8 февраля 2016, 12:45
Количество просмотров 132

Важнейшие события карточного рынка

АРБ намерена организовать Национальное бюро кредитных историй еще до конца 2003г. Предполагается, что приступить к обмену сведениями о...
Важнейшие события карточного рынка

Национальное кредитное бюро заработает следующей весной

АРБ намерена организовать Национальное бюро кредитных историй еще до конца 2003г. Предполагается, что приступить к обмену сведениями о неблагонадежных заемщиках российские банки смогут уже весной будущего года.

Как сообщил исполнительный вице-президент АРБ Юрий Кормош, инициаторами создания кредитного бюро выступили порядка 40 крупнейших участников рынка частных банковских кредитов, в числе которых – Сбербанк РФ, Альфа-Банк, Росбанк, – а также Банк России. Предполагается, что на начальном этапе структура Национального кредитного бюро будет состоять из ряда региональных организаций с собственными базами данных по заемщикам. Впоследствии они будут объединены в единую организацию с консолидированной информационной базой. Кроме того, к обмену информацией о частных заемщиках будут привлечены кредитные бюро, уже действующие в Санкт-Петербурге и некоторых других городах России.

При подписании кредитного договора банк будет предлагать заемщику дать свое письменное согласие о передаче сведений о нем в кредитное бюро, при этом отрицательное решение заемщика может послужить для банка поводом для отказа ему в выдаче кредита. По словам руководителей АРБ, такое изменение в процедуре частного кредитования банки считают необходимым, поскольку оно приведет к повышению уровня возврата кредитов и, как следствие, к снижению их стоимости. Кроме того, по мнению экспертов, заемщики, в свою очередь, также заинтересованы в создании положительной кредитной истории, наличие которой позволит им через некоторое время получать кредиты на более выгодных условиях.

Предполагается, что размер вступительного взноса для банков-участников Национального бюро кредитных историй составит от 0,5 до 3 млн. долл. США.


Visa International составила рейтинг популярности российских мерчантов

Важнейшие события карточного рынка - рис.1

Visa International провела анализ объема операций, произведенных по картам платежной системы в торгово-сервисных точках на территории России в августе 2003 г.

Общая сумма средств, израсходованных за этот период держателями карт VISA в отелях, составила 5,3 млн. долл. США, в предприятиях розничной торговли – 4,8 млн. долл., в авиакомпаниях – 3,1 млн. долл., и в кафе и ресторанах – 244, 1 тыс. долл.

Среди отелей наибольшей популярностью пользовались Mariott (на его долю пришлось 41% от средств, израсходованных держателями VISA в отелях), Radisson (23%), Metropole и Renaissanse (по 11%), а также Novotel (9%).

В торговой сети наибольший объем транзакций по картам VISA наблюдался в магазинах IKEA (46% от общего объема платежей в сфере розничной торговли), Moscow Duty Free (22,1%), Max Mara (9,5%), Benetton (6,3%) и супермаркетах Spar (4%).

Среди авиакомпаний ведущей по этому показателю оказалась сеть приема карт Аэрофлота (40% от общего объема расходов держателей VISA на авиабилеты). В список лидеров вошли также Lufthansa (21,2%), Air France (13,1%), British Airways (9,3%) и Delta Airlines (6,2%).

Как отметил глава представительства Visa International в России, старший вице-президент Visa СЕМЕА Лу Наумовский, полученная картина свидетельствует о заметном росте объемов операций, совершенных с использованием карт платежной системы в российской торгово-сервисной сети. С августа 2001 по август 2002 г. совокупный объем платежей, совершенных в России с помощью карт VISA, увеличился на 20%. К августу 2003 г. рост этого показателя составил уже 72%.


Иностранные держатели VISA потратили в России 248 млн. долл.

В течение трех летних месяцев 2003г. покупки и услуги в российской торгово-сервисной сети оплатили держатели карт VISA более чем из 140 стран мира. Суммарный объем 1,4 млн. POS-терминальных транзакций по картам платежной системы, эмитированным зарубежными банками, составил более 248 млн. долл. США, что на 28% превысило аналогичный прошлогодний показатель.

По словам главы представительства Visa International в России Лу Наумовского, о высоком уровне развития российской сети приема карт, насчитывающей сегодня более 57,4 тыс. точек, говорит тот факт, что с каждым годом иностранные туристы отдают все большее предпочтение расчетам по картам Visa на территории страны.

Первое место по объему платежей заняли держатели карт VISA из США, совершившие порядка 330 тыс. торговых транзакций на общую сумму более 55 млн. долл.

Среди гостей из стран Западной Европы и Ближнего Востока наибольшую потребительскую активность продемонстрировали граждане Великобритании (21 млн. долл.), Швейцарии (более 16 млн. долл.), Франции (свыше 14 млн. долл.), Кипра (более 13 млн. долл.) и Германии (свыше 12 млн. долл.).

В свою очередь, российские держатели карт платежной системы наиболее активно использовали их в торгово-сервисной сети Франции (более 26 млн. долл.), Германии (более 21 млн. долл.), Италии (более 20 млн. долл.), Великобритании (более 19 млн. долл.) и США (свыше 17 млн. долл.). В течение лета 2003 г. они совершили более 1,3 млн. операций по своим картам на общую сумму более 252 млн. долл.


Transmaster обеспечит лоялти-экспансию в Кувейт

TietoEnator заключила с кувейтской компанией Saleh Al-Barrak & Sons Co. (Кувейт) контракт на поставку решения Transmaster для реализации первого в регионе Ближнего Востока проекта по применению платежных карт с функцией лояльности в секторе розничной торговли.

Заказчиком проекта выступил Союз кооперативных обществ Кувейта (Cooperative Societies Union of the State of Kuwait – CSU), управляющий сетью супермаркетов, охватывающей всю территорию страны. При этом CSU намеревается выступить одновременно в роли эмитента и эквайера карточных продуктов. В свою очередь, Saleh Al-Barrak & Sons Co. станет генеральным подрядчиком проекта, а также партнером CSU по процессингу. На первом этапе реализации программы в ней будут использоваться карты с магнитной полосой, которые впоследствии планируется заменить совмещенными смарт-картами.

По мнению Мариса Озолиньша, старшего вице-президента TietoEnator Banking & Finance, использование решения Transmaster в качестве базы для реализации проекта сделает возможным задействование новых каналов доставки платежных сервисов (электронный и m-банкинг и т. д.), что позволит значительно расширить рамки программы за счет присоединения к ней новых мерчантов.


ПриватБанк начал массовую эмиссию VSDC

ПриватБанк стал первым украинским банком, приступившим к массовой эмиссии EMV-карт.

С 1 ноября 2003г. совмещенные карты Visa Classic с приложением VSDC станут доступны клиентам в каждом из 1430 отделений ПриватБанка. Кроме того, с этой же даты банк прекратит выпуск традиционных карт Visa Classic с магнитной полосой.

Соответствующая сертификация аппаратно-программных комплексов ПриватБанка в Visa International была завершена еще 15 августа нынешнего года, и на сегодняшний день его эквайринговая сеть полностью готова к обслуживанию EMV-карт. По словам Александра Витязя, руководителя Центра электронного бизнеса ПриватБанка, сегодня банку принадлежит около 80% эквайринговой сети на территории Украины. Поэтому его масштабная миграция на EMV “фактически ознаменует собой технический прорыв в национальном масштабе”.

Примечательно, что к настоящему моменту ряд украинских банков уже анонсировал запуск EMV-проектов в MasterCard International. Однако именно ПриватБанк не только первым в стране эмитировал карту VSDC, но и стал пока единственным участником рынка, приступившим к массовому выпуску EMVпродуктов.

На сегодняшний день банк эмитировал свыше 3,5 млн. карт Visa International и MasterCard International. Его сеть приема составляет 1 тыс. банкоматов и порядка 13 тыс. POS-терминалов.


Демократизация “внедорожников”

В начале октября текущего года компания American Express заключила с рядом российских банков соглашение, предусматривающее бескомиссионную продажу всех чековых продуктов AmEx, включая American Express Cheque Secure Funds, в их филиалах, отделениях и пунктах обмена валют на территории России.

Как известно, маркетинговая программа компании, в рамках которой традиционные дорожные чеки AmEx были впервые позиционированы с принципиально новой точки зрения, а именно – как надежная и безопасная альтернатива “домашнему” хранению неформальных сбережений в виде наличных, – стартовала в Москве в сентябре 2002г.

Однако после проведения на российском рынке нескольких маркетинговых акций, направленных на изучение потенциального спроса на такие сравнительно новые для россиян инструменты, как чеки, стало понятно, что полное название продукта “дорожный чек”, традиционно размещаемое на всех купюрах независимо от их номинала, в определенной степени дезориентирует потребителей, что неминуемо создаст определенные проблемы в продвижении бренда на российском рынке неформальных сбережений. В результате в начале июня 2003г. компания выпустила на российский рынок платежный продукт, разработанный специально для тех, кто предпочитает хранить наличные дома, – American Express Cheque Secure Funds.

Нынешняя инициатива AmEx, направленная в том числе и на популяризацию нового продукта среди российского населения, позволит покупателям сэкономить от 0,5 до 2% от стоимости любых приобретаемых чековых продуктов компании.

С 13 октября 2003 г. к бескомиссионной продаже чеков AmEx приступил ряд российских банков, в числе которых – Сбербанк РФ, банк УРАЛСИБ, Внешторгбанк, Райффайзенбанк Австрия и Банк Москвы. Акция American Express продлится до конца 2003г.

По имеющейся у “ПЛАС-Info” неофициальной информации, прошлогодняя кампания AmEx по продаже дорожных чеков без комиссии дала прирост объема продаж порядка 70%.


VeriFone внедрила 3DES

Компания VeriFone стала первым в мире производителем POS-терминалов и ПИН-падов, получившим одобрение Visa International на внедрение полнофункциональной поддержки стандарта 3DES (Triple DES) и PED (PIN Entry Device) для всей линейки своего оборудования.

Параллельно VeriFone реализовала во всем продуктовом ряду комплексное решение по управлению сессионными ключами. Последнее включает в себя аппаратную поддержку 3DES, защищенную память для хранения ключей двойной и тройной длины и реализацию новой схемы загрузки ключей Global Interoperable Secure Key Exchange (GISKE). Все терминальное оборудование для ввода ПИН-кода, поставляемое в Россию дистрибьютором VeriFone – компанией INPAS, – поддерживает также стандарт 3DES для систем управления ключами Master Key/Session Key и DUKPT.

В соответствии с требованиями Visa International начиная с 2004г. все вновь устанавливаемое оборудование, в котором применяется ПИН-код (АТМ, POS-терминалы и ПИН-пады), должно поддерживать использование алгоритма 3DES, пройти тестирование в аккредитованной платежной системой лаборатории и получить соответствующий сертификат. А с января 2006г. 3DES должен быть реализован на всем оборудовании по приему карт Visa.

Что касается аналогичных требований MasterCard International, то уже с апреля 2003 г. все вновь устанавливаемые в рамках платежной системы POS-терминалы и ПИН-пады должны поддерживать использование протокола 3DES с двойной длиной ключа. К указанной дате необходимые обновления должны были реализоваться также в процессинговых системах банков. При этом платежная система настоятельно рекомендовала своим участникам обеспечить применение алгоритма 3DES на всех устройствах ввода ПИН-кода в POSтерминалах (POS PIN Entry Device) к апрелю 2005г.

Согласно требованию Visa International, PED-тестирование проводится в независимой лаборатории, что гарантирует соответствие аппаратных и программных характеристик необходимому уровню безопасности. Соответственно, для того чтобы снять с себя ответственность за возможный перехват ПИН-кода и обусловленные им мошеннические операции в точке приема пластиковых карт, банки-эквайеры обязаны использовать оборудование, прошедшее тестирование и одобренное платежными системами.

Подробнее об аспектах глобальной миграции участников международных платежных систем на использование алгоритма 3DES читайте в ПЛАС №8/2003.


Schlumberger проводит реструктуризацию бизнеса

Компания Schlumberger – один из крупнейших мировых поставщиков смарт-карт – планирует провести реструктуризацию своего информационного и карточного бизнеса.

C 22 сентября 2003 г. подразделение Schlumberger “Smart Card & Terminals” было переименовано в “Axalto”. Новое подразделение будет полностью подчинено Schlumberger. В его структуру войдут два отдела, которые займутся разработкой и продвижением решений в сфере смарт-карт и POS-терминального оборудования.

По словам представителей Schlumberger, решение о смене названия было продиктовано желанием повысить узнаваемость бренда на мировом рынке. Кроме того, по неподтвержденной информации, компания рассматривает возможность продажи своего IT-подразделения SchlumbergerSema французской компании Otos Origin. При этом предполагаемая сумма сделки составит около 1,5 млрд. долл. США.

Данные изменения в структуре компании позволят Schlumberger сосредоточиться на развитии своего основного нефтяного бизнеса.


Центp Банковских Технологий намерен продвигать торговую марку 5NT

Система 5NT была выбрана Центром Банковских Технологий компании “Диасофт” в качестве основы для продвижения на рынок единого решения для автоматизации банковской деятельности под торговой маркой 5NT .

Единое банковское решение 5NT будет построено на базе финансового ядра, системы электронного документооборота и функциональных модулей системы автоматизации 5NT. Так, в его состав войдут системы автоматизации банковской деятельности 5NT BANK, обслуживания населения 5NT RETAIL, работы с пластиковыми картами 5NT CARD, операций на денежном и валютном рынках 5NT DEALING, деятельности инвестиционных компаний 5NT SECURITIES, деятельности управляющих компаний паевых и инвестиционных фондов 5NT FUND, а также интегрированная фондовая система 5NT CUSTODY и комплексная система дистанционного обслуживания 5NT CLIENT. При этом бизнес-модули нового решения будут работать на единой базе данных с текущими версиями модулей 5NT.

Главными функциональными отличиями 5NT от нынешней версии системы станут трехуровневая архитектура, расширяющая нагрузочную способность системы за пределы 1 тыс. одновременных пользователей и 500 тыс. обрабатываемых банковских операций в день, а также новые средства настройки электронного документооборота, автоматизированного тестирования и дополнительные услуги по сопровождению.

Примечательно, что “Диасофт” не планирует проведения маркетинговых кампаний по замене установленных у клиентов продуктов на новое решение 5NT . По словам представителей компании, вопрос смены версий средств автоматизации каждый банк-клиент будет рассматривать в индивидуальном порядке.

Важнейшие события карточного рынка - рис.2

Банк “Асака”: DUET с ташкентским метрополитеном

На метрополитене г. Ташкента внедрена первая в Узбекистане система оплаты проезда на базе сумовых карточек банка “Асака”, базирующихся на технологии DUET.

Ранее специалистами банка и ташкентского метрополитена была выполнена стыковка сети турникетов с карточной системой. При помещении пассажиром карточки в картридер турникета с его картсчета списывается сумма стоимости проезда, при этом вся операция оплаты занимает несколько секунд. Первый карточный проект на базе DUET был реализован банком “Асака” в 1999г. К настоящему времени аналогичные программы реализуются в 14 филиалах банка, в том числе в рамках зарплатных проектов на 152 предприятиях Узбекистана. В общей сложности банк эмитировал 25 тыс. карт DUET, его эквайринговая сеть насчитывает 90 POSтерминалов и 22 ATM.

Следует отметить, что карточная система банка “Асака” объединена с системами, основанными на технологии DUET, пяти других банков страны: Национального банка ВЭД Республики Узбекистан, Пахтабанка, Халк-банка, Узжилсбербанка, Узприватбанка. Это позволяет клиентам банка “Асака” использовать карточку DUET при оплате покупок в торгово-сервисной сети перечисленных банков, а также получать наличные в единой сети банкоматов

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 9 (89) ’2003 стр. 42

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube