Журнал ПЛАС » Архив » 2004 » Журнал ПЛАС № 10 (100)2004 » 437 просмотров

Московский офис Hypercom

Глобализация в локальном масштабе

Транснациональное “распределение труда” Для того чтобы получить объективное представление о том месте, которое занимает сегодня московский офис Hypercom в общей бизнес-стратегии корпорации на мировом рынке, вначале следует рассмотреть особенности ее структурной архитектуры, во многом обусловленной самой историей создания и развития Hypercom как международной компании.

Как известно, компания Hypercom, созданная в 1978г. в Австралии, является на сегодняшний день транснациональной корпорацией с четырьмя головными офисами, расположенными на разных континентах, и большим количеством региональных представительств в различных странах мира.

Основные производственные предприятия Hypercom располагаются в США и Гонконге.

Помимо этого, региональные офисы Hypercom расположены во многих странах Восточной и Западной Европы, включая Великобританию, Швецию, Германию, Венгрию, Россию, Латвию, Италию, Испанию, а также в странах Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

При этом каждое из региональных подразделений корпорации, помимо обслуживания запросов локальных рынков, входящих в зону их ответственности, задействовано в решении тех или иных глобальных бизнес-задач, связанных с развитием деятельности Hypercom по всему миру. Так, например, офис компании в Шотландии специализируется во всем, что касается EMV-миграции: начиная с обеспечения аппаратной возможности приема чиповых карт и заканчивая разработкой ПО и EMV-библиотек для терминальных устройств. В свою очередь, подразделение Hypercom Financial Terminals в Швеции отвечает за разработку и производство ПИН-клавиатур серии HFT.

Московский офис Hypercom: глобальные и локальные задачи
История деятельности Hypercom в России начиналась в 1995г., когда компания приступила к поставкам своего POS-терминального оборудования отечественным банкам через одного из своих местных дистрибьюторов. Высокий потенциал российского рынка обусловил решение Hypercom уже в 1996г. открыть в Москве свое представительство. Несмотря на то, что первоначально в штате последнего числился всего один сотрудник, на данный момент в московском офисе компании, расположенном в г. Зеленограде, работают порядка 40 высококвалифицированных специалистов. В их числе – разработчики программного и аппаратного обеспечения для POS-терминалов, специалисты по разработке систем управления терминальной сетью, используемых клиентами Hypercom по всему миру, а также персонал, занятый непосредственно сопровождением клиентов в регионе, входящем в зону ответственности московского представительства компании. Последний включает в себя не только Россию, но и СНГ в целом, а также страны Балтии.

Следует отметить, что с момента своего создания московский офис компании не специализировался в продажах терминального оборудования: эта функция возложена на партнеров Hypercom. В свою очередь, в число стратегических задач, стоящих перед российским представительством корпорации, изначально вошла разработка программных решений различной сложности в рамках развития этого бизнес-направления корпорации в целом. Так, например, разработчики московского офиса Hypercom обеспечивают сегодня решение задач создания и развития специализированного ПО для многочисленных представительств корпорации в регионе ЕМЕА, АТР, а также в Восточной и Западной Европе. В частности, именно российскому подразделению компании была поручена разработка широкого спектра программных решений (базовое ПО, интеграция EMV-библиотеки, средства разработки и загрузки и т. д.) для новой линейки POS-терминальных устройств производителя – Optimum 2100.

На российском рынке Hypercom имеет на сегодняшний день три основных компании-партнера, осуществляющих поставку и сопровождение POS-терминальных решений: “Компьютел”, ЛАНИТ и “Система”. При этом еще одна российская компания – “Транзакционные Системы”, традиционно являющаяся стратегическим партнером Hypercom, – широко задействована в совместной с московским офисом Hypercom разработке специализированного программного обеспечения.

Большинство российских партнеров Hypercom имеют высококвалифицированные команды разработчиков ПО, специализирующихся на поддержке отечественных пользователей терминальных решений Hypercom. Поэтому, говоря о той роли, которая отводится в направлении программных разработок российскому представительству Hypercom, следует отметить и широкое использование потенциала российских партнеров производителя – компаний “Транзакционные системы”, “Компьютел” и “Система”.

Со своей стороны, местное представительство корпорации оказывает широкую поддержку в дальнейшем развитии интеллектуального потенциала своих компаний-партнеров. Для обучения и повышения квалификации специалистов этих компаний в рамках московского офиса в 2002г. был создан Центр обучения и подготовки разработчиков специализированного ПО. Hypercom также активно сотрудничает с Московским государственным институтом электронной техники, расположенным в Зеленограде, – специалисты московского офиса проводят здесь практические и лекционные занятия, тем самым способствуя созданию квалифицированных кадров для российского рынка ПО и платежных технологий.

Примечательно, что московский офис Hypercom является настоящей кузницей кадров не только для своих отечественных компаний-партнеров, но и в рамках всей транснациональной корпорации в целом. На сегодняшний день специалисты компании, прошедшие обучение и стажировку в российском офисе, работают практически во всех подразделениях Hypercom по всему миру. Так, например, в штаб-квартире Hypercom в г. Фениксе (США) работает целая группа российских разработчиков ПО, в Шотландии команда, ответственная за написание EMV-библиотек для оборудования производителя, практически полностью состоит из отечественных специалистов, в Швеции должности ключевых разработчиков также занимают выходцы из московского офиса Hypercom.

Таким образом, уникальность российского представительства компании заключается не только в его специализации на разработке кастомизированных ПО для терминальных устройств, которые продвигаются Hypercom по всему миру, но и в том, что российские специалисты разрабатывают базовые технологии компании: схемотехнику, операционные системы, драйверы, библиотеки, средства разработки и отладки. Собственный интеллектуальный потенциал российских разработчиков позволяет корпорации передавать в московский офис заказы на создание специализированного ПО для пользователей POS-терминалов Hypercom в целом ряде регионов, включая АТР и США.

В то же время одной из ключевых функций российского представительства компании на региональном уровне является поддержка и консультирование клиентов по широкому спектру вопросов, включая технологические аспекты кастомизации и внедрения терминальных устройств Hypercom с учетом особенностей тех или иных локальных рынков и бизнес-задач, стоящих перед конкретными клиентами. Благодаря этому пользователи терминальных решений Hypercom в России и странах постсоветского пространства могут оперативно получить ответы даже на самые сложные вопросы, связанные с функционированием и эксплуатацией устройств производителя, без необходимости обращаться в головной офис Hypercom.

Взгляд на российский рынок
Как известно, стратегию любого производителя терминального оборудования в том или ином регионе во многом определяют основные тенденции местного рынка. В течение последних лет российский карточный рынок демонстрирует динамичный рост практически по всем основным показателям, включая совокупный объем эмиссии и развитие эквайринговой сети. Однако Россия пока еще по-прежнему значительно уступает многим европейским странам по уровню развития POS-терминальной инфраструктуры. Так, например, в Италии на 1 млн. жителей приходится сегодня порядка 15–18 тыс. POS-терминалов. В России же с ее 150-миллионным населением, по некоторым оценкам, на данный момент насчитывается не более 70–80 тыс. установленных терминалов.

При этом, по мнению ряда экспертов, причины столь значительного отставания России по данному показателю от большинства развитых европейских стран во многом обусловлены недостатком реальных экономических предпосылок для дальнейшего развития эквайринговой деятельности. К настоящему моменту значительная часть крупных торгово-сервисных предприятий, так или иначе проявлявших заинтересованность в приеме банковских карт, уже заключила договоры на эквайринговое обслуживание с отечественными банками. Однако многие мерчанты до сих пор не горят желанием принимать карты. При этом речь идет не только о мелких рыночных торговцах и ПБЮ, но и об относительно крупных торговых сетях, магазинах и ресторанах, расположенных в экономически развитых регионах страны.

Причин такого положения дел может быть несколько. Условно их можно разделить на “технические” и “экономические”. К техническим причинам нежелания торговцев обеспечивать прием платежных карт можно отнести, например, отсутствие дополнительной линии телефонной связи, длительное время авторизации транзакций и т.д.

В свою очередь, основной “экономической” причиной по-прежнему выступает банальное нежелание мелких и средних торгово-сервисных предприятий выводить свой финансовый оборот из “тени”. И если первая категория причин равнодушия мерчантов к приему банковских карт легко устранима при наличии у банка-эквайера необходимых терминальных решений и умения их грамотно использовать, то устранение упомянутых “экономических” препятствий для развития рынка российского эквайринга является в первую очередь прерогативой государства, заинтересованность которого в выходе оборотов торговых предприятий из “тени” очевидна.

Следует отметить, что нынешняя “демпинговая война” на российском (а особенно – столичном) эквайринговом рынке, которую мы сейчас наблюдаем, во многом обусловлена прохладным отношением мерчантов к приему карт. В этой ситуации ничто не мешает предприятиям, заинтересованным в эквайринговом обслуживании, диктовать банкам свои условия и требовать снижения торговой уступки и т. д. В свою очередь, наиболее крупные российские эквайеры сегодня демонстрируют готовность “играть” торговой уступкой, балансируя на уровне окупаемости проведения операций и предлагая своим наиболее “избалованным” клиентам набор дополнительных сервисов (кредитование, инкассация, расчетно-кассовое обслуживание) по льготным тарифам. При этом очевидно, что неоправданно низкий показатель доходности эквайрингового бизнеса влечет за собой падение качества сервиса, замедление темпов развития и наносит ущерб поддержанию необходимого уровня безопасности приемной сети.

В сложившейся ситуации показателен опыт ряда стран СНГ, в первую очередь Белоруссии, Узбекистана и Украины, где не так давно на законодательном уровне были определены категории торгово-сервисных предприятий, которые будут обязаны обеспечить в своих точках прием карточных платежей. При этом правительства этих стран предусмотрели и ряд мер, направленных на стимулирование предприятий торговли к обеспечению приема платежных карт, включая льготное налогообложение карточных операций. Последнее позволяет материально заинтересовать мерчантов внедрять безналичную форму расчетов с использованием платежных карт.

В России принятие аналогичных законодательных инициатив позволило значительно увеличить прозрачность розничного денежного оборота. При этом отечественные банки смогли бы значительно расширить свою торгово-сервисную сеть и наконец-то отдохнуть от “демпинговой войны”. Кроме того, подобный шаг государства позволил бы производителям POS-терминального оборудования снизить цены на поставляемые в Россию устройства за счет резкого повышения объемов поставок. Не секрет, что нынешние цены на POS-терминалы для российских банков во многом обусловлены именно относительно низкими объемами поставляемого оборудования.

Однако больше всего от данного шага выиграют, безусловно, сами держатели банковских карт, которые смогут не заботиться о количестве наличных в своем бумажнике.

В этой связи хотелось бы вспомнить относительно недавнюю законодательную инициативу российского правительства, обязавшую все торговые предприятия вести свою деятельность с применением ККМ. Положительные моменты данного шага налицо: государство добилось увеличения легального денежного оборота и роста соответствующих налоговых отчислений, производители кассовых машин повысили свои доходы, а сами мерчанты получили в распоряжение огромный ассортимент специализированной техники (в том числе и достаточно бюджетные кассовые решения).

Интеграция с ККМ
В качестве одного из эффективных подходов к развитию эквайринговой инфраструктуры можно рассматривать такое направление, как оснащение контрольно-кассовых машин (ККМ) ПИН-падами. Решения Hypercom в этой области заслуживают отдельного рассмотрения.

Как известно, сегодня многие мировые поставщики ККМ встали перед выбором либо “учить” свои устройства принимать EMV-карты собственными силами, либо объединять усилия с производителями банковского терминального оборудования для совместной выработки интеграционных решений. На этом фоне Hypercom, в очередной раз опередив рыночные тенденции, уже смогла предложить поставщикам ККМ использовать свой интеграционный пакет и протокол обмена данными для разработки схем взаимодействия между их оборудованием и ПИН-клавиатурами производителя. В частности, благодаря наличию специального программного приложения, в разработке которого принимали участие специалисты московского офиса Hypercom, ПИН-клавиатура Optimum P2100 может эффективно работать в тандеме с большинством кассовых аппаратов. Аналогичное ПО используется производителем и в популярной модели терминала T2100. Таким образом, используя Optimum P2100, конфигурация которого включает в себя два процессора и память объемом 12 Мбайт, банк-эквайер может предложить торгово-сервисным предприятиям простой и эффективный метод реализации приема карт международных платежных систем (включая смарт-карты) на существующем кассовом оборудовании.

Следует признать, что на данный момент подавляющее большинство производителей контрольно-кассовых машин неохотно идет на взаимодействие со своими коллегами из смежных областей бизнеса и, в частности, с производителями POS-терминального оборудования. Однако необходимость появления таких решений вполне очевидна для банковэквайеров и крупных розничных предприятий, которые, собственно, и являются основным “двигателем” прогресса в данном направлении. Проблема усугубляется и тем, что на рынке ККМ, в отличие от POS-терминального рынка, фактически отсутствуют единые стандарты разработки программно-аппаратных решений. Поэтому производителям POSтерминалов нередко приходится самостоятельно разрабатывать интерфейсы для нескольких различных моделей ККМ, что невозможно без наличия команды квалифицированных специалистов.

Ставка на программную составляющую…
Что касается мирового рынка терминального оборудования, то сегодня одной из ключевых его тенденций можно назвать постоянное снижение стоимости аппаратной составляющей POS-терминальных решений. Это обусловлено прежде всего достаточно высокой степенью унификации аппаратных устройств: на сегодняшний день продуктовые линейки практически всех крупных компаний-производителей включают в себя POS-терминалы с 32-разрядными процессорами, готовыми принимать чиповые карты или, например, беспроводные GSM/GPRS терминалы.

На этом фоне основным конкурентным инструментом производителей в борьбе за клиентов становятся высокий уровень сервиса, демократичные цены и, конечно, высокая функциональность устройств. Последняя, в свою очередь, во многом обеспечивается путем дальнейшего развития программного обеспечения POS-терминалов. И здесь необходимо отметить, что российское представительство Hypercom не только самостоятельно производит доработку базового ПО производителя, в том числе и в рамках его кастомизации по запросам конкретных пользователей, но и активно разрабатывает новые программные решения, позволяющие банкам предлагать своим клиентам новые услуги и карточные продукты.

Как уже отмечалось, в своей деятельности на российском рынке Hypercom уделяет огромное внимание взаимодействию с компаниямипартнерами. В частности, значительная часть ПО для терминальных устройств Hypercom, используемых на российском рынке, разработана компанией “Транзакционные Системы”. В штате этой компании работают 15 разработчиков, прошедших курс обучения в Центре подготовки специалистов московского офиса Hypercom.

Так, именно специалисты “Транзакционных Систем” приняли активное участие в разработке программных интерфейсов для POS-терминалов Optimum с практически всеми распространенными на российском рынке процессинговыми решениями. В свою очередь, летом 2003г. к работам по дальнейшему совершенствованию данного ПО присоединились “Система” и “Компьютел”. В число задач, стоящих перед их специалистами, входит расширение функционала программного обеспечения путем реализации интерфейсов с основными российскими платежными системами.

Помимо выполнения заказов для российских клиентов, специалисты компании “Транзакционные Системы” разрабатывают дополнительные приложения для терминалов Hypercom, которые впоследствии используются и в других регионах мира.

Следует отметить, что качество программных разработок московского офиса компании подтверждено целым рядом сертификатов международных платежных систем и EMVCo – большинство решений сертифицированы на EMV Level 2, Visa PED и т.д.

Сегодня специалисты представительства Hypercom в России готовы обеспечить разработку практически любого специализированного программного обеспечения для отечественных пользователей терминальных решений производителя и реализовать любую необходимую заказчику доработку в уже используемом ПО.

…и обеспечение безопасности транзакций
В последние годы все большее значение на мировом карточном рынке приобретают и вопросы защищенности транзакционной информации, передаваемой по открытым и закрытым сетям при обмене данными терминального оборудования и банковского хоста. Не секрет, что на фоне набирающей обороты EMV-миграции карточные мошенники ищут новые лазейки в системах безопасности

Следует отметить, что Hypercom является сегодня одним из лидеров в сфере обеспечения защиты информационного трафика терминального оборудования, что во многом объясняется комплексным подходом производителя к обеспечению безопасности.

С появлением у многих банков-эквайеров предпочтений по использованию открытых информационных сетей, и прежде всего Интернета в качестве среды для передачи транзакционных данных с терминала на хост, актуальность применения сложных защитных систем только возросла. Поэтому в терминалах Hypercom помимо стандартного протокола шифрования DES и 3DES применяется также технология SSL. При этом SSL используется как в обычном терминальном оборудовании, так и в беспроводных устройствах, работающих через канал GPRS.

В отличие от ряда конкурентов, в большинстве случаев реализующих свои POS-терминалы в тандеме с телекоммуникационным оборудованием сторонних разработчиков, корпорация Hypercom по-прежнему остается единственным в мире поставщиком комплексных решений для приема карт в торгово-сервисных предприятиях, включая сетевые контроллеры, POS-терминалы и программное обеспечение собственного производства. При этом, как показывает практика, благодаря использованию “родных” сетевых контроллеров скорость передачи данных между терминалом и хостом значительно возрастает. Дело в том, что если традиционный контроллер ориентирован на работу с сообщениями большого объема и длины, то контроллеры NAC, IEN и In-Tact, поставляемые компанией Hypercom, были специально спроектированы с учетом требований построения POS-терминальных и банкоматных сетей. При этом контроллеры NAC и IEN поддерживают работу по протоколам IP, Frame Relay, ISDN, Х.25 идр. При желании заказчика на базе IEN возможна также реализация поддержки входящего цифрового телефонного канала Е1.

Важно подчеркнуть, что если в 1995г. необходимость использования дорогостоящих сетевых контроллеров являлась одной из причин настороженного отношения многих отечественных банков к внедрению POS-терминалов Hypercom, то на сегодняшний день этот фактор уже давно отошел в область старинных преданий. При желании заказчика терминальное оборудование Hypercom может работать без установки сетевых контроллеров, что целесообразно при низких (менее 50 устройств) объемах терминальной сети банка, только начинающего развивать эквайринговый бизнес. В то же время следует учитывать, что специально по запросу московского офиса корпорации Hypercom Network System разработала для такого рода применений сетевой контроллер In-Tact с исключительно низкими стоимостными характеристиками. Это была чисто российская инициатива, для реализации которой руководству московского офиса потребовалось привести целый ряд объективных доказательств необходимости появления подобного решения, ориентированного на рынки таких стран, как Россия, где велика доля банков, только приступающих к построению эквайринговой сети.

Таким образом, сегодня ценовые характеристики терминального оборудования Hypercom в России cтали еще более конкурентоспособны.

Hypercom + Visa Smart Breakthrough
Особого рассмотрения заслуживает тот факт, что в ходе выставки CARTES 2004, прошедшей в начале ноября нынешнего года в Париже, руководство Visa International и Hypercom сделали совместное заявление об участии производителя в Visa Smart Breakthrough – глобальной программе платежной системы, направленной на минимизацию инвестиций в EMV-миграцию для ее банков-членов во всем мире.

В рамках своего участия в Visa Smart Breakthrough Hypercom будет предлагать банкам, мигрирующим на использование чиповых карт, две модели POS-терминалов T7Express и Optimum T2100 в пакете со всем необходимым ПО и EMV-библиотекой, гарантийным обслуживанием и послегарантийной поддержкой по весьма демократичной цене.

В настоящий момент российское представительство Hypercom совместно со штаб-квартирой компании и ее местными партнерами ЛАНИТ, “Компьютел” и “Система”, заявившими о своей заинтересованности участвовать в данной инициативе, разрабатывают конкретные ценовые предложения по поставке устройств T7Express и Т2100 участникам отечественного рынка. Окончательное коммерческое предложение для своих российских клиентов компания планирует подготовить уже до конца уходящего года.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 10 (100) ’2004 стр. 17

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных