Журнал ПЛАС » Архив » 2004 » Журнал ПЛАС № 10 (100)2004 » 465 просмотров

10 лет вместе!

Что представляется сегодня главным в прошедшем десятилетии? Ответить на этот вопрос весьма непросто, поскольку для истории развития российского карточного рынка этот срок сопоставим с веком – столь масштабными изменениями он ознаменовался. Однако для нас, как для журнала, обращенного непосредственно к участникам этого рынка, самой важной чертой быстротечного “карточного века” стал тот факт, что все эти годы мы были вместе с нашим читателем, то есть с вами.

Десять лет назад мы вместе стояли у истоков отечественного “пластикового” сегмента, и сегодня мы с гордостью можем утверждать, что все это время наш издательский бизнес развивался и совершенствовался параллельно с вашим карточным бизнесом. При этом, опровергая знаменитую Евклидову аксиому о непересекающихся прямых, журнал “ПЛАС” и его читатели имели огромное количество “точек пересечения”, неразрывно связанных с ключевыми аспектами развития российского рынка, его современным состоянием и проблемами, вопросами обеспечения безопасности, перспективами внедрения современных технологий и целым рядом других аспектов, жизненно важных для отечественного карточного сообщества, а значит, и для нашего издания.

Очевидно, что десятилетие не могло не внести принципиальных корректив в общую ситуацию на той ниве, которую мы с вами избрали для своей деятельности. Какие из них можно назвать по-настоящему ключевыми? Для того чтобы дать объективный ответ на этот вопрос, нужно, по всей вероятности, попытаться каким-то образом уловить ту грань, за которой количественные изменения переходят в качественные, и наоборот.

Начнем с изменений количественных. Последние не могут не впечатлять – если на начало 1994г. в России обращалось не более 200–300 тысяч банковских карт, выпускаемых считанными эмитентами, то сегодня суммарный объем карточной эмиссии 738 отечественных банков, по некоторым оценкам, приближается к 30 миллионам.

Эквайринговая инфраструктура также претерпела не менее серьезные метаморфозы: несколько тысяч принимающих карты торгово-сервисных предприятий и порядка двухсот банкоматов, характеризующие приемную сеть на территории России образца 1994 г., сегодня “превратились” в сотни тысяч мерчантов и десятки тысяч ATM. При этом благодаря активной поддержке платежных систем, как российских, так и международных, отечественным банкам удалось в течение десяти прошедших лет сделать свои карточные программы как минимум ощутимым фактором в сценарии развития розничной торговли в крупнейших городах страны.

Итак, незаметно для себя мы начинаем переходить в область изменений качественных. И с этой точки зрения, пластиковой карточке в России понадобилось примерно десять лет, чтобы из сугубо имиджевого аксессуара, свидетельствующего о технологической продвинутости банкаэмитента, превратиться в утилитарный инструмент ритейловой банковской деятельности, на базе которого сегодня массово предлагается все более широкий спектр розничных услуг.

Говоря об изменениях качественных, следует также отметить, что 1994г. можно назвать годом частных платежных схем, поскольку базирующиеся на них локальные системы в подавляющем большинстве принадлежали узкому кругу отдельных частных компаний и даже лиц. Последующие несколько лет стали настоящей эпохой, на протяжении которой мы наблюдали расцвет и постепенный упадок подобных схем, преобразования их в иные, более жизнеспособные и устойчивые формы. Вместе с тем это был период динамичного развития в России деятельности международных платежных систем, результаты которой сегодня не оставляют равнодушными даже иные государственные структуры, традиционно “равноудаленные” от проблем карточного бизнеса.

Именно в течение прошедшего десятилетия закладывался прочный фундамент грядущих изменений, связанных с приходом в Россию глобальных смарт-карточных платежных технологий международных платежных систем. Несмотря на то, что время по-настоящему революционных преобразований в этой области пока еще, по всей видимости, не настало, те процессы, которые происходят сегодня в этой области, свидетельствуют одновременно о необратимости и перспективности этой тенденции.

Вместе с тем стремительно возросшее в течение последних лет количество независимых и in-house процессинговых центров (в 1994-м их можно было буквально пересчитать по пальцам) наводит на мысль о попрежнему стойкой приверженности отечественных карточных банков системе “натурального хозяйствования”, которая, как гласит школьный курс истории, является неизменным атрибутом феодального строя, давно миновавшего во всем цивилизованном мире. Однако постепенное движение российского карточного сообщества к более прогрессивному “капитализму” также не вызывает сомнений – его признаками могут служить, например, возросшая активность, с которой крупнейшие участники процессингового рынка предлагают банкам услуги аутсорсинга. Еще более весомым доказательством устойчивости развития такого сценария является уже ни у кого не вызывающая сомнений тенденция, в рамках которой отечественные банки разворачивают свой карточный бизнес в сторону международных платежных систем, в том числе и путем интеграции с ними собственных локальных карточных программ.

Как ни парадоксально, но единственным бесспорно ключевым событием в десятилетней истории российского карточного рынка можно назвать августовский кризис 1998г.

Именно он заставил отечественные банки по-новому взглянуть на розничный бизнес и свою нишу в этом сегменте. Август 1998-го стал катализатором того глобального процесса, который превратил прежние “корпоративные бухгалтерии” в динамично развивающиеся розничные банки, одним из стратегических инструментов которых стали карточки. И практически все нынешние позитивные тенденции, включая устойчивый рост эмиссии, развитие торгово-сервисной сети и успешное продвижение кредитных револьверных карт в той или иной степени обусловлены результатами этого “идеологического перелома”.

О том, какие задачи в области развития отечественного рынка платежных карт все эти годы ставил перед собой журнал “ПЛАС” и в какой мере нашему изданию удавалось их решать, мы на правах юбиляра предложили рассказать самим нашим читателям. С их мнением, по определению более объективным, нежели любые оценки, которые мы могли бы выставить сами себе, вы можете ознакомиться на следующих страницах этого 100-го номера пионера российской карточной прессы.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 10 (100) ’2004 стр. 2

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных