальнейшее расширение POS-терминальной сети, улучшение в стране экономического климата для приема карт и т. д.

ПЛАС: Какие шаги предпринимает сегодня АРЧЕ в плане повышения качества клиентских услуг, предоставляемых ее банками-участниками?

А. Королев: В принципе, вся стратегия
АРЧЕ направлена в конечном итоге
на повышение качества услуг для конечного потребителя. Так, в долгосрочной перспективе реализация
проектов по маркетингу, популяризации торговой марки и расширению бизнеса банков приведет именно к повышению качества банковских продуктов и услуг. И важной составляющей нашей работы в этом
направлении является обучение специалистов торговых точек, проведение мероприятий по повышению
компетенции конечных потребителей банковских услуг в области карточных продуктов.

Стоит отметить, что в недалеком будущем АРЧЕ намерена занять более активную позицию в этом вопросе, принимая непосредственное участие
в бизнес-процессе, частью которого
станет реализация национальных маркетинговых программ с обучающей
составляющей, а также выступив гарантом эффективности этих проектов.

ПЛАС: Каковы результаты структурных преобразований, произошедших
в АРЧЕ в прошлом году? Каким образом они повлияли на эффективность
работы Ассоциации?

А. Королев: Как известно, в течение
2002 г. в АРЧЕ произошел ряд важных
структурных изменений, связанных
с необходимостью более скоординированных действий между Ассоциацией и MasterCard Europe. В результате MasterCard получила статус члена
Ассоциации, а президентом АРЧЕ был
избран глава московского офиса
MasterCard Europe. В свою очередь,
MasterCard предоставила АРЧЕ статус
Группового координатора (Group
Coordinator) для российских банков.

Проведенное структурное преобразование сделало Ассоциацию полноправным партнером MasterCard по
работе на рынке. С организационной
точки зрения, мы получили возможность самостоятельно разрабатывать
правила, регулирующие деятельность
российских банков-участников
MasterCard, а также обязательные
межбанковские тарифы, утверждать
их в платежной системе, внедрять
процедуры вступления этих правил
в силу и проводить мониторинг их
соблюдения.


“В долгосрочной перспективе реализация проектов по маркетингу, популяризации торговой марки и расширению бизнеса банков
приведет к повышению качества банковских продуктов и услуг”


При этом эффективность проведенных к настоящему времени преобразований уже подтверждают первые конкретные результаты работы
АРЧЕ в новом статусе Группового координатора. В течение 2002 г. мы
провели работу с 41 российским банком по предварительному знакомству с платежной системой MasterCard
International, предоставив информацию по продуктовому ряду, оказываемым услугам, вопросам эмиссии и эквайринга, типам предоставляемого
членства и тарифам вступления
в MasterCard. Для 28 российских банков Ассоциация подготовила необходимую для вступления в платежную
систему документацию, составленную в соответствии с требованиями
MasterCard и включающую в себя финансовую отчетность, учредительные
документы, бизнес-планы по эмиссии и эквайрингу на трехлетний период и т. д. 48 банкам была оказана
помощь в составлении документов
для реализации 63 карточных проектов. Кроме того, 55 банков получили
нашу поддержку при прохождении
обязательных для всех членов
MasterCard проектов TripleDES migration
и 3 банка – при прохождении
проектов TCP/IP migration. В 19 банках специалисты Ассоциации провели консультации по вопросам проведения процедур Authorization release
02.1, в 10 банках – по процедурам
SAFE compliance, 5 банков были проконсультированы по проблемам
MATCH compliance.

Повышенное внимание было уделено Ассоциацией и вопросам маркетинга. Так, совместно с московским
представительством MasterCard мы
принимали участие в проведении
глобальной акции MasterCard “Бесценные воспоминания” (“Priceless
Memories”).

ПЛАС: Принесло ли какие-либо позитивные результаты изменение формулы выборов в Совет Ассоциации?

А. Королев: Стоит отметить, что этот
аспект всегда был предметом оживленных дискуссий среди банков.
И в разные времена предпочтение попеременно оказывалось то более активным эмитентам, то более активным эквайерам. Принципиально новую формулу выбора банков в Совет
АРЧЕ банки-участники утвердили на
общем собрании Ассоциации, состоявшемся в марте 2003 г., приведя ее
в соответствие с методологией подсчета долей банков-участников в акционерном капитале MasterCard
Incorporated. Теперь при выборах будут учитываться такие параметры, как
доходы, получаемые MasterCard
International от обращения эмитированных банком карт, и, в равных долях, достижения банка в области
эмиссии и эквайринга.

Последние выборы в состав Совета
АРЧЕ прошли в марте 2003 г. в соответствии с новой формулой. По результатам работы с карточными продуктами MasterCard в 2002 г. в него вошли представители Альфа-банка, Банка Москвы, Балтийского банка, банка
“Первое О.В.К.”, РОСБАНКа и Сбербанка РФ. Представители еще двух
банков – ИМПЭКСБАНКа и Внешторгбанка – были избраны в Совет
путем прямого голосования.
Следующие выборы пройдут через
год.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8 (88) ’2003 стр. 11

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных