Журнал ПЛАС » Архив » 2004 » Журнал ПЛАС № 7 (97)2004 » 487 просмотров

WAY4 Universe Бизнес-ориентированный подход к интеграции

Новая интеграционная платформа WAY4 Universe компании OpenWay позволяет банкам перейти от интеграции розничных IT-систем по принципу “каждый с каждым” к организации эффективной схемы взаимодействия, учитывающей особенности управления бизнес-процессами.

Успешное развитие таких перспективных направлений розничного бизнеса, как потребительское кредитование, комплексное обслуживание клиентов через филиальную сеть и самообслуживание, web- и мобильные услуги, напрямую зависит от степени интеграции различных средств автоматизации банка, обеспечивающих поддержку розничных продуктов и услуг. Речь идет об организации эффективного взаимодействия всех продуктовых и сервисных IT-систем банка – АБС, процессинговой, клиентской поддержки (Call-center), CRM, а также внешних систем приема коммунальных и других платежей населения, баз данных кредитных бюро и т. д.

Как правило, идя по пути последовательного наращивания IT-инфраструктуры, для реализации своих многочисленных бизнес-схем банк выстраивает связи по принципу “каждый с каждым”. В результате он сталкивается с проблемой, когда сложившаяся жесткая система автоматизации розничного направления начинает довлеть над логикой бизнеса. Такой подход становится препятствием для дальнейшего развития бизнеса, поскольку не позволяет эффективно создавать и поддерживать новые розничные продукты, что приводит к снижению конкурентоспособности банка.

Не случайно компания OpenWay, большинство клиентов которой составляют крупные банки, сделавшие ставку на универсализацию своего розничного бизнеса, одной из первых обратила внимание на эту проблему. Исходя из потребностей своих клиентов и анализа существующих подходов к интеграции, компания приняла решение о разработке нового продукта – WAY4 Universe, предназначенного для консолидации продуктовых и сервисных IT-систем на уровне бизнеспроцессов. Универсальный подход и надежность этой схемы позволяют банку комбинировать лучшие свойства различных специализированных средств автоматизации с целью повышения качества своих продуктов и услуг и снижения их себестоимости.

Требования к современной розничной IT-платформе
Современная система продаж и обслуживания розничных банковских продуктов должна обеспечивать:

•удобный клиентский и административный доступ ко всем продуктам, независимо от того, в какой IT-системе они ведутся;
•возможность оперативной реализации новых продуктов и услуг:
•быструю реакцию на запросы клиентов;
•легкое подключение новых каналов обслуживания;
•максимальное использование существующей в банке IT-инфраструктуры;
•и, разумеется, низкую стоимость обслуживания.

Кроме того, она должна предоставлять специалистам банка возможность контроля рисков по всему продуктовому портфелю клиента с учетом его кредитной истории. И наконец, внедрение такой системы должно осуществляться в предельно короткие сроки с минимальным негативным влиянием на текущий бизнес. Фактически основной функцией такой системы является организация среды, позволяющей гибко управлять бизнес-процессами.

Возможные подходы к интеграции
Задача организации такой среды может быть решена несколькими способами.

Современные банковские системы. Использование розничных банковских систем нового поколения (как правило, зарубежных поставщиков), обеспечивающих поддержку каналов продаж через филиальную сеть, ведение всей или большей части розничных продуктов (в частности, благодаря поддержке бэк-офисных функций карточной процессинговой системы), а также информационную поддержку бизнеса за счет встроенной функциональности.

Такие системы, несмотря на богатство функциональных возможностей, требуют интеграции как с фронтальной карточной процессинговой сис

темой, так и со скоринговыми и внешними информационными системами. Они отличаются высокой стоимостью и результатами, которые трудно прогнозировать вследствие длительных сроков внедрения (5-7 лет). Кроме того, длительные сроки внедрения изначально обусловливают отставание банка в технологиях в течение нескольких лет.

Рис. 1. Концепция решения WAY4 Universe
Рис. 2. Архитектура WAY4 Universe

Промышленные платформы интеграции систем управления.
Объединение существующей разрозненной инфраструктуры на базе платформ, разработанных для решения задач интеграции промышленных систем управления.

Развитие таких платформ определяется общими тенденциями систем управления крупными индустриальными и торгово-сервисными предприятиями. Таким способом банк может получить работоспособное, но дорогостоящее решение, поскольку в нем присутствует множество функций, не относящихся к задачам банковского бизнеса.

Внедрение интеграционных решений такого типа также занимает продолжительное время (от 2 лет).

WAY4 Universe: управляемая система в разумные сроки. Консолидация существующих и новых систем поддержки розничного бизнеса на базе WAY4 Universe – масштабируемой интеграционной платформы, ориентированной на задачи банковского бизнеса. Интеграция на базе WAY4 Universe позволяет реализовать управляемое взаимодействие между банковскими продуктовыми, сервисными и информационными системами, каналами продаж и обслуживания и системами поставщиков услуг в течение 6-12 месяцев.

Концепция WAY4 Universe
Основа концепции WAY4 Universe – консолидация банковских продуктовых и сервисных систем, систем поставщиков услуг и каналов банковских продаж и обслуживания. Не замещая функциональность существующих систем, WAY4 Universe позволяет организовать эффективное и управляемое взаимодействие между ними, обеспечивая передачу запросов между системами, управление внутренними процедурами (workflow), авторизацию клиентов, информационный обмен, мониторинг и контроль бизнес-процессов (см. рис. 1).

В качестве каналов продаж и обслуживания в концепции WAY4 Universe рассматриваются ATM, POS-терминал, киоск самообслуживания, мобильный телефон, телефон, система home (WEB)-банкинга, АРМ кассира (Teller Workstation) и устройство приема наличных (cash-in).

Розничная продуктовая линейка включает в себя текущие счета, депозитные вклады, карточные продукты (дебетовые и кредитные карты), ипотечные и потребительские кредиты.

Перечисленные продукты ведутся в продуктовых и сервисных IT-системах: автоматизированной банковской системе (АБС), системе процессирования карточных транзакций WAY4 и в случае необходимости в ряде иных систем.

Помимо перечисленных продуктовых систем, последовательная интеграция предполагает подключение к среде WAY4 Universe внутрибанковских сервисных систем. На базе WAY4 Universe с процессинговой и банковской системами могут быть интегрированы CRM, скоринговые и Collection-системы, система поддержки клиентов (Call Center), а также внешние системы приема платежей (billing systems), информационные (базы данных кредитных бюро) и другие сервисные системы.

Архитектура WAY4 Universe
Основу WAY4 Universe составляет общая информационная шина, благодаря которой разнородные системы поставщиков услуг и каналы обслуживания могут обмениваться запросами (бизнес-задачами). Она обеспечивает поддержку очередей для передачи запросов, отвечает за безопасность (шифрование и цифровую подпись запросов) и маршрутизацию запросов. Использование платформы Oracle Advanced Queuing в качестве основы информационной шины обеспечивает гарантированную доставку запросов от системыисточника до адресата.

Бизнес-процессы обеспечивают поддержку таких общесистемных функций, как аутентификация пользователей, адресация и маршрутизация, криптография, сжатие данных при передаче на общей шине, обработка контекста запроса и др. Так, например, бизнес-процесс “сервис аутентификации” обеспечивает проверку пользователя по паролю, IDбрелку со встроенным микропроцессором или идентификационной карте. Фактически бизнес-процессы реализуют логику предоставления услуг.

Системы поставщиков услуг и каналы обслуживания подключаются к шине посредством адаптеров, в задачу которых входит интерпретация пользовательских запросов или запросов систем. OpenWay предоставляет как универсальные адаптеры (с помощью которых осуществляется подключение нескольких IT-систем или терминальных устройств), так и специализированные, такие как адаптер к системе WAY4.

Единый внутренний протокол обмена данными на основе XML, выделение общих функций в бизнес-процессы, общая шина обмена данными на основе Oracle AQ, транзакционный режим работы с запросами и другие решения, заложенные в архитектуру WAY4 Universe, гарантируют масштабируемость, гибкость и надежность этого решения.

Эффект от внедрения WAY4 Universe
Прозрачная интеграция систем на базе WAY4 Universe позволяет банку реализовывать совершенно новые продукты и услуги на основе существующих. Это могут быть, в частности, комплексные (комбинированные) розничные продукты, P2P-сервисы (перевод средств между счетами различных клиентов, включая “чужих” клиентов), управление вкладами через карточную терминальную сеть (ATM, киоски самообслуживания) и другие. Помимо этого, банк может значительно повысить качество существующих розничных услуг. Так, в области потребительского кредитования WAY4 Universe предоставляет возможность организации более точной оценки рисков, опирающейся на консолидированную информацию о клиенте. При этом решение позволяет обслуживать кредиты через автоматизированные банковские офисы.

Многоканальный доступ к продуктам и услугам
Интеграция банковской розничной системы и фронтальной части процессинговой системы WAY4 на базе WAY4 Universe позволяет организовать унифицированный многоканальный доступ к клиентским счетам в режиме 24?7. В том числе поддержку таких услуг, как пополнение банковского счета, перевод средств между различными счетами клиента, P2Pсервисы, предоставляемые на банкомате, информационном киоске или через Интернет, пополнение счетов и погашение кредитов путем внесения наличных через устройства приема наличных (cash-in).

Другой не менее интересной возможностью WAY4 Universe является интеграция банковских продуктовых систем с внешними системами приема платежей (биллинговыми системами операторов мобильной связи, системами оплаты коммунальных услуг идр.), позволяющая полностью унифицировать доступ к этим услугам, как с точки зрения каналов доступа, так и в плане счетов, с которых производится платеж. В зависимости от возможностей подключаемых систем оплата может быть реализована в онлайновом или офлайновом режиме.

Максимальная отдача от используемых решений
Интеграция систем банковского обслуживания на базе WAY4 Universe позволяет получить максимальную отдачу от используемых решений благодаря унификации доступа через различные каналы. В частности, WAY4 Universe дает возможность использовать рабочие места АБС, расположенные в отделениях и офисах банка, для продаж и обслуживания карточных продуктов.

Реализация на базе WAY4 Universe онлайнового взаимодействия между центром клиентского обслуживания (Call center) и прочими банковскими системами позволяет банку организовать комплексное обслуживание клиентов по телефонным каналам. Такое обслуживание может включать в себя как информационные услуги, так и услуги по продаже и управлению его розничными продуктами. При этом доступ к информации о клиентском портфеле может быть реализован по принципу “одного окна”.

Управление рисками
В условиях, когда различные банковские продукты поддерживаются в различных IT-системах, управление рисками кредитного портфеля клиента оказывается ресурсоемким и низкоэффективным процессом, требующим привлечения многочисленного персонала и разработки специализированных средств автоматизации.

Примеры практической реализации возможностей WAY4 Universe

Продажа карточных продуктов через банковские офисы
Благодаря интеграции средств поддержки филиальной сети с процессинговой системой WAY4 и АБС на базе WAY4 Universe банк получает возможность реализовать продажу всего спектра своих розничных продуктов, в том числе карточных, через филиалы.

Мини-офис
Новая функциональность мини-офиса позволяет клиенту управлять счетами и выполнять P2P-переводы на информационном киоске и через Интернет за счет интеграции АБС, процессинговой системы WAY4 и WAY4 Web Banking в среде WAY4 Universe.

Интеграция с системой “Город”
Интеграция процессинговой системы WAY4, решения WAY4 Web Banking и системы “Город” на базе WAY4 Universe позволяет клиенту банка осуществлять целый ряд регулярных платежей населения (коммунальные услуги, телефон идр.) на информационном киоске и через Интернет в режиме 24?7.

Интеграция скоринговых и CRM систем с АБС и процессинговой системой WAY4 позволяет банку контролировать полный финансовый “портрет” клиента для эффективного управления рисками.

Для обеспечения системы управления рисками дополнительной информацией о клиенте банк может использовать внешние источники информации (базы данных кредитных бюро и др.), подключая их к своей интеграционной платформе на базе WAY4 Universe.

Различные программы кредитования
Интегрируя процессинговую систему WAY4 с банковской розничной системой, скоринговыми, CRM и другими системами, банк может реализовать разнообразные программы кредитования как на базе платежных карт, так и на основе некарточных продуктов, в том числе связанных розничных продуктов (карта – текущий счет, карта – депозит и др.). При этом появляется возможность осуществлять автоматический мониторинг карточных кредитных счетов, оповещение клиентов и управление продуктами через терминальную сеть банка.

Консолидация банковских продуктовых систем и каналов обслуживания позволяет легко реализовать обслуживание некарточных кредитных продуктов через карточные каналы доступа, в том числе предлагать клиенту услуги автоматического погашения задолженности с текущего или депозитного счета, получение информации об используемых кредитных продуктах, оповещений об очередном платеже и др.

Анализ предпочтений клиентов и управление продуктовым портфелем банка
Политика банка, нацеленная на создание узнаваемых продуктовых брендов и их эффективное продвижение на рынок, нуждается в соответствующей аналитической базе, опирающейся на консолидированную информацию о клиентах и продуктах из различных систем. В среде WAY4 Universe эта задача решается путем организации взаимодействия систем управления отношениями с клиентами (CRM) с продуктовыми и сервисными системами. В результате анализ клиентских предпочтений и эффективности розничных продуктов может опираться на единую систему идентификации клиентов, что значительно повысит объективность и точность его результатов.

WAY4 Universe – свобода творчества
Решение WAY4 Universe предоставляет широкие перспективы для развития розничного бизнеса, позволяя банку предлагать уникальные решения на фоне поддержки базовой функциональности. Быстрая реализация новых каналов обслуживания и подключения внешних сервисных систем, возможность организации разнообразных комплексных продуктов и связанных с ними услуг, поддержка автоматизации обработки клиентских запросов – вот те основные особенности, благодаря которым банк сможет не только оперативно отвечать на требования рынка, но и формировать собственную стратегию развития розничного направления.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 7 (97) ’2004 стр. 10

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных