Карточный рынок Украины: что изменилось за год?

Карточный рынок Украины: что изменилось за год?

Динамика определяет будущее
По данным Украинской межбанковской Ассоциации членов Europay
(EMA), в настоящее время банками
страны эмитировано в общей сложности свыше 15 млн. платежных
карт, из которых более 13 млн. приходилось на международные карточные продукты Visa International
и MasterCard International
и 2,5 млн. – на карты национальных
и локальных платежных систем,
в том числе Национальной системы
массовых электронных платежей
(НСМЭП), платежной системы УкрКарт и внутрибанковские (одноэмитентные) карты. Эквайринговая инфраструктура страны насчитывала
22 тыс. POS-терминалов, установленных в 32 тыс. торгово-сервисных
точках, около 12 тыс. – оборудованных POS-терминалами ПВН, а также
более 6 тыс. банкоматов.

Главная отличительная черта развития карточного рынка Украины
последних лет – впечатляющая динамика роста по всем направлениям. Как известно, первые международные карты в стране были эмитированы лишь восемь лет назад,
в 1996 г., и уже начиная с 2001 г. прирост всех основных базовых показателей украинского карточного
рынка стабильно находится в границах 70–100% в год. Так, суммарный объем эмиссии международных карт на начало 2001 г. составил
1,5 млн., в 2002 г. – 3 млн., в 2003 г. –
6 млн., а на начало текущего
2004 г. – уже 10 млн. При этом ожидается, что к концу нынешнего года
этот показатель достигнет порядка
14 млн. карт.

Не менее высокими темпами развивалась и сеть приема, что дает аналитикам Visa International и MasterCard International основание считать
Украину одним из самых перспективных рынков Центральной и Восточной Европы.

Разумеется, хорошая динамика украинского карточного бизнеса во
многом обусловлена его достаточно
поздним по сравнению с восточноевропейскими соседями стартом.
Так, интенсивное развитие карточного рынка страны наблюдается
с конца 1999 – начала 2000 г. Однако
на сегодняшний день рынок Украины, как отмечают отечественные
и зарубежные эксперты, успешно
преодолел непростой первоначальный этап формирования и вступил
в стадию определенной зрелости.
Его дальнейшие перспективы диктуют теперь традиционные рыночные
факторы, общие для любой страны:
уровень доходов, эффективная модернизация и использование созданной инфраструктуры, степень развитости в обществе безналичных
расчетов, объективная потребность
корпоративной среды и населения
в карточных услугах.

Макроэкономические перспективы Украины, которые в конечном
итоге определяют темпы развития
карточного рынка, сегодня как никогда благоприятны. Так, в сентябре
2004г. международное рейтинговое
агентство Moody’s Investors Service
повысило прогноз по страновому
рейтингу Украины со “стабильного”
до “позитивного” уровня. Как отмечается в заявлении агентства, после
четырех лет стабильного развития
украинской экономики в нынешнем
году в стране наблюдается резкое ускорение темпов экономического
роста. Динамично развиваются как
внешне-, так и внутриэкономический сектор Украины, отмечается также существенный рост объема валютных резервов страны.

Отличительной особенностью финансовой системы Украины по сравнению с другими странами СНГ стали очень сжатые сроки прохождения всех обязательных этапов развития и достижения определенного
уровня зрелости. Сравнительно быстро в стране начали наблюдаться
и такие принципиально важные тенденции, как перенесение акцента
в стратегии кредитно-финансовых
структур на развитие розничного
бизнеса, включая комплексное обслуживание физических лиц.

Ставка на розничного клиента сделала особенно актуальным расширение карточного бизнеса банков и существенное наращивание сервисов
для рядового украинского держателя
карт. Востребованный потребителями перечень карточных услуг постоянно увеличивается за счет таких направлений, как оплата коммунальных услуг, мобильной связи и доступа в Интернет, автоматизированный
депозит на банкоматах, расчет по
картам в широкой сети розничных
торговых предприятий, предоставление потребительского кредита
и его погашение, а также внутрибанковские переводы.

Таким образом, сегодня перед украинскими эмитентами и эквайерами
стоит задача не только продолжать
обеспечивать решение текущих потребительских запросов держателя
карт, но и делать это максимально современно и качественно.

Устойчивый TOP-10
Число участников украинского карточного рынка с каждым годом динамично растет. На сегодняшний день
международные карты эмитируют
порядка 70 украинских банков,
а в тройку лидеров, по данным MasterCard
International и Visa International,
входят ПриватБанк, банки
“Аваль” и “Надра”, каждый из которых
в свое время перешел “гроссмейстерский” рубеж в 1 млн. карт.

Отличительными особенностями
карточного рынка страны по сравнению с российским является, во-первых, достаточно быстрое продвижение украинских банков в этом сегменте, а во-вторых – достаточно равномерное распределение бизнеса
между украинскими эмитентами
международных карт.

*По данным сайта ЕМА www.ema.com.ua

В качестве примера здесь можно
привести соотношение бизнеса украинских банков-членов MasterCard International.
Так, на совокупную долю
таких банков-лидеров по общим показателям (эмиссия, объемы и количество транзакций, уровень развития
эквайринговой инфраструктуры)
в рамках этой платежной системы,
как ПриватБанк, Проминвестбанк, “Аваль”, “Надра”, ПУМБ, Укрэксимбанк и Ощадбанк, приходится свыше
70% украинского рынка, в то время
как общее число участников MasterCard International в стране на 1 октября 2004г. составляло 63 банка.

Предлагаемый вашему вниманию
рейтинг TOP-10, включающий в себя
10 украинских банков, занимающих
ведущие позиции в сегменте международных карт, и построенный на
основе данных EMA, сформировался
уже достаточно давно. Сразу оговоримся, что приводимые в нем абсолютные цифры носят чисто оценочный характер, т. е. являются неофициальными данными, которые могут
иметь расхождения как со статистикой международных платежных систем, так и с официальными данными
Нацбанка Украины. Нас, в свою очередь, интересует именно общая
структура данного рейтинга. Каждый из его участников прочно сохраняет свои позиции: за последний
год ряд банков лишь поменял свои
места в рейтинге, и только один
банк (“Финансы и кредит”), ранее
стабильно замыкавший “десятку”,
выбыл из TOP-10.

За счет чего эти банки-лидеры
опережают своих конкурентов на
карточном рынке? Здесь прослеживается четкая корреляция между размерами банка (основные финансовые показатели, филиальная сеть,
клиентская база) и степенью развитости и эффективности его карточного бизнеса. Так, крупнейшие банки Украины (прежде всего – крупнейшие ритейлеры) практически
полностью контролируют и карточный рынок страны.

На группу TOP-10 приходится около 90% совокупного объема эмиссии
международных карт, свыше 78% установленных в стране АТМ, более 93%
сети POS-терминалов в торгово-сервисной сети, а также около 86% ПВН.
Таким образом, совокупная доля
эмиссии и эквайринговой инфраструктуры позволяют говорить о заметном превосходстве TOP-10 над остальными украинскими банками,
в той или иной мере развивающими
свой карточный бизнес.

Подавляющая часть банков 2-го
и 3-го эшелонов традиционно уступает лидерам практически по всем показателям. Лишь 20 банков сейчас
имеют объем эмиссии международных карт, который можно признать
заслуживающим внимания с точки
зрения требований современного
рынка (свыше 50 тыс. карт).

Статистические выкладки позволяют также определить и абсолютного лидера, чьи показатели выделяются даже на фоне остальных участников TOP-10. На сегодняшний день,
согласно данным ПриватБанка, его
доля в суммарном объеме эмиссии
карт превышает 45% (около
5,7 млн.), по числу АТМ – 25% (почти
1,7 тыс. из 6,5 тыс.). Еще более заметно преимущество ПриватБанка
в сфере обслуживания платежных
карт в украинской торгово-сервисной сети. Из более 20 тыс. установленных здесь POS-терминалов на долю банка приходится почти 14 тыс.
устройств, или порядка 70% всей сети. Отметим, что еще год назад этот
показатель ПриватБанка составлял
76%. За это время его несколько потеснили (и прежде всего в таком наиболее привлекательном с точки
зрения эквайринга регионе, как Киев) банки “Аваль” и “Надра”,
при этом другие банки TOP-10 также
имеют возможность динамично развиваться в своих сегментах рынка.
В перспективе, как прогнозируют
эксперты, группа из 5-6 наиболее
крупных банков страны реально может вырасти до десятка. В пользу
этого свидетельствует хорошо заметная тенденция “догоняющего
развития”, высокие темпы которого
демонстрирует в последний год, например, УкрСиббанк.

Юридические аспекты “зарплатной” экспансии
Потенциал экстенсивного роста украинского рынка, несмотря на не раз
высказываемые на этот счет сомнения, еще до конца не исчерпан.
В пользу такого вывода свидетельствует продолжавшаяся в течение последнего года “зарплатная” экспансия многих украинских банков. Следует отметить, что в отличие от России, где зарплатные проекты далеко
не всегда реализуются с учетом пожеланий самих работников предприятий, являющихся корпоративными
клиентами таких банков, права украинских держателей зарплатных карт
на “самоопределение” в подобных
вопросах защищены как гражданским законодательством страны, так
и регулятивными документами Национального Банка Украины.

В качестве примера здесь можно
привести тот факт, что недавно НБУ
направил в адрес кредитно-финансовых организаций страны телеграмму, в которой указал на недопустимость внедрения на предприятиях
зарплатных проектов на базе банковских карт без письменного согласия их работников. Как подчеркивается в тексте сообщения, “вопрос выплаты заработной платы через учреждения банков путем внедрения карточных зарплатных проектов должен решаться исключительно на добровольной основе”.

При этом НБУ подчеркивает, что
оплату услуг банка по выдаче зарплаты по пластиковым картам обязан
осуществлять работодатель или
уполномоченный им орган. Кроме
того, Нацбанк Украины напоминает
банкам о необходимости предварительного (до подписания договора
о выплате зарплаты по картам) ознакомления сотрудников предприятия
с условиями получения карт, правилами пользования и тарифами на их
обслуживание.

По всей видимости, тенденции, характерные для Украины в плане “свободы выбора” для держателя зарплатной карточки, не обойдут в ближайшее время и Россию. В пользу этого
вывода говорит, в частности, недавнее решение комиссии ростовского
управления ФАС, обязавшей Сбербанк РФ прекратить нарушение антимонопольного законодательства на
рынке финансовых услуг. Поводом
послужили запросы в адрес ростовского управления ФАС от пенсионеров Минобороны РФ, касавшиеся
правомерности требования ростовского ОСБ № 5221 в срочном порядке открыть для получения пенсии
в любом филиале отделения карточку “Maestro Социальная”. Процентная
ставка по данной карте была установлена в размере 4%. До этого пенсии
данных пенсионеров зачислялись во
вклады в других банках с размером
процентной ставки 8–12%.

Кредитные карты переходят в наступление
Украинский рынок кредитных карт
пока еще находится в стадии формирования, и основной объем эмиссии
здесь составляют дебетовые карты,
главным образом Maestro и Visa
Electron. Не в последнюю очередь
из-за преобладания дебетовых продуктов доля неактивированных карт
на Украине значительно ниже, чем,
например, в странах Западной Европы. Международный опыт свидетельствует, что статистические данные по развитым карточным рынкам
обычно дают несколько преувеличенное представление о количестве
реально обращающихся на них карт.
И в большинстве случаев это отнюдь
не вина “лукавой статистики”. Дело
в том, что данные об объемах эмиссии платежных карт всегда объективно превышают число реально обращающихся на рынке. Например,
на карточных рынках государств ЕС
эта “погрешность” достигает порой
30%. Причем ее большая часть относится к кредитным картам, которые
гораздо чаще попадают в разряд неактивированных.


Ситуация на Украине значительно осложняется отсутствием среднего класса, представители которого являются наиболее перспективной клиентской группой для кредитования по карточкам


Преобладание дебетовых продуктов в портфеле банков Украины объясняется не только высокой долей
зарплатных проектов в общем количестве развиваемых ими карточных
программ, но и еще одной чертой,
характерной для стран, где рынок
розничных банковских услуг в его
современном понимании начал развиваться сравнительно поздно. Речь
идет о таком серьезном препятствии
на пути массового внедрения кредитных карточных продуктов, как
отсутствие кредитной истории у подавляющего большинства населения
Украины. При этом следует отметить, что в отличие от России, банкам которой также пришлось столкнуться с аналогичным обстоятельством при выходе на рынок массового
розничного кредитования, ситуация
на Украине значительно осложняется фактическим отсутствием так называемого среднего класса, представители которого являются, как известно, наиболее перспективной клиентской группой для реализации такого рода программ. В то же время
не следует считать, что столь явное
доминирование дебетовых продуктов на рынке страны сохранится
и впредь. Несмотря на то, что реализация зарплатных проектов до сих
пор остается на Украине весьма конкурентным направлением, значительно больше перспектив с точки
зрения повышения доходности своих карточных программ местные
банки начинают видеть в развитии
кредитования по карточкам.

Действительно, традиционные
кредитные карты на базе продуктов
таких категорий, как Standard и Gold,
по-прежнему не столь популярны
у украинских граждан. Совокупный
объем эмиссии карт этих категорий, порядка 90% из которых работает
в режиме off-line debit, составляет сегодня около 500 тыс. карт Visa International
и MasterCard International,
или в среднем от 5 до 20% от общего
карточного портфеля большинства
украинских банков, при этом их доля продолжает расти. В частности,
с начала 2004 г. MasterCard International
удалось добиться существенного прироста эмиссии карт
MasterCard Standard и MasterCard
Gold, составившего за первое полугодие 2004 г. более 50 тыс. Еще раз
подчеркнем, что далеко не все эти
карты были выпущены в рамках кредитных проектов, однако, по прогнозам экспертов, в 2004г. рост основных эмиссионных доходов украинских банков будет получен именно за счет кредитных карт.


Низкий показатель доходности эквайрингового бизнеса оказывает деморализующее и разрушающее воздействие на его участников и наносит реальный ущерб безопасности приемной сети


В пользу этого свидетельствует не
только общее оживление украинской
экономики и потребительского
спроса, но и готовность банков предложить массовые программы карточного кредитования на базе как
стандартных продуктов, так и нового
кредитного продукта платежной системы – карточки MasterCard Electronic
со 100%-ной онлайновой авторизацией, проекты эмиссии которой
в 2005г. запускают более 20 украинских банков.

В уже отмеченных условиях отсутствия кредитной истории у большинства населения, равно как и такой клиентской группы, как средний
класс, массовое продвижение на
рынке страны классических кредитных карточных продуктов, например, с револьверной схемой кредитования, сегодня неэффективно
прежде всего из-за слишком большого уровня рисков. В то же время карта MasterCard Electronic не только
позволяет эмитенту полностью контролировать свои риски благодаря
100%-ной онлайновой авторизации,
но служит также кредитным продуктом входного уровня, позволяя клиентам “с улицы” обзавестись в банке
кредитной историей. В том случае,
если она будет положительной,
со временем банк сможет предложить держателям MasterCard Electronic
ту или иную классическую кредитную карту с более широкими возможностями, тем самым расширив
свою клиентскую базу.

Кроме того, в настоящее время украинские банки активно реализуют
программы потребительского кредитования на основе карточных продуктов Visa International. Так, за период с июня 2003г. по июнь 2004г. количество кредитных карт платежной
системы на Украине увеличилось более чем в 5 раз, до 239 тыс.

Итак, несмотря на то, что до сих
пор подавляющая часть эмитированных в стране карт выпущена в рамках
зарплатных проектов, Украина прошла закономерный этап развития
своего карточного рынка на основе
такого рода программ.

В то же время многие эксперты полагают, что обоюдная заинтересованность банков и их частных клиентов
в расширении потребительского кредитования уже к концу 2005г. качественно изменит соотношение классических револьверных кредитных
карт и дебетовых продуктов на рынке
Украины в пользу первых.

В этом же направлении действуют
и законодатели страны. Так, в настоящий момент Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов
и банковской деятельности готовит
к рассмотрению проект закона об
организации формирования и обращения кредитных историй. В последнем предусмотрено, что сбор и предоставление информации, которая
составляет кредитную историю,
должны осуществляться исключительно по согласию субъекта этой
кредитной истории. Кроме того, участник имеет право отказаться от заключения кредитного договора или
заключить кредитный договор на условиях, которые учитывают повышенные риски в случае отказа субъекта предоставить согласие на доступ
к его кредитной истории.

Основными принципами формирования и доступа к информации
в законопроекте названы: добровольность формирования кредитной
истории; адекватность объемов информации целям, для которых они
собираются; полнота и достоверность информации; конфиденциальность и срочность сохранения информации; независимость бюро кредитных историй.

Защита субъекта кредитной истории от несанкционированного ознакомления с содержащейся в ней информацией гарантируется строгим
ограничением доступа к кредитной
истории. Получение кредитных историй из Бюро возможно только
с письменного согласия самого субъекта, относительно которого накоплена информация. Проектом закона
предусмотрено создание лицензированных Бюро кредитных историй на
частной основе как юридических
лиц, исключительной деятельностью
которых является сбор, хранение,
использование и распространение
информации, составляющей кредитную историю.

В целом Украина повторяет с незначительным лагом процесс развития программ массового кредитования населения в России, начавшийся
примерно на год раньше. В то же время процесс создания законодательного обеспечения этого направления
банковского бизнеса развивается
в обеих странах фактически параллельно. Так, к моменту публикации данной статьи Госдумой РФ во втором чтении был принят законопроект “О кредитных историях”.

Развитие эквайринга:
льготное налогообложение или демпинг?

По мнению экспертов, сегодня Украина может эффективно использовать
преимущества “позднего старта”,
с самого начала внедряя наиболее современные платежные технологии
решения и услуги. Действительно,
карточный рынок страны в последние годы отличают именно высокие
темпы внедрения новых продуктов
и решений международных платежных систем. В качестве примера можно привести предоплаченные карты,
уже упомянутые кредитные карты со
100-процентной онлайновой авторизацией MasterCard Electronic, а также активную реализацию чиповых
программ на базе EMV-продуктов
с приложениями VSDC и M/Chip.

В то же время на Украине пока еще
остается достаточно много вопросов, касающихся уровня эффективности внедрения новых технологий,
затраты на которые велики, а реальный спрос со стороны корпоративного сектора и населения пока ограничен. Явное противоречие современного этапа – банки-лидеры решают стратегическую задачу предоставления всего комплекса современных услуг (где карточный бизнес – важная составная часть),
но при этом вынуждены ограничивать развитие целого ряда наиболее
высокотехнологичных направлений
своего карточного бизнеса.

В стране пройден этап построения
базовой карточной инфраструктуры,
завершен в основном процесс охвата
крупных предприятий зарплатными
проектами, созданы масштабные
POS-терминальная и банкоматная
сети. Однако эффективность использования имеющейся эквайринговой
инфраструктуры, по среднеевропейским меркам, весьма низка. В первую
очередь налицо сохранение явного
дисбаланса между объемом и количеством транзакций в торгово-сервисной сети и операций по снятию
наличных в пользу последних. По некоторым оценкам, на долю карточных платежей сегодня приходится
около 6% всех операций по картам
на Украине. В связи с этим задача,
стоящая сейчас перед украинскими
банками, вполне традиционна для
растущих рынков – это дальнейшее
развитие эквайринговой сети, а также расширение спектра услуг для
держателей, стимулирующее их к активному использованию своих карт
в качестве платежного инструмента.
На этом фоне показательным выглядит, например, тот факт, что большинство украинских эмитентов,
приступающих к выпуску MasterCard
Electronic, намерено ограничить возможность использования предоставляемой держателю этой карточки
кредитной линии операциями в торгово-сервисной сети.

В направлении развития рынка эквайринга сегодня предпринимаются
и достаточно решительные шаги,
в том числе и на государственном
уровне. В качестве примера здесь можно привести внесенный почти год назад группой народных депутатов законопроект, к настоящему времени принятый Верховной Радой Украины
и подписанный президентом страны.

Данный документ предусматривает
внесение в национальное законодательство целого ряда изменений.
В частности, согласно последним,
правительство Украины должно будет
определить категории торгово-сервисных предприятий, работающих на
территории страны, которые будут
обязаны обеспечить в своих точках
прием карточных продуктов не менее
трех платежных систем, а также срок
введения данных правил.

Помимо введения такого рода мер,
в настоящий момент в Верховной Раде идет активное обсуждение ряда
других законодательных актов, направленных на стимулирование
предприятий торговли к обеспечению приема платежных карт. Так, предусмотренное одним из этих документов льготное налогообложение
карточных операций (в размере три
четверти от действующих ставок) является лучшим стимулом для мерчантов внедрять безналичную форму
расчетов с использованием платежных карт и позволяет материально
заинтересовать в этом украинские
торговые сети.

Ожидается, что некоторые предложения такого рода могут в итоге войти составной частью в Государственную программу развития безналичных платежей граждан, рассмотрение
которой в настоящий момент проводится украинским парламентом.

Пока же на пути массового использования платежных карт при
оплате товаров и услуг сохраняется
много препятствий. Прежде всего
это по-прежнему незначительная
доля мерчантов, принимающих платежные карты, по отношению к общему числу торгово-сервисных
предприятий страны. Как свидетельствует статистика, по количеству
POS-терминалов в торгово-сервисной сети на 1 млн. населения скромный показатель Украины (420) сейчас в 2 раза ниже аналогичного показателя России, в 7 раз – Польши
и в 40–50 раз ниже, чем в развитых
странах ЕС (Франции, Италии, Великобритании и Испании).

Эта проблема связана, в том числе,
с общим уровнем украинской розничной торговли и прежде всего
с недостаточным развитием тех ее
форм, которые обеспечивают основу
товарооборота в Европе (супермаркеты, мегамаркеты и мегамоллы). Однако главным сдерживающим фактором можно назвать прохладное отношение львиной доли мелких
и средних торговых точек к работе
с карточками. Такая позиция мерчантов подчас вполне объяснима. В первую очередь это естественная реакция большинства мелких предпринимателей, которые хотят таким образом “минимизировать” или совсем
уйти от налогообложения, и т. п. Очевидно, что на этом фоне принятие
к такого рода мерчантам уже упомянутых нами мер принудительного
характера, предусмотренных новым
законопроектом, выглядит вполне
оправданным.

Однако на Украине, помимо перечисленных мотиваций, существует
и целый комплекс вполне объективных и в то же время весьма специфических проблем, которые по настоящее время продолжают сдерживать
естественное развитие сети приема
карточек. Среди последних можно
назвать низкое качество клиентской
поддержки, длительность проведения транзакции, неудобство для клиентов, кассира и бухгалтерии. Кроме
того, серьезной проблемой остаются
и вопросы ответственности по спорным операциям, включая транзакции, совершенные по поддельным
или украденным картам.

Любопытно, что, по оценке некоторых представителей украинской
торговли, сдерживающим фактором
якобы выступает и сравнительно высокий, на их взгляд, уровень торговой уступки. При этом приводятся
ссылки на мировой опыт, который
показывает (по словам этих мерчантов), что пороговым значением для
вхождения мерчантов в проекты
с использованием карт считается
торговая уступка в 2%. На Украине на
начало 2004 г. этот показатель составлял от 1,9 до 2,5%, что полностью
соответствовало аналогичной ситуации в России. По некоторым прогнозам, за 2004–2005гг. украинские эквайеры способны понизить торговую уступку до 1,3–1,7% для крупных
розничных сетей, что, следуя логике
упомянутых представителей торговли, даст необходимый стимул для
масштабного развития торгово-сервисной сети банков.

Однако не следует забывать, что
есть и еще одна сторона медали. Дело в том, что подобный уровень торговой уступки, которого с нетерпением ожидает украинская торговля,
в действительности является откровенно демпинговым и может быть
приемлемым лишь в краткосрочном
порядке. В рамках же “гонки на выживание” столь низкий показатель
доходности эквайрингового бизнеса
оказывает деморализующее и разрушающее воздействие на его участников, влечет за собой падение качества сервиса, замедление темпов развития и, что самое прискорбное, наносит реальный ущерб поддержанию
необходимого уровня безопасности
приемной сети.

По оценке экспертов, к настоящему времени до 10% розничного товарооборота в Восточной Европе обслуживается с использованием платежных карт, этого показателя в регионе удалось достичь примерно за
12 лет. В свою очередь, к показателям
в 20–30% страны Западной Европы
и США шли около 30 лет. На Украине
же в 1996г. эквайеры стартовали
практически с нулевой отметки и за
8 лет достигли показателя в считанные проценты торгового оборота.
Таким образом, огромный потенциал рынка страны сегодня практически открыт для дальнейшего развития
этого направления.

EMV-аспекты
В настоящее время одним из важнейших показателей успехов национальных карточных рынков становятся
темпы EMV-миграции. Так, к настоящему времени MasterCard International
сертифицированы на эмиссию
и эквайринг ее чиповых карточных
продуктов либо находятся на различных стадиях процесса сертификации
в общей сложности 13 украинских
банков. При этом ожидается, что к середине 2005г. соответствующую сертификацию пройдет 100% банков-эквайеров платежной системы.

К концу I квартала 2004 г. банки Украины эмитировали также свыше
110 тыс. карт VSDC, а общее число
адаптированных для обслуживания
EMV-совместимых карточных продуктов Visa International POS-терминалов на территории страны достигло 15 тыс. На сегодняшний день на
эмиссию чиповых карт Visa International
сертифицировано 2 украинских
банка, на эквайринг – 4, при этом
в процессе миграции находится еще
целый ряд кредитно-финансовых
организаций.

С одной стороны, успехи в этой области можно рассматривать как показатель некой зрелости украинского
рынка. А с другой – стратегия перехода участников украинского рынка на
EMV остается неизменной: с 1 января
2005г. вступит в силу перенос ответственности (liability shift) по спорным
POS-терминальным транзакциям
в рамках MasterCard International, и 1
января 2006г. это произойдет в рамках Visa International.


В недалеком будущем украинские (и не только) банки могут
пострадать от банкоматного мошенничества, несмотря на то,
что порядка 70% ATM-сети на территории страны уже оборудовано смарт-картридерами


Очевидно, что с вступлением в силу
правила переноса ответственности
отставание в использовании чиповых технологий стандарта EMV начнет приносить реальные экономические потери эмитентам и эквайерам.
Ожидается, что к концу текущего года подавляющая часть POS-терминальной сети на Украине будет адаптирована к приему EMV-карт. Следовательно, у тех банков-эмитентов, которые не успеют перейти на выпуск
чиповых карт, возникнут дополнительные риски. Ведь согласно правилам переноса ответственности на
“нечиповую сторону” банк, не обеспечивший более безопасное обслуживание карт, примет на себя финансовые потери по мошенническим
транзакциям. Таковым будет считаться банк-эмитент, карты которого не
будут оснащены чипом, либо банкэквайер, POS-терминалы и банкоматы которого не смогут обслуживать
совмещенные EMV-карты по чипу.

Все это стимулирует быстрые темпы EMV-миграции украинских банков, пока еще, правда, заметно отстающих по объемам эмиссии чиповых
карт не только от стран Западной Европы, но и от ряда своих ближайших
восточноевропейских соседей,
включая Россию. В то же время динамичная адаптация к обслуживанию
EMV-карт сегодня касается в основном POS-терминальной сети. Наиболее незакрытым участком на украинском рынке остается банкоматная
сеть, заметно отстающая по темпам
EMV-миграции. И прежде всего
вследствие отсутствия необходимых
программных решений, сертифицированных в международных платежных системах. Характерно, что в ряде других стран Европы (где карточные рынки сформировались раньше) пошли по другому пути. Там банкоматной и POS-терминальной сетью часто управляют специализированные компании, в руках которых
сосредоточен весь банкоматный
бизнес. Именно они берут на себя
вопросы заказа у той или иной компании-разработчика EMV-совместимого ПО с последующей сертификацией его в Visa International
и MasterCard International.

На Украине владельцами ATM-сетей
по-прежнему остаются банки, которым в большинстве случаев не под
силу самостоятельно решать сложную и высокозатратную задачу по
адаптации своих банкоматных парков на прием чиповых карт путем
разработки и сертификации в международных платежных системах соответствующего программного обеспечения, в то время как сами производители банкоматов достаточной инициативы в данных вопросах пока не
проявляют. Причем такое опасное состояние неопределенности касается
не только Украины, но и других развивающихся рынков (включая Россию). В результате в недалеком будущем украинские (и не только) банки
могут пострадать от банкоматного
мошенничества, несмотря на то, что
порядка 70% ATM-сети на территории
страны уже оборудовано смарт-картридерами. При этом есть основания
предполагать, что существенная доля
мошеннических транзакций придется на карты зарубежных эмитентов,
и в первую очередь банков тех стран,
которые сегодня являются мировыми
лидерами по темпам перехода на
EMV, что будет обусловлено миграцией местной преступности на рынки,
менее продвинутые в плане внедрения новых технологий.


В ближайшие 6 месяцев НБУ должен дать банкам ответ на самый критичный для них вопрос: станет ли новый карточный продукт, эмитируемый в рамках “НСМЭП-2”, EMV-совместимым


Например, к середине 2004г. число
EMV-карт только MasterCard International
в Азиатско-Тихоокеанском регионе достигло 23 млн. В целом же по
сравнению с 2001г. количество EMVкарт увеличилось здесь почти в 6 раз
и достигает сегодня 90% общего объема регионального карточного рынка.

В то же время, как это ни парадоксально, самые низкие темпы EMV-миграции демонстрирует карточный
рынок Северной Америки (США и Канады), остающийся наиболее масштабным в мире по развитости эквайринговой сети и по объему эмиссии.

До настоящего времени международные платежные системы не установили конкретных сроков переноса ответственности для банков США, а для
Канады Visa International и MasterCard
International определили неблизкую
дату 1 января 2010г., что представляет
разительный контраст с положением
дел в Западной Европе, где на данный
момент большинство банков-эквайеров почти полностью адаптировали
свои POS-терминальные и банкоматные сети к обслуживанию EMV-карт.

В то же время в регионе Восточной
Европы, в который входит Украина,
степень освоенности новой технологии выпуска EMV-совместимых карт
не так высока, и у страны еще вполне
есть время, чтобы догнать ушедших
вперед соседей.

“Национальный” подход:
большое видится на расстоянии

По-прежнему актуальной темой для
большинства карточных рынков
стран СНГ остается соотношение локальных (“национальных”) и международных карточных продуктов в сегменте безналичных платежей населения. Долгое время на Украине (как
и в России) была велика доля локальных платежных систем, что было
обусловлено этапом становления карточного рынка страны, характерной
чертой которого является свободный
поиск оптимальных решений.

Примечательно, что и “международный”, и “национальный” сценарии развития карточного рынка страны ведут свой отсчет с 1996г., когда
первые в стране карты Visa International
и MasterCard International были
эмитированы, соответственно, ПриватБанком и Первым украинским
международным банком (ПУМБ).
В том же году Нацбанком Украины
с целью внедрения в стране автоматизированной системы безналичных
расчетов в режиме off-line была запущена НСМЭП. Несмотря на реализованные на региональном уровне
(в Одессе и Харькове) пилотные проекты, а также активную поддержку
НБУ (в т. ч. за счет государственного
финансирования), НСМЭП так и не
стала действительно национальной,
то есть массовой платежной системой. Не помогли даже элементы государственного протекционизма. Любопытно, что на протяжении прошлого года в украинских СМИ муссировались даже слухи о попытках привлечь международные платежные системы к участию в проекте НСМЭП.

Как бы то ни было, после объективной оценки результатов 7-летней работы руководство НБУ приняло решение выйти из проекта и сделать его
коммерческим, передав заинтересованным рыночным структурам. Главную роль сыграли следующие факторы: низкий совокупный объем эмиссии (ко времени принятия данного
решения в рамках системы банки
эмитировали лишь около 0,5 млн.
карт), а также несовместимость со
стандартом EMV выбранной микропроцессорной технологии. Так, одной из причин весьма низкого распространения НСМЭП специалисты
называют тот факт, что выбор модели
микропроцессора, закупленной для
реализации проекта, был сделан
в пользу продукта, не совместимого
с EMV. Соответственно, тем украинским банкам, которые адаптировали
свою эквайринговую сеть для обслуживания карточек НСМЭП и одновременно работают также с международными платежными системами, сегодня приходится полностью дублировать инфраструктуру приема и процессингового обслуживания карт, что
обходится достаточно дорого.

На этом фоне неудивительно, что
некоторое время назад Нацбанк отказался и от дальнейшего развития
НСМЭП в том виде, в котором она существует в настоящее время, продекларировав свои намерения создать
новую Единую национальную систему банковских карт, которая работала
бы одновременно как по технологиям локальных, так и международных
платежных систем.

Вполне вероятно, что последняя
инициатива НБУ, получившая в карточных кругах название “НСМЭП-2”, родилась под влиянием откровенно
“направленной” информации о якобы позитивных достижениях на данном поприще банковского сообщества Франции. Проект предполагает,
что новая единая система будет более проста в использовании, поскольку прием банковских карт на
внутреннем рынке не станет зависеть от связи банка с любой из международных платежных систем: все
внутренние вопросы между банками
страны будут решаться без участия
последних. При этом НБУ намерен
взять на себя функции расчетного
банка новой системы через корреспондентские счета коммерческих
банков, которые в нем открыты.

По сведениям экспертов, НБУ пока
не удалось убедить украинские банки
в том, что им выгодно вкладывать
средства в очередной проект новой
“национальной” платежной системы.
Поэтому пока неизвестно, кто возьмется за его финансирование. Однако, судя по всему, споры вокруг жизнеспособности новой национальной
платежной системы должны решиться в ближайшие 6 месяцев, в течение
которых НБУ должен дать банкам ответ на самый критичный для них вопрос в этой области: станет ли новый
карточный продукт, эмитируемый
в рамках “НСМЭП-2”, EMV-совместимым. При этом очевидно, что если
НБУ примет отрицательное решение, внедрение такой системы,
по всей вероятности, не сможет быть
реализовано даже административными методами.

По мнению экспертов, уже в следующем, 2005г. по мере развития процесса EMV-миграции те банки, для которых эмиссия карт НСМЭП не достигнет некой “критической массы”,
начнут разворачивать свой карточный бизнес в сторону международных платежных систем, обеспечивающих глобальную сеть приема и единые технологические стандарты.

По оценке редакции журнала
“ПЛАС”, в отличие от так называемой
французской модели создания национальной платежной системы, печальный опыт которой в конечном
итоге вынудил банки Франции приступить к переходу на стандарт EMV
(новый проект украинского Нацбанка напоминает ее прямую реконструкцию), для карточного рынка Украины гораздо более адекватными выглядят примеры других европейских
стран. Среди последних можно привести опыт национальной британской дебетовой программы Switch,
а также локальных платежных систем
в Чехии, Венгрии и России, мигрирующих на EMV-платформу MasterCard.

В России самым ярким примером
подобного технологического дрейфа
является альянс платежной системы
ACCORD и MasterCard International.
Согласно достигнутой еще в 2002г.
договоренности между банком УРАЛСИБ – организатором платежной системы ACCORD – и московским офисом MasterCard Europe в рамках данного проекта в настоящий момент активно идет подготовка процесса миграции ACCORD на EMV-совместимые
карты с приложением M/Chip 4.

Показателен с этой точки зрения
и совместный проект MasterCard International
с другой российской платежной системой – “Золотой Короной”. Эмиссия линейки микропроцессорных карт “Золотая Корона” –
MasterCard позволила отечественной
платежной системе при полном сохранении своего бренда, операционных правил и определенных преимуществ для своих участников значительно расширить технологические
и функциональные возможности своих карточных продуктов и обеспечить им глобальную сеть приема. Так,
если такая совместная карта предъявляется к оплате в инфраструктуре
“Золотой Короны”, то в этом случае
она идентифицируется как выпущенная в рамках этой платежной системы. При этом все взаиморасчеты происходят по правилам “Золотой Короны”, а информация о транзакции, соответственно, поступает в клиринговый центр платежной системы. Если же карта с единым EMV-приложением обращается в регионе, где эквайринговая сеть “Золотой Короны” отсутствует, в приемной сети MasterCard она идентифицируется как международный продукт.

На Украине подобный путь эксперты видят логичным для платежной
системы “УкрКарт”, у которой нет
технологических проблем с точки
зрения EMV-миграции, ставших серьезной преградой на пути успешного
развития НСМЭП. Еще ранее УкрСиббанк, активно развивавший свою локальную смарт-карточную программу “ГЕО”, принял решение после получения статуса принципиального
члена Visa International перевыпустить около 70 тыс. эмитированных
им локальных карт на базе EMV-карт
этой платежной системы.


Сегодня на Украине четко обозначилась тенденция, когда банки с целью снижения затрат и повышения эффективности карточного бизнеса стремятся к интеграции своих локальных карточных программ с международными платежными системами


Tаким oбразом, сегодня на Украине четко обозначилась тенденция,
когда банки с целью снижения затрат и повышения эффективности
карточного бизнеса стремятся к интеграции своих локальных карточных программ с международными
платежными системами.

Так или иначе, в следующем году
у международных платежных систем
будет повод отпраздновать сразу два
знаковых события. Так, в планах Visa
International – к концу 2005г. достичь
совокупного уровня эмиссии украинскими банками в 7,5 млн. карт,
при этом к концу 2008г. эксперты
платежной системы прогнозируют
увеличение этого показателя до
11 млн. карт Visa.

Уже к началу второго полугодия
2004г. совокупный объем эмиссии
карт Visa International украинских
банков достиг 5,4 млн., увеличившись за прошедший год на 86%. Общий годовой оборот по ним составил 3,3 млрд. долл. США, что на 74%
превышает аналогичные показатели
2003г. По объему эмиссии карт платежной системы рынок Украины занимает сегодня третье место в регионе СЕМЕА (после перехода Венгрии,
Чехии, Польши и стран Балтии в регион EU) вслед за Россией (11,8 млн.)
и ЮАР (10,3 млн.).

Как уже отмечалось, темпы роста
украинского рынка продуктов платежной системы являются сегодня
самыми высокими во всей Восточной Европе. Динамика развития бизнеса MasterCard International в стране дает все основания предполагать,
что уже к концу нынешнего года количество карт платежной системы
возрастет здесь до 7,5 млн. Только совокупный объем эмиссии карт
Maestro украинских банков к началу
второго полугодия 2004 г. составил
более 6,3 млн., увеличившись по
сравнению с аналогичным прошлогодним показателем на 83%.

Этот результат сделал Украину лидером по совокупному объему эмиссии карточных продуктов MasterCard
International в регионе Восточной Европы, превысив аналогичный показатель российского рынка примерно на
0,5 млн. карт за счет более динамичного прироста карт Maestro (по количеству карточных продуктов с логотипом MasterCard российские банки
по-прежнему опережают своих украинских коллег). К 1 октября текущего
года совокупное количество карт
MasterCard International уже превысило на Украине 7 млн. карт.

По некоторым прогнозам, в течение ближайших трех лет рынок страны преодолеет рубеж в 15 млн. карт
этой платежной системы.

Все еще впереди
В отличие от постсоциалистических
стран Центральной Европы, карточные рынки которых уже окончательно сформировались и достигли высокого уровня насыщения, у Украины
(как и у России) остается сегодня огромный потенциал для дальнейшего
развития этого направления.

Особенностью нынешнего этапа
развития украинского рынка является то обстоятельство, что местные
банки, как и их российские коллеги,
успели прийти к четкому пониманию: карточный бизнес – это не
имиджевая составляющая, но весьма
перспективное бизнес-направление
деятельности, которое при грамотном подходе может приносить высокую прибыль.

В то же время прошедший год ясно
продемонстрировал, что во всем мире динамика роста по всем основным показателям развития эквайринговой инфраструктуры (POS-терминалы, АТМ, ПВН) неизбежно начинает снижаться на фоне приближения к уровню насыщения рынка востребованными карточными услугами. Последнее подразумевает, с одной стороны, приближение к порогу
платежеспособного спроса, а с другой – к предельной для банков-эмитентов и эквайеров эффективности
используемых сегодня технологий
и схем расчетов по картам, а также
к пределу роста заинтересованности
торгово-сервисных предприятий
в приеме платежных карт.

Тем не менее интенсивное развитие
инфраструктуры карточного рынка
и ее технологическое обновление
продолжаются, и рынок Украины сегодня может выступать ярким тому
примером. Стратегическая задача на
данном этапе состоит в том, чтобы на
этой основе повысить не столько
массовость, сколько эффективность
использования держателями карт,
увеличивая обороты по ним в торгово-сервисной сети и тем самым прибыльность реализуемых банками карточных программ в целом.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8-9 (98-99) ’2004 стр. 2

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных