ИНПАС: проектный бизнес на трех китах

ИНПАС: проектный бизнес на трех китах

Два направления бизнес-стратегии
Сегодня компания ИНПАС является поставщиком широкого спектра технологических решений и оборудования для рынка эквайринга, присутствуя практически на всех основных сегментах. Именно это обстоятельство определяет особенности современной стратегии компании, выделяя ее на фоне многих других российских поставщиков.

Так, на сегодняшний день в рамках ИНПАС параллельно развиваются два различных по своей идеологии стратегических бизнес-направления, первое из которых связано с поставками решений, базирующихся на оборудовании и программных разработках трех ведущих мировых производителей – VeriFone, Axalto иWincor Nixdorf.

Другое направление деятельности ИНПАС связано с участием компании в масштабных проектах в качестве поставщика комплексных решений для крупных эквайринговых сетей. В его рамках речь идет уже не о персональной работе с каким-либо конкретным вендором, но о решении таких задач, как, например, автоматизация той или иной разветвленной эквайринговой сети или внедрение систем лояльности. При этом реализация лоялти-систем также рассматривается нами именно с точки зрения проектной деятельности. Дело в том, что внедрение подобной системы – это достаточно масштабный и долговременный проект, охватывающий практически все аспекты как эквайринговой, так и эмиссионной составляющей деятельности банка. Таким образом, компания ИНПАС в данном случае берет на себя решение широкого спектра задач, включая поставку карт и соответствующих карточных апплетов, обеспечение приема этих карт терминальными устройствами, стыковку с существующей хостовой системой банка и т.д.

Говоря о двух этих основных стратегических направлениях деятельности компании ИНПАС, вначале я хотел бы подробнее остановиться на первом из них, ориентированном на работу с мировыми вендорами.

Мобильность как двигатель эквайринга
Второй год подряд компания ИНПАС признана самым успешным партнером компании VeriFone. К этому результату мы шли достаточно давно, причем достигнутые компанией на протяжении последних лет темпы роста объемов поставок продолжают увеличиваться. Так, если в течение прошлого года компанией было поставлено на российский рынок порядка 32 тыс. POS-терминальных устройств VeriFone, то в 2004 календарном году мы планируем выйти на показатель в 46 тыс. POS-терминалов. Таким образом, судя по предварительным результатам нашей работы, в нынешнем году по объемам поставок оборудования VeriFone Россия займет второе место по Европе, уступив лишь Турции.

В то же время следует отметить, что для ИНПАС первостепенное значение имеют не столько количественные, сколько качественные показатели, т. е. эффективность и востребованность тех технологий, которые мы внедряем. Как показывает практика, именно эти факторы в конечном итоге обусловливают и рост объемов поставок.

И с этой точки зрения в нынешнем году основной акцент был сделан нами на максимальное расширение телекоммуникационных возможностей предлагаемых на российском рынке POS-терминальных решений для VeriFone, как на аппаратном, так и на программном уровне.

Внедрение POS-терминальных устройств с широким набором поддерживающих коммуникационных протоколов, в том числе и использующих современные беспроводные технологии, сегодня является весьма перспективным направлением при построении крупных интегрированных эквайринговых сетей. Примером здесь может послужить POS-терминал OMNI 3750, высокие объемы продаж которого в России обусловлены прежде всего его широкими возможностями, обеспечиваемыми съемными компактными телекоммуникационными модулями. В число последних входят высокоскоростной модем с компрессией данных и коррекцией ошибок, Ethernet-модуль, Wi-Fi модуль и GSM/GPRS-модуль, к поставкам которого на российский рынок мы приступаем в IV квартале нынешнего года. На наш взгляд, это является одним из серьезных конкурентных преимуществ данного POS-терминала. Как показывает статистика, тенденция перехода банков-эквайеров на использование Ethernet в качестве транспортной среды развивается сегодня в геометрической прогрессии, поскольку качество соединения и скорость передачи транзакционной информации выгодно отличает эту схему от привычного Dial-up.

Еще одним популярным среди наших клиентов мобильным устройством VeriFone является GSM/GPRS-терминал OMNI 3600. О широкой востребованности этой модели на отечественном рынке свидетельствуют ее активные продажи не только по Москве, но и в целом ряде российских регионов. Наиболее востребованы “мобильные” возможности OMNI 3600 в проектах построения эквайринговых сетей в таких сферах розничной торговли, как ресторанный бизнес, предоставление услуг такси, сети АЗС и т.д. Число реализованных в России такого рода проектов на базе OMNI 3600 постоянно растет, и это свидетельствует о том, что с точки зрения развития эквайринговой инфраструктуры мы делаем сегодня серьезный шаг к европейскому уровню обслуживания держателей карточек.

Уже сейчас российские банки могут воспользоваться еще одной телекоммуникационной возможностью этого POS-терминала, реализованной в модели OMNI 3600 со встроенным модулем беспроводной связи Wi-Fi, к поставкам которой компания ИНПАС приступила в IV квартале нынешнего года. Использование технологии WiFi видится нам одним из наиболее перспективных на сегодняшний день решений с точки зрения организации приема карточных платежей в небольших супермаркетах и торговых сетях с последующей интеграцией локальных решений такого рода в глобальные эквайринговые сети.

Кроме того, в рамках недавно прошедшей парижской выставки CARTES 2004 компания VeriFone анонсировала свою линейку POS-терминалов нового поколения, в которой она впервые ушла от традиционного названия “OMNI”, сменив его на “Vx”. К основным особенностям терминальных устройств Vx следует отнести в первую очередь мощную преемственную программную среду Verix, открывающую новые возможности в области разработки архитектуры ПО, что для компании ИНПАС имеет едва ли не большее значение, чем преимущества самих аппаратных решений этого вендора.

Характерно, что первым представителем новой линейки стал GSM/GPRS терминал Vx610, продемонстрированный в начале ноября на выставке CARTES 2004 в Париже. Не вдаваясь в технические подробности, отмечу лишь, что этот мощный POS-терминал отличается рекордной на сегодняшний день скоростью обработки данных. С выходом на рынок POSтерминалов семейства Vx на базе микропроцессора ARM9 компания VeriFone вновь вернет себе статус лидера по этому критичному показателю. Подробнее ознакомиться с возможностями Vx610 участники российского карточного сообщества смогут в ходе московской выставки “ИКР-2004”, где она будет представлена на стенде компании ИНПАС.

Тот акцент, который делают сегодня отечественные банки на внедрение мобильных POS-терминалов с целью увеличить масштабы своего эквайрингового бизнеса за счет охвата новых сфер розничного торгового бизнеса, является одной из наиболее важных для нас тенденций, демонстрирующей, что широкие телекоммуникационные возможности терминального оборудования VeriFone понастоящему актуальны на нынешнем этапе развития российского рынка эквайринга. Так, именно 2004г. ознаменовался существенной активизацией развития региональных эквайринговых сетей крупных отечественных банков и их банков-агентов, и новые мобильные технологии оказались востребованными в этих проектах, причем у нас есть основания предполагать, что данная тенденция сохранится и в 2005г.

Если говорить о темпах роста российской эквайринговой инфраструктуры в целом, то, по оценкам компании ИНПАС, в нынешнем году количество торгово-сервисных точек на территории страны, принимающих платежные карты, возросло приблизительно на 40% по сравнению с 2003г., что является чрезвычайно высоким показателем.

Для сравнения можно привести ситуацию на Украине, которая, несмотря на динамичный рост эмиссионной составляющей местного карточного рынка, являет собой резкий контраст с точки зрения увеличения POS-терминальной сети. По нашим данным, в 2004г. уровень развития украинской эквайринговой инфраструктуры практически не изменился по сравнению с прошлым годом. Во многом подобное положение вещей объясняется происходившей на Украине перегруппировкой сил между крупнейшими банками-эквайерами страны, в ходе которой свою стратегию по дальнейшему расширению торгово-сервисной сети в полном объеме продолжали только ПриватБанк, “Аваль” и “Надра”. При этом ПриватБанк, традиционно занимающий ведущие позиции на национальном рынке эквайринга, в нынешнем году сосредоточил свои усилия на задачах, связанных главным образом с оптимизацией своей эквайринговой сети. В то же время, согласно прогнозам ИНПАС, в 2005г. на украинском рынке следует ожидать двукратного увеличения объемов поставок POS-терминального оборудования. Так, если в 2004г. на рынок страны, по нашим оценкам, было поставлено в общей сложности около 7–7,5 тыс. POS-терминалов различных производителей, то в 2005г. этот показатель достигнет порядка 12–13 тыс. устройств.

EMV: ставка на Java-карты
Ни для кого не секрет, что сегодня высокие затраты на модернизацию эквайринговой сети являются одним из основных факторов, препятствующих масштабной реализации EMVпроектов как российскими, так и украинскими банками. В свою очередь, потенциальная окупаемость подобных инвестиций напрямую зависит от количества EMV-карт, обращающихся на рынке, т.е. от возможности банка реально зарабатывать на обслуживании этих продуктов.

В настоящий момент основными задачами компании ИНПАС в области поддержки EMV-миграции являются подготовка набора продуктов и решений, позволяющих банкам не только минимизировать свои инвестиции на этапе внедрения EMV-технологии, но и ощутить реальные преимущества перехода на обслуживание микропроцессорных карт, а также поддержка банков и процессинговых компаний в создании набора принципиально новых бизнес-услуг на базе смарткарточных продуктов. Как я уже отмечал, в число вендоров ИНПАС входит один из ведущих мировых производителей карт – компания Axalto, с которой мы сотрудничаем уже четвертый год. Поставляя на рынок широкий спектр ее “магнитных” и чиповых карточных продуктов, сегодня мы делаем акцент на продвижение микропроцессорных карт Axalto на базе открытой платформы Java Open Platform. Последняя оптимальна для размещения на карте наряду с платежным приложением необходимого набора дополнительных бизнес-апплетов, адекватных бизнес-задачам клиентов, при этом Java-платформа обеспечивает удобство и высокую скорость разработки приложений.

Для реализации EMV-проектов компания ИНПАС предлагает две линейки микропроцессорных карт Axalto: Native-карты e-Galleon и Javaкарты Palmera.

Следует отметить, что, разрабатывая и предлагая банкам различные варианты дополнительных бизнес-приложений на базе технологии EMV, ИНПАС осуществляет комплексное решение данной задачи: компания проводит технологический консалтинг, участвует в построении конкретной бизнес-схемы совместно с заказчиком, разрабатывает POS-терминальное программное обеспечение c пакетом дополнительных бизнес-приложений, а также проектирует карточные приложения, создавая таким образом полноценную инфраструктуру для реализации любого EMV-проекта. Такой подход позволяет банкам уже на начальных этапах реализации EMV-проекта получать финансовую отдачу от вложенных инвестиций, что является важнейшей мотивацией для дальнейшей миграции на микропроцессорные технологии.

Об успешности сотрудничества с Axalto может свидетельствовать хотя бы тот факт, что недавно этот производитель признал компанию ИНПАС своим лучшим партнером по региону ЕМЕA за 2004г. При этом дальнейшие перспективы нашей совместной деятельности с этим мировым производителем смарт-карт весьма масштабны. Так, только в 2004г. Сбербанк России приобрел у Axalto порядка 4 млн. карт, а в 2005г. ИНПАС планирует участвовать сразу в 5–6 крупных банковских проектах, связанных с переходом на EMV-технологии.

Wincor Nixdorf: четыре грани сотрудничества На этом фоне мне хотелось бы рассказать об основных целях, которые преследует компания ИНПАС в рамках своего стратегического партнерства сWincor Nixdorf. Партнерство сWincor Nixdorf изначально рассматривалось ИНПАС исключительно сквозь призму своего проектного бизнеса, связанного с поставкой крупным банкам-эквайерам комплексных решений, базирующихся, в том числе, и на оборудовании этого вендора. Это принципиально отличает ее позицию от стратегии ряда других российских партнеров Wincor Nixdorf.

Очевидно, что подобный подход должен базироваться на достаточно серьезных программных решениях. Итак, какие аспекты сотрудничества сWincor Nixdorf будут являться для компании ИНПАС приоритетными как в 2005г., так и в ближайшей перспективе? В качестве примера я приведу четыре основных направления, которые отражают наши задачи с точки зрения продвижения технологий Wincor Nixdorf.


“Идеология ИНПАС заключается в решении стоящих перед банками задач с помощью поставляемых компанией технологий, и Wincor Nixdorf рассматривается нами прежде всего в качестве стратегического партнера, предоставляющего эти технологии”


Первое из этих направлений – это внедрение систем мониторинга и администрирования сетей банкоматов. В данном случае речь идет о таком актуальном на сегодняшний день продукте Wincor Nixdorf, как ProView. Несмотря на то, что данное решение достаточно хорошо известно на отечественном рынке, с точки зрения компании ИНПАС, здесь еще предстоит решить ряд задач, связанных с грамотным масштабным внедрением этого продукта российскими банками.

Вторым таким направлением является использование мультивендорного ПО, разработанного Wincor Nixdorf и способного работать на банкоматах различных производителей. Так, целый ряд наших клиентов имеют обширные банкоматные парки, базирующиеся на устройствах других вендоров, и успешность поставляемых нами технологических решений, равно как и позиции, которые занимает в этих банках Wincor Nixdorf (поскольку ИНПАС ставит перед собой задачу продвижения продуктов этого производителя среди своих клиентов), напрямую зависят от того, насколько оперативно Wincor Nixdorf сможет осуществлять модернизацию программного обеспечения для такого рода банкоматных сетей и насколько эффективно это ПО позволит ими управлять.

Этот вопрос сегодня является для нас наиболее критичным. До конца нынешнего года мы планируем создать в рамках компании мультивендорную лабораторию – так называемую демозону, на стендах которой клиентам ИНПАС будут демонстрироваться работа предлагаемых нами программных продуктов и новые возможности, которые они открывают в области эквайрингового бизнеса.

В качестве третьего направления сотрудничества ИНПАС сWincor Nixdorf можно рассматривать наш проект, целью которого является обеспечение приема EMV-карт на банкоматах данного производителя. Как и в первых двух случаях, здесь мы также будем использовать базовое программное обеспечение, сертифицированное Wincor Nixdorf в EMV Co., а также тот обширный опыт, который компания ИНПАС приобрела в ходе реализации большого количества аналогичных проектов на POS-терминалах.

Данный опыт и наличие одной из лучших на российском рынке группы экспертов позволят ИНПАС предложить отечественным банкам масштабный сервис по внедрению и запуску EMV-проектов на банкоматных сетях. Одна из задач, стоящих перед нами в данном направлении, – не только реализовать переход на EMV, но и сделать сам процесс миграции максимально безболезненным и достаточно быстрым, как минимум позволив банкам избежать повторения уже пройденных ошибок.

И, наконец, четвертой составляющей партнерства сWincor Nixdorf является продвижение так называемых non-cash технологий на базе информационных терминалов, рассматриваемое ИНПАС в качестве одного из наиболее перспективных направлений деятельности. С нашей точки зрения, сегодня без информационной поддержки весьма проблематично предоставлять клиенту тот или иной современный банковский сервис, как в рамках традиционных отделений, так и в составе автоматизированной сети самообслуживания, крупных торговых комплексов и т.д. Более того, данная тенденция будет продолжать усиливаться по мере расширения обращения на рынке многофункциональных микропроцессорных карт с большим количеством дополнительных бизнес-приложений, программ лояльности и кошельковых схем, предоставляющих их держателям возможность проведения различного рода денежных переводов, платежей в адрес поставщиков услуг и т.д. Кроме того, в недалеком будущем такими факторами станут выступать и развитие муниципальных карточных систем, а также возможная реализация аналогичных проектов с Пенсионным фондом. Очевидно, что оптимальным решением для такого рода программ выглядит создание развитых инфраструктур на базе информационных либо информационно-платежных терминалов. В настоящий момент компания ИНПАС участвует сразу в нескольких проектах такого рода, реализуемых в крупнейших российских эквайринговых структурах.

Вот те четыре основных направления, в рамках которых ИНПАС намерена развивать сотрудничество сWincor Nixdorf. Как нетрудно убедиться, ни одно из них не подразумевает нацеленности на достижение сугубо количественных результатов, например, рекордных объемов продаж и т.д. Еще раз подчеркну, что идеология ИНПАС заключается в решении тех или иных стоящих перед банками задач с помощью поставляемых компанией технологий, и с этой точки зрения Wincor Nixdorf рассматривается нами прежде всего в качестве стратегического партнера, предоставляющего эти технологии. На наш взгляд, в том случае, если данные технологии окажутся востребованными участниками российского рынка, количество поставляемых аппаратных устройств будет динамично расти без необходимости приложения какихлибо дополнительных усилий маркетингового характера. Именно с таких позиций мы выходим на рынок как партнеры Wincor Nixdorf.

Компания-разработчик и компания-интегратор
Как известно, изначально ИНПАС позиционировала себя как компаниюразработчика, и до начала сотрудничества сWincor Nixdorf я мог бы утверждать, что все поставляемое нами программное обеспечение является собственными разработками компании. Однако в свете современных рыночных тенденций, связанных с превращением технологической работы в крупных эквайринговых сетях в проектную деятельность, невозможность решать все поставленные задачи усилиями собственной, пусть даже очень продвинутой, группы разработчиков стала для компании совершенно очевидной. И одним из факторов, повлиявших на наш выбор именно Wincor Nixdorf в качестве вендора по банкоматам, стало наличие у данного производителя очень сильных собственных программных продуктов, которые идеально дополняли софтверное портфолио ИНПАС.

В свою очередь, основными задачами ИНПАС в данном альянсе компания видит в реализации таких направлений, как кастомизация продуктов Wincor Nixdorf, а в тех случаях, когда кастомизация не позволяет в полной мере реализовать требования заказчика, – обращение к возможностям компании Wincor Nixdorf по модификации программных продуктов с целью последующего предоставления их заказчику. Таким образом, ИНПАС принимает на себя роль технологического эксперта, предоставляющего информацию, необходимую для дальнейшего развития программных продуктов компании Wincor Nixdorf. Учитывая сложившийся уровень конкуренции между Wincor Nixdorf, NCR и Diebold, компания ИНПАС приложит все необходимые усилия и задействует всю необходимую компетенцию с целью наращивания конкурентных преимуществ оборудования и технологических решений, поставляемых компанией Wincor Nixdorf.

Другое направление, в котором мы активно работали в нынешнем году и которое также является отражением современной рыночной конъюнктуры, – это достаточно серьезная модификация двух базовых релизов такого нашего программного продукта, как система удаленной загрузки INPAS POS MASTER. При этом очень большое внимание специалистами компании ИНПАС было уделено вопросам модернизации этого продукта с целью использования его в построении распределенных терминальных сетей. Изменения, внесенные в систему, обусловлены наблюдающейся сегодня тенденцией укрупнения российских банков-эквайеров путем различного рода слияний и дружественных поглощений, результатом которого становится образование масштабных многофилиальных банковских структур, необходимость управления которыми существенно повышает востребованность таких комплексных решений, как INPAS POS MASTER.

Кроме того, в ходе модификации INPAS POS MASTER работа наших специалистов была акцентирована и на различных аспектах обеспечения безопасности каналов доставки транзакционной информации в POSтерминальной сети.

При этом сегодня нами ведется масштабная работа по формированию законченных решений, в рамках которых используются продукты Wincor Nixdorf , Axalto, VeriFone, а также программные системы компании ИНПАС. С нашей точки зрения, именно та компания, которая предоставляет комплексные решения на базе нескольких продуктов различных вендоров, имеет неоспоримые конкурентные преимущества не рынке.

Хотелось бы отметить еще один продукт, активно востребованный на рынке. Это программно-аппаратный комплекс PULSAR, предназначенный для организации приема EMV-карт на контрольно-кассовой технике при подключении к ней ПИН-клавиатуры, который успешно решает поставленную задачу, о чем свидетельствует его внедрение практически во всех крупных российских торговых сетях.

Напомню, что ИНПАС обладает четырьмя сертификатами по EMV Level 2, при этом в 2005г. мы планируем получить еще как минимум четыре EMVсертификации в EMV Co., включая сертификацию программного продукта для нового POS-терминала и ресертификацию существующего ПО.

Расширение продуктового портфеля
Как я уже отмечал, одной из двух составляющих современной стратегии компании ИНПАС является ориентированность на поставку комплексных решений, охватывающих все аспекты развития эквайринговой сети клиента. Последняя подразумевает в первую очередь тщательный анализ бизнесзадач, стоящих перед конкретным банком в рамках его эквайринговой деятельности, и их совместное обсуждение. Такой подход позволяет нам выбрать правильное решение в отношении автоматизации эквайринговой сети банка путем поставки ему тех или иных технологий. Однако, не располагая широким набором адекватных данным задачам программных и аппаратных продуктов, реализовать такой проект невозможно. Поэтому сегодня наши усилия направлены на проведение целого комплекса мероприятий, призванных обеспечить компании ИНПАС возможность предоставления своим клиентам полного спектра продуктов, охватывающих все аспекты работы эквайринговой сети, начиная с поставки карточек, разработки необходимых карточных апплетов и заканчивая поставками POS-терминалов, ПИН-падов, а также банкоматов и банковских устройств самообслуживания. Отдельно в этом списке я выделил бы такое направление, как развитие автоматизированных банковских офисов на базе устройств самообслуживания, занимающих сегодня, с моей точки зрения, отдельную нишу в эквайринговой инфраструктуре, а также целый набор программных решений как прикладного ПО, так и систем управления, без которых функционирование современных эквайринговых сетей не представляется возможным.

При этом следует отметить, что распространенная в настоящий момент среди отечественных банков практика, при которой каждый элемент эквайринговой инфраструктуры управляется независимо от других, весьма неэффективна и создает серьезные проблемы на пути дальнейшего развития розничного бизнеса. Выходом из этой ситуации нам видится создание промышленных интегрированных продуктов, позволяющих решать проблему комплексного управления эквайринговыми сетями. Такие системы будут востребованы прежде всего при автоматизации крупнейших на сегодняшний день распределенных эквайринговых сетей российских банков, включая Сбербанк России, Внешторгбанк, РОСБАНК, ФК УРАЛСИБ, Альфа-Банк, Банк Москвы и ряд других ведущих банков.

В заключение я хотел бы вновь подчеркнуть, что важнейшей особенностью современной идеологии компании ИНПАС является ориентированность на проектную деятельность. И в рамках этой идеологии все поставляемые компанией продукты и технологии, включая POSтерминальное оборудование и ATM, прикладное ПО и системы управления, смарт-карты и карточные бизнес-приложения, рассматриваются нами в первую очередь именно как составные компоненты комплексных решений, обеспечивающих автоматизацию работы крупных распределенных эквайринговых сетей и отвечающих требованиям конкретного банка-клиента.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8-9 (98-99) ’2004 стр. 14

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных