AmEx: кто и что стоит за домашними «заначками» россиян?

AmEx: кто и что стоит за домашними «заначками» россиян?

Опрос 350 жителей Москвы и 150 жителей Санкт-Петербурга выявил весьма интересные данные, характеризующие привычки и предпочтения россиян, хранящих свои личные сбережения дома. Так, например, оказалось, что последние относительно молоды: средний возраст хранящих наличные дома составляет 35 лет, что значительно ниже аналогичного показателя по российскому населению в целом. Среди опрошенных гораздо больше людей с высшим образованием (51% против 19% в среднем по стране), а их среднемесячный доход довольно высок – порядка 18 тыс. руб. – и почти в два раза превышает средний по стране.

Исследование показало, что в рублях хранят свои наличные 74% респондентов, при этом 49% отдают исключительное предпочтение национальной валюте, а 25% – рублям и другой валюте. Интересно отметить, что если средняя сумма сбережений в национальной валюте составляет немногим более 19 тыс. руб., то отдающие предпочтение долларам США хранят гораздо более высокие суммы – в среднем около 2,7 тыс. долл., и в евро – порядка 1,5 тыс.

Эти средства, по словам опрошенных, предназначаются для оплаты непредвиденных или повседневных расходов (27% респондентов), покупки автомобиля (9%), бытовой техники (14%) или проведения домашнего ремонта (12%), а пятая часть (20%) поступает так без определенной цели.

Среди основных причин хранения своих сбережений дома в виде наличных 30% респондентов указали финансовую нестабильность (флуктуации курсов валют, недоверие банкам и т. д.), 27% считают, что хранят недостаточное количество денег для того, чтобы держать их в банке, для 26% такой тип хранения привлекателен возможностью легкого доступа к средствам, и 7% пришли к нему после финансового кризиса. Примечательно, что при этом только 5% всех опрошенных считают хранение наличных сбережений дома безопасным. Так, подавляющее большинство опрошенных – 74% – боятся утратить свои наличные в случае кражи, 20% – в случае пожара, 17% опасаются финансовых потерь от инфляции, а 8% аудитории – стихийных бедствий.

Учитывая высокий потенциал российского рынка, который продемонстрировали результаты прошлогодних исследований, проведенных по заказу компании (см. “ПЛАС” №4/ 2003), новая широкомасштабная акция по бескомиссионной продаже чеков, которая началась 1 июня 2004г. и продлится до конца текущего года, по предварительным подсчетам, позволит AmEx почти вдвое увеличить объемы продаж чеков в России. Первыми участниками акции станут Банк Москвы, ИМПЭКСБАНК и банк “Диалог-Оптим”, а затем к ним присоединится еще ряд российских банков. Более того, в ближайшее время ИМПЭКСБАНК приступит также к приему данных чеков в рублях без комиссии.

Как сообщил директор по дорожным чекам и предоплаченным финансовым продуктам AmEx в России и СНГ Алексей Маслов, уже сегодня на чеки American Express Secure Funds приходится 10% чекового бизнеса AmEx в России. Начатое в июне 2003г. продвижение на российский рынок этого нового продукта, специально предназначенного для сохранения наличных сбережений в домашних условиях, а также прошедшая в конце того же года акция по бескомиссионной продаже чеков AmEx привели к увеличению общего объема продаж всех видов чеков компании в России на 41%.

По словам Эдуардо Пизарро (Eduardo Pizarro), вице-президента и генерального менеджера по дорожным чекам и предоплаченным финансовым продуктам AmEx в Латинской Америке, странах Карибского бассейна, Испании, Португалии и России, после оценки первых результатов продаж своих новых чеков AmEx в России компания приступила к изучению рынков других стран. Проведенные по ее заказу исследования выявили весьма благоприятные перспективы для продвижения чеков American Express Secure Found не только в России и Аргентине, где соответствующая кампания была запущена осенью прошедшего года, но и на мировом рынке. Так, выяснилось, что во многих странах проживает большое число людей, предпочитающих по тем или иным причинам держать свои личные сбережения дома. При этом они обеспокоены проблемой сохранности своих средств и нуждаются в их дополнительной защите. К таким странам, помимо России, относятся Аргентина, Мексика, а также Япония и Германия.

Не менее примечателен и тот факт, что количество хранящих наличные “под матрасом” мексиканских и аргентинских семей (66% и 82% соответственно) сопоставимо с аналогичным показателем по России, где их взгляды разделяют 92% семей.

Отдающие предпочтение наличным сбережениям мексиканцы и аргентинцы, как и россияне, более чем в два раза состоятельнее своих среднестатистических соотечественников. Интересно также отметить, что демографический портрет хранящего деньги на руках аргентинца очень похож на портрет его российского единомышленника – эти люди хорошо образованы и относительно молоды. А вот различий в возрасте и уровне образования между мексиканцами, предпочитающими “личные наличные”, и населением страны в целом не существует.

Более того, жители Мексики в подавляющем большинстве (99%) хранят деньги в местной валюте – песо. Цели такого способа сохранения сбережений в Мексике и Аргентине существенно отличаются от продекларированных россиянами – жители этих стран традиционно расходуют свои домашние накопления на отдых, семейные праздники, а мексиканцы, в том числе, – и для оплаты медицинских расходов. Однако основные причины приверженности “сейфу под матрасом” во всех трех странах оказались во многом схожи – это финансовая нестабильность (в частности, колебания обменных курсов), а также простота и доступность использования наличных.

Проведя исследования данных рынков, руководство компании American Express приняло решение использовать российский опыт, чтобы начать продажи чеков American Express Secure Funds в целом ряде других стран. Последние в совокупности охватывают 79% населения планеты, а на их рынках обращаются 87% всех наличных долларов в мире. В частности, до конца текущего года AmEx намерена запустить программы по распространению чеков American Express Secure Funds в Гватемале, Узбекистане, Южной Корее, Египте, Пакистане и Казахстане. А в течение двух последующих лет, в 2005–2006гг., компания намерена охватить аналогичными программами и другие страновые рынки.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (95) ’2004 стр. 15

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных