Журнал ПЛАС » Архив » 2003 » Журнал ПЛАС № 10 (90)2003 » 400 просмотров

ИКР-2003: итоги “карточного года”

Организаторами Форума стали Ассоциация российских банков и Национальная Ассоциация по платежным карточкам, в нынешнем году к ним присоединилось также Российское Агентство по Системам Управления (РАСУ). Генеральными спонсорами мероприятия традиционно выступили компании “Банковский Производственный Центр”, Compass Plus, TietoEnator и NCR, а также платежные системы “Золотая Корона” и СТБ, причем в этот раз их число пополнили MasterCard Europe и VeriFone. Среди полноправных участников Форума следует отметить компании BGS Smartcard Systems, АРКОМ, “Инверсия” и “СмартКард-Сервис”.

Прошедшие мероприятия собрали более 650 делегатов от государственных структур, банков России, СНГ и других стран, процессинговых компаний, российских и международных платежных систем, а также производителей оборудования и программного обеспечения, включая представителей 230 национальных и коммерческих банков, 6 министерств и ведомств РФ. Форум освещался журналистами 20 различных СМИ.

Помимо генеральных спонсоров и полных участников Форума, свои решения представили компании “Система”, “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, “Розан Файнэнс”, “ИВК Системс”, Трансинвестинтегратор, “АйТи”, РУКАРД, R-Style Softlab, “СканТек Сервис”, “Универсальные Финансовые Системы”, ТУССОН, НКТ Софт, “Диасофт”, “ЛАНИТ”, “GMP-Русском”, Bull, Lipman Electronic и многие другие.

Практически все участники мероприятия, доклады и выступления которых были заслушаны в ходе Форума, сошлись во мнении, что за период, прошедший со времени проведения прошлого аналогичного мероприятия, состоявшегося в декабре 2002г., российский карточный рынок значительно вырос практически по всем показателям: объему эмитированных карт, количеству и объему транзакций, числу карточных продуктов. Так, по словам Андрея Емелина, исполнительного вице-президента АРБ, открывшего своим выступлением пленарное заседание Форума, по приблизительным подсчетам, на сегодняшний день число российских держателей карт составляет 13% населения России, увеличившись за два последних года в 2,5 раза. Такому бурному росту числа пользователей карточек способствовало, в частности, внедрение российскими банками новых карточных продуктов и услуг, в числе которых – перевод средств между карточными счетами, а также кредитные карты.

По словам выступившего в рамках пленарного заседания начальника управления развития розничных платежей ЦБ Вадима Кузнецова, к началу ноября текущего года совокупный объем эмиссии карт российских банков составил 21 млн., а общее количество отечественных эмитентов за прошедший год увеличилось на 40 банков и в настоящий момент насчитывает 682 кредитно-финансовые организации.

Согласно прогнозам Андрея Королева, президента Ассоциации Российских членов Европей и главы московского офиса MasterCard Europe, на отечественном рынке пластиковых карт уже в самое ближайшее время наступит период бурного роста, который к началу 2006г. приблизит в России такой показатель, как количество карт на душу населения, к среднеевропейскому.

В свою очередь, глава московского офиса Visa International, старший вице-президент Visa CEMEA Лу Наумовский отметил, что бурный рост объемов эмиссии на российском рынке пока еще в весьма малой степени сопровождается ростом оборота по картам в торгово-сервисной сети. По его данным, за период с 30 сентября 2002г. по 30 сентября 2003г. оборот по картам VISA российских банков составил свыше 11 млрд. долл. США, из которых лишь порядка 13% пришлось на оплату товаров и услуг. Вместе с тем докладчик отметил наличие у России огромного потенциала для увеличения доли безналичных платежей.

Делегатами Форума были рассмотрены ключевые аспекты дальнейшего развития карточного рынка и проведен комплексный анализ его современного состояния. Большинство прошедших в рамках мероприятия выступлений было посвящено проблемам развития бизнеса международных платежных систем в России, безопасности транзакций, внедрения новых карточных продуктов и услуг, использования карточек в электронной и мобильной коммерции, а также возможностям новых продуктов и решений в области смарт-карточных технологий.

С новыми карточными технологиями, продуктами и услугами, внедряемыми на российском рынке, собравшихся ознакомили представители MasterCard Europe, Compass Plus, INPAS, TietoEnator, СканТек сервис, “АйТи”, “Диасофт”, платежных систем “Золотая Корона” и СТБ Кард идр. В частности, представители MasterCard рассказали о планах развития бизнеса этой международной платежной системы в России и представили ряд новых карточных продуктов и решений в области безопасности платежей и снижения кредитных рисков.

По отзывам ряда участников Форума, в нынешнем году мероприятие носило ярко выраженный технологический характер. При этом подавляющее большинство поставщиков банковского оборудования и программных решений продемонстрировали свой растущий интерес к развитию розничного бизнеса в целом, включая кредитные продукты, а также расширение спектра каналов поставки банковских услуг, в том числе Интернети мобильный банкинг: обе эти тенденции нашли самое широкое отражение в их решениях, представленных в рамках выставки.

Традиционно особое место в программе Форума занимают выступления представителей международных платежных систем. ИКР-2003 не стала исключением из этого правила.

Так, в своих докладах представители MasterCard Europe, выступившей, как уже отмечалось, генеральным спонсором нынешнего мероприятия, затронули широкий спектр наиболее актуальных аспектов работы с картами международной платежной системы. При этом особое внимание в их презентациях было уделено новым карточным продуктам MasterCard International.

В частности, в своем выступлении Денис Шилакин, бизнес-менеджер московского офиса MasterCard Europe, рассказал о возможностях недавно появившегося на рынке кредитного продукта со 100%-ной авторизацией – карты MasterCard Electronic. MasterCard Electronic является полностью онлайновой, неэмбоссированной картой. Благодаря необходимости обязательной авторизации продукт идеально подходит для реализации банковских программ по предоставлению кредитов розничным клиентам, не имеющим кредитной истории. К настоящему времени несколько пилотных проектов по эмиссии карт MasterCard Electronic уже запущено в странах Восточной Европы. При этом, по словам Д.Шилакина, в наступающем 2004г. банки-эмитенты MasterCard Electronic должны появиться в России и в других странах постсоветского пространства.

Отдельный доклад Д.Шилакин посвятил такому достаточно новому для российских банков направлению, как использование револьверных карточных продуктов.

Уникальность револьверных кредитных карт заключается в том, что они предоставляют клиенту возможность выбирать: либо погасить всю сумму кредита по карте в конце месяца, либо оплатить лишь часть потраченных средств. В последнем случае неоплаченный баланс переносится на следующий месяц, после чего у клиента вновь появляется выбор: либо погасить оставшуюся часть задолженности целиком, либо снова погасить лишь определенную часть долга.

Коснувшись опыта использования револьверных карт в странах Западной Европы, Д.Шилакин отметил, что, например, в Германии и во Франции по историческим причинам банки предпочитают использовать овердрафтные схемы кредитования. Кроме того, во Франции в силу особенностей местного законодательства банки не имеют права конкурировать на рынке банковских платежных карт, выпуская ко-брендинговые продукты. Поэтому в этих странах револьверные кредитные карты выпускают преимущественно “дочки” английских и американских банков. Однако если сравнить средний доход от размещения кредитных средств германских, французских банков и их коллег из Великобритании и США, которые предпочитают выпускать револьверные карты, можно сделать любопытный вывод. Так, ежегодный доход от реализации кредитных карточных программ германских и французских банков, использующих овердрафтные схемы кредитования, составляет порядка 10%, в то время аналогичный показатель британских и американских банков превышает 25%.

Как отметил докладчик, банкам, желающим начать выпуск револьверных кредитных карт, MasterCard International готова оказывать широкое содействие. Платежная система имеет ряд готовых решений, направленных на развитие револьверных схем кредитования. Кроме того, новая экспертная организация в структуре платежной системы – MasterCard Advisors – способна помочь банку в разработке стратегии продвижения револьверных карт, в создании скоринговой модели, операционной среды и маркетинговой стратегии.

В России револьверные карты MasterCard эмитируют “Банк Русский Стандарт”, ДельтаБанк и ряд других банков. В ноябре 2003г. их число пополнил “Ситибанк”.

В свою очередь, Татьяна Шишкарева, менеджер по развитию бизнеса российского представительства MasterCard Europe, рассказала собравшимся об особенностях и предназначении премиальных карточных продуктов платежной системы.

Как известно, в карточном портфеле MasterCard International имеются три продукта премиального уровня: карты MasterCard Gold, MasterCard Platinum иWorld Signia. Примечательно, что в июне уходящего года к выпуску наиболее престижного продукта этой категории – World Signia – приступил Росбанк, став первым российским эмитентом этой карты.

По словам Т.Шишкаревой, несмотря на то, что премиальные карты являются эффективным инструментом повышения лояльности наиболее доходных клиентов банка, их позиционирование требует особого внимания к выбору целевой группы пользователей для каждого из этих привилегированных продуктов с учетом запросов и возможностей потенциальных держателей.

Разумеется, в своих выступлениях представители международной платежной системы не обошли вниманием и вопросы EMV-миграции. Так, в своем докладе Андрей Тарусов, ассоциированный вице-президент MasterCard Europe, осветил наиболее актуальные на сегодняшний день аспекты этого процесса. Он подчеркнул, хотя по всему миру переход на чиповые технологии осуществляется вполне удовлетворительными темпами, нельзя забывать, что сама по себе EMV-миграция не является самоцелью, но должна служить эффективным средством получения банками дополнительной прибыли. Именно поэтому банкам-участникам необходимо приступать к масштабной реализации соответствующих проектов на базе чиповых карточных программ.

Характерно, что взгляды некоторых специалистов рынка платежных технологий на актуальность использования международных карточных продуктов в России порой заметно расходились с мнением представителей международных платежных систем. Так, по данным, приведенным в ходе своего выступления исполнительным вице-президентом компании BGS Smartcard Systems Юрием Демидовичем, в настоящее время более 96% операций, совершаемых по картам российских банков, осуществляется их держателями в пределах российского рынка, и только оставшиеся 4% приходятся на трансграничные транзакции. Обратив внимание делегатов на соотношение данных цифр в приведенной им статистике, в ходе своего выступления в рамках мероприятия докладчик высказал мнение, что для обслуживания этих операций российским банкам необходимо в ближайшее время создать Национальную платежную систему. По его словам, в противном случае рынок массовых платежей в нашей стране целиком достанется иностранным банкам – участникам международных платежных систем. (Подробнее с основными тезисами его доклада, вызвавшего бурное обсуждение участников Форума, можно ознакомиться на стр. 41 этого номера журнала “ПЛАС”.)

Немалая часть представленных вниманию делегатов Форума презентаций производителей терминального оборудования и программного обеспечения для карточного бизнеса была посвящена различным аспектам обеспечения безопасности карточных транзакций, становящихся с каждым годом все более актуальными. Так, свои разработки в этой области продемонстрировали компании Compass Plus, NCR, АЙПИНЕТ, а также представители платежных систем “Золотая Корона” и СТБ. Кроме того, ряд интереснейших выступлений представителей этих и ряда других компаний прозвучали в ходе работы секции “Безопасность финансовых транзакций”.

В завершение мероприятия состоялся “круглый стол” на тему “Межбанковские системы мобильных платежей: единые стандарты обслуживания – пришло время единых стандартов”. В ходе мероприятия представители ведущих банков России, Ассоциации операторов сетей GSM, российских платежных систем и ITкомпаний обсудили вопросы выработки единого подхода к формированию основных принципов предоставления мобильных платежных сервисов и требований к построению систем мобильных платежей. На заседании “круглого стола” были также сформулированы основополагающие принципы предоставления сервиса мобильных платежей. В числе обязательных условий были названы: межбанковский характер бизнеса, независимость от сотового оператора и удобство использования сервиса клиентами.

Безусловно, перечень новых карточных продуктов и решений, представленных на Форуме и Выставке, можно было бы продолжать на протяжении нескольких журнальных страниц. Однако в силу того, что конец нынешнего года ознаменовался проведением сразу нескольких масштабных карточных мероприятий, включая CARTES 2003, каждому из которых хотелось бы уделить внимание в этом выпуске “ПЛАС”, мы решили вернуться к более детальному рассмотрению ИКР-2003 в следующем номере нашего журнала.

Как известно, успешность и полезность мероприятия такого масштаба во многом зависят не только от количества заявленных новинок и числа участников, но и от возможности последних обменяться друг с другом реальным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы карточного бизнеса с экспертами рынка. Несомненно, по этому показателю Выставка и Форум являются уникальными мероприятиями, собирающими игроков карточного рынка не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая, что подавляющее большинство читателей “ПЛАС” не понаслышке знакомы с программой ИКР-2003, мы еще раз обратимся к данной теме по прошествии некоторого времени для того, чтобы тщательно проанализировать различные, порой весьма противоречивые впечатления от посещения Выставки и Форума – как свои собственные, так и те, которыми с нами поделились их участники, а также отметить выступления и презентации, вызвавшие у нас особый интерес.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 10 (90) ’2003 стр. 23

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных