Журнал ПЛАС » Архив » 2004 » Журнал ПЛАС № 8-9 (98-99)2004 » 411 просмотров

БПЦ: “Украина входит в число наших приоритетов”

ПЛАС: Каковы сегодняшние позиции БПЦ на украинском рынке?

В.Волынский: Нашим первым клиентом на Украине стал один из крупнейших участников национального рынка – АКИБ “УкрСиббанк”, занимающий сегодня по различным позициям украинских банковских рейтингов 4–7-е места. В июле текущего года мы подписали договор, в рамках которого компания БПЦ приступила к реализации проекта УкрСиббанка по созданию полномасштабного in-house процессингового центра на базе программных продуктов семейства SmartVista: SmartVista Front-End, SmartVista BackOffice и SmartVista Middleware.

Интересно отметить, что начало работы на новом рынке именно с проекта в одном из крупнейших банков для БПЦ уже становится традиционным. Так, например, свою деятельность в России мы начинали с реализации проектов в таких ритейловых гигантах, как Сбербанк, Газпромбанк и Альфа-банк. Выход компании на рынок Филиппин также был ознаменован внедрением нашего стратегического продукта в одной из крупнейших кредитно-финансовых организаций страны – Security Bank Corporation.

Кроме того, в настоящее время мы активно работаем практически со всеми крупными участниками украинского карточного рынка – ведем переговоры, организуем презентации своих последних разработок, проводим семинары и “круглые столы” и т.д.

ПЛАС: Насколько перспективным для развития своей деятельности видит сегодня украинский рынок компания БПЦ? В чем, с вашей точки зрения, его принципиальные отличия от рынка России?

В.Волынский: Рынок Украины, несмотря на географическую и историческую близость, достаточно сильно отличается от российского. Во-первых, его характеризует намного более высокая “равномерность” с точки зрения долевого распределения карточного бизнеса местных банков. Это обусловлено в первую очередь нынешней экономической ситуацией на Украине: Киев не так отличается в плане экономического развития от областных центров страны, как Москва – от остальных крупных городов России. Примерно такой же паритет сложился на Украине к настоящему моменту и в сегменте карточного бизнеса. Единственное исключение составляет лишь ПриватБанк, которому принадлежит сегодня порядка 50% карточного рынка страны.

В то же время на Украине, помимо ПриватБанка, работает значительное количество банков с очень высокими даже по российским меркам объемами эмиссии карт. В их числе – банки “Аваль”, УкрСиббанк, “Надра”, Правэкс-Банк, Укрсоцбанк, ПУМБ, ДонГорбанк и ряд других. Все они, достаточно активно развиваясь на национальном рынке, в настоящее время ведут острую конкурентную борьбу, причем эта борьба идет уже не за абстрактного клиента, а за весьма узкие, конкретные рыночные ниши, а порой и за отдельных крупных корпоративных клиентов.

Во-вторых, стоит отметить, что за последнее время карточный рынок Украины достаточно сильно вырос по всем направлениям и достиг относительной зрелости. Так, например, показатели эмиссии международных карт на рынках Украины и России вполне сопоставимы, при том что численность населения этих стран различается почти в три раза.

На этом фоне сегодня, с точки зрения вендоров, в том числе и компании БПЦ, украинский рынок действительно представляется достаточно перспективным сегментом. Так, на этапе становления карточного бизнеса ряд крупнейших банков Украины, первыми получивших статус принципиальных членов Visa International, внедрили процессинговое решение KCS и на его базе развивали свои карточные проекты, весьма похожие по масштабам и уровням сервисов. Однако к настоящему времени на фоне динамичного роста объемов карточного и ритейлового бизнеса в целом практически все крупные украинские банки стали испытывать определенные проблемы технологического характера, связанные с необходимостью замены или модернизации существующих процессинговых и розничных решений.

Среди существенных отличий украинского рынка от российского стоит отметить и достаточно слабое развитие локальных платежных систем, поскольку изначально ставка делалась на работу с международными платежными системами. При этом с точки зрения формирования банковских продуктов Украина характеризуется существенно более сложными и разнообразными розничными продуктами, в том числе и продуктами карточными.

Еще одной особенностью украинского рынка можно назвать тот факт, что довольно большая доля национального рынка процессинговых услуг обслуживается процессорами третьей стороны (MSP/TPP). Например, большое количество карточных транзакций проходит через Украинский Процессинговый Центр (УПЦ). В свою очередь, в России в отличие от Украины рынок процессинговых услуг третьей стороны так и не сформировался – даже совсем небольшие российские банки стремятся построить собственные процессинговые центры. У их украинских коллег, на мой взгляд, более взвешенный подход к этому вопросу: даже принципиальные члены международных платежных систем зачастую работают через процессоры третьей стороны, что намного экономнее, с точки зрения необходимых инвестиций.

ПЛАС: Каковы перспективы дальнейшего развития деятельности компании БПЦ на рынке Украины?

В. Волынский: В ближайшие два года мы рассчитываем занять примерно такую же долю украинского рынка, какую занимаем в России. Иными словами, речь идет о порядка 30–40% рынка.

ПЛАС: С какими компаниями-партнерами БПЦ реализует сегодня на Украине совместные проекты по продвижению продуктов SmartVista?

В.Волынский: Буквально на днях мы завершили процесс регистрации на Украине своего дочернего предприятия – “БПЦ-Украина”.

Следует отметить, что к определению бизнес-задач, поставленных перед этой новой структурой, материнская компания подошла максимально взвешенно. Так, например, пока мы не планируем привлекать местные производственные и интеллектуальные ресурсы к внедрению и сопровождению наших продуктов на рынке Украины, равно как и экспортировать таковые на Украину из России. Такой подход обусловлен тем обстоятельством, что контроль и управление качеством предоставляемых нами услуг, которое мы традиционно стремимся сохранять на максимально высоком уровне вне зависимости от того, на рынке какого региона они оказываются, сегодня эффективнее осуществлять из московского офиса БПЦ. При этом Украина все-таки расположена существенно ближе, чем многие российские регионы, с которыми работает московский офис, например Красноярск, при этом какие-либо технические или организационные проблемы не возникают.

В ближайшем будущем “БПЦ-Украина” приступит к реализации маркетинговых программ по продвижению SmartVista среди украинских банков, а также к предоставлению проектных, консалтинговых и финансовых услуг для банковского сектора. Таким образом, наши украинские клиенты будут избавлены от необходимости оплачивать услуги БПЦ в иностранной валюте, что при сложившихся экономических обстоятельствах является для них достаточно сильным мотивирующим фактором. При этом, насколько мне известно, БПЦ является единственным на сегодняшний день зарубежным поставщиком процессинговых решений, открывшим на Украине именно дочернее предприятие, а не представительство.

В дальнейшем в функции нашего украинского предприятия войдет управление проектами, а также – при формировании достаточной клиентской базы – часть функций сопровождения и ведения проектов.

Стоит также отметить то обстоятельство, что на рынке Украины в отличие от других зарубежных рынков мы успели уже достаточно долго проработать с нашими потенциальными клиентами напрямую. Кроме того, весьма плодотворное сотрудничество по продвижению программных продуктов БПЦ, которое мы намерены расширять и в дальнейшем, ведется с рядом украинских компаний, являющихся лидерами в своих сегментах рынка. Так, например, совместно с компанией “Реноме-смарт” проводятся совместные массовые презентации, семинары, а также реальные демонстрации возможностей процессинговых решений семейства SmartVista. К настоящему моменту БПЦ установила также прочные контакты практически со всеми ведущими дистрибьюторами аппаратного обеспечения и банковского оборудования на Украине.

ПЛАС: Возвращаясь к проекту по построению in-house процессингового центра УкрСиббанка на базе программных продуктов семейства SmartVista: каковы основные цели его реализации с точки зрения задач, стоящих сегодня перед банком?

В.Волынский: Создание собственного процессингового центра УкрСиббанка является частью его стратегии по развитию розничного бизнеса. Реализация этого проекта позволит банку самостоятельно осуществлять полный спектр услуг по эмиссии и эквайрингу карточных продуктов Visa International и MasterCard International, включая EMV-совместимые карты обеих платежных систем, отказавшись от услуг сторонних процессоров. Кроме того, банк сможет поддерживать в рамках своей эквайринговой инфраструктуры практически все виды устройств – банкоматы, POS-терминалы, информационно-транзакционные терминалы и прочее банковское оборудование, проводить голосовую авторизацию, осуществлять взаимодействие с дополнительными электронными каналами, обеспечивать прием платежей населения в онлайновом режиме в адрес различных компанийпоставщиков услуг, начиная от операторов мобильной связи и заканчивая поставщиками коммунальных услуг, в том числе с использованием возможности считывания штрих-кода с платежного документа, а также реализовать продажи ваучеров на предоплаченные услуги (скретч-карт).

В начале 2005г. мы планируем приступить к сертификации процессингового центра УкрСиббанка в Visa International и MasterCard International и в течение следующего года намерены полностью завершить реализацию этого проекта.

ПЛАС: Каковы на сегодняшний день основные показатели деятельности УкрСиббанка на национальном карточном рынке?

В.Волынский: К настоящему моменту банк эмитировал в общей сложности более 460 тыс. карт, из которых свыше 203 тыс. пришлось на карточные продукты Visa International, более 205 тыс. – на карты MasterCard International и порядка 58 тыс. – на микропроцессорные карты локальной платежной системы ГЕО.

Эквайринговая сеть банка насчитывает свыше 200 ATM и 400 POSтерминалов.

Сегодня банк активно занимается внедрением ко-брендинговых программ. Так, например, совместно с украинским оператором мобильной связи “Киевстар” реализована программа “МОБИкарта” на базе карточных продуктов Visa International. Держателям этого карточного продукта предоставляется широкий спектр дополнительных услуг, среди которых – кредит на оплату услуг “Киевстар”, возможность воспользоваться услугой SMS-оповещений о совершенных по карте транзакциях, а также участия в лоялти-программе, предусматривающей предоставление бонусных баллов при оплате по карте покупок. На сегодняшний день банком эмитировано более 100 тыс. ко-брендовых карт.

В целом деятельность УкрСиббанка характеризуется высокими темпами роста клиентской базы и агрессивной маркетинговой политикой, его общий объем эмиссии до конца нынешнего года составит 500 тыс. карт и 1 млн. карт – до конца 2005г. В следующем году банк продолжит развитие ко-брендовых программ и кредитных карточных продуктов, а также дополнительно установит 200 банкоматов и 600 торговых терминалов.

ПЛАС: Каковы, на ваш взгляд, основные факторы, повлиявшие на выбор УкрСиббанка в качестве партнера по реализации проекта именно БПЦ?

В.Волынский: Идеология компании БПЦ в области построения процессинговых систем достаточно сильно выделяет нашу компанию на фоне большинства других участников рынка. Прежде всего мы не предлагаем единое универсальное решение для всех наших клиентов, как это делают очень многие поставщики.

Так, мы четко делим фронтальные и бэк-офисные функции, при этом функционал системы SmartVista Front-End поддерживает операции, производящиеся в режиме on-line, такие, например, как управление терминальными устройствами, маршрутизация транзакций и т. д. В свою очередь, SmartVista Back-Office отвечает за обработку тех операций, которые характерны именно для карточного бэк-офиса (операции, связанные с клиринговым циклом, претензионной работой с платежными системами, отчетностью, взаимодействием с АБС и другими подсистемами), обеспечивает эмиссию карт, управление их жизненным циклом, а также карточными лимитами.

Между двумя этими подсистемами существует ясное функциональное разделение задач: фронтальная система SmartVista выполняет on-line функции и не занимается ведением счетов, кредитованием, отчетностью и т. п., а карточный бэк-офис SmartVista, в свою очередь, не дублирует функции банковского бэк-офиса по ведению счетов. Таким образом, программные продукты SmartVista выгодно отличаются от целого ряда процессинговых решений, представленных как на рынке Украины, так и России, поскольку последние осуществляют дублирование банковских функций, что в перспективе может привести к порочной ситуации построения “банка в банке”.

В числе преимуществ наших программных продуктов стоит также отметить их открытость, многообразие интерфейсов, отсутствие ограничений на выбор аппаратной платформы, невысокую ресурсоемкость, а также практически неограниченную масштабируемость. Помимо этого мы выполняем проекты в рамках фиксированного бюджета, что позволяет клиентам точно планировать свои затраты в долгосрочной перспективе.

Именно этими факторами в конечном итоге и был определен выбор УкрСиббанка в пользу компании БПЦ. При этом следует отметить, что УкрСиббанк относится к числу немногих украинских банков, сделавших серьезные инвестиции в развитие своей технологической базы, а также в построение концептуально правильной, в некотором смысле “канонической” информационной системы. Так, в качестве АБС банк в настоящее время внедряет SAP Banking, а на базе решений SmartVista будет построен единый процессинговый центр для обслуживания всех операций банка, проводящихся в режиме on-line. Таким образом, УкрСиббанк сможет обеспечить прямое дебетование счетов своих клиентов, бесперебойность работы системы в режиме 24×7 за счет реализации функций stand-in по отношению к банковской системе, а также получит возможность создавать сложные технологичные банковские продукты с использованием многосчетовых и мультивалютных структур, реализовывать многоуровневые схемы авторизации и кредитные продукты, не ограничиваясь функционалом карточной или банковской системы, в максимальной степени используя возможности их интеграции и взаимодействия.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8-9 (98-99) ’2004 стр. 29

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных