“Тандемный” процессинг АК БАРСа

“Тандемный” процессинг АК БАРСа

Проект АК БАРС Банка можно
расценивать с нескольких позиций. Во-первых, показателен
сам факт того, что не самый крупный
на сегодня, с точки зрения розничного
бизнеса, отечественный банк внедряет
сразу два наиболее комплексных процессинговых продукта. Во-вторых,
этот факт лишний раз доказывает, что
российские банки начинают с должным пиететом относиться к своим техническим возможностям, постепенно
переходя к ведению бизнеса с использованием эффективных программноаппаратных средств, полностью соответствующих мировым стандартам. И,
наконец, данный проект может служить удачной иллюстрацией ситуации, сложившейся сегодня в верхнем
ценовом сегменте российского рынка
процессинговых решений.

Развитие своего карточного бизнеса АК БАРС Банк начал в 1998г., приступив к эмиссии карточек “Золотая
Корона”. Впоследствии банк стал также участником платежных систем
Union Card (1999г.), MasterCard
International (1999 г.) и СТБ (2001г.).
Помимо участия в межбанковских
платежных системах, в одном из своих крупных филиалов банк эксплуатирует локальную платежную систему
на микропроцессорных картах на базе технологии компании Ingenico.
В результате на сегодняшний день совокупный объем карточной эмиссии
АК БАРС Банка приближается
к 200 тыс.

Поскольку банк не имеет собственного in-house процессинга для обработки операций по картам с магнитной полосой, его “магнитные” продукты в настоящее время обслуживаются соответственно в процессинговых компаниях “СТБ КАРД”, “Кардцентр” и “Юнион Кард”. Операции по
микропроцессорным картам АК БАРС
Банка обрабатываются в двух процессинговых центрах – в региональном
узле “Золотой Короны” в Казани
и центре локальной системы Нижнекамского филиала банка.

Широкий спектр карточных технологий, используемых в настоящее время АК БАРС Банком, с одной стороны,
позволяет получить его клиентам максимальный спектр услуг с использованием банковских карт, с другой – делает практически невозможным дальнейшее развитие всех карточных программ банка в одинаковом объеме.
При этом стратегия развития банка на
ближайшие годы, цели и задачи, стоящие перед ним на розничном рынке,
подразумевают соответствующий рост
объемов карточных операций. Следовательно, уже сегодня возникла необходимость реализовать все необходимые “пластиковые” подразделения
и соответствующие программно-аппаратные мощности в самом банке, выбрав для них оптимальный вариант
используемых технологий. Поскольку
специалисты банка были уже достаточно хорошо знакомы с технологическими платформами трех российских платежных систем, выбор нового
решения для собственного процессингового комплекса проводился с учетом
всего ранее накопленного ими опыта.

Так, в банке очень тщательно рассматривались потенциальные масштабы использования карт в розничном бизнесе – показатель, определяющий ряд основных параметров применяемых технологий. После того как
банк четко определил для себя соответствующие базовые параметры, были сформулированы основные требования к технологической платформе.

Также были внимательно проанализированы и нерасчетные параметры –
такие, как количество уже используемых в аналогичных проектах инсталляций того или иного решения и их
результаты, качество сервиса конкретных поставщиков, с точки зрения сопровождения и модернизации продукта, а также их репутация в качестве
надежных и долгосрочных бизнеспартнеров для банка. Именно совокупность этих оценок в итоге и предопределила выбор АК БАРС Банка.

Для решения поставленных задач
банк принял решение о радикальной
модернизации процессингового комплекса. С целью проведения экспертной оценки российского рынка процессинговых решений и помощи в выборе программно-аппаратного обеспечения, в наибольшей степени отвечающего потребностям бизнеса, АК
БАРС Банк привлек компанию-консультанта “Платежные технологии”.

Несомненно, вопрос выбора банковского инструментария в целом
и процессингового обеспечения в частности во многом зависит от предпочтений специалистов банка и совокупности конкретных задач, поставленных перед ними руководством.
Наиболее критичной для банка была
способность процессингового решения поддерживать большие объемы
обрабатываемых транзакций и при
этом обеспечивать высокую надежность, обслуживая масштабную клиентскую базу и широкую сеть терминальных устройств.

Рассматривая программные процессинговые решения так называемого класса high-end, прежде всего необходимо выделить программный
продукт BASE24 (ACI WorldWide)
и серверное решение HP NonStop
(Hewlett-Packard). Примерно ту же
нишу по соотношению “цена-качество” занимает и компания OpenWay со
своим комплексом Way4.

Таким образом, едва ли можно назвать сенсацией тот факт, что именно
эти программно-аппаратные платформы были выделены специалистами банка как в наибольшей мере
удовлетворяющие задачам бизнеса.

Бэк-офисная полнофункциональная
“замкнутость”…

По мнению многих экспертов, на данный момент одним из наиболее успешных участников российского
рынка программных процессинговых
решений является компания OpenWay
со своим программным продуктом
Way4. Последний по целому ряду характеристик может считаться оптимальной основой для создания отечественных процессинговых центров.
Кроме того, разработчику удается достаточно успешно конкурировать
сразу в нескольких ценовых сегментах. Традиционно OpenWay достаточно уверенно оперирует в верхнем
эшелоне, впрочем, пока несколько уступая здесь ACI WorldWide, и при этом
еще более удачно позиционируется
в среднем ценовом сегменте.

Подобный успех во многом объясняется особенностями самой истории
становления компании. Так, создание
и развитие ее решений, как, впрочем,
и поддержка существующих инсталляций, осуществляется российскими
специалистами. В то же время, как известно, компанией OpenWay при создании собственных программных
продуктов был в значительной степени учтен многолетний и разносторонний опыт западных разработчиков.

Подобная позитивная специфика
организации бизнеса компании вкупе с продуманной ценовой политикой позволила ей занять достаточно
выгодное положение на российском
рынке процессинговых решений.

Основной функциональной особенностью бэк-офисного решения
Way4 является так называемое свойство “замкнутого производственного
цикла”. Его смысл заключается в том,
что транзакции, генерируемые в системе, проходят весь свой “жизненный цикл” в самом процессинге. Следовательно, АБС банка остается лишь
выполнить минимально необходимый набор проводок, отражающий
итоги ритейлинговой составляющей
карточной системы банка. Богатство
отчетных форм и учет российской
специфики в ведении карточного
бизнеса и бухгалтерской отчетности,
апробированные на более чем 40
клиентах, позволяют продукту Way4
уверенно работать в разных по масштабу банках. При этом Way4 уже успел достаточно хорошо зарекомендовать себя на российском карточном рынке как по показателям эффективности работы, так и с точки
зрения сервисной поддержки.

Именно поэтому специалистами АК
БАРС Банка программный комплекс
Way4 был изначально выделен в качестве одного из наиболее универсальных карточных решений, предлагаемых на российском рынке.

…и фронтальная отказоустойчивая
масштабируемость

Одновременно внимание специалистов АК БАРС Банка привлекло программное решение BASE24 компании
ACI WorldWide на базе серверного
комплекса HP NonStop компании
Hewlett-Packard. Следует отметить,
что в отличие от Way4 фронтальное
решение BASE24 не обладает такой
характеристикой, как замкнутость
выполнения транзакций (вплоть до
расчетов и бухгалтерской отчетности). Тем не менее процессинговый
комплекс BASE24 отличают показатели масштабируемости, качества и надежности работы с различными терминальными устройствами и интерфейсами в режиме реального времени при значительно более скромных
затратах на аппаратную платформу
в условиях обработки больших объемов операций. Как показал опыт эксплуатации BASE24 в российских и зарубежных банках, это решение гарантирует надежное подключение и обслуживание масштабных банкоматных и POS-терминальных сетей,
включающих в себя устройства различных производителей.

Решения ACI WorldWide уже достаточно давно используются российскими банками, и за это время оно успело завоевать репутацию высокоэффективного и надежного процессингового комплекса. Так, первые инсталляции BASE24 состоялись еще в середине 90-х годов прошлого века также
на серверной платформе HP NonStop,
носившей в то время название Tandem.
Таким образом, исторический
фактор долговременного присутствия на рынке вкупе с богатым опытом
работы в других странах дает ACI
WorldWide и Hewlett-Packard значительные преимущества по сравнению
с их конкурентами.

На этом фоне неудивительно, что
банк, учитывая совокупность функциональных возможностей решений
BASE24 и HP NonStop, выбрал их в качестве основы фронтальной части
своей процессинговой системы.

Процессинговый тандем
Благодаря сделанному банковскими
специалистами выбору АК БАРС Банк
получил в свое распоряжение гармоничный и высокоэффективный “тандем” из двух процессинговых решений, который в наиболее полной мере способен решать поставленные
перед ним задачи: обеспечение надежной поддержки терминальной
и банкоматной сети в режиме 24х7
и ведение многотысячной базы данных держателей карт с возможностью дальнейшего ее расширения.
При этом речь идет о надежной,
адаптированной к российским условиям и проверенной многолетним
опытом платформе для розничного
бизнеса с использованием карт.

Таким образом, фронтальное решение BASE24 возьмет на себя функции
управления оконечными устройствами, on-line интерфейсами, а также резервной авторизации, в то время как
Way4 организует гибкую и комплексную бизнес-логику обработки транзакций и их доведение до окончательных расчетов и формирования
отчетности в соответствии с требованиями Банка России и нормами бухгалтерского учета.

При этом BASE24 будет обслуживаться на серверном решении HP
NonStop, а бэк-офисный и авторизационный хост Way4 будет базироваться на UNIX-платформе.

Фронтальные и бэк-офисные программно-аппаратные комплексы планируется соединить друг с другом
расширенными интерфейсами, что
позволит процессингу обеспечивать
передачу широкого спектра данных
между серверами в режиме реального
времени.

High-end: при всем богатстве выбора…
Если отвлечься от рассмотрения конкретного проекта АК БАРС Банка,
то можно задаться вопросом, почему
в последнее время все большее число
российских банков внедряет процессинговые решения класса “high-end”,
среди которых особое место занимают процессинговые продукты компаний ACI WorldWide и Hewlett-Packard.

Сегодня участники российского
банковского рынка в целом, и прежде
всего его карточного сегмента, начинают переходить на использование качественных технологий, которые активно применяются их коллегами во
всем мире уже в течение многих лет.
Характерно, что данная тенденция затронула не только наиболее крупных
ритейлеров, но и средние кредитнофинансовые организации. Перестав
удовлетворяться сравнительно скромными доходами от реализации зарплатных проектов, многие из них выходят на открытый розничный рынок,
где действуют совершенно иные правила игры, обусловленные прежде всего новой бизнес-логикой и высокими
объемами операций. По мнению экспертов, массовое обслуживание, связанное с необходимостью постоянно
обрабатывать большое количество
мелких транзакций, вынуждает банки
пересматривать свою стратегию освоения карточного рынка и переоценивать используемый инструментарий
с учетом новых реалий. Все это уже сегодня дает повод с уверенностью утверждать, что российский банковский
рынок или, по крайней мере, некоторые его участники миновали период
становления, связанный с преследованием неясных целей и поиском еще
более туманных инструментов их достижения, и занялись цивилизованной
практикой ведения бизнеса с использованием эффективных программноаппаратных средств, полностью соответствующих мировым стандартам.

Кризис в верхнем сегменте?
В то же время нельзя не признать, что
сегодня на российском рынке у ACI
WorldWide и Hewlett-Packard фактически нет конкурентов в “премиальном” сегменте. Несмотря на то, что с недавнего времени активно позиционировать Way4 в этой же ценовой
группе начал и OpenWay, рынок наиболее дорогих комплексов по-прежнему остается традиционной вотчиной двух этих поставщиков.

Так, например, только за последний
год BASE24 и HP NonStop были использованы по крайней мере в двух
новых широкомасштабных процессинговых проектах. Об одном из
них – модернизации процессинга
в Сургутнефтегазбанке – мы уже рассказывали на страницах нашего журнала (см. “ПЛАС” №4/2003).

Сегодня на отечественном карточном рынке присутствует множество
процессинговых программно-аппаратных решений, конкурирующих
между собой в средней и нижней ценовых нишах. При этом, говоря
о верхнем сегменте и, соответственно, о наиболее продвинутых процессинговых комплексах, в качестве системы фронт-офиса реально можно
рассматривать лишь BASE24 на серверной платформе HP NonStop.

С одной стороны, это вполне справедливо, учитывая функциональные
особенности этих решений и уникальный опыт их эксплуатации крупнейшими мировыми банками. Между тем
следует признать, что появление здесь
новых игроков могло бы заметно подстегнуть конкуренцию в данном сегменте, от чего, несомненно, выиграли
бы прежде всего банки-пользователи.

Так, во всем мире сегодня широкое
распространение получил целый ряд
процессинговых программно-аппаратных решений (например,
S2Systems/ON2 или e-Funds Connex),
которые при соответствующем стечении обстоятельств могли бы составить реальную конкуренцию системе
BASE24 на российском рынке. Однако
по исторически сложившимся причинам в России эти решения пока не
находят применения.

Учитывая, что в последнее время
отечественные банки значительно
обострили свое внимание к эффективным, а следовательно, и достаточно дорогостоящим инструментам ведения бизнеса, остается лишь предположить, что уже в обозримом будущем побороться за внимание российских банков захотят и другие мировые поставщики процессингового
high-end’а.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 9 (89) ’2003 стр. 26

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных